Православное образованиеОбразование за рубежом

От воскресной школы до академии...

Модератор: Агидель

Аватара пользователя
Автор темы
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 91
Всего сообщений: 6258
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
Образование за рубежом

Сообщение Агидель » 20 апр 2015, 20:18

Министерство образования Казахстана задумало масштабную реформу всей школьной системы

В 2016 году казахстанских школьников ожидают масштабные изменения. Первоклашки станут учить введение в науку, а в расписании старшеклассников появятся дисциплины с интригующими названиями: проектная деятельность и масштабные перспективы. Азы физики, биологии и химии подрастающее поколение казахстанцев, вероятно, начнет постигать с 5-ого класса. Количество практических занятий возрастет, а старшеклассники сумеют выбирать, какие науки изучать более досконально.

В 2010 году в Казахстане приняли программу развития образования до 2020 года. В этом документе предусмотрено, как будет выглядеть среднее учебное заведение будущего. По задумке госслужащих, учащихся в битве за знания следовало вооружить индивидуальными планшетами или же телефонами, обычные школьные доски с мелом обязались капитулировать перед интерактивными, а ученикам предстояло три раза пережить генеральное сражение за оценки под названием ЕНТ.

Но к 2015 году система образования страны пережила много потрясений. Особо стоит обратить внимание на то, что, власти республики спонтанно свернули проект двена­дцатилетки и заморозили его до лучших времен.

В результате Министерство образования задумало масштабную реформу всей школьной системы. С сентября 2015 года по новой программе начнут грызть гранит науки первоклассники из 30 учебных заведений страны. С 2016 года в этом режиме будут обучаются первоклассники во всех школах. В 2017 году на новый манер станут подготавливать всех казахстанских второклассников. Так со временем к 2026 году подрастающее поколение полностью перейдет на другой стандарт преподавания. МОН РК планируют проводить тестирование после завершения начальной, профильной и основной школ. Кроме того экзамены хотят проводить в электронной форме.

Министр образования внес предложение сделать полностью бесплатным техническое и профессиональное образование, но лишь по рабочим профессиям. Пока неизвестно, одобрят ли эту идею в Мажилисе.
"Ubi tu Gaius, ibi ego Gaja"

Реклама
Аватара пользователя
Максим75
Сообщений в теме: 17
Всего сообщений: 20568
Зарегистрирован: 28.07.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 3
Образование: высшее
Профессия: неофит
Откуда: Удомля
Образование за рубежом

Сообщение Максим75 » 22 апр 2015, 13:35

Было бы интересно посмотреть по осени на цыплят
Я посмотрел на свою жизнь, и увидел смерть, потому что не был с Тобой.
Я рыдал над Твоим гробом, а Ты открыл мой.
Я говорил много слов всем, кроме Тебя, но только Ты услышал меня.

Аватара пользователя
Автор темы
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 91
Всего сообщений: 6258
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
Образование за рубежом

Сообщение Агидель » 23 апр 2015, 19:50

Доклад ЮНЕСКО: только 1/3 стран достигла целей в программе «Образование для всех»

ЮНЕСКО представило доклад по мониторингу глобальной программы «Образование для всех» и результаты с 2000 по 2015гг. – «Education for All 2000-2015: Achievements and Challenges».

Среди ключевых выводов:

Только 1/3 стран достигла всех первоначально установленных измеримых целей.
Сегодня в половине стран начальное образование доступно всем жителям, в еще 10% стран эта цель почти достигнута.
121 млн детей и подростков не посещали школу в 2012г. (в 1999г. цифра составляла 204 млн).
Дети из бедных семей в 5 раз чаще не заканчивают начальную школу по сравнению с детьми из обеспеченных семей
Отмечается, что с 2000г. правительства многих стран значительно увеличили расходы на образование. 38 государств повысили финансирование по крайней мере на один процентный пункт ВНП. Тем не менее, недостаток финансирования остается главным препятствием на пути достижения целей ОДВ на всех уровнях.

Для того, чтобы к 2030г. реализовать новые задачи в области образования, которые международное сообщество определяет в настоящее время, в дополнение к уже значительному государственному финансированию, потребуется
ежегодно $22 млрд.
"Ubi tu Gaius, ibi ego Gaja"

Аватара пользователя
Автор темы
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 91
Всего сообщений: 6258
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
Образование за рубежом

Сообщение Агидель » 30 апр 2015, 20:00

Финские школы построены для детей

Финская система образования не перестает удивлять самыми разными своими сторонами - результатами рейтинга PISA, недавней концепцией беспредметного образования, отказом от письма ручками на уроках в будущем, и неожиданными для российского глаза архитектурными решениями школьных зданий. Последнее стало поводом для прошедшей сегодня дискуссии «Организация учебного пространства в современной школе. Опыт финских школ”, участники которой попытались найти ответ на вопрос “ Существует ли связь между дизайном школ и результатами обучения?”

Архитектура может влиять на способы и методы обучения - как в сторону их качественного развития, так и в противоположную, убежден Микко Сумманен, со-учредитель и архитектор бюро k2s architects, автор школы Enter. Если архитектура идет рука об руку с педагогикой, то она дает конкретные положительные результаты, заявил он. И подтвердил примерами архитектурных решений трех разных школ, которые объединены одинаковыми идеями: открытости, возможных незапланированных событий и открытий в обучении.

Главные принципы архитектуры и дизайна зданий - многофункциональность помещений, сохраняющая баланс между универсальными и специализированными аудиториями, свободные пространства в коридорах для приватного обучения, зоны для самовыражения школьников и учителей. Финским школьникам не запрещено передвигаться во время урока и использовать приватные зоны для самостоятельной работы.

Немаловажную роль в проектах Микко Сумманена играют пришкольные сады, в которых также проводятся занятия - на всей парковой территории есть Wi-Fi. Экологичность проектов обеспечивают стекло, бетон и дерево. Все проекты - государственные и со скромным бюджетом: в школе Enter один квадратный метр обошелся в 1 700 евро.

Самое главное в финских школах - это дети, которые вносят в школьную жизнь достаточно ярких красок, поэтому школьная среда должна быть спокойной и не очень яркой, как в школе Мартенсбро (Martensbro school). Мартенсбро, директором которой является Кристина Фалкенстедт, по российским меркам - мини-комплекс, недавно переехала в новое здание, объединив начальную школу, подготовительную и “продлёнку”. Принцип открытости и прозрачности воплощен здесь совершенно реально - все стены стеклянные. Во время урока никто из детей не отвлекается, уверяет Кристина. Просто потому, что урок выстроен таким образом, что детям интересно, и никто “не глазеет по сторонам”. Учитель постоянно видит детей, даже если они вышли во время урока в приватную зону. Директор также видит учителей не только сквозь стены - в Мартенсбро принято посещение уроков директором в любое время без предупреждения. Все зоны в школе активно используются - столовая превращается в актовый зал и местом для проведения праздников, на школьном дворе не менее раза в неделю каждый педагог проводит занятия по своему предмету.

Мы должны научить детей добывать знания не только за партой, считает Кристина Фалкенстедт. Она также убеждена, что учителя должны использовать новые технологии таким образом, чтобы научить этому детей. Учителям сложно привыкнуть к переменам в быстро меняющемся мире, но они не должны останавливаться в процессе самообучения и саморазвития и все время помнить, что дети - это самое главное в образовательном процессе. По словам директора Мартенсбро, результатов “на бумаге” о положительном влиянии архитектурной и дизайнерской среды на обучение детей у нее нет. Но есть другое - дети, которые прекрасно справляются с учебой и показывают хорошие результаты. Нет ни одного минуса, о котором можно было бы сказать, откровенно призналась Кристина.
"Ubi tu Gaius, ibi ego Gaja"

Аватара пользователя
Автор темы
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 91
Всего сообщений: 6258
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
Образование за рубежом

Сообщение Агидель » 09 июл 2015, 13:18

Шесть советов опытного учителя, которые помогут сделать детей послушными
​Очень часто мы не можем заставить детей слушаться. Иногда возникает ощущение, что это невозможно. Но учительница младших классов и мать четверых детей Стефания Бирн-Бьянкарди уверенна в обратном. И сегодня она познакомит тебя с 6-тью приемами, которые помогут повлиять на детей, заставив их прислушиваться к тебе. Эти дисциплинарные техники одинаково хорошо работают как в школе, так и дома.
1. Эффективная дисциплина не завязана на наказаниях


Наказание – далеко не самое основное в процессе установления дисциплины. Этот термин правильнее было бы расшифровать, как умение руководить поведением детей.


Дисциплина базируется на качестве отношений ребенка с воспитателем (учителем или родителями). Если проявлять к детям внимание и заботу, у них зарождается доверие, привязанность и желание быть принятым. А это основы хорошего поведения и эффективной дисциплины. Очень важно убедиться, что ваши отношения строятся на взаимном уважении и отзывчивости.


Будучи учителем, Стефания Бирн-Бьянкарди поняла, что установление распорядка дня и частое общение с детьми – необходимые условия для дальнейшей совместной плодотворной работы.


Например, когда дети заходят в класс и здороваются, важно ответить каждому, чем бы ты ни был занят в этот момент. Потому что, если не обращать внимания на то, что говорит тебе ребёнок, можно очень быстро заслужить недоверие с его стороны.

Дома учитель младших классов Стефания Бирн-Бьянкарди всегда ставит будильник на 30 минут раньше того времени, когда нужно собирать в школу дочь. Она делает это для того, чтобы разбудить ее мягко, применяя на практике принципы уважения, заботы и отзывчивости. Сначала она включает свет в комнате дочери и говорит, что пора вставать. Затем уходит по делам и возвращается через пару минут, после чего забирает одеяло и волосы с ее лица и говорит, чтобы та шла в ванную. Спустя еще какое-то время Стефания возвращается в ванную и видит свою дочь спящей, сидя на унитазе и подпирая голову руками. Она говорит девочке проснуться и чистить зубы, после чего отправляется готовить завтрак.


По словам Стефании, многие родители предпочитают вытянуть своего ребенка с кровати и силой затащить его в ванну. Но представь себе, что с тобой делает нечто подобное твоя вторая половинка. Так и до скандала не далеко, правда?


2. Эффективная дисциплина завязана на положительном подкреплении


Позитивное подкрепление можно выразить с помощью улыбки, «дать пять» или похвалить.

Нужно стараться правильно хвалить ребенка, избегая сравнивать его с другими. Лучше сравнивайте его с самим собой в прошлом, говоря о том, насколько он продвинулся в том или ином занятии. Также обрати внимание на то, как ты хвалишь. Твой тон должен быть дружелюбным, а похвала – искренней, дети очень тонко чувствуют фальшь.

Вместо «молодец» или «хороший мальчик/хорошая девочка» лучше отмечать насколько хорошо, правильно, старательно, творчески, интересно, дружелюбно поступил или сделал что-то ребенок.

Положительное подкрепление может быт материальным – наклейки, призы. Но использовать их лучше только в крайних случаях и не часто.


3. Эффективная дисциплина предполагает моделирование правильного поведения


Наряду с положительным подкреплением очень важно моделирование правильного поведения. Ведь неважно, чему ты учишь своих детей, все равно они будут вести себя как ты. Так что если хочешь, чтобы твои дети были порядочными, добрыми, неагрессивными, проследи за собой в различных жизненных ситуациях. Что ты говоришь, как ты это делаешь, как ты себя ведешь, как общаешься – дети бессознательно считывают каждую мелочь. Так что лучшее, что может сделать воспитатель для детей – это быть им хорошим примером.

Стефания Бирн-Бьянкарди рассказывает о случае из своей жизни, когда в классах для малышей она садилась на мебель, потому что она была маленькая. Это длилось до тех пор, пока она не заметила, что ее воспитанник сидит на полке. Этот случай заставил ее пересмотреть свое поведение и избавиться от этой привычки.


4. Эффективную дисциплину обеспечивает правильное руководство


Когда руководишь детьми, всегда старайся делать это прямо. Объясняй, почему нужно делать так, а не иначе, говори о причинах, в соответствии с которыми ты принимаешь решения о воспитательном процессе. Пытайся доносить свои мысли до детей так, чтобы им было максимально понятно.


Например, когда ребенок Стефани не хотел ложиться спать в положенное время, она напоминала ему о том, что в прошлый раз он проспал, потому что не лег вовремя.


5. Предотвращение – наиболее эффективная форма дисциплины


Часто какие-то проблемы можно предотвратить еще до их возникновения. Например, вместо того, чтобы в тысячный раз просить ребенка не лезть на ступеньки, поставить там специальное ограждение. Или вместо того, чтобы поднимать каждого, кто захочет помыть руки к умывальнику, поставить стул, чтобы дети сами могли это делать.

Очень важно планировать и думать о том, какие последствия может повлечь за собой то или иное твое действие. Например, не стоит брать собой в магазин маленького ребенка в то время, когда он обычно спит. Или прерывать игру малыша и заставлять его резко собираться, чтобы успеть в другой конец города через 20 минут. Ты, правда, считаешь, что он будет нормально себя вести в этой ситуации? Лучше сэкономить нервы себе и малышу и начинать собираться заранее.

Если не хочешь, чтобы дети смотрели определенные каналы или лазили по некоторым сайтам в интернете – заблокируй каналы или поставь программу родительский контроль.

Лучше предупредить ребенка заранее, что скоро вы начнете делать что-то другое или будете собираться уходить, чтобы малыш мог настроиться и плавно завершить свои занятия.


6. Когда ничего не работает, используйте временное отстранение


В классе или дома должны быть тихие уютные уголки, куда отправляют детей, когда они ведут себя неадекватно, чтобы те подумали и успокоились. Ребенок должен находиться там не больше того количества минут, сколько ему лет, только если он сам не захочет остаться дольше.


Можно организовать подобный уголок из дивана или мягкого кресла, положить туда умиротворяющие вещи, куклы, доску для рисования, конструктор, пазл, фотоальбом или несколько книг.


После того, как время пребывания подойдет к концу, ребенка нужно спросить, знает ли он причину, по которой его сюда отправили, если нет – то объяснить, а затем помочь найти лучшие пути решения возникших проблем.

Этот метод работает лучше, чем негативное подкрепление – наказания, шлепки и ругань. Последнее работает только на первых порах, затем ребенок к ним привыкает.
"Ubi tu Gaius, ibi ego Gaja"

Аватара пользователя
Автор темы
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 91
Всего сообщений: 6258
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
Образование за рубежом

Сообщение Агидель » 25 июл 2015, 22:51

Автор этого текста - журналист Анна Кук, у старшей дочери которой в три года был диагнострован аутизм.

У британских школьников наконец-то начались каникулы! Начались они и у моей дочки. Лиза закончила подготовительный класс своей специализированной школы и... осталась в нем на второй год.

Каждое утро учебной недели я чувствовала себя героем американского фильма: одевала свою пятилетнюю дочку в школьную форму, вручала ей сумку с книгами и термосом с обедом, а потом мы выходили на улицу перед домом и ждали, когда приедет фиолетовый школьный автобус. Да-да, школьные автобусы я до этого видела только в американских фильмах!

В обычные государственные начальные школы детей приводят сами родители (ну, или няни, в зависимости от занятости семьи), поскольку принимают туда учеников по месту жительства, и на дорогу уходит 10-15 минут.

В специализированную школу попадают дети с нарушениями развития со всего района, поэтому тем, кому ехать далеко, предоставляют миниавтобус. Кроме того, в нашей школе учится пара детей из соседнего района, и их каждый день привозят на оплаченном государством такси.

В прошлом году, когда надо было определяться со школами, перед нами встал выбор: отдать Лизу в простую школу, в класс из 30 детей, где к ней был бы приставлен личный помощник, или в специализированную, где классы значительно меньше, учителей больше, но при этом отсутствует контакт с "обычными" детьми.
Обычная школа: принять обязаны, но...

Несколько лет назад, еще не подозревая о том, что у Лизы аутизм, мы решили поселиться недалеко от начальной школы с очень хорошим рейтингом британского управления стандартами в образовании ( Ofsted), в надежде, что эта школа даст ей хороший старт в жизни.


Но когда через несколько лет мы пришли обсудить с представителем школы возможность обучения дочки с аутизмом, миссис Грант, заместитель директора по работе с детьми с нарушениями развития, недвусмысленно дала нам понять, что Лизе тут не очень-то рады. То есть, ее обязаны будут принять и выделят ей отдельного помощника, но при наличии оравы "обычных" детей учителям будет некогда особенно с ней церемониться и тянуть за остальными.

Кроме того, в школе нет необходимого Лизе логопеда и специалиста по развитию мелкой и крупной моторики, поэтому к ней будут приходить педагоги из медицинского центра (а еще со времен садика мы помнили, как сложно "поймать" вечно занятого логопеда по телефону и тем более добиться личной встречи).

Миссис Грант также предупредила, что если в подготовительном классе дети еще достаточно лояльны, то ученики классов постарше уже четко знают, с кем хотят или не хотят дружить, и скорее всего, нашей "необычной" девочке не избежать насмешек и изоляции.

И очень вероятно, что, потеряв пару лет, Лиза в итоге все равно окажется в специализированной школе, намекнула замдиректора.

Подобный ответ мы получили еще в одной хорошей по государственным рейтингам начальной школе.

Честно говоря, такая реакция руководства школ была для меня неожиданностью. Я не раз слышала о том, что в Великобритании дети с нарушениями физического или умственного развития успешно учатся вместе с "обычными" сверстниками.
Мечты об инклюзивном образовании

Я много читала об инклюзивном образовании, к тому же в садик Лиза ходила с обычными детьми, которые всегда с ней здоровались и прощались и достаточно тепло к ней относились. Несмотря на то, что периодически Лиза могла их стукнуть и даже укусить, если они подходили слишком близко или хотели вместе с ней поиграть.

В 1995 году в Британии вступил в силу закон против дискриминации людей с инвалидностью, который, в частности, обязал школы соблюдать права детей с различными недугами на получение образования наравне с другими.

Но как всегда, в теории все звучит заманчиво, а на деле оказалось, что преподаватели зачастую не имеют необходимой подготовки и совершенно не знают, что делать со свалившимися на их голову особенными детьми, и в первую очередь – с аутистами.

По данным Национального фонда исследований в области образования (National Foundation for Educational Research), учеников с аутизмом чаще других исключают из школ за плохое поведение и неуспеваемость.

Как объяснили нам в одной из лучших государственных школ нашего района, вопрос также упирается в финансирование: на помощь каждому ученику с проблемами в развитии школе необходимо "выбить" у государства средства на оплату работы специального помощника. И в целях экономии, например, ребенка могут оставить без сопровождения на время обеда или большой перемены.

"У нас был мальчик, который дни напролет проводил у раковины, открывая и закрывая кран с водой, пришлось потом перевести его в другую школу", - рассказывала миссис Грант. Мы с папой Лизы недоумевали, неужели за год учитель так и не смог найти способ отвлечь ученика от крана и заинтересовать его учебной программой?
Справедливости ради надо сказать, что в обеих школах, где нам вежливо отказали, есть ученики с аутизмом, просто у них он выражен в меньшей степени, чем у Лизы. Они могут как минимум выразить свои мысли и не нуждаются в постоянном сопровождении.

При некоторых школах в Британии существуют также специализированные "ресурсные" классы, в которых учатся дети-аутисты, посещая некоторые уроки в обычных классах. Это идеальный вариант, максимально приближенный к идее инклюзии. Но таких школ немного, и попасть в них крайне сложно.
В спецшколе

Поэтому, взвесив все "за" и "против", мы согласились на спецшколу, и думаю, что на тот момент это было правильным решением.

Я даже мечтать не смела о том, что Лиза сможет сделать что-то из того, что ей доверяли в школе

В школу, где учится Лиза, принимают детей не только с аутизмом, но и с другими нарушениями умственного развития, в том числе, с синдромом Дауна и проблемным поведением.

Любопытно, что в лизином подготовительном классе все шесть учеников - с аутизмом, причем половина из них пришли как раз после потерянного года в обычной школе.

Лизин класс также наглядно демонстрирует, что аутизму подвержены дети разных рас, вероисповедания и материального достатка, даже мальчиков и девочек получилось поровну.

В классе – один учитель и три ассистента, то есть практически с каждым учеником занимаются индивидуально.

В школе постоянно работают несколько логопедов и специалистов по моторике, с которыми очень легко договориться о встрече и подробно расспросить, как продвигаются занятия с ребенком.

Внутри здания на каждом шагу – пиктограммы и специальные карточки, чтобы испытывающий сложности с речью ученик мог попросить о помощи или сообщил, что ему нужно в туалет.

Детей все время пытаются расшевелить, возят в парки, в музеи, на игровые площадки. Лиза побывала в "Леголенде", нескольких зоопарках и заповедниках, в гроте у Санта Клауса и на морском побережье. А выпускные классы каждый год проводят неделю во Франции.

В конце года нашему подготовительному классу устроили "мини-поход": после дня, полного приключений в специализированном парке аттракционов, дети вернулись в школу, где плескались в надувном бассейне, ели жаренные на углях сосиски, пели (или слушали) песни при свете фонариков, а потом заночевали в игровой юрте.

В течение учебного года я часто ловила себя на мысли, что даже мечтать не смела о том, что Лиза сможет сделать что-то из того, что ей доверяли в школе. Например, говорить в микрофон. Во время показательного выступления класса Лизе, которая говорит очень плохо и неразборчиво, доверили объявить имена всех "подготовишек" - подставили микрофон и держали перед ней фотографии одноклассников, а Лиза, как могла, их называла.

Еще дочка принимала участие в рождественской постановке "История о любопытном барашке Гари": ей досталась роль овечки, которая вышла с друзьями на лужайку и спустя минуту ушла в уголок спать. С помощью ассистента учителя Лиза вполне справилась с задачей и "спала" очень убедительно.
В тайне от школы

Одно из преимуществ нашей школы, как мне кажется, - это поддержка, которую получают не только дети, но и родители. Здесь, в отличие от обычной школы, мы все в одной лодке. Никому не надо объяснять, что не так с ребенком, у нас у всех примерно одна и та же история. Мы открыто рассказываем друг другу о своих сложностях или облегчающих жизнь находках.

Главный недостаток – учителя очень болезненно реагируют на желание родителей попробовать зарекомендовавшие себя методики, которые школа не признает.

Школа постоянно устраивает для родителей встречи с различными специалистами: психологами, логопедами, медицинскими работниками, на которых за чашкой чая обсуждаются проблемы агрессивного поведения ребенка, нарушения сна или приучения к туалету.

Главный же недостаток, на мой взгляд – то, что учителя очень болезненно реагируют на желание родителей попробовать зарекомендовавшие себя методики, которые школа не признает.

Так, например, наша школа категорически не поддерживает поведенческий анализ – американскую интенсивную программу по обучению детей с аутизмом, которая помогает ребенку развить необходимые в жизни навыки, в том числе и социальные.

Несколько детей в школе (в том числе и Лиза) занимаются поведенческой терапией частным образом и вынуждены скрывать это от учителей, чтобы не испортить отношения. Получается какой-то абсурд: вместо того, чтобы объединить усилия, мы вынуждены тайно учить Лизу самостоятельно одеваться, выводить буквы и считать.

По итогам года выяснилось, что Лиза плохо освоила учебную программу. Нам выдали стопку рабочих тетрадей за все четверти, листая которые, я вижу, что дочка справилась лишь с простейшими заданиями. Поэтому Лиза, как и два ее одноклассника, останется в подготовительном классе на второй год.

Я же следующий год буду думать о дальнейшем лизином обучении. Какой бы хорошей не была наша специализированная школа, мысль об инклюзивном образовании все не дает мне покоя.
"Ubi tu Gaius, ibi ego Gaja"

Аватара пользователя
Автор темы
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 91
Всего сообщений: 6258
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
Образование за рубежом

Сообщение Агидель » 25 июл 2015, 22:53

Отправлено спустя 9 часов 16 минут 2 секунды:
Финское образование давно и стабильно занимает лучшие позиции во всевозможных рейтингах, перечислять которые не позволяет масштаб статьи. Однако самый главный «приз» образовательной системы страны стоит упомянуть: согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также стали самыми читающими детьми планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е – по математике.

Но даже не это так восхищает мировое педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах финские школьники проводят наименьшее количество времени за учебой, а финское государство затрачивает на свое качественное и бесплатное образование весьма умеренные средства в сравнении со многими другими странами.

В общем, есть какая-то тайна, разгадать которую пытаются педагоги разных держав. Финны ничего не скрывают и с удовольствием делятся опытом, организуя семинары, как в своей стране, так и по всему миру.

Среднее общеобразовательное обязательное обучение в Финляндии включает школу двух ступеней

– нижняя (alakoulu), с 1-го по 6-й класс

– верхняя (yläkoulu), с 7-го по 9-й класс.

В дополнительном 10-м классе учащиеся могут улучшить свои оценки. Затем дети отправляются в профессиональный колледж, либо продолжают учебу в лицее (lukio), 11–12 классы, в нашем, привычном понимании.

Финская школа исповедует постепенную нагрузку, доведенную до максимума только для добровольцев, выбравших «лукио», тех, кто очень хочет и способен учиться.

7 принципов «средней» ступени финского образования

1. Равенство:

– школ.

Нет ни элитных, ни «слабеньких». В самой крупной школе страны учится 960 учеников. В самой маленькой – 11. Все имеют абсолютно одинаковое оборудование, возможности и пропорциональное финансирование. Почти все школы – государственные, есть десяток частно-государственных. Разница, кроме того, что родители вносят частичную оплату, в повышенных требованиях к ученикам. Как правило, это – своеобразные «педагогические» лаборатории, следующие выбранной педагогике: Монтессори, Френе, Штайнера, Мортана и Вальдорфская школы. К частным относятся и учреждения с преподаванием на английском, немецком, французском.

Следуя принципу равенства, в Финляндии существует параллельная система образования «от детских садов до университетов» на шведском языке.

Не забыты и интересы саамского народа, на севере страны можно обучаться на родном языке.

До недавнего времени финнам было запрещено выбирать школу, следовало отдавать детей в «ближайшую». Запрет сняли, но большинство родителей так и отдают детей «поближе», ведь все школы одинаково хороши.

– всех предметов.

Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим не приветствуется. Здесь не считается, что математика важнее, к примеру, искусства. Наоборот, единственным исключением для создания классов с одаренными детьми могут быть склонности к рисованию, музыке и спорту.

– родителей.

Кто по профессии (социальному статусу) родители ребенка, учитель узнает в последнюю очередь, в случае необходимости. Вопросы учителей, анкеты, касающиеся места работы родителей, запрещены.

– учеников.

Финны не сортируют учеников на классы, учебные заведения по способностям или карьерным предпочтениям.

Также нет «плохих» и «хороших» учеников. Сравнение учеников друг с другом запрещено. Дети, как гениальные, так и с большим дефицитом умственных способностей, считаются «особенными» и учатся вместе со всеми. В общем коллективе обучаются и дети на инвалидных креслах. При обычной школе может быть создан класс для учащихся с заболеваниями органов зрения или слуха. Финны стараются максимально интегрировать в общество тех, кому требуется особое отношение. Разница между слабыми и сильными учащимися – самая маленькая в мире.

«Меня возмущала финская система образования, когда в школе училась моя дочь, которую по здешним меркам можно отнести к одаренным. Но когда в школу пошел сын, у которого обилие проблем, мне сразу все очень понравилось», – делилась впечатлениями русская мама.

– учителей.

Нет «любимых» или «ненавистных грымз». Учителя тоже не прикипают душой к «своему классу», не выделяют «любимчиков» и наоборот. Любые отклонения от гармонии ведут к расторжению контракта с таким учителем. Финские учителя должны лишь выполнять свою работу наставника. Все они одинаково важны в трудовом коллективе, и «физики», и «лирики», и учителя труда.

– равенство прав взрослого (учителя, родителя) и ребенка.

Финны называют этот принцип – «уважительное отношение к ученику». Детям с первого класса объясняют их права, в том числе, и право «жаловаться» на взрослых социальному работнику. Это стимулирует финских родителей к пониманию, что их ребенок – самостоятельная личность, обижать которую запрещено как словом, так и ремнем. Унижать учеников у педагогов не получается в силу особенностей профессии учителя, принятых в финском трудовом законодательстве. Главная особенность состоит в том, что все учителя заключают контракт только на 1 учебный год, с возможным (или нет) продлением, а также получают высокую зарплату (от 2 500 евро – помощник, до 5 000 – учитель-предметник).

2. Бесплатность:

Кроме самого обучения, бесплатны

– обеды

– экскурсии, музеи и вся внеклассная деятельность

– школьное такси (микроавтобус), которое забирает и возвращает ребенка, если ближайшая школа находится дальше двух км.

– учебники, все канцелярские принадлежности, калькуляторы, и даже ноутбуки-планшетники.

Любые сборы родительских средств на любые цели запрещены.

3. Индивидуальность:

Для каждого ребенка составляется индивидуальный план обучения и развития. Индивидуализация касается содержания используемых учебников, упражнений, количества классных и домашних заданий и отводимого на них времени, а также преподаваемого материала: кому «корешки» – более подробное изложение, а от кого требуются «вершки» – кратко о главном.

На уроке в одном и том же классе дети выполняют упражнения разного уровня сложности. И оцениваться они будут согласно персональному уровню. Если отлично выполнил «свое» упражнение начальной сложности, получи «отлично». Завтра дадут уровень выше – не справишься, ничего страшного, снова получишь простое задание.

В финских школах, наряду с обычным обучением, есть две уникальные разновидности образовательного процесса:

– Поддерживающее обучение «слабых» учеников – то, чем в России занимаются частные репетиторы. В Финляндии репетиторство популярности не имеет, школьные учителя добровольно справляются с дополнительной помощью во время урока или после него.

– Коррекционное обучение – связано с устойчивыми общими проблемами в усвоении материала, например, из-за непонимания неродного финского языка, на котором ведется обучение, или в связи со сложностями с запоминанием, с математическими навыками, а также с асоциальным поведением некоторых детей. Коррекционное обучение проводят в малых группах или индивидуально.

4. Практичность:

Финны говорят: «либо мы готовим к жизни, либо – к экзаменам. Мы выбираем первое». Поэтому экзаменов в финских школах нет. Контрольные и промежуточные тесты – на усмотрение учителя. Существует только один обязательный стандартный тест по окончании средней общеобразовательной школы, причем, учителя не пекутся о его результатах, ни перед кем за него не отчитываются и детей специально не готовят: что есть, то и хорошо.

В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни. Логарифмы или устройство доменной печи не пригодятся, их и не изучают. Зато здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в Интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок, или изобразить «розу ветров» на данной местности.

5. Доверие:

Во-первых, к школьным работникам и учителям: нет проверок, РОНО, методистов, обучающих как обучать и проч. Программа образования в стране – единая, но представляет собой только общие рекомендации, и каждый педагог использует тот метод обучения, который считает подходящим.

Во-вторых, доверие к детям: на уроках можно заниматься чем-то своим. Например, если на уроке литературы включен учебный фильм, но ученику не интересно, он может читать книгу. Считается, что ученик сам выбирает, что для него полезнее.

С этим принципом тесно связаны два других:

6. Добровольность:

Учится тот, кто хочет учиться. Педагоги постараются привлечь внимание ученика, но если у него начисто отсутствует интерес или способности к учебе, ребенка сориентируют на практически полезную в будущем, «несложную» профессию и не будут бомбить «двойками». Не всем строить самолеты, кто-то должен хорошо водить автобусы.

В этом финны тоже видят задачу средней школы – выявить, стоит ли данному подростку продолжать обучение в лицее, или достаточно минимального уровня знаний, кому полезнее пойти в профессиональное училище. Надо отметить, что и тот и другой путь в стране одинаково ценится.

Выявлением склонностей каждого ребенка к определенному виду деятельности путем тестов и бесед занят штатный школьный специалист – «учитель будущего».

В общем, процесс обучения в финской школе мягкий, деликатный, но это не значит, что можно «забить» на школу. Контроль школьного режима обязателен. Все пропущенные уроки будут «отсижены» в прямом смысле. Например, для ученика 6-го класса учитель может найти «окошко» в расписании и посадить его на урок во 2-м классе: сиди, скучай и думай о жизни. Будешь мешать младшим – час не засчитают. Не выполняешь заданное учителем, не работаешь на уроке – никто не будет вызывать родителей, грозить, оскорблять, обращаясь к умственной неполноценности или лени. Если родители так же не озабочены учебой своего ребенка, он спокойно не перейдет в следующий класс.

Оставаться на второй год в Финляндии не позорно, особенно после 9-го класса. К взрослой жизни нужно готовиться серьезно, поэтому в финских школах есть дополнительный (необязательный) 10-й класс.

7. Самостоятельность:

Финны полагают, что школа должна научить ребенка главному – самостоятельной будущей успешной жизни.

Поэтому здесь учат размышлять и самим получать знания. Новых тем учитель не рассказывает – все есть в книгах. Важны не заученные формулы, а умение пользоваться справочником, текстом, Интернетом, калькулятором – привлекать нужные ресурсы к решению текущих проблем.

Также школьные педагоги не вмешиваются в конфликты учащихся, предоставляя им возможность подготовиться к жизненным ситуациям всесторонне, и развить умение постоять за себя.

Школа, школа, ты мне снишься

Учебный процесс в «одинаковых» финских школах, тем не менее, организован очень по-разному.

1. Когда и сколько учимся?

Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8 по 16, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских – «лыжных» каникул (финские семьи, как привило, отправляются вместе кататься на лыжах) и пасхальных.

Обучение – пятидневка, только в дневную смену. Пятница – «короткий день».

2. Чему учимся?

1–2 кл.:

изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или «Жизнепонимание» для тех, кого религия не волнует; музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.

3–6 кл.:

начинается изучение английского языка. В 4-м классе – еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины – предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах – игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.

В 5-м классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1-го по 6-й класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры – это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7-м классе.

7–9 кл.:

финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9-м классе – 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу».

3. Кому нужны оценки?

В стране принята 10-балльная система, но до 7-го класса применяется словесная оценка: посредственно, удовлетворительно, хорошо, отлично. С 1-го по 3-й класс отметки в любых вариантах отсутствуют.

Все школы подключены к государственной электронной системе «Wilma», что-то вроде электронного школьного дневника, к которому родители получают личный код доступа. Педагоги выставляют оценки, записывают пропуски, информируют о жизни ребенка в школе; психолог, социальный работник, «учитель будущего», фельдшер тоже оставляют там нужную родителям информацию.

Оценки в финской школе не имеют зловещей окраски и требуются только для самого ученика, применяются для мотивации ребенка в достижении поставленной цели и самопроверки, чтобы мог улучшить знания, если пожелает. Они никак не отражаются на репутации учителя, школы и районные показатели не портят.



Мелочи школьной жизни:

– территория школ не огорожена, охрана при входе отсутствует. Большинство школ имеет систему автоматического замка на входной двери, попасть в здание можно только согласно расписанию.

– дети не обязательно сидят за партами-столами, могут и на полу (ковре) разместиться. В некоторых школах классы оборудованы диванчиками, креслами. Помещения младшей школы устланы коврами и ковриками.

– форма отсутствует, так же как и какие-то требования по поводу одежды, можно прийти хоть в пижаме. Сменная обувь требуется, но большинство детей младшего и среднего звена предпочитают бегать в носках.

– в теплую погоду уроки часто проводятся на свежем воздухе у школы, прямо на травке, или на специально оборудованных в виде амфитеатра лавочках. Во время перемен учеников младшей школы обязательно выводят на улицу, пусть даже на 10 минут.

– домашнее задание задают редко. Дети должны отдыхать. И родители не должны заниматься с детьми уроками, педагоги рекомендуют вместо этого семейный поход в музей, лес или бассейн.

– обучение «у доски» не применяется, детей не вызывают пересказывать материал. Учитель коротко задает общий тон уроку, затем ходит между учениками, помогая им и контролируя выполняемые задания. Этим же занимается и помощник учителя (есть такая должность в финской школе).

– в тетрадях можно писать карандашом и стирать сколько угодно. Мало того, и учитель может проверить задание карандашом


Одна моя знакомая, недавно переехавшая в Финляндию, в прошлом году повела ребенка в 1-й класс. Она волновалась и готовилась к событию, как и положено, согласно русским традициям. Позже эмоционально делилась необычным опытом:

«Сбор возле школы в 9 утра, 14 августа. Первый шок. Впечатление, что дети «как спали, так и пришли». Мой сын в пиджачке с галстуком и букетом выглядел как приглашенный артист. Цветов кроме нас никто не дарил, бантов, шаров, песен и прочих атрибутов праздника не было. Директор школы вышла к школьникам 1–4 классов (старшие – в другом здании), сказала пару приветственных слов и поименно указала ученикам, кому в какой класс. Все. Здравствуй, наше самое первое сентября!

Все иностранцы определены в один класс: шведы, арабы, индус, англичанка, по паре детишек из Эстонии, Украины, России. Финская учительница и 3 переводчика. Некоторые дети посещают 1-й класс второй год, поэтому они тоже «на подхвате», в помощь.

Второй шок, уже с положительной стороны: от родителей никакой подготовки к школе не требуется. Буквально все, «от ранцев до сланцев» (портфель, наполненный «канцелярией», шлепки для бассейна, даже полотенце) ребенку выдали в школе. От родителей вообще ничего не требуется: «все хорошо, ваш ребенок замечательный», говорят всем. Единственное, о чем заботятся – достаточно ли времени проводят вместе ребенок и родители.

Третий, запомнившийся момент – столовая. На сайте школы меню на месяц, ребенок сам накладывает себе, что хочет из предложенного, на его школьной странице в Интернете есть «корзина». Меню учитывает любые предпочтения ребенка, любую диету, если таковая имеется, нужно только сообщить, также есть вегетарианская кухня. В столовой дети, как и в классе, сидят каждый за своим столом».

Вот так выглядит финское среднее образование в очень кратком изложении. Может быть, кому-то оно покажется неправильным. Финны не претендуют на идеал и не успокаиваются на достигнутом, даже в самом хорошем можно найти минусы. Они постоянно исследуют, насколько их школьная система соответствует происходящим изменениям в обществе. Например, в данный момент готовятся реформы, предполагающие разделить математику на алгебру и геометрию, и увеличить часы преподавания по ним, а также выделить литературу и общественную науку как отдельные предметы.

Однако самое главное финская школа определенно делает. Их дети не вскрикивают по ночам от нервного перенапряжения, не мечтают поскорее вырасти, не испытывают ненависти к школе, не терзают себя и всю семью, готовясь к очередным экзаменам. Спокойные, рассудительные и счастливые, они читают книжки, легко смотрят фильмы без перевода на финский язык, играют в компьютерные игры, гоняют на роликах, великах, байках, сочиняют музыку, театральные пьесы, поют. Они радуются жизни. И между всем этим успевают еще и учиться.

Наталья Киреева, Хельсинки
"Ubi tu Gaius, ibi ego Gaja"

Аватара пользователя
Автор темы
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 91
Всего сообщений: 6258
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
Re: Образование за рубежом

Сообщение Агидель » 05 сен 2015, 00:08

Изображение
"Ubi tu Gaius, ibi ego Gaja"

Аватара пользователя
Автор темы
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 91
Всего сообщений: 6258
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
Re: Образование за рубежом

Сообщение Агидель » 19 сен 2015, 00:07

Кубик Блума как приём педагогической техники

О замечательном американском педагоге и психологе Бенджамине Блуме обычно говорят, как об авторе известной «Таксономии учебных целей». Эта замечательная система для алгоритмизации работы педагога.

И мало кто отмечает, что Б. Блум является и автором нескольких оригинальных приёмов педагогической техники. Один из них«Кубик Блума».
На гранях кубика написаны начала вопросов:
• «Почему»,
• «Объясни»,
• «Назови»,
• «Предложи»,
• «Придумай»,
• «Поделись»
Изображение
Учитель (или ученик) бросает кубик. Необходимо сформулировать вопрос к учебному материалу по той грани, на которую выпадет кубик. Легко заметить, что вопросы во многом соответствуют основным идеям книг американского педагога и психолога. Б. Блум считал, что одной из основных задач школы является обучение решению проблем, с которыми придется столкнуться в жизни и умению применять полученные знания на практике к широкому кругу проблем. Эти идеи реализованы в кубике Блума.

К примеру, вопрос, начинающийся со слова “Назови…” может соответствовать уровню репродукции, т.е. простому воспроизведению знаний.

Вопросы, начинающиеся со слов “Почему…” соответствуют так называемым процессуальным знаниям. Ученик в данном случае должен найти причинно-следственные связи, описать процессы, происходящие с определённым предметом или явлением.

Отвечая на вопрос “Объясни…” ученик использует понятия и принципы в новых ситуациях, применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях, демонстрирует правильное применение метода или процедуры.
И, конечно же, задания “Предложи…”, "Придумай…”, “Поделись…” направлены на активизацию мыслительной деятельности ученика. Он выделяет скрытые (неявные) предположения, проводит различия между фактами и следствиями, анализирует, оценивает значимость данных, использует знания из разных областей, обращает внимание на соответствие вывода имеющимся данным.
Причём можно заметить, что не только гораздо легче ответить на вопросы репродуктивного характера, но и сформулировать их.
Сложнее сформулировать вопросы, направленные на поиск причинно-следственных связей. Еще сложнее сформулировать вопросы-задания, начинающиеся со слов “Предложи…”, “Придумай…”, “Поделись…”.

Образец работы с кубиком

http://hevemor.jimdo.com/%D0%B4%D0%B8%D ... %BC%D0%B0/
"Ubi tu Gaius, ibi ego Gaja"

Аватара пользователя
Автор темы
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 91
Всего сообщений: 6258
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
Re: Образование за рубежом

Сообщение Агидель » 19 сен 2015, 10:06

Про middle school (6 класс). Перед отъездом меня пугали отвратительным качеством американского школьного образования. Мол, они до старших классов таблицу умножения проходят и простые уравнения. Система обучения действительно другая. Расписание каждый день одно и то же: английский, наука, социальное, математика, физкультура, потом два предмета, которые студент себе сам выбирает.
Далее см. http://rusdeti.com/viewtopic.php?f=5&t= ... 889#p64889
"Ubi tu Gaius, ibi ego Gaja"

Аватара пользователя
Автор темы
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 91
Всего сообщений: 6258
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
Re: Образование за рубежом

Сообщение Агидель » 01 окт 2015, 20:54

http://www.youtube.com/watch?v=BOXyqCD-wws&app=desktop

Рита Пирсон — Каждому ребенку нужен лидер
"Ubi tu Gaius, ibi ego Gaja"

Аватара пользователя
Автор темы
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 91
Всего сообщений: 6258
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
Re: Образование за рубежом

Сообщение Агидель » 10 окт 2015, 13:07

мировой опыт

Как устроены китайские школы
Пожизненный штраф за списывание, долг семье и страшный Гаокао

Ева Резван


Недавно среди широкой общественности прокатилась волна негодования по поводу предложения министра культуры увеличить учебный день школьника до семи вечера. Однако далеко не во всем мире это заявление вызвало бы негативную реакцию. Например, в Китае его сочли бы существенным послаблением школьного режима. Подробнее о том, как устроена китайская школа, в материале Евы Резван.

«Мы учимся, пока живы. И будем учиться, пока не умрем» — слоган китайского старшеклассника вовсе не фигура речи. В стране с почти полуторамиллиардным населением высшее образование — один из немногих, если вообще не единственный социальный лифт для тех, кто хочет чего-то большего, чем ежедневная миска риса. Правда, заплатить за него нужно такую высокую цену, на которую способны, наверное, только самые выдающиеся дети в мире. А еще пять миллионов китайцев. Именно столько мест ежегодно выделяется для новых студентов-первокурсников. Не так, кстати, много, как может показаться на первый взгляд. Некоторое время назад министр образования России Дмитрий Ливанов жаловался, что студентами в России становятся почти 75% выпускников школ. Так вот, в Китае этот показатель ниже практически в четыре раза.

В некоторые университеты конкурс может составлять до 200 человек на место. Причем претендуют на поступление не только выпускники школ текущего года

Традиционно провалившиеся на экзамене продолжают попытки снова и снова, доказывая, что настойчивость также входит в число китайских добродетелей. Иногда абитуриенты-ветераны действительно поражают воображение: несколько лет назад вся китайская пресса писала о 81-летнем Ван Ся (Wang Xia), которому удача улыбнулась лишь с юбилейного десятого раза.

Дышать нет времени

Типичный распорядок дня китайского школьника чудовищен, и с точки зрения санитарных норм, и просто по-человечески. Подъем не позже пяти утра и сразу же самостоятельные занятия. С восьми утра и до четырех дня уроки, а потом с четырех и до девяти вечера дополнительные занятия. Наконец, в девять вечера можно поужинать... и продолжить заниматься, пока усталость и сон не свалят с ног окончательно. Теоретически есть два выходных, но пользоваться обоими — дурной тон. Подобного «разгильдяйства» не поймут ни учителя, ни родители.

Воскресное утро — вот допустимый максимум отдыха для порядочного школьника, но если заполнить полезными учебными делами и его, это вызовет безусловное одобрение семьи и соседей. Китайская мудрость гласит: пока ты переводишь дыхание, тебе уже оттеснили на несколько шагов назад

Летние каникулы зачастую не превышают десяти дней, и то часть из них посвящается необходимой самоподготовке. Обычная летняя картина в сингапурских торговых центрах с хорошими кондиционерами: сотни людей, совершенно не интересующихся шопингом, но корпящих над учебниками и тетрадями. Как правило, это старшеклассники, которые готовятся главному экзамены своей жизни — Гаокао.
Гаокао — это всекитайские вступительные экзамены в вузы. Ежегодно в начале июня в течение трех дней все выпускники страны испытывают не только свою эрудицию и интеллект, но и психологическую и физическую выносливость.

В Гаокао входят как обязательные предметы (китайский язык, литература и математика), на каждый из которых отводится два часа, так и предметы по выбору: иностранные языки и так называемые комплексные науки. Тут хронометраж теста сокращается на полчаса.

Если ученик не уложился в отведенное время, экзамен считается несданным. Если ученик позволил себе разговаривать во время теста, что в силу понятных причин случается крайне редко, результат также аннулируется. А вот списывание грозит уже пожизненным запретом на сдачу Гаокао. Ясно, что при таком условии вопрос о шпаргалках даже не стоит.

Сравнивать ЕГЭ и Гаокао можно лишь формально. И то, и другое — эпохальные экзамены, открывающие (или закрывающие, в случае неудачи) двери в мир высшего образования. Однако степень нервозности и прессинга на учеников в Китае с российскими реалиями просто не сопоставима. Китайский подросток полностью задавлен возложенными на него ожиданиями родных и близких. Неудача на экзамене — не просто учебная неприятность, но нечто, сопоставимое с предательством семьи, моральный долг которой он должен возвращать всю свою жизнь. Однако мотивация, выстроенная на чувстве вины и долга, имеющая в распоряжении один только вполне ощутимый кнут и виртуальные пряники в «прекрасном далеко», не всегда приносит корректные результаты.

Главное — результат

Колоссальные объемы информации, которые необходимо перерабатывать, кроме очевидной пользы для овладения предметом, ведут к жесткой расстановке приоритетов, часто в ущерб качеству. Западные преподаватели, работающие с китайскими студентами, рассказывают, что жуткая учебная нагрузка в большинстве случаев не позволяет ученикам сконцентрироваться, продумать и проанализировать тонны прочитанного и выученного. «Если я спрашиваю их мнение о какой-либо книге, то часто вижу лишь недоумение в глазах, — пишет в своем блоге американская преподавательница Рене Форсет Уильямс, — но все меняется, если я уточняю, что по книге будет тест. Некоторые так и говорят — если это не для теста, меня это не интересует». Фактически заучивается лишь то, что подлежит проверке. С одной стороны, это позволяет действительно полностью освоить программу. С другой — полностью исключает творческий подход, на который банально не хватает ни времени, ни сил.

Только для своих

Несмотря на всю средневековую жестокость китайской образовательной модели, попытки привить местный опыт на европейской и американской почве предпринимаются с завидной регулярностью. Особой популярности и успеха они, правда, не имеют. И все же время от времени педагогическое и родительское сообщество взрывается эмоциями, реагируя на книги об «иных» воспитательных концепциях. «Боевой гимн матери-тигрицы» — вполне говорящее название провокационного труда профессора Йельского университета Эми Чуа. Автор подробно рассказывает о стратегии обучения музыке своих дочерей, уже на первой странице перечисляя жесткий свод правил, обязательных для достижения успеха. Собственно, на самом деле это свод запретов. Девочкам нельзя участвовать в школьных праздниках и театральных постановках, смотреть телевизор, выбирать занятия по своему усмотрению, получать какие-либо иные оценки кроме пятерок и даже играть на других музыкальных инструментах, кроме тех, что выбрала для них мама. Как и следовало ожидать, подобная методика в итоге приводит к чудовищным конфликтам в семье и нервным срывам. Хотя в музыке девочкам действительно удается добиваться значительных успехов.


Я купила книгу Эми Чуа "Боевой гимн матери-тигрицы. Прочту, потом поделюсь с вами информацией.
"Ubi tu Gaius, ibi ego Gaja"

Аватара пользователя
Автор темы
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 91
Всего сообщений: 6258
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
Re: Образование за рубежом

Сообщение Агидель » 10 окт 2015, 13:07

Уезжали с мужем на несколько дней в Финляндию, по приглашению друзей.
Питались в Столовой университета, где они преподают.
Что поразило:
В Столовой НИКТО не разговаривал по мобильному телефону, НИКТО не пользовался компьютером...
Я даже пошла проверить, может быть где то весит знак "разговаривать по Тел нельзя!",
Такого знака НЕ было.
Все спокойно обедали и общались.
В общей очереди стояли и мамы-студентки, с детьми в слингах, профессорско-преподавательский состав ( для них не было отдельного помещения),
Студенты- инвалиды и пр.
После приема пищи, все уносили за собой грязную посуду, сортировали остатки пищи по контейнерам, и потом поднос уезжал , на транспортере в Мойку.
Для деток студентов всегда был детск стульчик.
И это только эпизод в столовой.
С детства!!!!! Надо воспитывать детей порядком и красотой.
И слезать самим с компьютерной иглы- общаться , вживую, больше.
Как то так....
"Ubi tu Gaius, ibi ego Gaja"

Аватара пользователя
Автор темы
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 91
Всего сообщений: 6258
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
Re: Образование за рубежом

Сообщение Агидель » 15 окт 2015, 19:21

ПОЧЕМУ ФИНСКИЕ ДЕТИ СПЯТ В КОРОБКАХ
Последние 75 лет будущие мамы получают в подарок от государства картонную коробку со стартовым комплектом вещей для новорожденных - распашонками, ползунками, шапочками, комбинезонами, пеленками, игрушками, постельным бельем, маленьким матрасиком по размеру коробки и прочим. И коробка в этом подарочном наборе является, кстати, главным предметом - по традиции новорожденные финны проводят свои первые месяцы именно в ней. Говорят, что именно сон в коробке помог Финляндии стать страной с самой низкой детской смертностью.

Эта необычная традиция родилась в 1930-х годах, исходя из желания взрослых попытаться дать всем детям, независимо от социального уровня родителей, равные стартовые возможности в жизни. Первоначально коробка для новорожденных предоставлялась только самым бедным семьям. Но чуть позже на нее стали претендовать и мамы с более высоким социальным статусом. Статистика демонстрировала, что показатели детской смертности - а они были самыми высокими в Финляндии по Европе в целом: умирало 65 детей из 1000 - стали резко сокращаться с введением "новорожденных" коробок. У современных будущих мам есть выбор - взять коробку с приданным либо разовое соцпособие в размере 140 евро, однако 95% мамочек по-прежнему предпочитают коробку. Во-первых, стоимость содержимого коробки гораздо выше денежного пособия, некоторым семьям даже стартовый комплект из этой коробки бывает не по карману, если бы закупаться пришлось самостоятельно, во-вторых, в коробке предусмотрено все, что может понадобится малышу в первые месяцы, что существенно помогает мамам не растеряться в море предложений на рынке и сэкономить время на походах по магазинам. Каждый год одежда в коробке меняется по цвету (намеренно выбираются гендерно-нейтральные расцветки), и финны шутят, что можно определить в каком году родились дети в семье, глядя на одежду, которую они носили. Содержимое тоже меняется в зависимости от современных условий жизни - так появились многоразовые подгузники (памперсы в Финляндии не в чести по экологическим соображениям) и готовая одежда, в первых же коробках основу составляли отрезы тканей, так как мамы предпочитали самостоятельно шить одежду для малышей. Кстати говоря, бутылочек для кормления в современных коробках нет, поскольку политика государства поддерживает естественное вскармливание.

ИзображениеИзображениеИзображение

Источник - http://www.bbc.co.uk/news/magazine-22751415
"Ubi tu Gaius, ibi ego Gaja"

Аватара пользователя
Автор темы
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 91
Всего сообщений: 6258
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
Re: Образование за рубежом

Сообщение Агидель » 24 окт 2015, 15:49

Терри Иглтон
Медленная смерть университета

Несколько лет назад мне показали большой и весьма передовой в техническом отношении азиатский университет. Экскурсию проводил его гордый ректор. Как и подобает столь важным персонам, он передвигался в сопровождении двоих крепких молодых телохранителей в чёрных костюмах и тёмных очках; вероятно, под куртками у них были автоматы Калашникова. Восхищаясь новой замечательной бизнес-школой и самым современным институтом управленческих исследований, ректор сделал паузу, ожидая, что тут я вставлю пару слов грубой лести. Вместо этого я заметил, что, кажется, на территории его кампуса не ведётся никаких критических исследований. Он посмотрел на меня с таким удивлением, как будто я спросил, сколько степеней доктора философии они ежегодно присваивают за танцы на шесте, и сухо ответил: «Мы учтём Ваше замечание». Затем он достал из кармана маленький образчик передовых технологий, легким взмахом открыл его и произнёс несколько резких слов по-корейски — возможно, это был приказ «Убейте его». Прибыл лимузин размером с площадку для игры в крикет, охрана погрузила в него ректора, и машина уехала. Наблюдая, как она исчезает из поля зрения, я задумался, когда же приведут в исполнение мой смертный приговор. Это случилось в Южной Корее, но могло произойти практически в любой точке планеты. От Кейптауна до Рейкьявика, от Сиднея до Сан-Паулу неуклонно разворачивается событие, такое же значимое в своём роде, как кубинская революция или вторжение в Ирак: медленная смерть университета как центра гуманитарной критики. Университеты, имеющие в Великобритании 800-летнюю историю, традиционно высмеивали как башни из слоновой кости, и в этих обвинениях всегда была доля правды. Однако дистанция, которую они устанавливали между собой и обществом, могла быть как пагубной, так и благотворной: она давала возможность размышлять о ценностях, целях и интересах общественного порядка, настолько слившихся с сиюминутными практическими задачами, что это почти лишало его способности к самокритике. Во всём мире эта критическая дистанция сегодня сократилась почти до нуля, а институты, произведшие на свет Эразма и Джона Мильтона, Эйнштейна и «Монти Пайтон», капитулировали перед беспощадными приоритетами глобального капитализма.

Многое из того, о чём я пишу, будет знакомо американским читателям. Ведь именно Стэнфорд и Массачусетский технологический институт создали саму модель приносящего доход университета. Но то, что происходит с высшим образованием в Великобритании, можно назвать американизацией без выгод — по крайней мере, без выгод американского частного образовательного сектора.

С этим столкнулись даже такие классические институты английской аристократии, как Оксфорд и Кембридж, чьи колледжи всегда были в какой-то степени изолированы от влияния широких экономических сил благодаря тем щедрым пожертвованиям, которые они получали веками. Несколько лет назад я оставил кафедру в Оксфордском университете (событие почти столь же редкое, как землетрясение в Эдинбурге), когда осознал, что от меня ожидают, что я буду вести себя скорее не как учёный, а как гендиректор.

Когда я впервые пришёл в Оксфорд 30 лет назад, на подобную профессионализацию посмотрели бы с патрицианским презрением. Те мои коллеги, которые действительно беспокоились о получении степени доктора философии, предпочитали порой обращение «мистер», а не «доктор», так как последнее указывало на род занятий, не приличествующий джентльмену. Издание книг считалось довольно вульгарным. В порядке вещей было напечатать одну краткую статью о синтаксисе португальского или гастрономических привычках древнего Карфагена примерно раз в десять лет. Было время, когда тьюторы[1] могли даже не беспокоиться о том, чтобы согласовать со своими студентами временя встреч. Вместо этого студенты, когда у них возникало желание выпить стаканчик хереса и завязать интеллектуальную беседу о Джейн Остин или функции поджелудочной железы, должны были просто заглянуть в комнату тьютора.

Сегодня «Оксбридж» по большей части сохраняет свою корпоративную этику. «Доны», главы колледжей, решают, как инвестировать деньги колледжа, какие цветы посадить в саду, чьи портреты повесить в профессорской, и как лучше объяснить своим ученикам, почему в винном погребе «доны» проводят больше времени, чем в библиотеке. Все важные решения члены учёного совета принимают в полном составе, и всё, от финансовых и академических дел до управленческой рутины, утверждают избранные комитеты учёных, несущие ответственность перед всем учёным советом. В последние годы эта замечательная система самоуправления вынуждена была противостоять ряду централизационных меоприятий университетской администрации — вроде тех, что заставили меня уволиться, — но в общем и целом она крепко держалась. И именно потому, что колледжи «Оксбриджа» — это по большей части не соответствующие духу времени институты, они обладают небольшим перевесом, который позволяет им служить в качестве модели децентрализованной демократии, несмотря на те возмутительные привилегии, которыми они продолжают наслаждаться.

В других университетах Великобритании сложилась совсем иная ситуация. Вместо самоуправления учёных здесь господствует иерархия: разветвлённая и запутанная сеть бюрократии, младшие преподаватели — рабочие лошадки — и проректоры, которые ведут себя так, как будто руководят «Дженерал Моторс». Старшие преподаватели стали теперь старшими менеджерами, кругом слышны разговоры об аудите и бухгалтерском учёте. На книги — это отжившее, унылое явление дотехнологической эпохи — всё чаще смотрят с неодобрением. По крайней мере один британский университет ограничил количество книжных полок, которые преподаватели могут иметь в своих кабинетах, чтобы воспрепятствовать созданию «личных библиотек». Корзины для бумаг стали такой же редкостью, как интеллектуалы в «Движении чаепития»[2], так как бумага ушла в прошлое.

Мещане, сидящие в креслах администраторов, покрывают кампусы глупыми логотипами и издают варварские, безграмотно написанные приказы. Один проректор из Северной Ирландии присвоил себе единственную общественную комнату кампуса, которую делили между собой сотрудники и студенты, чтобы превратить её в закрытый обеденный зал, где он мог бы развлекать местных важных персон и предпринимателей. Когда студенты отказались покидать это помещение в знак протеста, он приказал своим охранникам разгромить единственный находившийся рядом туалет. Британские проректоры годами разрушали собственные университеты, но редко настолько буквально. В том же кампусе охрана гоняла студентов, если видела, что они слоняются без дела. Университет без этих взлохмаченных непредсказуемых существ был бы идеален.

В центре развала образования оказались припёртые к стенке гуманитарии. Британское государство продолжает давать университетские гранты на точные науки, медицину, инженерное дело и прочее, но оно перестало тратить хоть сколько-нибудь существенные средства на гуманитарные дисциплины. Нет сомнений, что если ситуация не изменится, в ближайшие годы будут закрыты целые гуманитарные факультеты. Если филологические факультеты и выживут, то, возможно, лишь для того, чтобы учить студентов с отделения бизнеса расставлять точки с запятой — что весьма далеко от того, к чему стремились Нортроп Фрай и Лайонел Триллинг[3]. Гуманитарные факультеты теперь должны держаться в основном за счёт средств, получаемых от платного обучения; это означает, что небольшие учреждения, практически полностью зависящие от этого источника дохода, были успешно приватизированы втайне от общественности. Частные университеты, которым Великобритания так долго сопротивлялась, подбираются всё ближе. А правительство премьер-министра Дэвида Кэмерона курировало резкий скачок расценок за обучение, и теперь студенты, зависящие от кредитов и обременённые долгами, по понятным причинам требуют высоких стандартов преподавания и более индивидуального подхода за свои деньги, в то время как гуманитарные факультеты сажают на скудный финансовый паёк.

Кроме того, в какой-то момент в британских университетах обучение стало менее важным делом, чем научные исследования. Деньги приносят именно исследования, а не курсы по истории экспрессионизма или Реформации. Раз в несколько лет британское государство проводит тщательную инспекцию каждого университета на месте, изучая в мельчайших подробностях результаты научных исследований каждой кафедры. Именно на этом основании предоставляются государственные субсидии. Таким образом, у учёных теперь всё меньше стимулов посвятить себя преподаванию, но много причин писать ради самого письма, штампуя абсолютно бессмысленные статьи, основывая бесчисленные онлайн-журналы, пункутально подавая на внешние исследовательские гранты вне зависимости от реальной нужды в них и получая противоестественное удовольствие, добавляя всё новые строчки в своё резюме.

В любом случае, огромный рост бюрократии в британском высшем образовании, вызванный расцветом управленческой идеологии и жёсткими требованиями государственной аттестации, означает, что у учёных теперь остаётся гораздо меньше времени на подготовку к занятиям, даже если они ещё кажутся им достойным делом — что в последние годы представляется весьма сомнительным. Государственные инспекторы начисляют баллы за статьи с непроходимыми дебрями сносок, но популярный учебник, предназначенный для студентов и широкого круга читателей, обладает для них небольшой ценностью. Учёные, повышающие свой преподавательский статус, скорее всего возьмут отпуск, отнимая время от самого преподавания, чтобы потратить его на дальнейшие исследования.

Они бы заработали ещё больше баллов, если бы вообще ушли из науки и приказали долго жить, сохранив своим финансовым хозяевам столь неохотно выдаваемое жалование и позволив бюрократам развернуть свою деятельность среди и без того перегруженных преподавателей. Многие учёные в Великобритании уже осознали, как страстно их учреждение хотело бы, чтобы все они уволились, кроме немногих известных имён, способных привлечь побольше новых клиентов. Вот и выходит, что нет недостатка в преподавателях, стремящихся уйти на пенсию досрочно, учитывая, что несколько десятилетий назад британская наука была весьма желанным местом работы, но теперь стала невыносимым местом для многих, кто занят в этой сфере. Впрочем, высыпая на рану ещё немного соли, власти собираются урезать и преподавательские пенсии.
***

По мере того, как преподаватели становятся менеджерами, студенты превращаются в потребителей. Университеты ставят друг другу подножки, пытаясь сохранить средства в бесстыдной борьбе. Как только студенты оказываются в их руках, вузы начинают давить на преподавателей, чтобы те не ставили плохих оценок, ведь это риск потерять деньги. Общая идея состоит в том, что провал студента — это вина педагога, точно так же как в больницах ответственность за смерть пациента возлагают на медицинский персонал. Одним из результатов этой погони за студенческими кошельками стало увеличение количества курсов, разработанных с учётом того, что модно сегодня у 20-летних. В моей дисциплине, английской филологии, модны вампиры, а не поэты викторианской эпохи, сексуальность, а не Шелли, фанатские журналы, а не Фуко, современный мир, а не средневековье. Вот сколь сильно стало влияние глубинных политических и экономических сил на составление учебных планов. Любой филологический факультет, который сосредоточит свои усилия на англо-саксонской литературе XVIII века, будет рубить сук, на котором сидит. Жадные до денег, некоторые британские университеты позволяют сегодня студентам, никак не проявившим себя в бакалавриате, поступить в магистратуру, а иностранные студенты (вынужденные, как правило, платить втридорога) могут оказаться в докторантуре, не владея уверенно английским языком. Долгое время презиравшие курс литературного мастерства как вульгарное американское занятие, факультеты английской филологии вынуждены теперь нанимать от отчаяния второсортных писателей или слабых поэтов, чтобы привлечь графоманские орды потенциальных Пинчонов[4]. Их цинично обчищают до нитки, прекрасно понимая, что шанс напечатать в лондонском издательстве чей-то первый роман или томик стихов, пожалуй, меньше, чем шанс проснуться и понять, что вы превратились в гигантского жука.

Конечно, образование должно реагировать на потребности общества. Но это не значит, что стоит полностью подчинять себя нуждам современного капитализма. В действительности, бросив вызов этой отчуждённой модели обучения, можно удовлетворить нужды общества гораздо лучше. Средневековые университеты великолепно служили широким слоям общества, но они делали это, выпуская священников, юристов, теологов и чиновников, помогавших укрепить церковь и государство, а не хмурясь при виде любой интеллектуальной деятельности, не сулящей быстрой прибыли.

Но времена изменились. Для британского государства все финансируемые им научные исследования должны быть теперь частью так называемой экономики знаний, и их влияние на общество должно стать измеримым. Это влияние проще оценить для авиационных инженеров, чем для историков античности. В игре с такими правилами скорее победят фармацевты, чем феноменологи. Те, кто не привлекает выгодные гранты от частного бизнеса или не может заинтересовать больше количество студентов, переживают состояние хронического кризиса. Научные заслуги зависят от того, сколько денег вы способны заработать, в то время как хорошее образование приравнивается к трудоустройству. Не лучшее время для палеографов или нумизматов — специалистов, даже смысл названия чьих профессий мы вскоре перестанем понимать, не говоря уже о том, чтобы работать ими.

Последствия этого снижения роли гуманитарного образования могут ощутить все, вплоть до средней школы, где изучение языков в катится под откос, изучение истории ограничивается лишь новой историей, а изучение классики в целом ограничено частными учреждениями вроде Итона. (Борис Джонсон, известный итонец и мэр Лондона, постоянно вставляет в свои публичные заявления отсылки к Горацию). Действительно, философы всегда могут открыть на углу службу помощи, отвечающую на вопросы о смысле жизни, а лингвисты — установить пункты своих услуг в самых оживлённых местах, где может потребоваться что-то перевести. В общем, идея состоит в том, что университеты должны оправдывать своё существование, помогая бизнесу. Если воспользоваться холодной формулировкой правительственного отчёта, они должны работать как «консультирующие организации». В действительности сами вузы стали высокодоходной отраслью, в которой работают отели, концертные и спортивные залы, точки общественного питания и прочее.
***

Если гуманитарные науки чахнут на корню, то это из-за того, что они послушны капиталистическим силам и при этом лишены средств к существованию. (В британском высшем образовании отсутствует традиция частных пожертвований, принятая в Соединённых Штатах, главным образом потому, что в Америке гораздо больше миллионеров, чем в Великобритании.) Кроме того, мы говорим об обществе, в котором, в отличие от Соединённых Штатов, образование традиционно не рассматривается как товар, который можно покупать и продавать. В самом деле, большинство студентов в сегодняшней Великобритании, вероятно, убеждено, что образование должно быть бесплатным, как в Шотландии; хотя здесь очевидна степень личной заинтересованности, это мнение также достаточно справедливо. Обучение молодых людей, как и защиту их от серийных убийц, следует рассматривать в качестве социальной ответственности, а не как повод для получения прибыли.

Сам я, будучи получателем государственной стипендии, семь лет учился в Кембридже совершенно бесплатно. Да, рабская зависимость от государства в столь нежном возрасте сделала меня мягкотелым и деморализованным, я не стою твёрдо на ногах и не смогу защитить свою семью с оружием в руках, если будет такая необходимость. В моей малодушной зависимости от государства я дошел до того, что знаю, как вызвать пожарных, вместо того чтобы тушить пожар своими мозолистыми руками. Но, несмотря на эту слабину, я готов отдать мужественную независимость за семь бесплатных лет в Кембридже.

Да, когда я учился, студентами были лишь 5% населения Великобритании, и кое-кто утверждает, что сегодня, когда эта цифра достигла 50%, такая духовная щедрость стала нам просто не по карману. Тем не менее, допустим, Германия, предоставляет бесплатное образование значительному количеству своих студентов. Если британское правительство всерьёз хочет снять с плеч молодого поколения невыносимо тяжкое бремя, оно могло бы сделать это за счёт повышения налогов для некоторых богатых до неприличия граждан и взыскания миллиардов, которые ежегодно исчезают из-за уклонения от уплаты налогов. Это также возродило бы почётное прошлое университета как одного из немногих мест в современном обществе (другое — искусство), где преобладающие идеологии могут подвергаться пристальному изучению. Что если ценность гуманитарных наук состоит не в умении приспосабливаться к доминирующим идеям, а в способности им противостоять? Приспособление как таковое не имеет ценности. В былые времена деятели искусства были гораздо более, чем в современную эпоху, встроены в общество, но, помимо прочего, это значило, что они часто становились идеологами, агентами политической власти, защитниками существовавшего положения. Современный деятель искусства, напротив, не находит в социальном порядке столь безопасной ниши, но именно по этой причине он отказывается принимать как должное почтительность к авторитетам.

Однако пока не создана лучшая система, я решил разделить участь твердолобых мещан и грубых искателей выгоды. К моему стыду, я теперь вынужден спрашивать старшекурсников в начале семестра, могут они позволить себе мое великолепное понимание литературных произведений в лучшем виде, или им придется ограничиться добротным, но менее блестящим анализом.

Устанавливать цену в зависимости от степени погружения в текст — неприятное занятие и, возможно, не лучший способ создать дружелюбные отношения со студентами; но оно логически следует из нынешнего академического климата. Кое-кто сетует, что этот климат создаёт индивидуальные различия между студентами, но хочу заметить, что те, кто не в состоянии заплатить за мои наиболее проницательные изыскания, могут свободно перейти на бартерную основу. Свежая выпечка, бочонки домашнего пива, вязаные свитера и прочная обувь ручной работы — всё подойдёт. В конце концов, в жизни есть вещи поважнее денег.
6 апреля 2015 г.
"Ubi tu Gaius, ibi ego Gaja"

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • ВУЗовское образование
    Марфа » 03 ноя 2012, 17:45 » в форуме Православное образование
    120 Ответы
    7142 Просмотры
    Последнее сообщение Агидель
    15 ноя 2017, 20:11
  • Семейное образование
    Марфа » 27 ноя 2016, 21:45 » в форуме Православное образование
    74 Ответы
    3073 Просмотры
    Последнее сообщение Агидель
    06 ноя 2017, 19:27
  • Где получают духовное образование
    antoniy86 » 17 май 2009, 16:39 » в форуме Православное образование
    32 Ответы
    5460 Просмотры
    Последнее сообщение Агидель
    08 окт 2017, 20:12
  • Дошкольное образование.Как его организовать?
    lobanova » 22 дек 2010, 21:11 » в форуме Воспитание детей
    32 Ответы
    5056 Просмотры
    Последнее сообщение mashuta4
    26 дек 2016, 16:28
  • Среднее образование будет платным
    Андрей Р » 26 апр 2010, 12:51 » в форуме Общество и политика
    25 Ответы
    7658 Просмотры
    Последнее сообщение Кира
    16 фев 2011, 15:19

Вернуться в «Православное образование»