Паломничество и туризмКостомаровский Спасский женский монастырь

Путешествия по святым местам, православный туризм

Модераторы: Dream, Irina2

Аватара пользователя
Автор темы
Сергий
Caballero de la Triste Figura
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 2835
Зарегистрирован: 24.04.2011
Вероисповедание: православное
Ко мне обращаться: на "вы"
Костомаровский Спасский женский монастырь

Сообщение Сергий » 31 май 2012, 15:39

Совершил паломничество в русскую Палестину-Костомаровский Спасский монастырь.
Много на Руси святых мест, много тихих приютов для усталой души странника этой жизни, но душа ищет покоя именно здесь, в Костомаровских пещерах. Невольно вспоминается палестинский ландшафт. Православные паломники, побывавшие в окрестностях Иерусалима, находят сходство этих святых мест с причудливыми выходами меловых отложений у села Костомарово Подгоренского района Воронежской области. Не случайно один из подвижников Костомаровской обители отец Андрей называл ее Новым Иерусалимом, хотя, вероятно, вкладывал в эти слова не столько географический, сколько духовный смысл.
История Костомаровского пещерного монастыря уходит корнями в далекое прошлое, поражающее нас глубиной телесного и духовного подвига православных подвижников. Еще в конце XIX – начале XX веков археологом-любителем Д.М. Струковым была выдвинута гипотеза об устройстве пещер в Донском регионе в начальные века нашей эры первыми христианами, вдохновленными проповедью апостола Андрея Первозванного. Последние исследования показывают, что зарождение пещеростроительства на Дону происходило не позднее VIII–Х веков во время иконоборческой ереси в Византии.
Зародившись достаточно рано, донское пещеростроительство пережило не один век.
Последний наиболее массовый всплеск устройства пещер приходится на XIX столетие, когда пещеры строились простыми верующими, в основном из крестьянского сословия, в подражание подвигу древних отцов.Предполагают, что Костомаровские пещеры в этот период были скитом Белогорского мужского монастыря, где, по устному преданию, подвизалось немало схимников.

Сделал фотографии монастыря.Продолжу рассказ о паломничестве уже с фотографиями.

На пути к монастырю.Уже виден пещерный Спасский храм
Изображение
Подойдя ближе на склоне горы мы видим пещеры затворников
Изображение
Вдалеке за склоном виден пещерный храм Св.Пр.Серафима Саровского
Изображение
На склоне горы благоухает много диких цветов и степной ковыль
Изображение

Изображение
Тропинка к храму.
Изображение
И вот пред нами Спасский храм.Расположен он под двумя меловыми дивами
Изображение
Пещерный Спасский храм – самая большая по размеру пещера среди Костомаровских подземелий. Вход в нее находится у основания двух див, между которыми располагается сейчас колокольня Спасского монастыря. В пещере целый подземный комплекс с кельями, храмом и усыпальницей. На сегодняшний день это единственная сохранившаяся в Подонье пещера, которая представляет собой христианский храм с двумя алтарями (главный алтарь и придел).Создавался храм в несколько периодов.
В первый период, вероятно, были созданы жилые помещения слева от входа, а также расположенный за ними в северо-западном направлении небольшой храм, вокруг которого был сооружен ход с коротким ответвлением. В этом ответвлении были вырезаны стасидии (ниши), можно предположить, что здесь ранее находились мощи православных подвижников этих пещер.
В более позднее время, в одной из стасидий лежала Плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы.
Во второй период небольшой храм, от которого сейчас остался лишь клирос и ряд других незначительных элементов, был расширен настолько, что, можно сказать, на месте старого возник новый храм, в дальнейшем освященный в честь Спаса Нерукотворного.
В последний период строительства был создан ныне действующий придел, освященный во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
На храме мозаичные иконы
Спас Нерукотворный
Изображение
Святые Вера,надежда,Любовь и мать София
Изображение
Икона Покрова Пр.Богородицы
Изображение
Святителя Николая Чудотворца
Изображение
Святого Преподобного Сергия Радонежского.
Изображение
Меловая Дива Спасского храма
Изображение
В храме делать фото не благословляется.Заходим в храм и замираем от неземной тишины,храм освещают лишь свечи паломников.На стене резные меловые иконы.Тишина ,покой и величие подземного храма.
Подходим к главной святыне монастыря.
Костомаровская икона Божией Матери чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасском Костомаровском женском монастыре в XIX веке. По стойкому преданию этот образ был подарен Спасскому Костомаровскому скитскому храму по распоряжению императором Александром I, который посетил город Павловск Воронежской губернии в 1818 году, в качестве Высочайшего благоволения к пещерным храмам и подвигу пещерокопательства. В силу высокой влажности, в меловом пещерном храме не желательно хранить иконы, написанные на дереве, потому императорский подарок был исполнен на металле. Предположительно образ был написан поставщиком икон для двора Его Императорского Величества академиком Московской Академии Художеств В.В. Шокарев. Она написана (размером в человеческий рост) в «Васнецовском» стиле.По молитвам перед этой иконой совершались явные знамения милости Божией как для сестер обители, так и для многочисленных богомольцев. В конце декабря 2001 года икона закровоточила. Сестры закрыли нижнюю часть стеклом, к которому прикладываются верующие.
На иконе Пресвятой Богородицы из Спасского храма видны отверстия от выстрелов: по иконе стреляли богоборцы, целясь в Божественные лики. Но ни один лик, изображенный на иконе, не пострадал: все шесть пуль легли рядом.
Изображение
В храме находится еще одна святыня икона "Святое семейство".Монахиня рассказала что
в отечественную войну местные женщины молились пред ней о мужьях,все пришли живыми с войны.
Изображение
Выйдя из храма мы увидим храмовую звонницу меж двух див
Изображение
И возносящиеся к небу купола Спасского храма
Изображение
У храма на склоне горы мы видим красивую меловую диву
Изображение
От храма открывается прекрасный вид на монастырь
Изображение
Под горой виден новый монастырский корпус
Изображение
Рядом с храмом склон меловой горы.В таких местах вырубали пещеры затворники
Изображение
По склону горы наш путь лежит к пещерам затворников
Изображение
И на камнях растут здесь цветы
Изображение
И вот мы перед пещеркой-кельей затворника
Изображение
Входим в пещерку.Келья затворника
Изображение
Столик вырубленный в стене
Изображение
Здесь затворник молился.
Изображение
Ангел на куполе пещерной кельи затворника
Изображение
По тропинке подходим к следующей пещерке
Изображение
Затворнические пещеры предназначались для монахов-отшельников. Среди них пещера столпника – для особо трудного подвига. Такой подвижник молился всегда стоя. На время сна столпники прикрепляли тело к стене веревками или цепями, чтобы сохранять вертикальное положение.
Вход в пещерку-келью
Изображение
В келье затворника
Изображение
Далее наш путь лежит к храму Святого Пр.Серафима Саровского.На склоне горы еще одна меловая дива
Изображение
Храм Св.Пр.Серафима саровского.
Изображение
Храм преподобного Серафима Саровского был основан в 1903 году, но его строительство завершилось уже в наши дни, после основания на этом святом месте Костомаровского Спасского женского епархиального монастыря.
Храм был торжественно освящен в день памяти преподобного Серафима Саровского 15 января 2005 года. На его стенах появились прекрасно вырезанные в меловой породе иконы, а над входом в храм реставрирована дива.
Монахини непременно расскажут паломникам о чудесных случаях явлений преподобного Серафима Саровского, произошедших после завершения строительства храма.
Изображение
Прощаемся с храмом Св.Пр.батюшки Серафима.
Изображение
Наш путь к пещере покаяния.Она уже видна за склоном горы
Изображение
Пещера покаяния
Изображение
Именно здесь в далёкие годы в её глубине совершалось таинство исповеди. Отсюда и название. Само её устройство – длинный извилистый коридор, низкие своды ниши с иконами, глубокая тишина – заставляло забыть мирскую суету и пробуждало в человеке глубокий покаянный дух.В конце коридор сужается и наклонившись я вхожу в келью.Читаю покаянную молитву.

В начале 20 века в пещере жил блаженный старец Пётр (Еремеенко), уроженец села Белогорье. Он был щедро наделён духовными дарами, силу которых испытали на себе многие жители окрестных селений, обращавшиеся к нему за молитвенной помощью. Рассказывают об удивительной прозорливости блаженного Петра. Обладал он и даром врачевания душевных и телесных недугов. Об этом сохранились письменные свидетельства исцелённых и знавших об исцелениях. В конце 1930‑х годов блаженный Пётр был отправлен в Острогожскую тюрьму, где, по официальным данным, и скончался. Но живёт среди людей предание о том, что старец исчез из закрытой камеры подобно апостолу Петру. Как бы то ни было, блаженного старца Петра почитали и почитают как великого подвижника веры и благочестия, освятившего своими горячими молитвами Костомаровские пещеры в период лихолетья и поддержавшего своими благодатными дарами дух народа в те времена. Сейчас на месте молитвенных подвигов этого удивительного старца воздвигнута часовня, где совершаются панихиды об упокоении блаженного Петра и всех почивших братьев и сестёр святой Спасской обители.
Изображение

В обители подвизался еще один известный старец- Отец Андрей.
Предсказание отца Петра: «Сейчас Петрушка, а потом будет Андрюшка», – сбылось после открытия пещер в послевоенное время. Отец Андрей (в миру Андрей Васильевич Попов) – уроженец села Клеповка Бутурлиновского района Воронежской области. Он сам вспоминал о себе: «Остался я сиротою от матери в 5 лет и до 12 лет жил с родным отцом. Он дал мне благословение идти на Божий путь». Отец Андрея умер, когда мальчику исполнилось 12 лет. Андрея взяли к себе родственники. Мальчик вырос, и его стали принуждать жениться на племяннице снохи, лицо которой было обезображено оспой. Родственники сказали ему: «Если не женишься – иди куда хочешь». Андрей был вынужден согласиться с невольным браком.
Обет служения Богу Андрей Васильевич дал в одном из сражений во время Великой Отечественной войны. Вернувшись после войны домой, он стал часто ходить в дома, где собирались верующие односельчане для совместной молитвы, так как действующего храма в селе не было. На это его жена заявила: «Будешь ходить туда – отрублю голову». Тогда Андрей Васильевич решил покинуть свой дом и направился в Костомаровские пещеры, слава о которых шла далеко в округе.
Вскоре Господь сподобил этого великого подвижника даром прозорливости, и к Андрею стали относиться как к старцу, спрашивая совета в разных обстоятельствах. Отец Андрей, подобно Петру, возложил на себя подвиг юродства, отвечая на многие вопросы иносказательно и не всегда понятно на первый взгляд (об этом свидетельствуют жители села Костомарово).
Незадолго до полного закрытия Костомаровской обители представители безбожной власти во главе с председателем сельского совета села Юдино жестоко избили отца Андрея. Мучители жгли его бороду свечами, издевались над ним и хотели арестовать. Но Господь этого не допустил. А вот председателя сельского совета вскоре после бесчинства парализовало, и он искал отца Андрея, чтобы просить у него прощения. Но найти не смог, так как тот скрылся от людских глаз, начав новый тяжелый подвиг – подвиг затворничества.
Подобно древним подвижникам, отец Андрей затворился в скрытой от посторонних глаз пещере, проведя здесь в посте и молитве 13 лет. Только Господь знает, какие телесные подвиги пришлось понести ему, учитывая, помимо всех прочих трудностей, труднопереносимые условия жизни в пещерах – большую влажность и холод. Но для любого подвижника не это является самым трудным, а та брань, которую, по словам апостола, приходится вести «не против крови и плоти, но против... духов злобы поднебесных» (Еф. 6, 12).
Отец Андрей так писал об этой борьбе: «Часто бываем разбиты от ударов вражеских сил <...> нападает тоска и печаль, но Господь посылает небесную силу побеждать врагов». Во время пребывания в затворе отец Андрей написал много «псалмов» – простых, порой незамысловатых поэтических произведений. В них чувствуется глубина искренней веры отца Андрея, его духовные скорби и радости. Автор отразил некоторые факты своей биографии, а также нравоучительный аспект Православной веры и пророческие видения, понять которые из-за их образности порой весьма сложно. Вот, например, один из «псалмов»:
Радостно, радостно шествую в путь

в вечный покой, где могу отдохнуть.

Хоры спасенных навстречу пойдут,

радостно к вечному дому зовут…

В вечности утро там ярко взойдет,

смерти не будет и горе пройдет.

Дивному Богу тогда воспою,

радостно в вечно прекрасном раю.

Находясь в затворе, отец Андрей написал также акафист «Второму пришествию Иисуса Христа» и перерисовал красками (используя вместо кисточки спичку) изображение Киево-Печерской Лавры 1805 года.
В пещере-келье, где затворился отец Андрей, от Вознесения до Успения не загорались свечи и лампады. В полной темноте он клал со слезами поклоны. И лишь когда наступал праздник Успения Пресвятой Богородицы, келья озарялась светом – от полученного свыше разрешения гореть огню. Почему свет загорался лишь на Успение? Возможно потому, что древний подземный храм мог быть освящен именно в честь этого праздника.
По истечении 13 лет отец Андрей выходит из затвора и начинает странствовать по святым местам. Закончилось данное ему свыше послушание.
По рассказам некоторых очевидцев, ко времени выхода отца Андрея из затвора он уже носил сан архимандрита. За несколько лет до смерти отец Андрей тяжело заболел и был вынужден оставить подвиг странничества. Он поселился в одном из сел Лискинского района в благочестивой семье.
Умер отец Андрей в 1982 году и похоронен на кладбище одного из сел Лискинского района. Верующие, чтущие память отца Андрея, приходят на его могилу со своими бедами и обращаются к нему за помощью, получая ее.
После смерти сбылись некоторые предсказания отца Андрея. Так, он говорил, что наступит время, когда будет совершаться большое количество богослужений, священников будут показывать по телевидению. Храмы построят даже там, где их не было. По дорогам будут поставлены иконы.
Предсказывал отец Андрей и возрождение Костомаровской обители. Обращаясь к одной из верующих, он говорил: «Пташечка моя, сколько будет во Святом Новом Иерусалиме матерей». Новым Иерусалимом он называл Костомаровскую обитель, которую воспел в своих «псалмах»
И царство получите в небесном раю

за то, что ходили на гору мою.

И венцы золотые получите вы

за то, что посещали источники мои.

И славьте вы Бога, и славьте Творца,

и Матерь Святую во век без конца.

От пещеры покаяния открывается вид на сестринскую трапезную
Изображение
По тропинке возвращаемся к Спасскому храму и спускаемся с горы.Наш путь к храму"Взыскание погибших"
Изображение
Храм в честь иконы Пр.Богородицы "Взыскание погибших"
Изображение

Изображение

Изображение
Ласточки тоже полюбили храм
Изображение
Звонница храма
Изображение
Далее наш путь лежит на гору Голгофа
Изображение
Путь паломников лежит к Часовне Распятия.Она воздвигнута на месте на месте молитвенных подвигов удивительного блаженного старца Петра, в ней совершаются панихиды об упокоении блаженного Петра и всех почивших братьев и сестёр святой Спасской обители.
Изображение
И снова в путь к вершине Голгофы
Изображение
И вот мы на вершине.Молитва перед крестом.Многие паломники под крестом оставляют записки с просьбами.
Изображение
Удивительной красоты место.
Изображение

Изображение
Пора возвращаться.Внизу нас ждет наш паломнический автобус
Изображение
На прощание псалом о.Андрея
И царство получите в небесном раю

за то, что ходили на гору мою.

И венцы золотые получите вы

за то, что посещали источники мои.

И славьте вы Бога, и славьте Творца,

и Матерь Святую во век без конца.
"ДРУЗЕЙ ТЕРЯЮТ ТОЛЬКО РАЗ..." /Геннадий Шпаликов/

Реклама
Аватара пользователя
Акварель
Тихая гавань
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 3633
Зарегистрирован: 24.07.2012
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: из детства
Re: Костомаровский Спасский женский монастырь

Сообщение Акварель » 27 июл 2012, 13:09

12 июня побывала там и в Дивногорье...как же там хорошо...Sergii, спасибо огромное за замечательные фото... :smile:
Людмил@(тем,кто подзабыл или не знает.)
***Горами ли, дебрями ли ведет меня невидимая рука Провидения, только бы привела меня в мое горнее отечество. Свт. Филарет, митрополит Московский.

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Николо-Теребенский женский монастырь
    Максим75 » 13 окт 2009, 13:19 » в форуме Паломничество и туризм
    41 Ответы
    13254 Просмотры
    Последнее сообщение Марфа
    13 янв 2015, 14:30
  • Николо-Сольбинский Женский Монастырь
    ВДмитрий » 03 сен 2013, 23:27 » в форуме Паломничество и туризм
    0 Ответы
    1794 Просмотры
    Последнее сообщение ВДмитрий
    03 сен 2013, 23:27
  • АЛЕКСИЕВО-АКАТОВ Женский монастырь. /Воронеж/
    Сергий » 26 ноя 2011, 16:18 » в форуме Паломничество и туризм
    4 Ответы
    3673 Просмотры
    Последнее сообщение omokhota
    01 авг 2012, 14:24
  • ТОПЛОВСКИЙ СВЯТО-ТРОИЦЕ-ПАРАСКЕВИЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
    Олександр » 28 июн 2009, 13:00 » в форуме Паломничество и туризм
    27 Ответы
    10273 Просмотры
    Последнее сообщение Олександр
    10 дек 2016, 23:06
  • Раифский монастырь
    Орех » 24 дек 2012, 18:31 » в форуме Паломничество и туризм
    0 Ответы
    1749 Просмотры
    Последнее сообщение Орех
    24 дек 2012, 18:31

Вернуться в «Паломничество и туризм»