Вера, духовность, мы...Подорожник

Духовно-нравственные беседы

Модератор: Максим75

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1091
Всего сообщений: 1723
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 30 апр 2018, 22:07

Иуда ежедневно находился с Тем, Кто не имел, где главу приклонить, ежедневно был научаем делами и словами тому, что не должно иметь ни золота, ни серебра, ни двух одежд, – и при всем том не вразумился. Как же ты надеешься избежать этой болезни, когда не употребляешь сильного врачевания, и не прилагаешь сильного старания?
+++
Великое нужно старание, чтобы знать, в чем состоит (добродетель) и в чем (порок); старание необходимо потому, что с добродетелями смешиваются пороки... Каждому должно смотреть, чтобы, предаваясь пороку, не приписывать себе добродетели, подобно тому, как если бы кто, имея общение с служанкою, по неведению воображал бы, что он имеет общение с госпожою. Когда мы, видя других оскорбляемыми, не защищаем их, а молчим, это – малодушие; когда же, сами получая оскорбления, терпим, это – кротость. Что такое дерзновение? Опять тоже самое, т.е. когда мы ратоборствуем за других. А что дерзость? Когда мы стараемся мстить за самих себя. Таким образом, великодушие и дерзновение на одной стороне, а дерзость и малодушие на другой.


90082_original.jpg
Святитель Иоанн Златоуст
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1091
Всего сообщений: 1723
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 02 май 2018, 15:27

Раздражительность – это халатное и извиняющее к себе отношение. То есть человек себя извиняет, прощает. «Ничего страшного, меня потерпят. Всё обычно, всё как со всеми. Всё как всегда. И вообще, я не плохой человек. Подумаешь, на кого-то где-то цыкнул, покричал, ругнулся. Ничего страшного в этом нет». То есть человек относится к себе очень снисходительно, любя себя. Раздражительность – проявление эгоизма и себялюбия.


5.jpg
5.jpg (38.02 КБ) 258 просмотров
Протоиерей Андрей Юревич
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1091
Всего сообщений: 1723
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 02 май 2018, 15:44

h-14396.jpg

Господи, дай мне покой в недрах Твоих


Пока был я отроком, учили меня старшие держаться земного и небесного, чтобы не упасть. Затянулось детство мое, и долго опирался я на посох учителей моих.

Но когда вечность заструилась по мне, ощутил я себя странником в мире, и земля и небо, как хрупкий тростник, рассыпались в руках моих.

Господи, сила моя, как бессильны земля и небо! Пытаются выглядеть как несокрушимая крепость, но рядом с Тобой испаряются, словно дождевая капля на ладони.

За оградами колючими прячут немощь свою и детей малых пугают.

Скройтесь от меня, солнце и звезды. Отвергнись меня, земля. Не маните меня, друзья и женщины. Чем можете помочь мне вы, беспомощно стареющие и сходящие в могилы?

Дары ваши – яблоки червивые, напитки, утробы многие прошедшие. Одежды ваши – паутина, смешная наготе моей. В улыбках ваших затаилась печаль, утешать в которой меня же позовете, немощные – немощного.

Господи, сила моя, до чего же бессильны земля и небо! И все зло, что творят под небесами люди, лишь исповедание бессилия их, само бессилие.

Только сильный решается делать добро. Только тот, кто от Твоей воды пьет и от Твоего хлеба питается, наполняется силой добра.

Только у сердца Твоего почивающий чувствует отдых. Только пашущий у ног Твоих насладится плодами труда своего.

Минуло детство мое, питавшее меня страхом и неведением, пропала надежда моя на земное и небесное. Теперь на Тебя одного взираю и Твоего взгляда держусь, колыбель моя и воскресение мое.

Святитель Николай Сербский
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1091
Всего сообщений: 1723
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 02 май 2018, 16:47

Однажды к старцу Паисию пришел человек, у которого было множество проблем, и сказал ему:
– Отче, у меня то-то и то-то, скажите, что мне делать?
Старец спросил его:
– А ты ходишь на Святую литургию?
– Не хожу.
–Так вот, будешь ходить теперь каждое воскресенье.
– Хорошо, а о моей проблеме что вы скажете? – он хотел сменить тему.
– Ты сделаешь то, что я сказал, и тогда увидишь. Будешь ходить на Святую литургию.
– Да, но у меня ведь проблемы, о которых я вам сказал!
– Сделай это, и увидишь!

Он поехал домой со Святой Горы немного расстроенный, говоря: «Я такой путь проделал, а в итоге старец Паисий сказал мне то, что я и так знаю: ходить в церковь! Ну, что это такое? Надо было ехать к старцу Паисию, чтобы он сказал мне это? Но так и быть, сделаю, как он сказал».

Стал ходить в церковь, и проблемы в его семье и на работе постепенно стали решаться. Это его удивило. А через полтора года он увидел, что многое устроилось, и опять поехал на Святую Гору. Тогда старец Паисий спросил его:
– Ты ходишь в церковь, как я тебе сказал?
– Хожу, отче, и всё у меня устроилось. Я хочу, чтобы вы сказали мне, как это произошло?
Старец сказал ему:
– Дитя мое, когда ты ходишь в церковь, ты примиряешься с Богом. А когда примиришься с Ним, разве ты не понимаешь, что Он подаст тебе все блага? До того, как прийти ко мне, у тебя не было хороших отношений с Богом, и ты Ему противился, был от Него далек. А я сказал тебе корень всего: если примиришься с Богом, всё остальное, одно за другим, решится. Поэтому твои проблемы и решились.


1.jpg
1.jpg (35.35 КБ) 256 просмотров
Архимандрит Андрей (Конанос)
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1091
Всего сообщений: 1723
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 02 май 2018, 18:35

Житейская смута нас охватила, чтобы поняли люди, что без Бога жить нельзя.

И вот теперь многие переступили порог церкви, но только внешне, а внутри все еще надежда на себя, на людей, а Господь-то ждет, когда мы сердцем и по- детски прильнем к Нему.


i.jpg
i.jpg (40.39 КБ) 254 просмотра
Архимандрит Иоанн Крестьянкин
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1091
Всего сообщений: 1723
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 02 май 2018, 21:59

...Церковный праздник заключается не в том, чтобы вешать венки на дверях домов, собирать плясунов, украшать улицы, услаждать глаза зрелищами, а слух – светской музыкой; не в том, чтобы, подобно женщинам, облачаться в мягкие одежды, надевать украшения из драгоценных камней и золота, не в том, чтобы устраивать пиршества, наедаться роскошными блюдами и напиваться дорогостоящими винами, превосходя других в невоздержанности. Для верующего праздник заключается в том, чтобы прийти в храм и там насладиться словом Божиим и поклониться воплотившемуся Слову.

Главная цель всех церковных праздников – научить христианина уподобляться Христу на всех этапах своего жизненного пути. На долю каждого человека выпадают страдания, но и жизнь Христа состояла из страданий и скорбей – от бегства в Египет до крестной смерти. Страдания и смерть привели Христа к воскресению и славе; так и жизнь верующего, если он подражает Христу в добрых делах и аскетических подвигах, если страдает и распинается вместе со Христом, становится для него путем к славе и обожению. Пройдя последовательно по всем этапам крестного пути Спасителя, христианин воскресает вместе с Ним и вводится Им в Царство Небесное.



3bfc5f8a6b2b802ec87e5dbc04361b47.jpg
3bfc5f8a6b2b802ec87e5dbc04361b47.jpg (42.95 КБ) 250 просмотров
Святитель Григорий Богослов
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1091
Всего сообщений: 1723
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 03 май 2018, 13:38

5bb38ead9379ada986ba21a162e4173a.jpg
5bb38ead9379ada986ba21a162e4173a.jpg (43.07 КБ) 236 просмотров
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1091
Всего сообщений: 1723
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 04 май 2018, 21:02

Для своего греха мы ищем снисхождения и милости, для грехов ближних - взысканий и казней.
+++
Велика разница - согрешить намеренно, по расположению к греху, и согрешить по увлечению и немощи при расположении благоугождать Богу.


5.jpg
5.jpg (31.7 КБ) 223 просмотра
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1091
Всего сообщений: 1723
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 06 май 2018, 16:46

Укоряйте себя, укоряйте свое немощное произволение... В обвинении себя найдете утешение. Обвините себя и осудите себя, а Бог вас оправдает и помилует...
+++
Уготовьтесь на скорби – и скорби облегчатся; откажитесь от утешения, и оно придет к тому, кто считает себя его недостойным...


6j4arm.jpg
6j4arm.jpg (39.72 КБ) 203 просмотра
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1091
Всего сообщений: 1723
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 08 май 2018, 07:36

Итак, чтобы легче было умирать, — а умирать надо всем, — не должно иметь пристрастия ни к чему в мире, надо обуздывать страсти, иметь во всем воздержание, проявлять милосердие к ближним.
+++
Настанет час в вашей жизни, когда душа расстанется с телом. Её окружат тёмные силы. Душа от страха вся затрепещет и услышит: "Пришла наша душа".

А вы сопротивляйтесь и скажите: "Нет, я не ваша душа, а Божия".

Они будут кричать: "Наша, потому что ты грешная".

А вы опять: "Грешная, но всё равно Божия, я молилась на земле". Тёмные силы завопят: "Ты неправильно молилась". А ты скажи: "Правильно я молилась, я читала "Верую" и сразу же зачитай "Верую во Единого Бога".

Вмиг вся тьма расступится и станет светло-светло.

Подойдут Святые Ангелы, возьмут вас и поведут к Богу на поклонение.


2030.jpg
2030.jpg (19.28 КБ) 184 просмотра
Схиигумен Савва (Остапенко)
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1091
Всего сообщений: 1723
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 08 май 2018, 08:10

Об укреплении воли


Каждый человек при крещении получает благодать от Господа, силою которой ему даруется противиться грехам, и поколику он противится таковым, потолику в человеке сем укрепляется его воля в добром произволении, и он бывает сам себе господином, и если разум что доброе решает, то воля приводит в исполнение легко, без затруднения, так как божественной благодатной силе ничего не может противиться. Благодать сия действует в нем до того, пока человек не нарушит сам действия оной. Нарушение происходит от какого-либо исполнения человеком своего страстного пожелания, и тогда человек, раз подчинившись страсти, уже не может далее противиться таковой, она овладевает его волей, которая сначала еще желает и хотя слабо противится страстным пожеланиям, и если человек вскоре не примет мер, то станет исполнять страстные свои пожелания, то она совершенно ослабеет до того, что и мельчайшего сопротивления не может уже оказывать действию страстей. В таком состоянии помрачается даже и ум человека. Он не может обсудить здраво своего бедственного состояния, но может помрачиться до совершенного извращения, ему станет представляться все в ином виде. Страх Божий в нем исчезнет, благоговение тоже, умиление сделается ненужным, к молитве он сделается холоден, памяти Божией как не бывало, духовная радость и сладкие слезы, какие имел при молитве, при приобщении Св. Таин в церковном богослужении, прекратятся, страх смерти, суд Божий уже не будут его устрашать. Это есть неведение, нечувствие, леность, оцепенение.

Из такого состояния может человек выйти только помощию Божией, но сам ничего не может сделать, даже не может видеть такого своего бедственного состояния. Это смерть души, воскресить которую может один Бог. Иногда Господь будит душу от такого смертного сна какими-либо потрясающими событиями, тяжкими болезнями, бедностью, cмертью близких, ошибками великими, неудачами и т. п. Но самое главное, что может пробудить от такого сна, — это прикосновение благодати Божией к сердечным чувствам, тогда явится прежде всего сознание величайшего своего отпадения от Бога, помрачения и ослабления воли. Затем начнется раскаяние, и если человек хоть немного понудит себя к тому, то может прийти в чувство сознания и сокрушения, и отсюда может совершиться поворот к лучшему. Таким образом, если будем понуждать себя удерживаться от грехов и делать противные им добродетели, тогда человек постепенно может освободиться от уз страстных. И если будет хранить свидетельство совести, может возобладать над своею волею, победить ее презрением и совершенно воцариться над ней, ослабленной страстями и чувствами. Поэтому насколько человек попирает голос своей совести, оставляя без исполнения ее требования, настолько ослабляется воля его, и насколько хранит и приводит в исполнениеее требования, настолько укрепляется воля и делается тверже. Ибо привычка от замедления получает силу природы, а если не даем ей свободы, то она ослабевает и мало-помалу истребляется. И хорошую привычку, и плохую усиливает и укрепляет время, как дрова питают огонь. Необходимо поэтому отказаться от своей воли, покорив ее воле Божьей.

Человек — существо свободное, и свободу его ничто не нарушает, пока сам он не захочет добровольно подчинить ее кому-либо иному. Если подчинит он себя всецело промыслу Божию и будет все делать ради Бога, по Его воле, тогда Сам Господь управляет (будет управлять) сим человеком, и это продолжается до тех пор, пока он человек не нарушит этого, утратив преданность его воле Божией, если начнет сам о себе промышлять. Утраты же эти происходят через утрату веры в Бога, так как преданность происходит от веры в Бога, без коей нельзя иметь сей преданности. Но бывает, что диавол овладевает волею человека, и это бывает опять-таки через добровольное подчинение себя ему. Однако диавол действует обманом, ибо никто не захочет принять чего-либо от него добровольно. Воля укрепляется в добром делании тем, когда кто продолжительное время сопротивляется своим худым пожеланиям, и понуждением себя на все доброе. Например: противишься своему раздражению, не допуская себя до мстительности, ругани, спора и всего такого, что только может обнаружить гнев. Стараешься сделать какое-либо добро обидчику или угождение, — сим способом совершенно обезоруживаешь своего противника и невольно заставляешь его переменить злость на благодушие. Таким образом и себя успокаиваешь. А если прибавить к сему еще и самоукорение, то может прийти и смирение. Вот так бывает побеждение зла благим, как учит нас Св. Писание. Если будет так поступать кто, то совершенно может с помощью Божией искоренить в себе страсть гнева.

Воля ослабляется от постоянного самоугодия, когда человек ни в чем своим пожеланиям не отказывает себе, так что делается из сего навык, страсть. Наоборот, воля укрепляется, когда человек добровольно отсекает ее, отказывая себе в разных пожеланиях. Хочется есть, откажи себе. Хочется читать вредную книгу, откажи. Хочется пить, повремени полчаса. И тогда воля усмирится и сделается более послушною. И чем долее упражняешься в таком отсечении воли, тем делается легче бороться против своих пожеланий. Необходимость же в отсечении своей воли является в том, что страсти иным способом не могут быть и искоренены. Ведь рано или поздно, а все нужно иметь самоотвержение, так как вечно прожить своею волею невозможно. Значит, нужно ее согласовать с волей всеобщею — Божьею. Один диавол старается сделать волю свою средоточием всего мира. Чтобы приучить волю свою повиноваться воле Божьей, необходимо бороться со своими желаниями, и чем более человек побеждает дурные привычки и принуждает себя исполнять волю Божью и продолжительнее упражняется в совершенном добром деле, тем более приобретает могущество подавлять в себе все незаконное, сдерживать свои стремления и исполняет только те, которые согласны с волею Божиею.

Сим способом укрепляется своя воля в борьбе со своими пожеланиями и для исполнения добрых дел, заповедей Божиих, человек тогда легче отказывается от удобств сей жизни, от телесного покоя, спокойнее переносит лишения и всякого рода скорби и не подавляется ими, но делается как бы выше их, упражняясь таким образом в самопринуждении, любви к ближним, в молитве и прочих добрых делах. Человек приходит к любви Божией, и воля его постепенно крепчает, подчиняя себя воле Божией, которая делается его собственной и законом ему. Это обнаруживается в сдержанности уст, ибо говорливость служит ослаблением нравственной силы, и от сего еще более ослабляет оную. Необходимо научиться сдержанности воли.


0adc3c902fd5b300d0759d92926564ed.jpg
0adc3c902fd5b300d0759d92926564ed.jpg (30.61 КБ) 183 просмотра

Иеросхимонах Агафодор (Буданов) — выдающийся подвижник Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря, ученик великих старцев Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина), а впоследствии антипросоп и духовник обители. Отец Агафодор оставил много рукописей с подробным описанием в них своего духовного опыта, часть из них предлагаем нашим читателям.

Печатается по книге: "Русский Афонский Отечник XIX - XXвеков". Серия "Русский Афон XIX - XXвеков". Т. 16. - Святая Гора, Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, 2016.

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «Русский Афон» (www.afonit.info)
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1091
Всего сообщений: 1723
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 08 май 2018, 19:00

Моя жизнь не налаживается


Стоит ли впадать в уныние человеку, которому приходится годами исповедовать священнику одни и те же грехи? Значит ли это, что у него отсутствует прогресс в духовной жизни? Американский священник Стивен Фриман уверен, что смысл жизни во Христе – это не прогресс, не успех, а полный провал. Личное фиаско, которое позволит человеку осознать свою немощь, которое открывает путь к настоящему себе.

«У меня жизнь налаживается». На протяжении многих лет я слышал эти слова на исповеди не один раз. Еще я слышал: «У меня все не очень хорошо». Это обновленная информация, личная оценка и сводка о положении духовной жизни. И она ошибочна.

У тебя дела идут не лучше, чем раньше. И не хуже.

По правде говоря, мы вообще не знаем, как идут наши дела. Один Бог знает. Но мы спроецировали историю мировой культуры на себя и сделали из него историю нашей души.

Это рассказ о ее прогрессе – или упадке. Это рассказ, который современный мир рассказывает сам себе и которым часто оправдывает свои поступки. Во имя прогресса мы «залили асфальтом рай и устроили парковку».

Прогресс – это описание движения и направления. Прогресс предполагает, что движение и направление – это хорошо. И конечно, предполагает, что возможно знать, движение в какую сторону наиболее желательно. В общем-то, мы думаем, что больше денег, больше выбора, больше свободы, больше здоровья, больше образования и т. д. – все это прогресс.

В философии все это называется «утилитаризмом» – в соответствии с классической формулой: «наилучшим действием является то, которое приносит наибольшее счастье наибольшему числу людей».

В этом тезисе есть и классические изъяны. Как мы измеряем наибольшее счастье? Что составляет наибольшее число? Может ли быть оправдан вред, который причиняют меньшему числу людей ради большего? Те же самые вопросы, применяемые к нашим личным нравственным подсчетам, ставят те же самые проблемы. Наша христианская жизнь – это не план по улучшению нравственности. Об этом нужно подумать очень внимательно. Итак, я повторю еще раз:

Наша христианская жизнь – это не план по улучшению нравственности.

Нравственное совершенствование или прогресс – это не цель христианской жизни. Это даже не стоит рядом. Нам кажется, что если мы будем меньше врать, нам будет меньше хотеться блуда, или мы будем поститься построже, или лучше сдерживать злобу, мы каким-то образом становимся лучше и добиваемся прогресса. Но это неправда.

Святитель Григорий Нисский однажды сказал: «Человек – это грязь, которой Бог повелел стать богом». Это не история прогресса. Мы – это не грязь, которая каким-то образом улучшается, чтобы стать божеством. Грязь не может сделать ничего, чтобы стать божеством. И если мы будем честными с собой, то мы увидим, что даже не стали грязью лучшего качества.

Я совершаю священническое служение 34 года (из них 15 лет в Православии). В общем и целом, люди не становятся лучше. Многие, приходя на исповедь, страдают от безысходности, видя, что исповедуют те же самые грехи, раз за разом.

Часто они ощущают неловкость, и пытаются извиниться перед священником. «Мне кажется, что у меня нет никакого прогресса» – это нередкое замечание. Я говорю таким исповедникам, чтобы они не ожидали прогресса.

Не в том смысле, что они не должны сопротивляться греху, просто они обнаружат, что они постоянно будут противостоять одним и тем же искушениям, и со временем преуспевать или падать то в большей степени, то в меньшей. Такова жизнь на самом деле.

Что же делать такой грязи, как мы? За что мы боремся?

«Сочетаюсь Христу», говорит крещаемый. Это слова, которые грязь произносит о самом удивительном даре из всех возможных. То, что мы призваны стать богами – это не наше достижение, а дар, который преподает нам Христос. И то, что рождается в нас – это новое творение, а не человечек, вылепленный из грязи.

Смысл жизни во Христе отнюдь не в совершенствовании. Скорее, в провале. Ничего общего с совершенствованием.

О нашем священном провале Писание говорит многократно:

«… ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее». (Мф. 16.25)

«Но Господь сказал мне: довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова» (2 Кор. 12.9).

«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной». (Фил. 2. 5–8).

Можно еще многое сказать. Но пафос этих изречений далек от совершенствования, тем более от нравственного совершенствования. В духовной жизни не совершается приближения улучшенного меня к идеалу. Это как сравнить грязь и свет. Воистину великая, поистине удивительная, грязь всегда останется грязью. Она никогда не станет более световидной.

Но эти изречения указывают на путь вперед. Это путь потери, слабости и опустошенности. Смысл духовной жизни – не в том, чтобы улучшить собственную нравственность, а в том, чтобы найти настоящего себя – Нового Человека – и вжиться в того, кто рождается в нас через Христа.

Мы теряем нравственного себя, чтобы найти настоящего себя. Мы исповедуем нашу нравственную слабость и в этом исповедании находим настоящую силу Нового Человека. Мы опустошаем нравственного себя и обнаруживаем, что даже его лучшие показатели и проявления – лишь «дерево, сено и солома» (1 Кор. 3.12).

Старец Софроний предлагает такую максиму: «Путь вверх – это путь вниз». Мы сходим в глубины нашего нравственного и экзистенциального ничтожества, чтобы вознестись к соединению со Христом. К этому и сводится практика исповеди.

Исповедь – признание моего провала, моей слабости и опустошенности в присутствии Бога – и его священного свидетеля. Пророк Исаия говорит нам: «Все мы сделались — как нечистый, и вся праведность наша — как запачканная одежда» (Ис. 64.6).

Даже наша праведность, наши самые лучшие и успешные показатели – это грязные тряпки! Если бы мы это понимали, мы бы признали, что то, что мы имеем в виду, когда говорим «я делаю успехи» – так же пусто и бесполезно, как и то, за что нам бывает стыдно.

Именно этот стыд мог бы открыть для нас райские врата. Только святой человек мог бы выдержать полное опустошение, но каждый из нас мог бы понести на себе «малый стыд» (архимандрит Захария). Потому что именно в слабости и поверженности нашей жизни мы становимся «нищими духом». Эта опустошенность и слабость – место, в котором мы становимся великодушными и бесстрашными.

Великодушие нравственного человека – это всегда усилие богача. Мы очень стараемся поделиться и даже восхищаемся собой, когда у нас все получается.

Я всегда замечал, что когда один бедняк помогает другому, у них совсем другая динамика. Я видел, как бедный дает половину и более того, что имеет, как будто бы так и должно быть. Это самое обычное дело.

Я вспоминаю, как англиканский епископ рассказывал мне, как во время посещения бедной деревни в Индии он был поражен количеством людей, которые не ели целый день, чтобы предложить ему полноценную трапезу. Та же великодушная радость часто наполняет самые бедные части света, которые мы так жалеем, находясь в других его частях. А нам следовало бы пожалеть себя!

Таинство исповеди – не для того, чтобы становиться лучше, или докладывать о своем развитии. Это место, где становишься бедным, слабым, пустым, и где нужно обнять стыд от исповеди как самого дорогого друга. Потому что только здесь мы поистине найдем Христа. Это ад, в который он снизошел, и где он нас ожидает, чтобы нас восставить.

Мудрость церковных молитв наполнена этим знанием. Святитель Иоанн Златоуст приносит эти золотые слова.

«Господи Боже мой, знаю, что не стою я того и не достоин, чтобы Ты вошел под кров мой, в дом души моей, потому что он весь пуст и обрушился, и нет во мне достойного места, где бы Тебе главу приклонить. Но как Ты ради нас уничижил Себя Самого, сойдя с высоты, снизойди и ныне до ничтожества моего. И как Ты соблаговолил возлечь в пещере в яслях бессловесных животных, так благоволи войти и в ясли неразумной души моей и в оскверненное тело моё. И как Ты не отказался войти и вкусить вечерю с грешниками в доме Симона прокаженного, так соблаговоли войти и в дом смиренной души моей, прокаженной и грешной. И как Ты не отверг подобную мне блудницу и грешницу, пришедшую и прикасавшуюся к Тебе, так сжалься и надо мною грешным, приходящим и касающимся Тебя. И как Ты не погнушался скверных и преступных уст её, целовавших Тебя, так не гнушайся ни ещё более скверных и преступных, чем у неё уст моих, ни мерзких и нечистых губ моих, ни гнусного и сквернейшего языка моего. Но да будет мне горящий уголь всесвятого Твоего Тела и драгоценной Твоей Крови в освящение…»

Воистину так.


22.jpg
22.jpg (36.36 КБ) 174 просмотра
Священник Православной Церкви в Америке Стивен Фриман, настоятель храма святой Анны в г. Оук Ридж, штат Теннесси, США
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1091
Всего сообщений: 1723
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 10 май 2018, 13:48

Мы любим учить, указывать, любим вмешиваться в чужие дела, по гордости своей, воображая себя много умнее и рассудительнее других.
+++
Не учительствуйте.

Помните, из какой бездны извлек вас Господь, помните, что ум ваш только и мог, что водить вас по путям погибельным. Господь вам не поручал спасать других. Он их Сам спасет имиже весть путями.


i-18426.jpg
Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1091
Всего сообщений: 1723
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 10 май 2018, 18:47

Никогда не ждите и не требуйте за любовь любви, за смирение – похвалы, за службу – благодарности. Старайтесь остаться без земных наград, чтобы не потерять наград небесных.


0_11f2b_febd0a70_L.jpg
0_11f2b_febd0a70_L.jpg (25.28 КБ) 145 просмотров
Схиигумен Савва Остапенко
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1091
Всего сообщений: 1723
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 11 май 2018, 09:58

h-12852.jpg
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Ответить Пред. темаСлед. тема

Вернуться в «Вера, духовность, мы...»