Святая водаПравославие в вопросах и ответах

Модератор: м. Фотина

Аватара пользователя
Автор темы
Элли
огненная стрела
Всего сообщений: 10752
Зарегистрирован: 13.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 2
Образование: высшее
Профессия: называюсь женою
Ко мне обращаться: на "вы"
Откуда: из заповедника
Контактная информация:
 Re: Святая вода

Сообщение Элли »

Георг: И различие в КОЛИЧЕСТВЕ освещаемой воды.
надо нам найти два чина и сравнить :roll:
Георг:По-моему Святая вода - именно в Церкви. Остальное - лишь вынужденная замена при невозможности попасть в Церковь. Да и не совсем корректная замена. ИМХО
вот и у меня такое же ИМХО. а на чем оно базируется, я толком не смогла объяснить :oops:
Георг:А может сам чин появился когда были основанны христианские общины вдалеке от реки Иордан?? - тогда всё логично!!!

Ведь не могли-же люди каждый год ходить за Святой водой к Иордану, если они жили в Греции, Италии или ещё где дальше! Вот чин и появился.
Как раз во времена апостолов - как в цитате сказано
:Yahoo!:
вот где-то же ещ должно быть об этом написАно..не может быть, что бы не было..
за 20-то веков не первый раз поди вопрос напросился. :roll:
это наверно надо в Типиконе глянуть.. :-|
(1Ин 4:8), (1 Коринф. 13:4–8).
Реклама
Аватара пользователя
Георг
Всего сообщений: 7776
Зарегистрирован: 24.09.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Re: Святая вода

Сообщение Георг »

Blondie:
Георг: И различие в КОЛИЧЕСТВЕ освещаемой воды.
надо нам найти два чина и сравнить
Там наверное ещё различие в том - упоминается или не упоминается празник...

Но Дух-то Святой на воду находит один и тот-же!! (другого просто нет) - а значит святость Святой воды - одинаковая и не зависит от того какой чин - великий или малый.
Правописание - не моя стихия
Аватара пользователя
Автор темы
Элли
огненная стрела
Всего сообщений: 10752
Зарегистрирован: 13.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 2
Образование: высшее
Профессия: называюсь женою
Ко мне обращаться: на "вы"
Откуда: из заповедника
Контактная информация:
 Re: Святая вода

Сообщение Элли »

А вот тоже интересно.. :smile: :smile: :smile:
Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?



В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры
Добавлено спустя 1 минуту 32 секунды:
Георг:а значит святость Святой воды - одинаковая и не зависит от того какой чин - великий или малый.
Сейчас найдем.. :smile:
я там на первых страницах тот же вопрос задавала..о равноценности ;)
к Крещенской воде отношение особое..и чин -другой :smile:
(1Ин 4:8), (1 Коринф. 13:4–8).
Аватара пользователя
Георг
Всего сообщений: 7776
Зарегистрирован: 24.09.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Re: Святая вода

Сообщение Георг »

Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?
:-D :-D :-D Чего только люди не спросят :lol: :lol: :lol:
Правописание - не моя стихия
Аватара пользователя
Максим75
Всего сообщений: 22765
Зарегистрирован: 28.07.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 3
Образование: высшее
Профессия: неофит
Откуда: Удомля
 Re: Святая вода

Сообщение Максим75 »

Не гадайте, спросите о.Георгия!
Я посмотрел на свою жизнь, и увидел смерть, потому что не был с Тобой.
Я рыдал над Твоим гробом, а Ты открыл мой.
Я говорил много слов всем, кроме Тебя, но только Ты услышал меня.
Аватара пользователя
Георг
Всего сообщений: 7776
Зарегистрирован: 24.09.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Re: Святая вода

Сообщение Георг »

Blondie:я там на первых страницах тот же вопрос задавала..о равноценности ;)
к Крещенской воде отношение особое..и чин -другой :smile:
Это как отношение к иконам Богородицы.
Сам слышал фразу "от пьянства извавиться - это к Неупиваемой чаше надо свечку поставить. Только смотрите не перепутайте - к Казанской не поставте" :shock:
Правописание - не моя стихия
Аватара пользователя
Автор темы
Элли
огненная стрела
Всего сообщений: 10752
Зарегистрирован: 13.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 2
Образование: высшее
Профессия: называюсь женою
Ко мне обращаться: на "вы"
Откуда: из заповедника
Контактная информация:
 Re: Святая вода

Сообщение Элли »

Максим :shock: православные не гадают! :nono: :bible:

НАШЛА!! :Yahoo!:
О Великой Агиасме - Святыне, как называется Крещенская вода, рассказывает Игорь Пчелинцев, пресс-секретарь Нижегородской епархии.


— Вода связана с праздником Крещения Господня. Господь Иисус Христос перед общественной проповедью на реке Иордан принял водное Крещение от Иоанна Крестителя. Происходил святой обряд так: люди приходили к Иоанну, исповедывались в своих грехах, и он их омывал в воде Иордана. Это было знаком отпущения грехов. Господь Иисус Христос был безгрешен, но исполнял обычай, чтобы, как все, принять водное Крещение. В этот момент по Евангелию открылись небеса, и в виде голубя на Иисуса Христа сошел Святой Дух, что было засвидетельствовано Иоанном Крестителем.

Этот праздник еще называется Богоявлением, поскольку одновременно с Крещением Святая Троица явилась на Иордан. После Крещения Господь наш Иисус Христос выходит на проповедь Евангелия и три года проповедует, заканчивая свой светлый путь распятием на Голгофе. Поскольку начало главным событиям было положено у реки Иордан, в празднике Крещения заключается, может быть, все Евангелие.

Освящение воды в праздник Крещения пошло от обычая иерусалимской церкви, где до сих пор иерусалимский патриарх, верующие выезжают из Иерусалима на реку Иордан и совершают освящение воды, берут ее для питья, омываются. И оттуда, из Палестины, обычай перешел во все православные церкви.

— С какого числа, с какого времени вода считается освященной?

Здесь исчисление не астрономическое, в церкви все достаточно просто. Накануне Крещения, в Крещенский сочельник, совершается литургия и освящение воды. Это первоосвящение. Так получилось исторически, что освящают воду два раза: первый раз — накануне Крещения в храме. Потом по обычаю — в основном, наверное, русскому — шли освящать живую воду — источники, озера, реки, рубили во льду проруби, украшали их, возводили чуть ли не часовни из льда.
В древности чаще, а сейчас реже богослужение совершается ночью. В народе бытует мнение, что вода становится священной с 00.00 ночи, и я бы не стал это полностью опровергать, хотя как человек церковный больше ориентируюсь на то, что происходит в храме. Освятили в храме воду — с этой минуты она становится святой.
Т.е. мы были правы - чин освящения взял свои истоки из-за того, что не все люди ведь могут прийти на Иордан!!
А обычай освящать проруби - чисто русский, получается. :Yahoo!:
(1Ин 4:8), (1 Коринф. 13:4–8).
Аватара пользователя
Георг
Всего сообщений: 7776
Зарегистрирован: 24.09.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Re: Святая вода

Сообщение Георг »

УРААААААААААААА !!!!!! :Yahoo!: :Yahoo!: :Yahoo!:

Blondie - ПОЗДРАВЛЯЮ! Теперь есть что ответить в понедельник!!!!
Правописание - не моя стихия
Аватара пользователя
Автор темы
Элли
огненная стрела
Всего сообщений: 10752
Зарегистрирован: 13.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 2
Образование: высшее
Профессия: называюсь женою
Ко мне обращаться: на "вы"
Откуда: из заповедника
Контактная информация:
 Re: Святая вода

Сообщение Элли »

— Можно ли считать, что раз Волга освящается, то и в водопроводных кранах течет какое-то время священная вода?

— Как солнце светит добрым и злым и дождь падает на всех, так и святая вода — она отовсюду проистекает, но если сами мы душой нечистые, злые по натуре и неверующие, мы не можем усвоить благодать, заключающуюся в любой святыне. Вопрос не в воде, а в сердце человеческом — насколько оно способно принять святыню, которую Бог даром дает всем.
Вобщем, вопоос веры. Неверующим все равно это не ответ. Но статья хорошая :Yahoo!:
распечатаю к понедельнику. :roll:

http://azbyka.ru/dictionary/03/voda3-all.shtml

Добавлено спустя 1 минуту 40 секунд:
Георг:Теперь есть что ответить в понедельник!!!!
да, но я разговоривала с человеком, у которго крен идет к нео-язычеству, поэтому для себя-то я ответы нашла, а вот для него.. :pardon:
..ну да "имеющие уши - да услышат"
(1Ин 4:8), (1 Коринф. 13:4–8).
Аватара пользователя
Георг
Всего сообщений: 7776
Зарегистрирован: 24.09.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Re: Святая вода

Сообщение Георг »

Спасибо за ссылку (я как раз хотел попросить) :chelo: :chelo: :chelo:
Правописание - не моя стихия
Аватара пользователя
Автор темы
Элли
огненная стрела
Всего сообщений: 10752
Зарегистрирован: 13.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 2
Образование: высшее
Профессия: называюсь женою
Ко мне обращаться: на "вы"
Откуда: из заповедника
Контактная информация:
 Re: Святая вода

Сообщение Элли »

Вот еще о празднике :smile:
(1Ин 4:8), (1 Коринф. 13:4–8).
Аватара пользователя
Георг
Всего сообщений: 7776
Зарегистрирован: 24.09.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Re: Святая вода

Сообщение Георг »

Спасибо. Хороший сайт. Я его в избранное себе добавил - буду читать ВСЁ что там есть. :chelo: :chelo: :chelo:
Правописание - не моя стихия
Аватара пользователя
Автор темы
Элли
огненная стрела
Всего сообщений: 10752
Зарегистрирован: 13.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 2
Образование: высшее
Профессия: называюсь женою
Ко мне обращаться: на "вы"
Откуда: из заповедника
Контактная информация:
 Re: Святая вода

Сообщение Элли »

Сайт ОЧЕНЬ хороший..он уже давно у меня в избранном...там очень много всего..как-то я сразу о нем не вспомнила сегодня :oops:
(1Ин 4:8), (1 Коринф. 13:4–8).
Аватара пользователя
Георг
Всего сообщений: 7776
Зарегистрирован: 24.09.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Re: Святая вода

Сообщение Георг »

Как в народе говорят - "хорошая мысля приходит опосля" :-D :-D :-D
Правописание - не моя стихия
Аватара пользователя
Автор темы
Элли
огненная стрела
Всего сообщений: 10752
Зарегистрирован: 13.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 2
Образование: высшее
Профессия: называюсь женою
Ко мне обращаться: на "вы"
Откуда: из заповедника
Контактная информация:
 Re: Святая вода

Сообщение Элли »

"лучше поздно - чем никогда" :-D

Добавлено спустя 21 минуту 47 секунд:
Вот еще интересная статья :smile:
Интересно однако то, как автор объясняет то, почему Иоанн Предтеча начал крестить в воде..вот про эти корни и был у меня разговор.. :-|
Интересна и выдержка из Типикона, про то, что нельзя приравнивать св. воду к Причастию ..даже крещенскую, НАТОЩАК ОНА ПЬТСЯ ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ ОТЛУЧЕНИЯ ОТ ПРИЧАСТИЯ , но ни о какой "замене" не может быть и речи!
а эту ошбиюку видимо, перепечатывают в интернете друг у друга сайты :(
Рубан Ю. И.
канд. ист. наук, канд. Богословия



Агиасма! Это звучное и таинственное слово вошло в славянский литургический язык из греческого. Здесь agiasma (буквально "святыня") употребляется в широком значении; в церковнославянском языке агиасма (с ударением на третьем слоге) обозначает святую воду. "Агиасма еже есть освященая вода" (Дубенский сборник, XVI в.). Но что же такое "святая вода"?

Что такое "святая вода"?

Согласно христианскому вероучению – это обыкновенная по составу и изначальному происхождению вода (колодезная, родниковая, озерная, речная, водопроводная), чудесно приобретающая особые освящающие ("благодатные") и исцеляющие свойства после совершения над ней особого богослужебного действа, именуемого водоосвящением. Народ часто называет его "водосвятием"; в древнерусском языке встречается термин "водокрещение".

Известно, что почитание воды как одной из основных "творческих стихий" мироздания имеет общерелигиозный характер. У разных народов акцентируется при этом святость воды определенных источников и рек, зачастую обеспечивающих само существование народа на данной территории (Нил у древних египтян, Иордан у евреев, Ганг у индусов, Рейн у германцев, Дунай у славян). Являясь средством достижения внешней чистоты тела, в том числе и ритуальной, вода стала символом внутреннего очищения грешной души человека, поэтому обязательные священные омовения занимают важное место в религиозном законодательстве Моисея, Зороастра, Мухаммада; огромное значение придавали этому обряду древнехристианские "гностики". Интересно, что свою практику покаянного крещения (букв. "омовения") Иоанн Предтеча заимствовал, вероятно, у эсхатологически настроенных ессеев, в общине которых он мог воспитываться после смерти пожилых родителей.

Христианство удержало и дополнило эту символику очистительной воды, получившей особое значение в связи с установлением самим Иисусом Христом таинства крещения (Мф 28:19). У православных христиан особым почитанием пользуется т. н. богоявленская, или крещенская святая вода. Именно эта вода и называется "агиасмой" или даже "великой агиасмой". В то же время встречается и выражение "малая агиасма". В чем же различие?

Водоосвящение "великое" и "малое"

Дело в том, что Православная Церковь различает два вида водоосвящения – "великое" и "малое". Великое водоосвящение непосредственно связано с праздником Богоявления (Крещения Господня), отсюда его другое название – богоявленское, или крещенское водоосвящение. Этот обряд восходит, как предполагают ученые, еще к дохристианскому культу священных вод Нила (согласно источникам, 11 тиби, т. е. 6 января, египтяне приходили к реке, чтобы почерпнуть воды, которой они придавали освящающую силу).

В настоящее время освящение крещенской воды совершается дважды – накануне праздника Богоявления (в Крещенский сочельник) и в самый день праздника после Литургии. Первая традиция восходит, вероятно, к древнехристианской практике крещения оглашенных после Утренней службы Богоявления, со временем превратившуюся в традицию воспоминания крещения Иисуса Христа. Вторая традиция великого водоосвящения связана с обычаем палестинских христиан шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Спасителя.

Вода, остающаяся после таинства крещения ("крестильная вода"), также именуется "великой агиасмой"; ее, разумеется, не пьют, но с благоговением выливают в "место непопираемое" (Номоканон при Большом Требнике).

В XV-XVII вв. на Руси существовал особый чин Причащения богоявленской воды, "егда несть леть (не дозволено) причаститися животворящих Христовых Таин, Плоти и Крови", совершавшийся "по совету духовного настоятеля". Но и сейчас великая агиасма, одна из главных литургических святынь Православной Церкви, употребляется в случае канонических или иных препятствий к причащению Святых Таин. В этом случае Требник предписывает вкушать агиасму натощак, вместе с антидором.

В то же время Церковный устав строго предупреждает тех, кто невольно приравнивает агиасму к Святым Тайнам, соблюдая перед ее вкушением литургический пост и отказываясь пить воду в случае принятия пищи. "Известно же буди всем о святей воде. Яко неции суть отлучающе себе от святыя воды вкушения ради – не добре творят: ибо благодати ради Божия дана бысть на освящение миру и всей твари. Темже (для того) во всяких местах – и скаредных и всюду – кропится, яже и под ногами нашими суть. И где есть сих разум, еже не пити сея!? Но да увеси (познай), яко не вкушения ради ястия (не от принятия пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших; очищени же от сих, пием без сомнения сию святую воду" (Типикон. СПб., 1992. Ч. 1. С. 391-392).

О чудесных свойствах богоявленской воды говорит свт. Иоанн Златоуст (†407): "В этот праздник в полночь все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят весь год <...>. Cущество этой воды не портится от продолжительности времени, но <...> целый год, а часто два или три года она остается неповрежденною и свежею и, после столь долгого времени, не уступает водам, только что взятым из источников" (О Крещении Христа).

Малое водоосвящение совершается 1/14 августа, в день Преполовения Пятидесятницы, в дни храмовых праздников, а также в другое время по желанию верующих или официальным поводам – в храмах, домах, на городских и сельских площадях, в полях. Ему обычно предшествует молебен. Символически это водоосвящение связано с иерусалимской купелью Бетзата ("Дом милосердия") у Овчих ворот, в которой ангел "возмущал" воду, придавая ей тем самым исцеляющую силу (Ин 5:1-9), а также с чудом, совершенным Иисусом Христом у Силоамского источника (Ин 9:1-11). Малая агиасма также обладает благодатными свойствами и применяется в священных церемониях: при окроплении зданий, полей, стад скота и др. Она тоже раздается верующим для употребления дома (обычно утром натощак, часто вместе с просфорой).

Определенной разновидностью агиасмы может считаться "родостома", "родостама", "родостамна" (греч. rodostagma – 'розовая вода') – вода с добавками ароматических веществ, употребляемая в смеси с красным вином при освящении антиминсов и престолов. Она символизирует благовонное миро, которым Мария, сестра Лазаря, помазала ноги Иисуса Христа (Ин 12:3), а Его тайные ученики – все тело Учителя при погребении (Ин 19:39-40).

Водоосвящение и купание

"Сегодня освящается естество вод", – поется за службой водоосвящения. Естественно, христианину хочется не только вкусить агиасму, но все тело освятить погружением в эту преображенную стихию. По древнерусским представлениям, такое купание было необходимо участникам святочных игр, сопровождавшихся шутовским ряженьем, – "чтобы смыть с себя скверну бесовских масок". Современные весельчаки, предававшиеся на святках "национальным излишествам", желают столь радикальным методом разом смыть с себя все грехи. Здесь мы уже выходим за рамки здравого смысла.

В авторитетном богослужебном пособии (впервые вышло в свет в 1892 г.), переизданном по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, читаем: "В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках. <...> Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На Востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас. В пользу этого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освященной Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимою – значит требовать2 от Бога чуда [!!! – Ю. Р.], или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем. <...> Подобные обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены»3. Это здравое церковное суждение обращено и к некоторым современным батюшкам-экстремалам, бездумно загоняющим простодушных прихожан в ледяную воду.

(1Ин 4:8), (1 Коринф. 13:4–8).
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Святая вода
    Мила » » в форуме Популярные вопросы о православии
    1 Ответы
    9844 Просмотры
    Последнее сообщение иерей Михаил
  • Святая вода и электронные сигареты
    6 Ответы
    8237 Просмотры
    Последнее сообщение лиговский
  • Вода, как основа всего живого
    ALEX » » в форуме Здоровый образ жизни
    128 Ответы
    61033 Просмотры
    Последнее сообщение Глаша
  • Святая Земля
    Dream » » в форуме Паломничество и туризм
    24 Ответы
    82664 Просмотры
    Последнее сообщение Dream
  • Святая Русь, РПЦ и Русский мир
    Георг » » в форуме Общество и политика
    1 Ответы
    12358 Просмотры
    Последнее сообщение Георг

Вернуться в «Православие в вопросах и ответах»