Вот человек, страдающий пьянством, развращенный. Всё свободное время тратит на искание удовольствий в пьянстве и разврате. Милосердный Господь видит это, жалеет его семью, жалеет и этого человека. Что с ним делать? Господь посылает ему такую болезнь, что он ни о водке, ни о разврате уже и не помышляет. Напротив, начинает задумываться о прошлой жизни, о ее бессмысленности, начинает каяться в своих согрешениях, исповедует их и таким образом спасается.
У кого плач - Пьянство ⇐ Православная семья
Модератор: Солнышко
-
Автор темыproktoleon
- Мудрый советчик
- Всего сообщений: 1740
- Зарегистрирован: 04.12.2008
- Вероисповедание: православное
- Сыновей: 1
- Дочерей: 2
- Образование: среднее специальное
- Профессия: Пенсионер
- Откуда: Украина
- Контактная информация:
Re: У кого плач - Пьянство
Господь ведет, устраивает обстоятельства таким образом, чтобы человеку было легче всего спастись.
Вот человек, страдающий пьянством, развращенный. Всё свободное время тратит на искание удовольствий в пьянстве и разврате. Милосердный Господь видит это, жалеет его семью, жалеет и этого человека. Что с ним делать? Господь посылает ему такую болезнь, что он ни о водке, ни о разврате уже и не помышляет. Напротив, начинает задумываться о прошлой жизни, о ее бессмысленности, начинает каяться в своих согрешениях, исповедует их и таким образом спасается.
Вот человек, страдающий пьянством, развращенный. Всё свободное время тратит на искание удовольствий в пьянстве и разврате. Милосердный Господь видит это, жалеет его семью, жалеет и этого человека. Что с ним делать? Господь посылает ему такую болезнь, что он ни о водке, ни о разврате уже и не помышляет. Напротив, начинает задумываться о прошлой жизни, о ее бессмысленности, начинает каяться в своих согрешениях, исповедует их и таким образом спасается.
Игумен Никон (Воробьев)
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!
-
Автор темыproktoleon
- Мудрый советчик
- Всего сообщений: 1740
- Зарегистрирован: 04.12.2008
- Вероисповедание: православное
- Сыновей: 1
- Дочерей: 2
- Образование: среднее специальное
- Профессия: Пенсионер
- Откуда: Украина
- Контактная информация:
Re: У кого плач - Пьянство
Братья, пьянство - дьявольская сеть, дьявольская отрава: ибо пьянство губит души человеческие, а вместе с душами и тела.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!
-
Автор темыproktoleon
- Мудрый советчик
- Всего сообщений: 1740
- Зарегистрирован: 04.12.2008
- Вероисповедание: православное
- Сыновей: 1
- Дочерей: 2
- Образование: среднее специальное
- Профессия: Пенсионер
- Откуда: Украина
- Контактная информация:
Re: У кого плач - Пьянство
Юлия. Прошу, помолитесь за меня. Раньше это было редко. Сейчас уже понимаю, что пью каждый день. Алкоголь слабый, а зависимость сильная. Ни дня без алкоголя. Пью одна. Раньше пряталась от дочки маленькой, сейчас нет. Начала замечать, что уже почти ничего не интересует кроме бутылки. Запустила себя. Нервная. Мне страшно. Не пью второй день. Очень тяжело. Как будто кто то внутри шепчет - иди, купи, выпей. Но я не пойду. Прошу помолиться, чтобы Бог избавил меня от этой зависимости. Чтобы бросила оставаясь здоровой, и была счастливой без алкоголя как в детстве. Господи, дай мне сил! Прости меня.
Крик души
Юлия. Прошу, помолитесь за меня. Раньше это было редко. Сейчас уже понимаю, что пью каждый день. Алкоголь слабый, а зависимость сильная. Ни дня без алкоголя. Пью одна. Раньше пряталась от дочки маленькой, сейчас нет. Начала замечать, что уже почти ничего не интересует кроме бутылки. Запустила себя. Нервная. Мне страшно. Не пью второй день. Очень тяжело. Как будто кто то внутри шепчет - иди, купи, выпей. Но я не пойду. Прошу помолиться, чтобы Бог избавил меня от этой зависимости. Чтобы бросила оставаясь здоровой, и была счастливой без алкоголя как в детстве. Господи, дай мне сил! Прости меня.
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!
-
Автор темыproktoleon
- Мудрый советчик
- Всего сообщений: 1740
- Зарегистрирован: 04.12.2008
- Вероисповедание: православное
- Сыновей: 1
- Дочерей: 2
- Образование: среднее специальное
- Профессия: Пенсионер
- Откуда: Украина
- Контактная информация:
Re: У кого плач - Пьянство
Юлия. Прошу, помолитесь за меня. Раньше это было редко. Сейчас уже понимаю, что пью каждый день. Алкоголь слабый, а зависимость сильная. Ни дня без алкоголя. Пью одна. Раньше пряталась от дочки маленькой, сейчас нет. Начала замечать, что уже почти ничего не интересует кроме бутылки. Запустила себя. Нервная. Мне страшно. Не пью второй день. Очень тяжело. Как будто кто то внутри шепчет - иди, купи, выпей. Но я не пойду. Прошу помолиться, чтобы Бог избавил меня от этой зависимости. Чтобы бросила оставаясь здоровой, и была счастливой без алкоголя как в детстве. Господи, дай мне сил! Прости меня.
Крик души
Юлия. Прошу, помолитесь за меня. Раньше это было редко. Сейчас уже понимаю, что пью каждый день. Алкоголь слабый, а зависимость сильная. Ни дня без алкоголя. Пью одна. Раньше пряталась от дочки маленькой, сейчас нет. Начала замечать, что уже почти ничего не интересует кроме бутылки. Запустила себя. Нервная. Мне страшно. Не пью второй день. Очень тяжело. Как будто кто то внутри шепчет - иди, купи, выпей. Но я не пойду. Прошу помолиться, чтобы Бог избавил меня от этой зависимости. Чтобы бросила оставаясь здоровой, и была счастливой без алкоголя как в детстве. Господи, дай мне сил! Прости меня.
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!
-
Автор темыproktoleon
- Мудрый советчик
- Всего сообщений: 1740
- Зарегистрирован: 04.12.2008
- Вероисповедание: православное
- Сыновей: 1
- Дочерей: 2
- Образование: среднее специальное
- Профессия: Пенсионер
- Откуда: Украина
- Контактная информация:
Re: У кого плач - Пьянство
В Египте жил один пустынник-монах. И вот бес, после многолетней борьбы с ним пообещал ему, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершил один какой-либо грех из трёх. Он предложил три греха: убийство, блуд и пьянство.
— Соверши, — говорил он, — какой-либо один из них: или человека убей, или соблуди, или один раз упейся — и дальше ты пребудешь в мире, и после этого я уже не буду тебя искушать никакими искушениями.
Пустынник же тот подумал про себя так: «Человека убить — страшно, ибо это есть и само по себе большое зло, и заслуживает смертной казни как по божьему суду, так и по гражданскому. Совершить блуд, стыд, погубить хранимую до того чистоту тела — жаль, и гнусно оскверниться не познавшему ещё этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне». И вот, взяв своё рукоделие, он пошёл в город и, продав его, вошёл в корчму и упился.
По сатанинскому действию случилось ему беседовать с некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщён, он пал с нею. Когда он совершал с ней грех, пришёл муж той женщины и, застав грешащего с женой, начал его бить, а он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолев его, убил.
Таким образом, тот пустынник совершил все три греха: блуд и убийство, начав с пьянства. Каких грехов он трезвый боялся и гнушался, те он смело совершил пьяный и через это погубил свои многолетние труды.
ПРИТЧА О ПЬЯНСТВЕ
В Египте жил один пустынник-монах. И вот бес, после многолетней борьбы с ним пообещал ему, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершил один какой-либо грех из трёх. Он предложил три греха: убийство, блуд и пьянство.
— Соверши, — говорил он, — какой-либо один из них: или человека убей, или соблуди, или один раз упейся — и дальше ты пребудешь в мире, и после этого я уже не буду тебя искушать никакими искушениями.
Пустынник же тот подумал про себя так: «Человека убить — страшно, ибо это есть и само по себе большое зло, и заслуживает смертной казни как по божьему суду, так и по гражданскому. Совершить блуд, стыд, погубить хранимую до того чистоту тела — жаль, и гнусно оскверниться не познавшему ещё этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне». И вот, взяв своё рукоделие, он пошёл в город и, продав его, вошёл в корчму и упился.
По сатанинскому действию случилось ему беседовать с некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщён, он пал с нею. Когда он совершал с ней грех, пришёл муж той женщины и, застав грешащего с женой, начал его бить, а он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолев его, убил.
Таким образом, тот пустынник совершил все три греха: блуд и убийство, начав с пьянства. Каких грехов он трезвый боялся и гнушался, те он смело совершил пьяный и через это погубил свои многолетние труды.
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!
-
Автор темыproktoleon
- Мудрый советчик
- Всего сообщений: 1740
- Зарегистрирован: 04.12.2008
- Вероисповедание: православное
- Сыновей: 1
- Дочерей: 2
- Образование: среднее специальное
- Профессия: Пенсионер
- Откуда: Украина
- Контактная информация:
Re: У кого плач - Пьянство
Хорошо известна притча Спасителя о нечистом духе, вышедшем из человека. «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, пришедши, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». (Мф. 12: 43-45).
Нечистые духи в аскетическом понимании соединяются с различными родами страстей. Таким образом, вышедший из человека нечистый дух — есть вместе с тем некая побежденная страсть.
Что бы нужно было сделать человеку, сумевшему победить греховную привычку? Для начала поставить ум свой на страже сердца. А если этого нет?.. Посмотрим, что может получиться…
Итак, грех побежден! Ура! Склонность, положим, к пьянству изгнана из моего сердца. И я торжествую. Увы, недолго. Я не успел дать место Духу Святому в моем вычищенном сердце. (И это так понятно! Я так старался сам, так сильно и умиленно просил помощи Божией; так сердечно и долго пытались помочь мне мои близкие — всячески, и прежде всего — соединенной своей молитвой. И теперь я спокойно и безмятежно отдыхаю.) Но тут-то нечистый дух пьянства, поскитавшись по безводным местам, ища покоя, и не обретя, тихонечко возвращается — и, видя горницу души пустой, идет за известной ему семеркой товарищей, которые помогут ему — по опыту знает — вновь вселиться в эту чистенькую, и такую лакомую, такую желанную душу. Дело облегчается тем, что, как он видит,— сторожа нет.
Первым в дело идет нечистый ДУХ ГОРДОСТИ, который в зависимости от характера и настроения чистенького «пациента», раскрывается одним из трех лиц: самодовольство («какой я все же молодец, что сумел сам победить свой грех»), самонадеянность («оказывается, это не так уж трудно; и у меня вполне достаточно сил, чтобы справиться с этим»), самоуверенность («да и вообще эта мерзость не посмеет больше ко мне приблизиться, зная, что я опытный борец с нею и победитель»). И при моей неопытности в духовно-нравственной жизни он, соблазняя меня тремя своими лицами в любом сочетании и последовательности,— проникает и прочно обосновывается в бедной моей душе.
И не просто обосновывается; он дает проход своему товарищу, другому нечистому духу, ДУХУ ЛЕНОСТИ. И действительно — что такое? — все прекрасно и навсегда: дух пьянства не возвращается, другие безобразные духи тоже недвижны по отношению ко мне (а дух самодовольства самоуверенности, самонадеянности проник ласково и незаметно) — можно и отдохнуть. Прежде в моей жизни было много греха, но много и напряженной борьбы. Я устал от этой напряженности; и совесть спокойна; да и что теперь, собственно, нужно делать? — труд духовный, кажется? — ничего, можно и немного погодя. А пока — отдохнем…
И вот я, нравственный богатырь, свален и опутан сладкой паутиной духа лености, нежелания напряженности. А сей властитель уступает местечко и следующему своему товарищу, закрепляющему успех - ДУХУ ДЕЛАНИЯ ВНЕШНЕГО. Всякое внешнее делание имеет обычно то свойство, что им, как правило, душа удовлетворяется. Ехидно вползший третий дух нечистый или совсем аннулирует молитву, или делает ее бессильной. Я лишаюсь одного из главных оружий.
Чувство удовлетворенности, так присущее внешнему деланию, гонит прочь остатки покаяния (если только они еще сохранились в моей душе), но пропускает торжественно и пышно появляющегося четвертого нечистого ДУХА — НЕРАСКАЯННОСТИ, нежелания каяться. Он бесстрашно проходит в сопровождении хороших помощников: самооправдания и невнимательности к себе. Для более крупных погрешностей тут же находятся извинительные причины. Даже бывая в церкви на исповеди (в основном на «общей»), по существу остаюсь нераскаянным. Так я лишаюсь и другого главного оружия. Нераскаянность уже и сама по себе может привлечь из безводных мест любых нечистых духов; но они — многоопытные — знают, как действовать, где удобнее всего нанести самый больной удар.
Его наносит следующий нечистый дух — ДУХ НЕБЛАГОДАРНОСТИ; ему к тому же естественно занять свое срединное место там, где уже обжились самодовольство, лень, безмолитвенность, нераскаянность. Я, неблагодарный, ничего доброго не способен видеть ни в действиях Божиих, ни в действиях людей, жалостливо спешащих мне на помощь, а все приписываю себе.
Тогда-то, вслед за неблагодарностью, скачет шестой нечистый дух. Он приносит с собой РАВНОДУШИЕ ко всем людям. Он приносит с собой замкнутость на себе. И мне все люди небезразличны уже лишь по тому, какие они со всех сторон несут мне обиды (обиды, конечно, мнимые, но для меня-то они действительны). Растет озлобленность и недовольство. Между тем, сам я в своей ослепленности и равнодушии, раздаю обиды направо и налево, но, не видя людей, не вижу и наносимые мною обиды. В моей окрестности, по естественному порядку вещей, смыкается круг одиночества. Наиболее разрушительно мое отношение к тем, кто стремится меня спасти…
Сей нечистый дух хорошо поработал. Вкруг меня одни обломки: обломки моей души; обломки прежних добрых отношений. Еще я по укоренившейся привычке во всех моих бедах вижу вину тех, кто суть и были окрест меня, в себе же наблюдаю одно добросердечие, но уже все более и более неладно становится на душе, и от этой неладности возрастает смутность, и самое главное — невесть как освободиться. И тогда-то вползает и распространяется, как кисель, по всему пространству души седьмой страшнейший дух нечистый — ДУХ УНЫНИЯ. О его действии можно написать диссертацию, но — печальную. Посему лучше здесь поставить точку.
Из книги «Наследный дар архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
ПОКАЯЛИСЬ И ВСЁ? СЕМЬ НЕЧИСТЫХ ДУХОВ
Хорошо известна притча Спасителя о нечистом духе, вышедшем из человека. «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, пришедши, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, вошедши, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». (Мф. 12: 43-45).
Нечистые духи в аскетическом понимании соединяются с различными родами страстей. Таким образом, вышедший из человека нечистый дух — есть вместе с тем некая побежденная страсть.
Что бы нужно было сделать человеку, сумевшему победить греховную привычку? Для начала поставить ум свой на страже сердца. А если этого нет?.. Посмотрим, что может получиться…
Итак, грех побежден! Ура! Склонность, положим, к пьянству изгнана из моего сердца. И я торжествую. Увы, недолго. Я не успел дать место Духу Святому в моем вычищенном сердце. (И это так понятно! Я так старался сам, так сильно и умиленно просил помощи Божией; так сердечно и долго пытались помочь мне мои близкие — всячески, и прежде всего — соединенной своей молитвой. И теперь я спокойно и безмятежно отдыхаю.) Но тут-то нечистый дух пьянства, поскитавшись по безводным местам, ища покоя, и не обретя, тихонечко возвращается — и, видя горницу души пустой, идет за известной ему семеркой товарищей, которые помогут ему — по опыту знает — вновь вселиться в эту чистенькую, и такую лакомую, такую желанную душу. Дело облегчается тем, что, как он видит,— сторожа нет.
Первым в дело идет нечистый ДУХ ГОРДОСТИ, который в зависимости от характера и настроения чистенького «пациента», раскрывается одним из трех лиц: самодовольство («какой я все же молодец, что сумел сам победить свой грех»), самонадеянность («оказывается, это не так уж трудно; и у меня вполне достаточно сил, чтобы справиться с этим»), самоуверенность («да и вообще эта мерзость не посмеет больше ко мне приблизиться, зная, что я опытный борец с нею и победитель»). И при моей неопытности в духовно-нравственной жизни он, соблазняя меня тремя своими лицами в любом сочетании и последовательности,— проникает и прочно обосновывается в бедной моей душе.
И не просто обосновывается; он дает проход своему товарищу, другому нечистому духу, ДУХУ ЛЕНОСТИ. И действительно — что такое? — все прекрасно и навсегда: дух пьянства не возвращается, другие безобразные духи тоже недвижны по отношению ко мне (а дух самодовольства самоуверенности, самонадеянности проник ласково и незаметно) — можно и отдохнуть. Прежде в моей жизни было много греха, но много и напряженной борьбы. Я устал от этой напряженности; и совесть спокойна; да и что теперь, собственно, нужно делать? — труд духовный, кажется? — ничего, можно и немного погодя. А пока — отдохнем…
И вот я, нравственный богатырь, свален и опутан сладкой паутиной духа лености, нежелания напряженности. А сей властитель уступает местечко и следующему своему товарищу, закрепляющему успех - ДУХУ ДЕЛАНИЯ ВНЕШНЕГО. Всякое внешнее делание имеет обычно то свойство, что им, как правило, душа удовлетворяется. Ехидно вползший третий дух нечистый или совсем аннулирует молитву, или делает ее бессильной. Я лишаюсь одного из главных оружий.
Чувство удовлетворенности, так присущее внешнему деланию, гонит прочь остатки покаяния (если только они еще сохранились в моей душе), но пропускает торжественно и пышно появляющегося четвертого нечистого ДУХА — НЕРАСКАЯННОСТИ, нежелания каяться. Он бесстрашно проходит в сопровождении хороших помощников: самооправдания и невнимательности к себе. Для более крупных погрешностей тут же находятся извинительные причины. Даже бывая в церкви на исповеди (в основном на «общей»), по существу остаюсь нераскаянным. Так я лишаюсь и другого главного оружия. Нераскаянность уже и сама по себе может привлечь из безводных мест любых нечистых духов; но они — многоопытные — знают, как действовать, где удобнее всего нанести самый больной удар.
Его наносит следующий нечистый дух — ДУХ НЕБЛАГОДАРНОСТИ; ему к тому же естественно занять свое срединное место там, где уже обжились самодовольство, лень, безмолитвенность, нераскаянность. Я, неблагодарный, ничего доброго не способен видеть ни в действиях Божиих, ни в действиях людей, жалостливо спешащих мне на помощь, а все приписываю себе.
Тогда-то, вслед за неблагодарностью, скачет шестой нечистый дух. Он приносит с собой РАВНОДУШИЕ ко всем людям. Он приносит с собой замкнутость на себе. И мне все люди небезразличны уже лишь по тому, какие они со всех сторон несут мне обиды (обиды, конечно, мнимые, но для меня-то они действительны). Растет озлобленность и недовольство. Между тем, сам я в своей ослепленности и равнодушии, раздаю обиды направо и налево, но, не видя людей, не вижу и наносимые мною обиды. В моей окрестности, по естественному порядку вещей, смыкается круг одиночества. Наиболее разрушительно мое отношение к тем, кто стремится меня спасти…
Сей нечистый дух хорошо поработал. Вкруг меня одни обломки: обломки моей души; обломки прежних добрых отношений. Еще я по укоренившейся привычке во всех моих бедах вижу вину тех, кто суть и были окрест меня, в себе же наблюдаю одно добросердечие, но уже все более и более неладно становится на душе, и от этой неладности возрастает смутность, и самое главное — невесть как освободиться. И тогда-то вползает и распространяется, как кисель, по всему пространству души седьмой страшнейший дух нечистый — ДУХ УНЫНИЯ. О его действии можно написать диссертацию, но — печальную. Посему лучше здесь поставить точку.
Из книги «Наследный дар архимандрита Иоанна (Крестьянкина)
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!
-
- Всего сообщений: 20
- Зарегистрирован: 07.11.2017
- Вероисповедание: православное
- Сыновей: 1
- Дочерей: 1
- Образование: высшее
- Профессия: учитель
- Ко мне обращаться: на "вы"
Re: У кого плач - Пьянство
Какая интересная притча! Спасибо! Никогда не слышал.proktoleon: ↑07 ноя 2017, 21:24ПРИТЧА О ПЬЯНСТВЕ
В Египте жил один пустынник-монах. И вот бес, после многолетней борьбы с ним пообещал ему, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершил один какой-либо грех из трёх. Он предложил три греха: убийство, блуд и пьянство.
— Соверши, — говорил он, — какой-либо один из них: или человека убей, или соблуди, или один раз упейся — и дальше ты пребудешь в мире, и после этого я уже не буду тебя искушать никакими искушениями.
Пустынник же тот подумал про себя так: «Человека убить — страшно, ибо это есть и само по себе большое зло, и заслуживает смертной казни как по божьему суду, так и по гражданскому. Совершить блуд, стыд, погубить хранимую до того чистоту тела — жаль, и гнусно оскверниться не познавшему ещё этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я, упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно я буду жить в пустыне». И вот, взяв своё рукоделие, он пошёл в город и, продав его, вошёл в корчму и упился.
По сатанинскому действию случилось ему беседовать с некоей бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщён, он пал с нею. Когда он совершал с ней грех, пришёл муж той женщины и, застав грешащего с женой, начал его бить, а он, оправившись, начал драться с тем мужем и, одолев его, убил.
Таким образом, тот пустынник совершил все три греха: блуд и убийство, начав с пьянства. Каких грехов он трезвый боялся и гнушался, те он смело совершил пьяный и через это погубил свои многолетние труды.
h-909.jpg
-
Автор темыproktoleon
- Мудрый советчик
- Всего сообщений: 1740
- Зарегистрирован: 04.12.2008
- Вероисповедание: православное
- Сыновей: 1
- Дочерей: 2
- Образование: среднее специальное
- Профессия: Пенсионер
- Откуда: Украина
- Контактная информация:
Re: У кого плач - Пьянство
Когда человек предан страстям, то он не видит их в себе и не отделяется от них, потому что живет в них и ими. Но когда воздействует на него благодать Божия, он начинает различать в себе страстное и греховное, признается в нем, кается и решает воздерживаться от того. Начинается борьба. Сначала эта борьба ведется с делами, а когда человек отвыкнет от дурных дел, борьба начинается уже с дурными мыслями и чувствами. И здесь она проходит много степеней... Борьба длится, страсти все более и более исторгаются из сердца, бывает даже и так, что совсем исторгаются...
+++
Признаком, того что страсть исторгнута из сердца, есть - когда сердце начинает питать отвращение и ненависть к страсти. Но когда человек и этого достигнет, то все-таки не значит, чтоб страстные помыслы уже не приходили и не покушались увлечь душу его, - нет, и при этом они будут нападать и соблазнять, хотя и без успеха, потому что сердце с первого же раза поражает их тогда ненавистью и отвращением. Страсть исторгнута из сердца, но она встала подле него, она встала вне его как искуситель.Святитель Феофан Затворник
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!
-
Автор темыproktoleon
- Мудрый советчик
- Всего сообщений: 1740
- Зарегистрирован: 04.12.2008
- Вероисповедание: православное
- Сыновей: 1
- Дочерей: 2
- Образование: среднее специальное
- Профессия: Пенсионер
- Откуда: Украина
- Контактная информация:
Re: У кого плач - Пьянство
-Батюшка, существует такая версия, что если человек умер на Пасху, он сразу попадает в рай, минуя мытарства.
-Такое в Священном Писании нигде не написано. Это придумывают люди, чтобы облегчить свое внутреннее состояние. Сказано, что ни что нечистое в Царство Божие не войдет. Туда входят только те, которые раскаялись, исправились, очистили свою душу, наполнили ее благодатью. Господь говорит: «В чем застану - в том и буду судить». А если в Пасху Господь застал человека, который всю жизнь матом ругался, напивался? Пьяницы Царство Божие не наследуют - так определено. И так просто в рай никто не войдет.
-Такое в Священном Писании нигде не написано. Это придумывают люди, чтобы облегчить свое внутреннее состояние. Сказано, что ни что нечистое в Царство Божие не войдет. Туда входят только те, которые раскаялись, исправились, очистили свою душу, наполнили ее благодатью. Господь говорит: «В чем застану - в том и буду судить». А если в Пасху Господь застал человека, который всю жизнь матом ругался, напивался? Пьяницы Царство Божие не наследуют - так определено. И так просто в рай никто не войдет.
Архимандрит Амвросий (Юрасов)
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!
-
Автор темыproktoleon
- Мудрый советчик
- Всего сообщений: 1740
- Зарегистрирован: 04.12.2008
- Вероисповедание: православное
- Сыновей: 1
- Дочерей: 2
- Образование: среднее специальное
- Профессия: Пенсионер
- Откуда: Украина
- Контактная информация:
Re: У кого плач - Пьянство
Ее самым ярким воспоминанием из детства было не событие, не явление, не случай из жизни, а состояние ожидания. Сейчас Наде казалось, что оно было постоянным. Каждый вечер она ложилась спать с надеждой, что завтра-то уж непременно все изменится и отец перестанет пить. Но ни завтра, ни послезавтра, ни через месяц, ни через годы этого, увы, не происходило. Он так и умер в запое. К тому времени ее детство закончилось, Надежде было уже 17 и ее состоянию ожидания почти столько же. Впервые девушка освободилась от него, когда выпила сама. Дождалась! То, что пришло на смену — радость, ни с чем не сравнимое ощущение свободы, полета, счастья, — она никогда раньше не переживала. Как в сказке про Золушку, девушка вмиг превратилась в принцессу. Ласковое и такое дружелюбное прикосновение спиртного было подобно волшебной палочке феи.
Разумеется, Наде хотелось переживать такие чудесные превращения еще и еще. Она и переживала.
Надежда окончила университет, работала в школе учителем русского языка и литературы. Вышла замуж, у нее родился сын. Только главой их семьи стал алкоголь. Правда, вскоре он перестал объединять супругов: муж пил в своей компании, жена — в своей. Все чаще Надя стала приходить на работу «после вчерашнего». Обильным парфюмом и жвачкой пыталась заглушить запах, а если было совсем тяжко, вела учеников на «экскурсию» к озеру. Подростки, конечно, видели, что с их учительницей что-то «не то», но это, пожалуй, только забавляло их. Как-то Надежда Петровна уснула прямо на уроке, а проснувшись от дернувшейся вниз собственной головы, увидела множество устремленных на нее пар глаз.
Однажды, готовясь к уроку за 15 минут до него, читала параграф в учебнике. И с ужасом обнаружила, что никак не может взять в толк, чем же отличается разделительный мягкий знак от разделительного твердого — это она-то, специалист с университетским образованием была не в состоянии постичь правило для пятиклассников?! Тогда Надя впервые испугалась — не за работу, за себя. И с содроганием подумала: «Видимо, выражение «отпить мозги» имеет буквальный смысл». Но страх быстро прошел.
Потом начались прогулы, липовые больничные, выдумывание уважительных причин. Но Надежда была хороша собой, обаятельна, улыбчива, умела найти общий язык с детьми, их родителями, сослуживцами и даже с завучем и директором. К тому же, Надежда Петровна была талантливым педагогом. Ее, что называется, проносило. Но в один совсем не прекрасный день ей попросту предложили уволиться.
Она закодировалась — «на всю жизнь». Правда, «вся жизнь» длилась всего полгода. И… снова понеслась безудержная пьяная карусель.
Трезвой Наде было плохо, пьяной — хорошо. Но удовольствие, получаемое от алкоголя, уже с лихвой стало покрываться проблемами, приносимыми им же. Тогда Надя, как говорят в народе, «подшилась». И опять ненадолго. Обаяние и общительность уже не помогали. Учительнице «с проблемами» приходилось менять одно место работы за другим, с каждым разом это делать было все сложнее. С мужем разошлись, а сын безумно страдал от алкоголизма родителей.
Сначала робко, потом все настойчивей Надежду стала посещать мысль о том, что она — алкоголик. Молодая женщина, понятное дело, тут же прогоняла из головы непрошеную гостью. «В конце концов, я ведь не пропила еще квартиру, не сбила человека, управляя в пьяном виде автомобилем, я, в конце концов, не стою под пивнушкой с синяком под глазом».
Но прошел год-другой, и Надя уже стояла возле той самой пивнушки с синяком под глазом, дожидаясь недопитых кружек и стаканов, и с жадностью глотала чужие остатки. Она могла, ничуть не смущаясь, в четыре утра звонить в двери к соседям и просить денег на выпивку. Выходила на улицу, безошибочно высматривала пьющую компанию и устремлялась к ней. Надежда уже нигде не работала, жить ей было не на что, она попрошайничала. О том, как жил и что ел ее сын, мать понятия не имела.
Однажды она была в запое уже много недель, пила что попало и где попало. Очнулась как-то, почти раздетая, на лестничной клетке незнакомого дома. Было раннее весеннее утро. Надя замерзла. Сквозь мелькающие обрывки полупьяных образов, мыслей, видений ее неожиданно пронзил вопрос, нещадно впившийся в больное сознание: «Если я сейчас умру, то в каком же виде моя душа предстанет перед Всевышним? Пьяной? И как она, пьяная, сможет оправдаться?» Наверное, это было первым, хотя и уродливым, размышлением в жизни Нади о Боге и вечности. Конечно, она и раньше просила Его: «Господи, помоги!», когда были особо тяжкие дни похмелья. Он помогал, и она о Нем забывала. Теперь же впервые женщина не просила, она — убоялась…
Шатаясь, Надя отправилась на поиски своего дома. Ходила, искала очень долго. Наконец нашла. Но, к ужасу своему, не могла вспомнить ни подъезда, ни этажа, ни квартиры. Неизвестно, сколько бы она так бродила полуголая по двору, если бы ее не увидела соседка и не позвала Надиного сына: «Иди, забери мать».
Дома Надежда сразу же уснула, а очнувшись, просить могла только одного — выпить. Сын, к тому времени уже 13-летний подросток, ответил матери простым вопросом: «А дальше что?» Она не нашлась что сказать. Начался ее мучительный выход из запоя. С белой горячкой, слуховыми и зрительными галлюцинациями, эпилептическим припадком. К тому времени Надя уже знала, что больна туберкулезом — допивание из чужих кружек и курение подобранных окурков не прошли бесследно. Она лишь не знала, что заразила этой страшной болезнью своего сына.
Оказавшись в туберкулезной больнице, Надежда натолкнулась на глубокое презрение к себе со стороны медперсонала. О ней, казалось, забыли все. Никто ни разу не пришел к ней в больницу. Надя искренне думала, что вскоре умрет, во всяком случае, до следующей весны ей не дожить. Врачи и не старались уверить ее в обратном. Она не боялась смерти — уж не может та быть страшнее алкогольного ада, который пережила несчастная женщина. Надежда боялась послесмертия. Но была настолько опустошена, растерзана, изуродована и почти уничтожена алкоголем, что не было у нее никаких сил относиться хоть как-нибудь хоть к чему-нибудь, она обреченно ждала конца.
Но все-таки она еще жила, и вот это махонькое, хрупкое, но живое в ней отчаянно рвалось куда-то? Куда?
Однажды краем уха услышала: по четвергам в больницу приходит священник. Желающие могут прийти к 16.00 в столовую. Едва переставляя ноги, Надя пришла. Спроси ее зачем, она бы не сказала. Но никто не спросил. Что говорил тогда священник, Надежда не понимала (фраза «отпить мозги» все-таки имеет буквальный смысл), она только слушала его голос, интонацию, и от них становилось легче, они убаюкивали. Возможно, она задремала, или глубоко задумалась. Когда очнулась, увидела рядом лицо священника. Они были в столовой одни.
— Как Вас зовут?
— Надя, Надежда.
— Крещеная?
— Да.
— Что, очень плохо?
— Я умираю…
Священник тихо смотрел, и столько в его глазах увидела Надя доброты, понимания, сострадания, участия — того, чего она в своей жизни не видела никогда. К нему, а через него ввысь, к Богу рванулся кусочек жизни в Наде — ее душа. Из нее потоком хлынуло все то, что копилось в ней, как в сточной канаве, мучило, о чем старалась забыть, закопать в себе. Господи, сколько же грязи сумела она скопить за свою, в сущности, недлинную жизнь! Слова, порой бессвязные, вперемешку со слезами, стонами и каким-то нечеловеческим воем по временам только накрывались батюшкиным «Господи, помилуй!»… Потом, лежа на кровати в своей палате, женщина превратилась в один комок боли. Ее утопленная в алкоголе, истерзанная, искореженная душа, казалось, заполнила собой все тело. И из самого нутра ввысь, к Небу шел вопль: «Господи, помилуй, не дай умереть без покаяния!»
Из больницы Надежда выписалась в никуда. Ей было 40 лет, у нее не было ни друзей, ни денег, ни еды. Сын лечился от туберкулеза вдали от дома. А в квартире, в которой месяцами никто не жил и в которой были выбиты все окна, гулял ветер. Ни о какой работе Наде с таким диагнозом и думать не приходилось. Она чувствовала себя совершенно одинокой, находящейся на самом дне жизни. Ей некуда было идти, кроме одного-единственного места. Но она не могла пойти туда просто так.
Очередь на исповедь шла невыразимо медленно, то и дело впереди кто-то подстраивался, повернувшись ко всем, кланялся, произносил: «Простите меня, грешного», и устремлялся к аналою. Стоять Наде было тяжело, настолько тяжело, что временами казалось, что она просто рухнет сейчас на пол. Когда состояние ее приблизилось к критическому, кто-то рядом спросил: «Вы идете?» На ватных ногах она подошла к священнику, впилась глазами в Распятие и замерла. Все слова вдруг застряли в горле. «Слава Богу, что пришла, Надежда», — уже знакомый батюшка решил помочь ей. А Надя, оттого, что священник запомнил ее имя, ее — горькой пропойцы, почти потерявшей человеческий облик, залилась слезами. Они лились и лились, омывая каждый грех, принесенный ей Богу, словно делая его заметнее, виднее, как хозяйка омывает и обтирает каждый помидор, выкладывая его на прилавок. Казалось, не будет конца словам, грехам, слезам — ну как же, вся жизнь тут сейчас! Наконец батюшка спросил: «Каешься в содеянном?» «Каюсь…» Епитрахиль, разрешительная молитва, дорога домой. Дорога к себе. Дорога в новую жизнь. Назавтра было Причастие — Святых Христовых Тайн. Надя совершенно не понимала происходящего — Тайна же. Она только почувствовала, что исчезла боль. Совсем. Ее душа больше не болела…
Но о том, какая она, Надежде пришлось вспомнить. И напомнил ей об этом сын. Именно он, ее кровиночка, стал воплощением того страшного прошлого, которое Надежда так беспечно и предательски забыла. Ему, многие годы убеждавшему мать, что он не будет пить «ни-ко-гда», хватило лишь одного года, чтобы вплотную приблизиться к той адской бездне, из которой, по милости Божией, удалось выкарабкаться Надежде. Случилось то, что в народе называется «с места в карьер» — сын бегом бежал по материнскому пути: он пил запоем, уже нигде не учился и не работал, воровал деньги у матери, просиживал их в казино, влезал в бешеные игровые долги, и Надежде, чтобы вернуть их, пришлось продать все ценные вещи, приобретенные за десять благополучных лет. По ночам ей часто звонили и просили забрать его пьяного, нередко жестоко избитого, и сам он уже не раз вскрывал себе вены в алкогольном чаду, благо, мать оказывалась рядом. Она, как могла, пыталась воспрепятствовать этому кошмару, испробовано было все, или почти все: уговоры, объяснения, разговоры «по душам». Мать приводила в пример свою жизнь, ругалась, шантажировала, запирала его в комнате, выливала спиртное в раковину, угрожала участковым, психушкой и ЛТП. В минуты полного отчаяния и бессилия Надежда недоумевала: «Как же так?! Ты видел всю мою страшную жизнь. Ты жил в ней! Ты сам убеждал меня, что никогда не будешь пить… И что?..» Иногда она подходила к запретной грани: желала смерти своему сыну, ей было легче убить его, чем видеть весь этот кошмар…
Вот и в этот раз она пыталась остановить его, уже нетрезвого, встала на пути к выходу, дико закричала последнее, чем могла ударить: «Ах так! Забыл меня пьяную? Ну так я вернусь!» Замахнулась, но он перехватил ее руку перед самым лицом. И тут мать увидела след на его запястье. Нахлынувшая волна воспоминаний обожгла так, что Надежда задохнулась, крик застрял в горле, земля ушла из-под ног. Боже мой! Да ведь это она, двадцать лет назад, точно так же, как теперь ее сын, хотела уйти из дома: ее ждала веселая компания. А трехлетний малыш не хотел, чтобы мама снова уходила. Он цеплялся ручонками за ее платье, он плакал и просил ее. Надежда была неумолима. Она отталкивала его, словно собачонку, но мальчик снова кидался с плачем вслед за матерью. Тогда она взяла сына за руку и прямо в запястье впечатала горящую сигарету. Малыш взвился от боли и зашелся в крике, а получившая долгожданную свободу мать выскочила за дверь… Вслед за этим воспоминанием пошли другие, не менее страшные: вот Надежда уже неделю не появляется дома и на работе. Оправдательного документа нет, и она начинает в кабинете директора выдумывать душещипательную историю о внезапной болезни ребенка, которая якобы случилась у мальчика в тот момент, когда он был с бабушкой в другом городе. Как, узнав об этом, кинулась она, мать, на попутках в тот город, как застала сына в реанимации, как перепугалась настолько, что не побеспокоилась ни о каком больничном. Ее тогда в очередной раз пожалели — не уволили. Довольная, что ей опять сошла с рук ее пьянка и обман, с чувством победительницы Надежда наконец-то явилась домой, и тут ложь обернулась явью — с порога она узнала, что «Скорая» только что увезла ее мальчика в реанимацию…
А вот другая картина из прошлого: сын, уже десятилетний, не зная, как заставить мать перестать пить, распахнул окно, сел на подоконник лицом к улице и, свесив ноги с 8 этажа, начал считать до трех: «Потом прыгну»…
Нахлынувшее прошлое накрыло Надежду подобно бетонной плите. Она была раздавлена, уничтожена. «Я не перенесу этого: ни прошлого, ни настоящего». И в тот же миг как будто кто-то (кто?) вернул ее к последним словам, брошенным уходящему сыну, и подсказал: «Ты так долго мучилась. Ты испробовала все. Зачем тебе такая жизнь? А ты только представь, как легко и хорошо тебе станет, если ты выпьешь…» «Да-да, выпить, станет легче, я успокоюсь». Надежда кинулась в комнату сына в поисках бутылки: «Должна же быть где-то у него заначка». Она нашла ее, бутылку вина. «Сейчас. Сейчас все мои муки закончатся…»
И следом возник вопрос: «А что потом?..» Что будет потом, Надежда знала лучше, чем кто-либо другой. Из кладовой памяти потянулись цепью кандалов воспоминания о том, какой жестокой и мучительной бывает расплата за час веселья. Как раскалывается наутро голова, как сдавливает сердце и полыхает огнем печень. Как страшна бывает ночь, когда бросает то в жар, то в холод, а сон не идет, и ночные минуты кажутся часами. Как воспаляются мозги и словно превращаются в кипящую смолу. Но все телесные муки ничто в сравнении с теми страданиями, которые испытывает душа. Как ледяной струйкой в нее медленно вползает тоска и страх. Как ужасны и жутки бывают те видения, которые становятся реальностью на тот момент, а реальность эта — ад, вот он, рядом, сделай только шаг.
Многие алкоголики не выдерживают таких пыток и делают этот шаг — кончают жизнь самоубийством. А ему еще могут предшествовать сломанные ребра, отбитые печенки, потеря друзей и близких, разводы, лишение родительских прав, увольнения с работы, отобранные квартиры, болезни, преступления, совершенные в пьяном виде… «И это все может стать будущим моего бедного сына», — со страхом подумала Надежда.
Память ей напомнила услышанную когда-то фразу: «Ни один алкоголик не собирался становиться таковым изначально». А уж ее-то мальчик точно не собирался. Страдалец, тринадцать лет своей жизни, как крест, нес он на своих детских плечах алкоголизм матери. И вот теперь, когда он сам оказался в том же рабстве, что же делает его мать, мнящая себя благочестивой христианкой, читающая еженедельно акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша»?! Надежда отставила бутылку и подошла к иконе, долго всматривалась в знакомый образ:
«Матерь Божья! Да ведь ему, сыну моему, не выбраться из этой чаши самому. Как Сын Твой, по пояс он уже в ней стоит, да только не в спасительной, а в губительной чаше. Ты, Матушка-Богородица, за спиной Сыновней руки раскинула-распростерла — и оберегаешь, и благословляешь, и осеняешь… А я? Господи! Прости Ты меня! За гордыню мою прости! За нелюбовь прости! За немолитву мою материнскую прости!..»
На столе осталась стоять бутылка вина. Непочатая.
Надежда и «Неупиваемая Чаша»..
Ее самым ярким воспоминанием из детства было не событие, не явление, не случай из жизни, а состояние ожидания. Сейчас Наде казалось, что оно было постоянным. Каждый вечер она ложилась спать с надеждой, что завтра-то уж непременно все изменится и отец перестанет пить. Но ни завтра, ни послезавтра, ни через месяц, ни через годы этого, увы, не происходило. Он так и умер в запое. К тому времени ее детство закончилось, Надежде было уже 17 и ее состоянию ожидания почти столько же. Впервые девушка освободилась от него, когда выпила сама. Дождалась! То, что пришло на смену — радость, ни с чем не сравнимое ощущение свободы, полета, счастья, — она никогда раньше не переживала. Как в сказке про Золушку, девушка вмиг превратилась в принцессу. Ласковое и такое дружелюбное прикосновение спиртного было подобно волшебной палочке феи.
Разумеется, Наде хотелось переживать такие чудесные превращения еще и еще. Она и переживала.
Надежда окончила университет, работала в школе учителем русского языка и литературы. Вышла замуж, у нее родился сын. Только главой их семьи стал алкоголь. Правда, вскоре он перестал объединять супругов: муж пил в своей компании, жена — в своей. Все чаще Надя стала приходить на работу «после вчерашнего». Обильным парфюмом и жвачкой пыталась заглушить запах, а если было совсем тяжко, вела учеников на «экскурсию» к озеру. Подростки, конечно, видели, что с их учительницей что-то «не то», но это, пожалуй, только забавляло их. Как-то Надежда Петровна уснула прямо на уроке, а проснувшись от дернувшейся вниз собственной головы, увидела множество устремленных на нее пар глаз.
Однажды, готовясь к уроку за 15 минут до него, читала параграф в учебнике. И с ужасом обнаружила, что никак не может взять в толк, чем же отличается разделительный мягкий знак от разделительного твердого — это она-то, специалист с университетским образованием была не в состоянии постичь правило для пятиклассников?! Тогда Надя впервые испугалась — не за работу, за себя. И с содроганием подумала: «Видимо, выражение «отпить мозги» имеет буквальный смысл». Но страх быстро прошел.
Потом начались прогулы, липовые больничные, выдумывание уважительных причин. Но Надежда была хороша собой, обаятельна, улыбчива, умела найти общий язык с детьми, их родителями, сослуживцами и даже с завучем и директором. К тому же, Надежда Петровна была талантливым педагогом. Ее, что называется, проносило. Но в один совсем не прекрасный день ей попросту предложили уволиться.
Она закодировалась — «на всю жизнь». Правда, «вся жизнь» длилась всего полгода. И… снова понеслась безудержная пьяная карусель.
Трезвой Наде было плохо, пьяной — хорошо. Но удовольствие, получаемое от алкоголя, уже с лихвой стало покрываться проблемами, приносимыми им же. Тогда Надя, как говорят в народе, «подшилась». И опять ненадолго. Обаяние и общительность уже не помогали. Учительнице «с проблемами» приходилось менять одно место работы за другим, с каждым разом это делать было все сложнее. С мужем разошлись, а сын безумно страдал от алкоголизма родителей.
Сначала робко, потом все настойчивей Надежду стала посещать мысль о том, что она — алкоголик. Молодая женщина, понятное дело, тут же прогоняла из головы непрошеную гостью. «В конце концов, я ведь не пропила еще квартиру, не сбила человека, управляя в пьяном виде автомобилем, я, в конце концов, не стою под пивнушкой с синяком под глазом».
Но прошел год-другой, и Надя уже стояла возле той самой пивнушки с синяком под глазом, дожидаясь недопитых кружек и стаканов, и с жадностью глотала чужие остатки. Она могла, ничуть не смущаясь, в четыре утра звонить в двери к соседям и просить денег на выпивку. Выходила на улицу, безошибочно высматривала пьющую компанию и устремлялась к ней. Надежда уже нигде не работала, жить ей было не на что, она попрошайничала. О том, как жил и что ел ее сын, мать понятия не имела.
Однажды она была в запое уже много недель, пила что попало и где попало. Очнулась как-то, почти раздетая, на лестничной клетке незнакомого дома. Было раннее весеннее утро. Надя замерзла. Сквозь мелькающие обрывки полупьяных образов, мыслей, видений ее неожиданно пронзил вопрос, нещадно впившийся в больное сознание: «Если я сейчас умру, то в каком же виде моя душа предстанет перед Всевышним? Пьяной? И как она, пьяная, сможет оправдаться?» Наверное, это было первым, хотя и уродливым, размышлением в жизни Нади о Боге и вечности. Конечно, она и раньше просила Его: «Господи, помоги!», когда были особо тяжкие дни похмелья. Он помогал, и она о Нем забывала. Теперь же впервые женщина не просила, она — убоялась…
Шатаясь, Надя отправилась на поиски своего дома. Ходила, искала очень долго. Наконец нашла. Но, к ужасу своему, не могла вспомнить ни подъезда, ни этажа, ни квартиры. Неизвестно, сколько бы она так бродила полуголая по двору, если бы ее не увидела соседка и не позвала Надиного сына: «Иди, забери мать».
Дома Надежда сразу же уснула, а очнувшись, просить могла только одного — выпить. Сын, к тому времени уже 13-летний подросток, ответил матери простым вопросом: «А дальше что?» Она не нашлась что сказать. Начался ее мучительный выход из запоя. С белой горячкой, слуховыми и зрительными галлюцинациями, эпилептическим припадком. К тому времени Надя уже знала, что больна туберкулезом — допивание из чужих кружек и курение подобранных окурков не прошли бесследно. Она лишь не знала, что заразила этой страшной болезнью своего сына.
Оказавшись в туберкулезной больнице, Надежда натолкнулась на глубокое презрение к себе со стороны медперсонала. О ней, казалось, забыли все. Никто ни разу не пришел к ней в больницу. Надя искренне думала, что вскоре умрет, во всяком случае, до следующей весны ей не дожить. Врачи и не старались уверить ее в обратном. Она не боялась смерти — уж не может та быть страшнее алкогольного ада, который пережила несчастная женщина. Надежда боялась послесмертия. Но была настолько опустошена, растерзана, изуродована и почти уничтожена алкоголем, что не было у нее никаких сил относиться хоть как-нибудь хоть к чему-нибудь, она обреченно ждала конца.
Но все-таки она еще жила, и вот это махонькое, хрупкое, но живое в ней отчаянно рвалось куда-то? Куда?
Однажды краем уха услышала: по четвергам в больницу приходит священник. Желающие могут прийти к 16.00 в столовую. Едва переставляя ноги, Надя пришла. Спроси ее зачем, она бы не сказала. Но никто не спросил. Что говорил тогда священник, Надежда не понимала (фраза «отпить мозги» все-таки имеет буквальный смысл), она только слушала его голос, интонацию, и от них становилось легче, они убаюкивали. Возможно, она задремала, или глубоко задумалась. Когда очнулась, увидела рядом лицо священника. Они были в столовой одни.
— Как Вас зовут?
— Надя, Надежда.
— Крещеная?
— Да.
— Что, очень плохо?
— Я умираю…
Священник тихо смотрел, и столько в его глазах увидела Надя доброты, понимания, сострадания, участия — того, чего она в своей жизни не видела никогда. К нему, а через него ввысь, к Богу рванулся кусочек жизни в Наде — ее душа. Из нее потоком хлынуло все то, что копилось в ней, как в сточной канаве, мучило, о чем старалась забыть, закопать в себе. Господи, сколько же грязи сумела она скопить за свою, в сущности, недлинную жизнь! Слова, порой бессвязные, вперемешку со слезами, стонами и каким-то нечеловеческим воем по временам только накрывались батюшкиным «Господи, помилуй!»… Потом, лежа на кровати в своей палате, женщина превратилась в один комок боли. Ее утопленная в алкоголе, истерзанная, искореженная душа, казалось, заполнила собой все тело. И из самого нутра ввысь, к Небу шел вопль: «Господи, помилуй, не дай умереть без покаяния!»
Из больницы Надежда выписалась в никуда. Ей было 40 лет, у нее не было ни друзей, ни денег, ни еды. Сын лечился от туберкулеза вдали от дома. А в квартире, в которой месяцами никто не жил и в которой были выбиты все окна, гулял ветер. Ни о какой работе Наде с таким диагнозом и думать не приходилось. Она чувствовала себя совершенно одинокой, находящейся на самом дне жизни. Ей некуда было идти, кроме одного-единственного места. Но она не могла пойти туда просто так.
Очередь на исповедь шла невыразимо медленно, то и дело впереди кто-то подстраивался, повернувшись ко всем, кланялся, произносил: «Простите меня, грешного», и устремлялся к аналою. Стоять Наде было тяжело, настолько тяжело, что временами казалось, что она просто рухнет сейчас на пол. Когда состояние ее приблизилось к критическому, кто-то рядом спросил: «Вы идете?» На ватных ногах она подошла к священнику, впилась глазами в Распятие и замерла. Все слова вдруг застряли в горле. «Слава Богу, что пришла, Надежда», — уже знакомый батюшка решил помочь ей. А Надя, оттого, что священник запомнил ее имя, ее — горькой пропойцы, почти потерявшей человеческий облик, залилась слезами. Они лились и лились, омывая каждый грех, принесенный ей Богу, словно делая его заметнее, виднее, как хозяйка омывает и обтирает каждый помидор, выкладывая его на прилавок. Казалось, не будет конца словам, грехам, слезам — ну как же, вся жизнь тут сейчас! Наконец батюшка спросил: «Каешься в содеянном?» «Каюсь…» Епитрахиль, разрешительная молитва, дорога домой. Дорога к себе. Дорога в новую жизнь. Назавтра было Причастие — Святых Христовых Тайн. Надя совершенно не понимала происходящего — Тайна же. Она только почувствовала, что исчезла боль. Совсем. Ее душа больше не болела…
+++
С тех пор прошло 10 лет. Долгих лет. Счастливых лет. Вслед за душой восстанавливалось тело. Восстанавливалась жизнь. Мать с сыном выздоравливали, причем настолько, что через несколько лет оба были сняты с учета в тубдиспансере. Появилась работа, да такая, о какой и не мечталось даже в лучшие годы жизни. И еще много чего появилось. Надежда не пила, и это ей легко давалось. Ходила в церковь — по воскресным дням на литургию, по вторникам на акафист перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Раз в месяц — обязательно на исповедь и Причастие. По утрам и вечерам — вычитывала молитвенное правило. Соблюдала посты. Давала милостыню. В общем, вела самую что ни на есть христианскую жизнь. Прошлое, оплаканное и исповеданное, постепенно забывалось (прощена ведь). Надежда была довольна собой. И постепенно в этом довольстве все меньше оставалось места чувству благодарности Богу. Его бесценные дары начали восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Попрошайки пьяно-бомжеобразного вида, стоящие у церковных ворот, стали вызывать чувство брезгливости. А на встречающихся спившихся женщин отклик в Надином сердце был только один: «Слава Богу, я не такая».Но о том, какая она, Надежде пришлось вспомнить. И напомнил ей об этом сын. Именно он, ее кровиночка, стал воплощением того страшного прошлого, которое Надежда так беспечно и предательски забыла. Ему, многие годы убеждавшему мать, что он не будет пить «ни-ко-гда», хватило лишь одного года, чтобы вплотную приблизиться к той адской бездне, из которой, по милости Божией, удалось выкарабкаться Надежде. Случилось то, что в народе называется «с места в карьер» — сын бегом бежал по материнскому пути: он пил запоем, уже нигде не учился и не работал, воровал деньги у матери, просиживал их в казино, влезал в бешеные игровые долги, и Надежде, чтобы вернуть их, пришлось продать все ценные вещи, приобретенные за десять благополучных лет. По ночам ей часто звонили и просили забрать его пьяного, нередко жестоко избитого, и сам он уже не раз вскрывал себе вены в алкогольном чаду, благо, мать оказывалась рядом. Она, как могла, пыталась воспрепятствовать этому кошмару, испробовано было все, или почти все: уговоры, объяснения, разговоры «по душам». Мать приводила в пример свою жизнь, ругалась, шантажировала, запирала его в комнате, выливала спиртное в раковину, угрожала участковым, психушкой и ЛТП. В минуты полного отчаяния и бессилия Надежда недоумевала: «Как же так?! Ты видел всю мою страшную жизнь. Ты жил в ней! Ты сам убеждал меня, что никогда не будешь пить… И что?..» Иногда она подходила к запретной грани: желала смерти своему сыну, ей было легче убить его, чем видеть весь этот кошмар…
Вот и в этот раз она пыталась остановить его, уже нетрезвого, встала на пути к выходу, дико закричала последнее, чем могла ударить: «Ах так! Забыл меня пьяную? Ну так я вернусь!» Замахнулась, но он перехватил ее руку перед самым лицом. И тут мать увидела след на его запястье. Нахлынувшая волна воспоминаний обожгла так, что Надежда задохнулась, крик застрял в горле, земля ушла из-под ног. Боже мой! Да ведь это она, двадцать лет назад, точно так же, как теперь ее сын, хотела уйти из дома: ее ждала веселая компания. А трехлетний малыш не хотел, чтобы мама снова уходила. Он цеплялся ручонками за ее платье, он плакал и просил ее. Надежда была неумолима. Она отталкивала его, словно собачонку, но мальчик снова кидался с плачем вслед за матерью. Тогда она взяла сына за руку и прямо в запястье впечатала горящую сигарету. Малыш взвился от боли и зашелся в крике, а получившая долгожданную свободу мать выскочила за дверь… Вслед за этим воспоминанием пошли другие, не менее страшные: вот Надежда уже неделю не появляется дома и на работе. Оправдательного документа нет, и она начинает в кабинете директора выдумывать душещипательную историю о внезапной болезни ребенка, которая якобы случилась у мальчика в тот момент, когда он был с бабушкой в другом городе. Как, узнав об этом, кинулась она, мать, на попутках в тот город, как застала сына в реанимации, как перепугалась настолько, что не побеспокоилась ни о каком больничном. Ее тогда в очередной раз пожалели — не уволили. Довольная, что ей опять сошла с рук ее пьянка и обман, с чувством победительницы Надежда наконец-то явилась домой, и тут ложь обернулась явью — с порога она узнала, что «Скорая» только что увезла ее мальчика в реанимацию…
А вот другая картина из прошлого: сын, уже десятилетний, не зная, как заставить мать перестать пить, распахнул окно, сел на подоконник лицом к улице и, свесив ноги с 8 этажа, начал считать до трех: «Потом прыгну»…
Нахлынувшее прошлое накрыло Надежду подобно бетонной плите. Она была раздавлена, уничтожена. «Я не перенесу этого: ни прошлого, ни настоящего». И в тот же миг как будто кто-то (кто?) вернул ее к последним словам, брошенным уходящему сыну, и подсказал: «Ты так долго мучилась. Ты испробовала все. Зачем тебе такая жизнь? А ты только представь, как легко и хорошо тебе станет, если ты выпьешь…» «Да-да, выпить, станет легче, я успокоюсь». Надежда кинулась в комнату сына в поисках бутылки: «Должна же быть где-то у него заначка». Она нашла ее, бутылку вина. «Сейчас. Сейчас все мои муки закончатся…»
И следом возник вопрос: «А что потом?..» Что будет потом, Надежда знала лучше, чем кто-либо другой. Из кладовой памяти потянулись цепью кандалов воспоминания о том, какой жестокой и мучительной бывает расплата за час веселья. Как раскалывается наутро голова, как сдавливает сердце и полыхает огнем печень. Как страшна бывает ночь, когда бросает то в жар, то в холод, а сон не идет, и ночные минуты кажутся часами. Как воспаляются мозги и словно превращаются в кипящую смолу. Но все телесные муки ничто в сравнении с теми страданиями, которые испытывает душа. Как ледяной струйкой в нее медленно вползает тоска и страх. Как ужасны и жутки бывают те видения, которые становятся реальностью на тот момент, а реальность эта — ад, вот он, рядом, сделай только шаг.
Многие алкоголики не выдерживают таких пыток и делают этот шаг — кончают жизнь самоубийством. А ему еще могут предшествовать сломанные ребра, отбитые печенки, потеря друзей и близких, разводы, лишение родительских прав, увольнения с работы, отобранные квартиры, болезни, преступления, совершенные в пьяном виде… «И это все может стать будущим моего бедного сына», — со страхом подумала Надежда.
Память ей напомнила услышанную когда-то фразу: «Ни один алкоголик не собирался становиться таковым изначально». А уж ее-то мальчик точно не собирался. Страдалец, тринадцать лет своей жизни, как крест, нес он на своих детских плечах алкоголизм матери. И вот теперь, когда он сам оказался в том же рабстве, что же делает его мать, мнящая себя благочестивой христианкой, читающая еженедельно акафист иконе Божией Матери «Неупиваемая Чаша»?! Надежда отставила бутылку и подошла к иконе, долго всматривалась в знакомый образ:
«Матерь Божья! Да ведь ему, сыну моему, не выбраться из этой чаши самому. Как Сын Твой, по пояс он уже в ней стоит, да только не в спасительной, а в губительной чаше. Ты, Матушка-Богородица, за спиной Сыновней руки раскинула-распростерла — и оберегаешь, и благословляешь, и осеняешь… А я? Господи! Прости Ты меня! За гордыню мою прости! За нелюбовь прости! За немолитву мою материнскую прости!..»
На столе осталась стоять бутылка вина. Непочатая.
+++
Эта история самая что ни на есть правдишная. Прошло 15 лет с тех пор. Трезвых лет. Надя, уже пенсионерка, еще востребована и работает. Сын женат, у него двое детей. Мать и сын стараются не забывать своего прошлого, чтобы оно не стало их будущим.Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!
-
Автор темыproktoleon
- Мудрый советчик
- Всего сообщений: 1740
- Зарегистрирован: 04.12.2008
- Вероисповедание: православное
- Сыновей: 1
- Дочерей: 2
- Образование: среднее специальное
- Профессия: Пенсионер
- Откуда: Украина
- Контактная информация:
Re: У кого плач - Пьянство
Мы многое можем сделать с сердцами ближних, если мы будем усиленно молиться за них сами, просить о том Церковь и совершать другие подвиги, угодные Богу. Если мы не сделали всего этого, то нельзя думать, что мы сделали все возможное для нас ради ближних.
+++
Не допусти, чтобы твоя любовь к ближнему была короче его несчастья.
+++
Кажется, нет большей скорби у христиан, как видеть своих ближних, утопающих в неверии, грехе или небрежении о спасении своей души. Слова, убеждения и даже слезы чаще всего не помогают, и душа ближнего пребывает духовно мертвой.
Остается лишь надежда на Бога и на молитву о душевно погибающем.Доверьте Господу все ваше беспокойство.У него спросите - что надо делать и как надо говорить с погибающим. Одно слово, пришедшее во время молитвы, стоит больше, чем все наши человеческие измышления.
Вы удивляетесь, что результаты так малы после многих лет усиленных молитв. Это оттого, что вы не можете знать всего. Если любимая заблудшая душа совершила одним грехом меньше - уже хорошо.
+++
Не допусти, чтобы твоя любовь к ближнему была короче его несчастья.
+++
Кажется, нет большей скорби у христиан, как видеть своих ближних, утопающих в неверии, грехе или небрежении о спасении своей души. Слова, убеждения и даже слезы чаще всего не помогают, и душа ближнего пребывает духовно мертвой.
Остается лишь надежда на Бога и на молитву о душевно погибающем.Доверьте Господу все ваше беспокойство.У него спросите - что надо делать и как надо говорить с погибающим. Одно слово, пришедшее во время молитвы, стоит больше, чем все наши человеческие измышления.
Вы удивляетесь, что результаты так малы после многих лет усиленных молитв. Это оттого, что вы не можете знать всего. Если любимая заблудшая душа совершила одним грехом меньше - уже хорошо.
Святитель Филарет Московский (Дроздов)
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!
-
Автор темыproktoleon
- Мудрый советчик
- Всего сообщений: 1740
- Зарегистрирован: 04.12.2008
- Вероисповедание: православное
- Сыновей: 1
- Дочерей: 2
- Образование: среднее специальное
- Профессия: Пенсионер
- Откуда: Украина
- Контактная информация:
Re: У кого плач - Пьянство
«…Но, возлагая надежду на Спасителя, мы не должны оставаться бесчувственными здесь и сами, как это, к сожалению, делают многие из нас, не считая это своим долгом. Странное это явление в нашем христианском обществе. Когда кто-либо падает в воду – мы его спасаем, когда заболевает – мы приглашаем доктора. Но когда погибает в пучине порока не тело только, но и бессмертная душа человеческая, мы равнодушно смотрим и, подобно Каину, говорим: «Какое мне тут дело. Разве я сторож брату своему?»
«…Но, возлагая надежду на Спасителя, мы не должны оставаться бесчувственными здесь и сами, как это, к сожалению, делают многие из нас, не считая это своим долгом. Странное это явление в нашем христианском обществе. Когда кто-либо падает в воду – мы его спасаем, когда заболевает – мы приглашаем доктора. Но когда погибает в пучине порока не тело только, но и бессмертная душа человеческая, мы равнодушно смотрим и, подобно Каину, говорим: «Какое мне тут дело. Разве я сторож брату своему?»
Священномученик Владимир (Богоявленский)
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!
-
Автор темыproktoleon
- Мудрый советчик
- Всего сообщений: 1740
- Зарегистрирован: 04.12.2008
- Вероисповедание: православное
- Сыновей: 1
- Дочерей: 2
- Образование: среднее специальное
- Профессия: Пенсионер
- Откуда: Украина
- Контактная информация:
Re: У кого плач - Пьянство
Если, таким образом, я знаю, что весь народ, среди которого живу я, тяжело страдает от какого-нибудь бедствия, то эта любовь обязывает меня сделать все, что только я могу предпринять к устранению бедствия, а, прежде всего, употребить то средство, которое может быть наиболее действенным. А самое действительное средство против алкоголя, как в отношении общественного оздоровления, так и уврачевания отдельных его жертв, есть совершенное отречение от употребления спиртного.
Священномученик Владимир (Богоявленский)
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!
-
Автор темыproktoleon
- Мудрый советчик
- Всего сообщений: 1740
- Зарегистрирован: 04.12.2008
- Вероисповедание: православное
- Сыновей: 1
- Дочерей: 2
- Образование: среднее специальное
- Профессия: Пенсионер
- Откуда: Украина
- Контактная информация:
Re: У кого плач - Пьянство
Вино лишает человека способности сохранить ум в трезвении. Связанный действием вина, он увлекается в пропасть греховную! В одно мгновение погибают плоды долговременного подвига, потому что Дух Святый отступает от оскверненного грехом. Вот почему сказал преподобный Исаия, египетский отшельник, что любящие вино никогда не сподобятся духовных дарований. Эти дарования, чтоб пребыть в человеке, требуют постоянной чистоты, возможной только при постоянной трезвенности.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!
-
Автор темыproktoleon
- Мудрый советчик
- Всего сообщений: 1740
- Зарегистрирован: 04.12.2008
- Вероисповедание: православное
- Сыновей: 1
- Дочерей: 2
- Образование: среднее специальное
- Профессия: Пенсионер
- Откуда: Украина
- Контактная информация:
Re: У кого плач - Пьянство
Для пьянства есть такие поводы:
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин
И просто пьянство - без причин!
Поминки, праздник, встреча, проводы,
Крестины, свадьба и развод,
Мороз, охота, Новый год,
Выздоровленье, новоселье,
Печаль, раскаянье, веселье,
Успех, награда, новый чин
И просто пьянство - без причин!
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!