Пост и вопросы о постеПравославие в вопросах и ответах

Модератор: м. Фотина

Аватара пользователя
Натали Я
Золотое Сердце
Всего сообщений: 2492
Зарегистрирован: 16.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 3
Дочерей: 2
Образование: высшее
Профессия: экономист
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Россия
 Re: Пост и вопросы о посте

Сообщение Натали Я »

Blondie:Если поститься по уставу перед Причастием, и Причащаться каждую неделю, то получается, что вся неделя почти постная (когда поста нет) ..

источника не помню, но где то встречала, те, кто причащаються каждую неделю, вроде только пятница и субота пост, в общем надо поискать, есть приходы где практика такая, но точно не всю неделю постяться :-|
Не нужно изменять мир, измени только малую частичку этого мира — самого себя, и весь мир изменится вслед за тобой. (Монах Симеон Афонский)
Реклама
Аватара пользователя
Элли
огненная стрела
Всего сообщений: 10752
Зарегистрирован: 13.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 2
Образование: высшее
Профессия: называюсь женою
Ко мне обращаться: на "вы"
Откуда: из заповедника
Контактная информация:
 Re: Пост и вопросы о посте

Сообщение Элли »

1. Завет Спасителя. Господь Иисус Христос призывает нас в Своем Благовестии: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек. (Ин. 6, 53-58). Из этих слов Спасителя ясно следует, что Господь обращает наше внимание на непрестанность Божественного Причащения, поскольку иначе сказал бы, вкусивший и испивший, а не как в Писании ядущий и пиющий.

Также Господь при установлении Таинства говорит: "Сие творите в Мое воспоминание" (Лк.22,19; 1 Кор.11,24), то есть не просто вспоминайте, перебирайте мыслью и чувством, а именно творите, т.е. каждый день и всегда выявляйте делом, совершайте не один, или два, или три раза, но ежедневно (как то объясняет божественный Златоуст[4]) в воспоминание Моих страданий, Моей смерти, Моего Воскресения и всего Моего домостроительства спасения.

К тому же, когда Господь предавал это Таинство Своим ученикам, Он не сказал им в форме совета: "Кто хочет, пусть ест Мое Тело, и кто хочет, пусть пьет Мою Кровь", как Он сказал: Если кто хочет идти за Мною (Мф.16:24) и "если хочешь быть совершенным" (Мф.19:21). Но Он провозгласил повелительно: "Приимите, ядите, сие есть Тело Мое ", и "пейте из нее все, сия есть Кровь Моя" (см. Мф.26,26-28). То есть непременно вы должны есть Мое Тело и обязательно должны пить Мою Кровь (так толкуют преп. Никодим Святогорец и святитель Макарий Коринфский).
Ну тут и вопрос о посте рассматривается :smile:
http://www.kiev-orthodox.org/site/worship/1331/#_ftn4
Сама еще не прочитала - ссылочку бегом сюда..пойду читать.. :smile:
Следующий важный момент, на котором хотелось бы остановится это телесный пост. Телесный пост перед причастием это еще одна традиция Русской Церкви, связанная с редким причащением. Типикон указывает на недельное говение перед причастием. Очевидно, что это норма для причащающихся раз в год и реже, для часто причащающихся (раз в неделю и чаще) телесного поста нет. К сожалению, последней практике следуют в наше время лишь священнослужители и некоторые из благочестивых мирян. Подчеркнем, что телесный пост это не самоцель, а всего лишь средство для ведения более сосредоточенной духовной жизни. Отметим также, что в Церкви есть немало праздников, когда пост противоречит самой идее праздника. Например, если христианин пропостившийся всю Четыредесятницу желает причащаться в дни Пасхальной Светлой седмицы, должен ли он поститься в праздник Пасхи? Разумеется, нет. Заметим, что в Церквах греческого Востока телесный пост перед причастием, как правило, вообще не практикуется[37]. Следует признать, что требование некоторых священников обязательного трех- или однодневного поста для часто (непрестанно) причащающихся мирян, отдает явным клерикализмом. Так как сами эти священники (в полном согласии с требованиями Церкви к часто причащающимся) никаких предписаний о телесном посте не соблюдают и ни в чем, если так можно выразиться, себе не отказывают. Фарисейский подход здесь очевиден. Можно процитировать здесь же ответ видного иерарха нашей Церкви епископа Иллариона (Алфеева): "Ответ на этот вопрос, так же как и на другие подобные вопросы, следует искать в церковном уставе, в Типиконе. Где-либо Типикон предписывает посты сверх тех, которые установлены Святой Церковью? Нет. Какой-либо другой устав, принятый Церковью и одобренный ею в качестве общеобязательного, предписывает эти посты? Не предписывает. Человеку, который причащается редко, который не соблюдает посты, который далек от Церкви, полезно перед причастием несколько дней попоститься. Но если человек соблюдает те посты, что установлены Церковью, - а это четыре многодневных поста, еженедельный пост в среду и пятницу в течение всего года, - то мне кажется, что навязывать ему еще какие-то дополнительные посты не следует. К тому же, если вы откроете православный антикатолический катехизис, который издавался в XIX веке и до сих пор используется в качестве учебного пособия в некоторых духовных семинариях, то там Католическая Церковь обличается за то, что она установила пост в субботу. Там же говорится о том, что пост в субботу противоречит церковным установлениям. Таким образом, тем людям, которые соблюдают посты и церковные правила, навязывать сверх этого еще что-либо не следует. Я бы этим людям рекомендовал, если они в среду и пятницу постятся, то в воскресенье и в праздничные дни со спокойной совестью приступать к причастию Святых Христовых Таин"[38].
(1Ин 4:8), (1 Коринф. 13:4–8).
Аватара пользователя
Kolechko
Надежда форума
Всего сообщений: 2369
Зарегистрирован: 18.06.2010
Вероисповедание: православное
Сыновей: 2
Образование: высшее
Откуда: Подмосковье
 Re: Пост и вопросы о посте

Сообщение Kolechko »

Натали Я:
Blondie:Если поститься по уставу перед Причастием, и Причащаться каждую неделю, то получается, что вся неделя почти постная (когда поста нет) ..

источника не помню, но где то встречала, те, кто причащаються каждую неделю, вроде только пятница и субота пост, в общем надо поискать, есть приходы где практика такая, но точно не всю неделю постяться :-|
Да, именно такое мнение и знаю. Что если причащаешься каждую воскресную Литургию и соблюдаешь среду и пятницу, то субботы достаточно.
Тем хлеб всегда вкусней казался, чем трудней он нам доставался.
Аватара пользователя
Георг
Всего сообщений: 7776
Зарегистрирован: 24.09.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Re: Пост и вопросы о посте

Сообщение Георг »

прп. Ефрем Сирин
О посте

Возлюби нищету Христову, чтобы там обогатиться тебе Христовым Божеством. Возлюби прекраснейший пост — дело досточестное и богоугодное. Пост — колесница, возносящая на небо. Пост рождает пророков; умудряет законодателей. Пост — доброе предохранение для души, надежный сожитель телу. Пост — оружие доблестным, училище подвижников. Пост отражает искушения, умащает на подвиг благочестия; он сожитель трезвенности, виновник целомудрия. Пост — доблесть во бранях. Пост угашал силу огненную. Пост заграждал уста львов. Пост возводит молитву на небо. Пост — матерь здравия. Пост — наставник юности, украшение старцев, добрый спутник путешественникам. У постящихся тело честно, и душа драгоценна. Пост упокоил Лазаря в недрах Авраамовых.

Посему возлюбим его и мы, чтобы и нас прияло Авраамово лоно. Будем убегать роскоши и сопровождаемого шумным смехом пьянства, этой матери блуда. Пьянство не приемлет Господа. Пьянство удаляет от нас Духа Святого. Пост — благоустройство города, благочиние торжища. Пост — мир в домах. Пост — попечитель и предохранение девства. Пост — путь к покаянию. Пост — виновник слез. Пост не любит мира, ни того, что в мире. Посему не будем унывать, постясь, потому что Ангелы в каждой церкви записывают постящихся. Пост не допускает злопамятства. А собирающие в памяти свои огорчения и сделанное им зло, хотя, по-видимому, молятся и постятся, подобны людям, которые черпают воду и вливают ее в разбитую бочку. Не принимает Господь молитвы от того, кто помнит зло на брата. Господу слава и держава во веки веков! Аминь.
Правописание - не моя стихия
Аватара пользователя
Элли
огненная стрела
Всего сообщений: 10752
Зарегистрирован: 13.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 2
Образование: высшее
Профессия: называюсь женою
Ко мне обращаться: на "вы"
Откуда: из заповедника
Контактная информация:
 Re: Пост и вопросы о посте

Сообщение Элли »

http://www.pravmir.ru/uspenskij-post-2/
«В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) это время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.

Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми. Это понятие радости может показаться странным рядом с предельным напряжением, подвигом воздержания, с настоящей борьбой, и тем не менее радость проходит через всю нашу духовную жизнь, жизнь церковную и жизнь евангельскую, потому что Царствие Божие усилием берется.»
(митрополит Антоний Сурожский)
http://www.pravmir.ru/zachem-postitsya- ... skij-post/

"Сказать, что о празднике Успения Пресвятой Богородицы написано много – значит, не сказать ничего. И вместе с тем, о предшествующем ему посте все еще написано очень мало.

Каждый православный христианин осведомлен и в основном знает о постах перед Пасхой и Рождеством. Но показательно, что, в то же время, зная об Успенском посте, некоторые не соблюдают его, и, не понимая его цели, едва ли многие задумываются, зачем он существует.

С учетом распространенного непонимания целей поста как такового, напоминание об этом – всегда своевременно.

Существует представление, будто мы должны поститься, когда мы хотим чего-то достичь, словно акт пощения как-то умиротворяет Бога, и видение наших страданий заставляет Его выполнять наши просьбы. Это очень далеко от истины.

Пост угоден Богу?
Богу угоден не наш пост, а плоды поста (при условии, что мы постимся в должном умонастроении, с милостыней и молитвой, не просто соблюдая диету).

1) Мы постимся не для того, чтобы получить, что мы хотим, но чтобы подготовить себя к получению того, что хочет дать нам Бог.

2) Цель пощения – сделать нас более похожими на Марию, сестру Лазаря, и менее похожими на их сестру Марфу, которая в известном отрывке волновалась и беспокоилась о многом.

3) Пост задуман для того, чтобы привести нас к осознанию «единого на потребу». Он должен помочь нам поставить Бога на первое место, а наши желания на второе, если не на последнее.

Как таковой, он помогает нам приготовиться к тому, чтобы быть орудиями Божией воли: таким образом постился Моисей во время побега из Египта и на горе Синай, точно так же как постился наш Господь в пустыне. Пост отвлекает нас от самих себя и обращает к Богу.

4) Соблюдение Успенского поста помогает нам уподобиться Богородице, послушной рабе Господней, Которая услышала Его слово и сохранила его лучше, чем кто-либо когда-то это делал или мог сделать.

Итак, зачем мы постимся перед Успением?
В дружной семье весть о том, что ее мать на смертном одре, резко останавливает нормальную жизнь. Важные в другой ситуации вещи (вечеринки, предметы роскоши, личные желания) становятся ненужными, жизнь вращается вокруг умирающей матери. Тоже самое происходит в семье православных – известие о том, что наша Мать на смертном ложе, не может иметь никакого другого эффекта, кроме указанного.

Церковь, посредством своей службы параклисиса (молебный канон Пресвятой Богородице – в греческой традиции принято читать его каждый день Успенского поста – ред.), дает нам возможность подойти к этому смертному ложу, и восхвалять и ублажать Женщину, родившую Бога, сосуд нашего спасения и нашу главную Ходатаицу у Его Божественного престола.

Служба параклисис
Служба параклисиса Пресвятой Богородице состоит из молитвенных прошений о получении утешения и мужества. Его следует читать во время искушений, упадка духа, или болезни. Особым образом его читают на протяжении двух недель перед Успением, или Взятием на небо Пресвятой Богородицы с 1-го по 14-е августа (Антиохийская Церковь живет по новому стилю – ред.).

Центральной темой этих служб параклисиса является прошение: Пресвятая Богородице, спаси нас.

Если у вас есть проблема, или что-то отягощает вашу душу, если вам духовно тяжело и вы не в мире с собой и окружающими, вам стоит прийти в Церковь в течение первых 15-ти дней августа и попросить заступничества Божьей Матери. И даже если вам повезло быть одним из тех немногих, кто в мире с собой и Богом, такому счастливцу следует прийти на эти службы и поблагодарить Бога и Его Блаженную Мать за те благословения, которые Они ниспослали вам и вашей семье.

Так как службы параклисиса Божьей Матери – это в первую очередь прошения о благоденствии живущих, пусть вся Церковь молится за вас первые пятнадцать дней августа, и в особенности в великий праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 августа. Не дайте своей лени и апатии заставить вас пропустить это великое благословение и вдохновение, подаваемое вам Церковью.

Позвольте миру и святости, которые может дать вам только Божья Матерь, войти в вашу жизнь.

“Отложим все земное попечение”, и в эти пятнадцать дней действительно примем участие в посте и молитвенной жизни Церкви, чтобы мы могли «вкусить и видеть, яко благ Господь», и чтобы мы могли полностью испытать то духовное благословение, которое подает нам Церковь в это святое время.

Блаженны те, кого Он найдет бодрствующими. Придите и помолитесь Богородице с нами и с Церковью, и да обретем спасение нашим душам Ее молитвами и заступлением.

Соблюдение Успенского Поста
Соблюдение поста в полном смысле этого слова (воздержание от пищи, злых мыслей, действий и желаний) довершает это. Сокращение времени на досуг и другие занятия освобождает больше времени для молитвы и размышления о Той, Которая дала нам Христа, и стала Самой Первой и Великой Христианкой. В размышлении о Ней и Ее ни с чем несравнимой жизни, мы видим норму христианской жизни, воплощающую ответ Христа женщине, сказавшая, что Мария блаженна, потому что носила Его: скорее блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Мария сделала это лучше, чем кто-либо другой.

О.Фома Хопко отметил, что Она услышала Слово Бога и сохранила его настолько хорошо, что из всех женщин в истории Она была избрана не только для того, чтобы слышать это Слово, но и чтобы дать Ему рождение. Поэтому, когда мы постимся, созерцая ее жизнь, мы одновременно готовимся жить, подражая Ей. Это и есть цель Успенского поста.

Когда готовилось взятие на небо Ее непорочного тела, апостолы созерцали Ее ложе, глядя на Нее с трепетом. Некоторые созерцали Ее тело и были поражены, и апостол Петр, обращаясь к Богоматери, громко воскликнул: «О, Дева! В Тебя вселился Господь — Наслаждение будущей жизни. Как же я вижу Тебя прямо и недвижно распростертой? Прилежно молись Твоему Сыну и Богу о спасении невредимым Твоего стада».
(1Ин 4:8), (1 Коринф. 13:4–8).
Доброе утро
Всего сообщений: 28
Зарегистрирован: 05.09.2010
Вероисповедание: православное
Образование: высшее
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Сибирь
 Re: Пост и вопросы о посте

Сообщение Доброе утро »

А у меня вопрос возник внезапно...
Вот праздники все начинаются с вечернего богослужения... А посты? Посты что ли тоже должны начинаться с вечера? Или это не принципиально важно? Или принципиально? Или как кого благословят?

***

Эх, я вот хоть и учащаяся, а когда рыбу в постные дни ем, так мне стыдно... Вроде как и без рыбы обойтись можно было бы с одной стороны... А с другой стороны от одной картошки-морковки-фасоли никакая учеба в голову не лезет.. А только о рыбе и думаешь :)
Надо, наверное, во время исповеди об этом всем рассказать-расспросить... Но я вот читала где-то в интрнете мнение какого-то священника, что он никому советов о посте не дает, так как есть один на всех устав, в котором про пост ясно все написано... Так что даже теперь не знаю, как вообще о чем-либо спрашивать - ведь почти на всё вполне однозначно уставом описывается...
Аватара пользователя
м. Фотина
пушистый ежик
Всего сообщений: 13763
Зарегистрирован: 13.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 2
Образование: высшее
Откуда: 5 этаж
 Re: Пост и вопросы о посте

Сообщение м. Фотина »

Пост начинается с утра, не волнуйтесь :smile:
А пост без рыбы - это монашеское, для мирян пост - это без мяса, молока и яиц. Говорим конечно о еженедельных постах, В многодневных немного другие правила. Впрочем, для учащихся делают послабления на рыбу и Великим постом, даже и в семинарии :smile:
Вот пошлёшь кого-нибудь сгоряча. А в душе переживаешь... дошёл?... не дошёл?...(с) Втомлений їжачок
Превратим баг в фичу!
Доброе утро
Всего сообщений: 28
Зарегистрирован: 05.09.2010
Вероисповедание: православное
Образование: высшее
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: Сибирь
 Re: Пост и вопросы о посте

Сообщение Доброе утро »

м. Фотина, спаси Господи! вот как все просто, оказывается :)
Ольга С
Всего сообщений: 506
Зарегистрирован: 01.10.2010
Вероисповедание: православное
Откуда: Москва
 Re: Пост и вопросы о посте

Сообщение Ольга С »

Я из с своего печального опыта вынесла одно, без чего не может быть поста -без ПОКАЯНИЯ. И простое перечисление грехов на исповеди - без внутреннего содрагания о содеянном - по сути не исповедь. И вот тут возникает вопрос, не дерзаешь ли ты приступать к Святым Таинствам? Ведь имея тяжелые грехи, в которых должным образом не раскаялся, ты дерзаешь причаститься в осуждение.
"Пост молитвой сердце отогреет, над землею колокольный звон, преподобный отче наш Андрее, снова читаю твой святой канон..."
Аватара пользователя
Максим75
Всего сообщений: 22779
Зарегистрирован: 28.07.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 3
Образование: высшее
Профессия: неофит
Откуда: Удомля
 Re: Пост и вопросы о посте

Сообщение Максим75 »

Во-первых, в Причастию никогда нельзя быть абсолютно готовым. А во-вторых, исповедь сама по себе не является пропуском к Причастию, особенно если человек регулярно исповедуется и причащается.
Я посмотрел на свою жизнь, и увидел смерть, потому что не был с Тобой.
Я рыдал над Твоим гробом, а Ты открыл мой.
Я говорил много слов всем, кроме Тебя, но только Ты услышал меня.
Ольга С
Всего сообщений: 506
Зарегистрирован: 01.10.2010
Вероисповедание: православное
Откуда: Москва
 Re: Пост и вопросы о посте

Сообщение Ольга С »

Если вы чувствуете, что регулярно очищаете свою душу от грехов, то ваше регулярное причастие оправдано. А если вы повторяете одни и те же грехи, то по-моему это вопрос, стоит ли вам причащаться так часто
Аватара пользователя
Элли
огненная стрела
Всего сообщений: 10752
Зарегистрирован: 13.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 2
Образование: высшее
Профессия: называюсь женою
Ко мне обращаться: на "вы"
Откуда: из заповедника
Контактная информация:
 Re: Пост и вопросы о посте

Сообщение Элли »

Оль, мы и причащаемся "для оставления грехов " для укрепления в борьбе с грехами, при этом признаем, что сами грешники "из них первый есмь аз".
Молитва "Отче наш" в первоначальном своем значении подразумевала "хлеб нащ насущный" - именно Святые Дары. Без Бога мы ничто, и силы для борьбы с грехами именно Он нам дарует. Думать, что надо "заслужить" Причастие - это неверно. Не достоин никто. Но осознавать что эта великая Святыня - надо
Да и по-любому потребуется благословение священника, верно? Как именно ВАМ часто прибегать к Таинству - решаете индивидуально со священником.
Здесь прочтите http://www.pravmir.ru/article_3745.html
здесь http://www.pravmir.ru/article_1602.html
и тут обязательно http://www.kiev-orthodox.org/site/worship/1411/
Наша тема об исповеди
http://soborno.ru/viewtopic.php?f=62&t= ... 0%B4%D1%8C
(1Ин 4:8), (1 Коринф. 13:4–8).
Ольга С
Всего сообщений: 506
Зарегистрирован: 01.10.2010
Вероисповедание: православное
Откуда: Москва
 Re: Пост и вопросы о посте

Сообщение Ольга С »

Ваш аргумент я принимаю, но все же для меня остается вопрос: что же от нас ничего не зависит? Мы не можем анализировать свое духовное состояние? Серафим Саровский ведь знал, кто он такой. А мы живем только вслепую? Если я избавилась от какого-то греха, значит я его возненавидела, очистилась от него, разве это не показатель моего духовного состояния? Понимаете, мы все - недостойны, но должны стараться быть достойными...
Аватара пользователя
Элли
огненная стрела
Всего сообщений: 10752
Зарегистрирован: 13.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 2
Образование: высшее
Профессия: называюсь женою
Ко мне обращаться: на "вы"
Откуда: из заповедника
Контактная информация:
 Re: Пост и вопросы о посте

Сообщение Элли »

Ольга С:Если я избавилась от какого-то греха, значит я его возненавидела, очистилась от него, разве это не показатель моего духовного состояния?
да разве мало других грехов останется? :smile:
я бы не рискнула оценивать свое духовное состояние. Предоставим это Господу. Если и оценивать, то глядя на те грехи, которые остались :oops:
Жить надо так как будто все зависит от нас, а молиться помня о том, что все зависит от Господа.
сумели справиться с каким-либо грехом - слава ТЕБЕ, ГОСПОДИ!
Ольга С: Понимаете, мы все - недостойны, но должны стараться быть достойными...
понимаю. :smile: Стараемся. :oops: Но безгрешными ведь никогда не станем. Потому грехи не повод отказываться от Причастия. Те мысли, которые отчуждают, ставят нам преграду к Святым Дарам - не от Бога. Ну а конечное решение-благословение все равно за священником. :smile:
(1Ин 4:8), (1 Коринф. 13:4–8).
Ольга С
Всего сообщений: 506
Зарегистрирован: 01.10.2010
Вероисповедание: православное
Откуда: Москва
 Re: Пост и вопросы о посте

Сообщение Ольга С »

Согласна с вами. Только хочу добавить, что нужно быть духовно бдительным. Этому учит нас притча о десяти девах.Девы ,по рассуждению Серафима Саровского, уже на очень высокой ступени духовности, однако некоторые из них в силу своей беспечности не смогли достойно встретить Жениха...
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение

Вернуться в «Православие в вопросах и ответах»