Воспитание детейМедвежий облик

Воспитание, образование, развитие наших деток

Модератор: Натали Я

Автор темы
Владимир Кузин
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 14
Зарегистрирован: 12.08.2011
Вероисповедание: православное
Образование: незаконченное высшее
Ко мне обращаться: на "вы"
Откуда: г. Владимир
 Медвежий облик

Сообщение Владимир Кузин » 28 ноя 2011, 17:58

Диву порой даёшься, какая глубокая нравственная идея и мудрость заключены в сказках. Среди которых особо хочется выделить фильм-сказку “Морозко” (снятый по мотивам двух русских народных сказок: “Морозко” и “Иван-медвежья голова”). Поскольку он являет собой яркую и очень точную иллюстрацию важнейшей евангельской истины, имеющей для каждого из нас колоссальное значение (а для тех политиков, бизнесменов, представителей шоу-бизнеса и т.д., кои любят заниматься благотворительностью перед объективами телекамер, она вообще может явиться шоком).
Итак, каким вначале предстаёт перед зрителями один из главных героев фильма – Иван, “вдовий сын”? Он смотрит на себя в зеркальце и любуется собой. Вспомним слова его песни:

- не косой и не рябой;
- а такой, как надо…

И делая Насте предложение, Иван их повторяет. После чего говорит о своих достоинствах: он и пахарь, и воин, и охотник. Причём, в доказательство верности своих слов тут же целится из лука в медведицу, возле которой играют медвежата.
Настя просит его не убивать зверя.
- Да ладно… - отвечает ей Иван…
А вспомним его встречу со “старичком-боровичком”, лесным волшебником. Который дарит Ивану лук со стрелами. И напоминает молодцу, что вообще-то за подарки благодарят, а уж старикам (как это было принято раньше) отдают “земной поклон”. На что в ответ слышит от Ивана:
- Каждому кланяться – голова отвалится… Пускай тебе медведь в ноги кланяется…
И дело здесь не только в неблагодарности Ивана, но более всего - в его отъявленном эгоизме, себялюбии, гордости – одном из самых отвратительных качеств человека с точки зрения христианства…
Вот почему в эпизоде с Настей, когда Иван в доказательство своей ловкости целится в зверя (проявление бессердечия и той же гордости), его голова превращается в медвежью. Причём Иван даже в мыслях не ведёт упрекнуть в происшедшем себя. Подобно Адаму, он обвиняет в своей беде женщину (то есть осуждает ближнего). Называя Настю “ведьмой проклятой” и “змеёй подколодной”…
Что происходит с героем дальше?
Со стонами он бредёт по лесу… И вдруг на большом камне видит надпись: “Не был бы ты невежей – не ходил бы с рожей медвежьей”. Тогда герой начинает понимать истинную причину случившегося с ним и бежит искать “старичка-боровичка”. Который вскоре перед ним является.
На этот раз Иван падает перед дедушкой на колени.
- Научил ты меня уму-разуму, - почти с плачем говорит он волшебнику, - прости меня. И подскажи, как мне вернуть человеческий облик.
Что делает в ответ “старичок-боровичок”? Тут же расколдовывает Ивана своей волшебной силой? Отнюдь. Ибо человеческий облик не привносится со стороны, по чьему-то желанию или прихоти (в частности, тех, кто работает над имиджем политиков, бизнесменов или разного рода “звёзд”); он также не даётся ради любования собой (“Просите, и не получаете; потому что просите НЕ НА ДОБРО, а чтобы употребить для ваших вожделений” (Иак. 4, 3)).
- Вспомни, - говорит старичок Ивану, - как ты жил? Лишь себе служил (в некоторых местах текст сказки имеет стихотворную форму). Себя ублажал, а людей обижал… Вот и Настю напрасно обидел…
Иными словами, дедушка-волшебник предлагает Ивану пересмотреть своё отношение к миру и людям. Но является ли это достаточным для того, чтобы стать человеком?
- Теперь не знаю, - качает головой старичок, - поймёшь ли ты меня?
- А тут и понимать нечего, - с оттенком той же гордости отвечает Иван. – Вот пойду и сделаю доброе дело. И через свою “доброту” прежний вид обрету…
И он со всех ног кидается прочь.
Как “старичок-боровичок” ни окликивает Ивана, тот его уже не слушает (очень жаль, что многие из нас поступают аналогично: ищут путь к совершенству, опираясь не на Божие слово, а на свой ограниченный разум)…

И вот ходит Иван по лесу и ищет, кого бы облагодетельствовать. Но люди, естественно, от него шарахаются; с криками “оборотень” разбегаются врассыпную… Лишь однажды успевает Иван бросить денежку в кружку нищего с покалеченной ногой. Тот благодарит его, оборачивается и… вмиг забывает о своей хромоте, в несколько секунд преодолевая довольно крутой холм.
А что же Иван? Интересуется, где этот калека живёт, на какие средства существует, кто за ним ухаживает? Нисколько. Герой сразу после своего “благодеяния” смотрит НА СЕБЯ в зеркальце, которое постоянно носит с собой. Мол, не слетела ли с его физиономии медвежья шерсть? Оказалось, нет. Однако Иван и здесь совершает ошибку: он пытается постигнуть духовную истину не сердцем, а умом. И делает соответствующий “деловому человеку” вывод:
- Знать, одного пятака МАЛО… (характерный для наших дней элемент покупки “имиджа”).
И снова идёт совершать подвиги…

И вот однажды в лесу он слышит призыв о помощи. Бежит на голос. И вскоре видит сгорбленную старушку, которую придавила к земле вязанка хвороста (бабушка оказалась слепая, поэтому не могла видеть уродства Ивана).
- Что случилось? – подбегает он к ней.
- Ох, сынок, - причитает та, - отнеси меня с поклажей домой. Сделай доброе дело.
- Доброе дело? – загорается Иван. – Как раз это мне позарез нужно…
Он сажает старушку с вязанкой хвороста себе на спину и – вперёд.
- Далеко ли ты живёшь? – спрашивает он при этом бабушку.
- Ох, и далеко, молодец, - отвечает та.
- Это хорошо, - говорит Иван. Очевидно, в уме уже подсчитывая СТОИМОСТЬ своего труда...
И вот, спустя некоторое время он приносит старушку к её дому, быстро ссаживает её со своей спины и тут же смотрит на себя в зеркальце. Увы, несмотря на сделанное им очередное и более весомое(!) “добро”, от звериной морды он так и НЕ ОСВОБОДИЛСЯ (этот важнейший факт неплохо было бы помнить многим из нынешних “благодетелей” и творцов их “имиджа”!).
И опять герой ищет причину неудачи не в себе, не в своём понимании истины, а в окружающих:
- ОБМАНУЛ меня “старик”…
Иван делает вывод, что “колдун” просто отомстил ему за обиду и что ему, Ивану, уже никогда не стать человеком. Он в злобе разбивает зеркальце и с медвежьим рёвом идёт назад.
Заметим, что это был очередной, после “покаяния”, шаг на пути к спасению – герой перестаёт заниматься самолюбованием (неважно, своей внешностью, богатством или властью)…
Итак, полный отчаяния и тоски, Иван бредёт по лесу… И когда он проходит мимо того места, где сажал старушку на спину, видит лежащую на траве корявую палку. Присматривается к ней.
“А клюка-то бабкина, - узнаёт он её. И вдруг ему в голову приходит мысль, совершенно для него новая, до этого ему не свойственная: – Как же она без неё ходить станет?.. Надо ОТНЕСТЬ…”
То, что произошло в этот момент в сердце Ивана, человеческий разум понять не в состоянии. Это есть величайшая БОЖИЯ ТАЙНА, сокрытая от людей (во всяком случае, пока мы живём на Земле, в физическом мире). Мы никогда не узнаем, как, с помощью каких механизмов и по каким причинам человек начинает чувствовать страдания ДРУГОГО. Мы можем только ощутить результат этого превращения – и то лишь на самом себе (ибо “чужая душа - потёмки”). Мы знаем, что первой и единственной религией, провозгласившей чувство сострадания ближнему как наивысшую добродетель, является христианство. Не только “делание добрых дел”, как о том возвещают практически все религии мира, но прежде всего ЧУВСТВО сострадания. А это огромнейшая разница (вспомним величайшие слова апостола Павла: “…если я раздам всё имение моё… а любви не имею, нет мне в том НИКАКОЙ пользы” (1 Кор. 13, 3)).
Сколько бы тот, прежний Иван ни побросал в кружки нищих пятаков и сколько бы он старушек на своём горбу ни переносил, - он никогда не перестал бы иметь обличие зверя. Никогда! По той простой причине, что все эти “добрые дела” он совершал, преследуя ЛИЧНУЮ цель, желание иметь от них, как сейчас говорят, “дивиденды”. Сочувствуя при этом не тем людям, кому он таким образом помогал, а САМОМУ СЕБЕ!
А вот когда, увидев старушкину клюку, он подумал: “как же она станет без неё ходить?”, - он впервые в своей жизни начал переживать НЕ ЗА СЕБЯ, волноваться не за своё обличье; он уже не ставил цель с помощью очередного “благодеяния” что-то заиметь. Поскольку уже смирился со своим положением и не верил в благополучный исход. Теперь единственным мотивом его намерения “сделать доброе дело” явилось сочувствие БЛИЖНЕМУ.
И именно в этот момент к нему возвращается ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ОБЛИК.
В этом и есть величайшая истина христианства, возвещённая нам в Евангелии и предельно чётко отражённая в этой сказке. Не внешние дела, какими бы они “добрыми” ни казались, способны вернуть падшему человеку “образ и подобие Божие” (в сравнении с которым мы все сейчас имеем вместо лиц “медвежьи морды”). Не одно лишь “исполнение предписаний” и не “механическое”, бездушное соблюдение закона. А исключительно доброе СЕРДЦЕ. Чистая и сострадательная ДУША. Которую уже не понадобится пугать “кнутом” за намерение совершить зло и соблазнять “пряником” на делание добра. Ибо ненависть ко всему недостойному и радость от дел милосердия уже не будут обусловлены личной выгодой человека, а станут свойственны его ПРИРОДЕ…

Реклама
Vasilita
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 3411
Зарегистрирован: 05.11.2010
Вероисповедание: православное
Сыновей: 2
Дочерей: 0
Образование: среднее специальное
Профессия: сизифов труд
 Re: Медвежий облик

Сообщение Vasilita » 21 янв 2012, 15:47

Владимир Кузин:Диву порой даёшься, какая глубокая нравственная идея и мудрость заключены в сказках.
Dream:... что можно в ней увидеть, если попытаться разглядеть, тот самый «намёк», который «добрым молодцам урок?»
Оказывается, это зависит от того КТО и с КАКОЙ ЦЕЛЬЮ будет разглядывать. К этому выводу я пришла в поисках ответа на вопрос "Зачем Баба Яга указала Ивану, где спрятана смерть Кощея?"
Dream, раз уж я обещала поделиться с тобой своими догадками, придется выполнять. И сделать это я решила здесь, как в более приличествующем месте для данного расследования, а не в той теме, где прозвучал сам вопрос.
Я не случайно начала с того, что в сказке каждый может откопать тот смысл, который ему нужен. Подогнать решение задачи под правильный, как ему кажется, ответ. Благодаря многочисленности вариантов одной и той же сказки, всегда можно выбрать тот, который больше отвечает мировоззрениям читателя и раскручивать именно его. Особенно успешно это получается у эзотериков. В результате открываются сенсационные подробности: незамысловатый Колобок и Репка, оказывается, представляют собой Луну, Гуси-лебеди - крылатые души умерших, а Кощеева игла - сперматозоид. Но и у других получается не хуже: сказку о Царевне-лягушке, например, объявили мифом о слиянии племён южных славян и мерян, поклонявшихся земноводным. Иван, спаливший лягушачью кожу, осквернил тем самым божество, которому поклонялась его супруга. За это она была похищена Кощеем, символизирующим у древних хозяина царства мёртвых, а Ивану для её возврата понадобилась помощь Бабы-Яги, то есть прохождение обряда инициации (обращение в религию другого племени).
Помимо жреческой у Бабы Яги отыскалось еще множество совершенно неожиданных функций и сущностей: кроме хозяйки леса, повелительницы стихий, оборотня и пугала для малых деток, она еще и налоговый агент, вахтер, акушерка и даже заместитель Деда Мороза ( точнее, Морозко).
Однозначности нет ни в образе самой бабы-яги, ни в ее происхождении, ни даже в образе избушки. Для кого-то это гроб, а для кого-то лабаз. Сама же хозяйка: для одних индийский гуру–йог, для других сибирячка, для третьих - взлетевшая подколодная змея, разжалованное небесное божество, королева племени каннибалов из Центральной Африки, амазонка, зомби, старая сексуально озабоченная маньячка, воплотившаяся эпидемия, ведьма и наместница инопланетян.
Кстати, она вовсе не одинокая старуха! У нее имеются многочисленные сестры, тоже Бабы Ёги, племянницы, дочки, сыновья, она не раз выходила замуж, одним из ее мужей был сам Кощей.
Исследователи пришли к выводу, что чрезвычайно противоречивый образ бабы Яги – составной, в нем соединились черты многих древних персонажей. Поэтому столь различны функции, которые выполняет Баба –Яга. В зависимости от сюжета сказки, она может выступать и в «положительной» и в «отрицательной» роли, быть как врагом, так и помощником главного героя. Баба-Яга – имя не собственное, а, скорее, нарицательное.
На самом деле, ввиду отсутствия свидетелей и очевидцев, никто ничего не знает точно, все могут только предполагать, сравнивать, выявлять похожие признаки, и строить свои теории. Кто во что горазд, называется! Полная свобода мыслей и фантазии! Тем более, что каждое поколение "переписывало" старые сказки под себя, под свои нужды и понимание окружающего. И исходный вариант той или иной сказки может, действительно, значительно разниться с его современной версией.
Так что на вопрос «Почему баба Яга выдала Кощееву тайну?» я, поднапрягшись, могу найти любой ответ, согласно любой выбранной из вышеозвученных теорий. С православной же точки зрения, придерживаясь взгляда на Бабу Ягу как на ведьму и представительницу нечистой силы, ответ мой будет таков: из вредности.
Я бы и рада потерять голову от любви... Но, похоже, она у меня намертво прибита опытом.

Аватара пользователя
СергейСт
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 1849
Зарегистрирован: 01.02.2012
Вероисповедание: православное
Сыновей: 2
Дочерей: 3
Образование: высшее
Профессия: учитель Воскресной школы
Контактная информация:
 Re: Медвежий облик

Сообщение СергейСт » 09 мар 2012, 21:10

Отличная тема. Почему-то оказалась непопулярна. И это при том, что Дубрава такой первоклассный специалист по бабо-ёго-ведению! Аж дух захватывает, что тут можно было бы рассказать интересного. А мне интересно, я в сказках мало разбираюсь. Понимаю, конечно, что может быть, давно уже всё рассказано-пересказано, но не забывайте, что на Москве и Киеве православный народ не заканчивается, а мы из провинции только-только подтягиваться начали и нам жуть как всё интересно.
:smile:
Читайте о Соборно тут: https://sergey-stan.livejournal.com/1316.html

Аватара пользователя
Dream
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 31882
Зарегистрирован: 26.04.2010
Вероисповедание: православное
Образование: начальное
Ко мне обращаться: на "вы"
Откуда: клиника под открытым небом
 Re: Медвежий облик

Сообщение Dream » 09 мар 2012, 21:11

Сергей Ст. Л., ставьте нормальный интернет и вперед :smile:
— ты меня понимаешь?
— понимаю.
— объясни мне тоже.

Аватара пользователя
Марфа
αδελφή
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 37768
Зарегистрирован: 20.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 1
 Re: Медвежий облик

Сообщение Марфа » 09 мар 2012, 23:07

Сергей Ст. Л.: а мы из провинции только-только подтягиваться начали и нам жуть как всё интересно.
Да и сами вы какие интересные из провинции-то. ;)
Хотел раздвинуть стены сознания, а они оказались несущими.

Vasilita
Сообщений в теме: 2
Всего сообщений: 3411
Зарегистрирован: 05.11.2010
Вероисповедание: православное
Сыновей: 2
Дочерей: 0
Образование: среднее специальное
Профессия: сизифов труд
 Re: Медвежий облик

Сообщение Vasilita » 10 мар 2012, 10:20

Сергей Ст. Л.:специалист по бабо-ёго-ведению
Это чё, это всё ерунда. Это я все у других списала. В инете такие спецы есть, что нам и не снилось. Я там во время поисков досье на бабу ягу на личное дело "Курочки Рябы" наткнулась - вот это да! - монументальный труд :good: . Пойду сейчас в соответствующей теме Сказки для детей размещу (давно уже собираюсь поделиться).
Я бы и рада потерять голову от любви... Но, похоже, она у меня намертво прибита опытом.

Ответить Пред. темаСлед. тема

Вернуться в «Воспитание детей»