Книжный мирПравославие и мир. Правмир.ру

Обмен впечатлениями о прочитанных книгах, анонсы новинок

Модератор: Dream

Аватара пользователя
Автор темы
Dream
Сообщений в теме: 49
Всего сообщений: 31487
Зарегистрирован: 26.04.2010
Вероисповедание: православное
Образование: начальное
Ко мне обращаться: на "вы"
Откуда: клиника под открытым небом
 Re: Православие и мир. Правмир.ру

Сообщение Dream » 17 сен 2014, 06:55

Быть со Христом – это нейтралитет?
Дмитрий Сладков отвечает на вопрос, поднятый на Первых Даниловских чтениях, – какую позицию должны занимать православные СМИ в условиях информационной войны.

Попробую отнестись к самой теме, вынесенной на обсуждение участников Первых Даниловских чтений. Отнестись именно к исходной формулировке этой темы. Каждое слово здесь требует внимания.

Одно из этих слов – «стратегия» (στρατηγία). Оно пришло к нам еще в античности из военного дела и прямое его значение, сохранившееся среди других значений до сегодняшнего дня, это «искусство полководца».

В формулировке темы идет речь и об информационной войне. Использование слова «стратегия» неявно подразумевает, что православное СМИ, о котором здесь также упоминается, в этой войне как бы участвует. А война – дело серьезное. Как говорил его высочество герцог в пьесе Шварца «Тот самый Мюнхгаузен», война – это не покер. Война – это война!



Современному пацифистскому сознанию покажется дикой мысль о том, что представления о войне находятся среди немногих столь же важных вещей в фундаменте всякой культуры. Но именно с войной в первую очередь исторически связано возникновение таких реальностей духовной жизни, как честь, доблесть, верность, мужество, патриотизм, солидарность. Понятия семьи, города, отечества неотделимы от представлений об их защите – и, если понадобится [а надобность такая возникает то и дело], с оружием в руках.

Человек, выходящий с открытым лицом на поле брани, вынужден убивать, но и сам он при этом рискует жизнью, и в этом смысле война – дело честное, несмотря на все военные хитрости. Поэтому воин, рискующий своей жизнью ради ближних и отечества, творит личный нравственный подвиг. Он не просто так коптит небо, а совершает, как говорили римляне, «деяние» (gestae). Без этого основания любое войско превратилось бы в толпу вооруженных бандитов.

Эти мои слова не означают превознесения войны. Война ужасна и отвратительна. Она – дело смерти. Но меняющая организацию, обличье и технологии, война есть, по всей видимости, неизбежная и неустранимая принадлежность нашего падшего мира до конца времен и Страшного суда. Надо трезво признать это и набраться мужества.

Важно при этом, что даже на войне не все средства хороши. И сегодня мы видим, что война как культурный архетип распадается, теряет свое содержание, и ее страшное и гордое имя начинает использоваться для чего-то совсем другого, где можно все. И совсем не в последнюю очередь это относится к так называемой информационной войне.




Война ужасна и отвратительна. Она – дело смерти. Но меняющая организацию, обличье и технологии, война есть, по всей видимости, неизбежная и неустранимая принадлежность нашего падшего мира до конца времен и Страшного суда. Надо трезво признать это и набраться мужества.

Важно при этом, что даже на войне не все средства хороши. И сегодня мы видим, что война как культурный архетип распадается, теряет свое содержание, и ее страшное и гордое имя начинает использоваться для чего-то совсем другого, где можно все. И совсем не в последнюю очередь это относится к так называемой информационной войне.

Война и смерть – далеко не самое страшное, что может случиться с человеком. В конце концов, как много раз напоминал мне мой старший товарищ Олег Генисаретский, если впереди бой и смерть, первым делом надо надеть чистую рубашку. Потому что умирать надо не в грязной удушающей ненависти, а в чистоте – телесной, а паче того душевной.

Страшнее смерти другое – использование войны как замечательного и долгожданного повода расчеловечить друг друга. И наконец-то предоставить самому себе право расчеловечиться, снять запреты. Прежде всего, запрет на ненависть.



Быть может, именно это имели в виду организаторы встречи, когда ставили рядом в ее названии слова «нравственность» и «нейтралитет».

У каждой из сторон в нынешней войне [по всей видимости, этих сторон не две, а заметно больше] есть своя правда. Эти частичные правды сплошь и рядом представляются нам [и мне в том числе] «неправильными» правдами или просто неправдами, то есть ложью. Но это не отменяет их реальности для живых людей, верящих в них в данный момент. Именно с этими правдами, уж какие они ни есть, накрепко связываются для них в этот миг и честь, и мужество, и самопожертвование.

Не разбираю сейчас многочисленные правды каждой стороны, как они видятся с моей собственной точки зрения, поскольку не в этом предмет настоящего размышления. Важна их несводимость, горячая взаимная непереносимость, которые и становятся топливом войны.

И что тогда? Тогда есть два пути.

Во-первых, можно убить всех, кто видит мир иначе. Это хорошее и честное решение. По крайней мере, последовательное. У него одна слабость – этот путь не имеет конца.


Во-вторых, можно вспомнить седьмую заповедь блаженств: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. (Мф.5:9) Виктор Судариков, единственный, кто на встрече прямо напомнил об этой заповеди, тут же справедливо заметил, что взявший на себя подвиг миротворчества начинает получать удары со всех сторон. Это, конечно, не отменяет седьмой заповеди, но лишь заставляет вспомнить еще одну заповедь Спасителя, девятую: Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали [и] пророков, бывших прежде вас. (Мф.5:11-12)

Так что вопрос, который надо постоянно обращать к самому себе посреди информационных вылазок и перестрелок, на самом деле, очень простой. За Него ли меня [нас] злословят и гонят? Если действительно за Него, то все в порядке. Можно с легким сердцем продолжать свое дело.

Правильность ответа на это внутреннее вопрошание, как нетрудно понять, не гарантирована автоматически. Это отдельная сложнейшая проблема, особый путь. Старание приватизировать Христа, записать его политруком своей дивизии, не отдав противнику, старо, как мир. И возглас бедного Чацкого: «А судьи кто?..» продолжает раздаваться с разных сторон мира, именующего себя христианским.


Источник: http://www.pravmir.ru/byit-so-hristom-e ... z3DXdQIrev
— ты меня понимаешь?
— понимаю.
— объясни мне тоже.

Реклама
Аватара пользователя
черничка
Светлая радость
Сообщений в теме: 40
Всего сообщений: 7724
Зарегистрирован: 30.05.2010
Вероисповедание: православное
Ко мне обращаться: на "ты"
 Re: Православие и мир. Правмир.ру

Сообщение черничка » 18 сен 2014, 23:52

Какой он, Блаженнейший Митрополит Онуфрий? Мы читаем его интервью на актуальные темы, слушаем его проповеди во время богослужений, но, что знаем о нем самом?
Сколько мог, я всегда ко всем относился с уважением

- Потом были Черновцы … Можете рассказать, какая она, православная Буковина?
— Думаю, все регионы имеют свою специфику. Так же и Буковина. Это — многонациональная область. Там живут украинцы, русские, румыны, молдаване, евреи, поляки, грузины. И традиционно все всегда жили в мире. Каждый свое держал, но по-житейски друг с другом не соперничали, помогали и жили дружно.
Вот когда началась перестройка, распад Союза, то на волне национализма стали расшатывать область: украинцы хорошие, а больше никто…

Тогда приходилось много прилагать усилий, чтобы показать, что все хорошие перед Богом. У Бога нет ни украинца, ни русского, ни американца, ни еврея, ни белоруса, а есть Его чадо. Есть творение Божие, и есть Творец. А то, что мы стали нациями, заслуга не добродетели и греха. Грех нам сделал разделение на нации. Вавилонская башня была плодом гордыни человеческой, и чтобы это безумие остановить, Господь смешал у людей языки. До этого все говорили на одном языке, друг друга понимали.

Когда на Афоне я был у одного отшельника — старца Иосифа в районе Великой Лавры. Мы общались: он греческом, а я — на русском, и между нами был переводчик. Мы поговорили, потом он покачал головой и говорит: «Э-э-эх, что с нами сделал грех! Нам теперь нужны переводчики… ».

Каждый хвастается, что его нация лучше другой. И предпочтительной перед Богом может быть не нация, а человек! Если нация будет единодушной в любви к Богу, то, конечно, будет приятно. Но Бог меня ценит не за то, что я украинец, или русский, или еще кто, а если я страх Божий имею, боюсь Бога. Если Бога слушаюсь, хочу творить волю Его, я приятен Богу. Если нет, то какой бы нации ни был, я буду самый последний.

И когда началось националистическое движение в Черновицкой области, я сколько мог пытался в этом не участвовать и людям всегда, где возможно было, говорил, что у Бога нет нации, у Бога есть Его творение. Он одинаково любит как негра, так и белого, как белого, так и желтокожего. И кто больше смиряется перед Богом, кто больше старается жить по заповедям, то для Бога будет лучшим.
http://www.pravmir.ru/mitropolit-onufri ... ya-poshel/
Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что
сделали, что должны были сделать. Лк. 17:10

Аватара пользователя
Автор темы
Dream
Сообщений в теме: 49
Всего сообщений: 31487
Зарегистрирован: 26.04.2010
Вероисповедание: православное
Образование: начальное
Ко мне обращаться: на "вы"
Откуда: клиника под открытым небом
 Re: Православие и мир. Правмир.ру

Сообщение Dream » 21 сен 2014, 18:17

Не кормите троллей, или Кто такие манипуляторы в Сети?

Я не сам – меня втянули
Иногда бывает так: сидишь в сети, с кем-то мило беседуешь. Вдруг в разговор вклинивается ещё один пользователь и… Не успеваешь оглянуться – спокойный камерный диалог почему-то превратился в поле настоящей битвы: тебе нахамили, ты, не поняв, за что именно, ответил.
Потом, спохватившись, перечитываешь всё написанное: может быть оно и вправду выглядит резче, чем ты рассчитывал? Начинаешь преувеличенно, теперь уже с запасом на всякий случай, извиняться. Правда, помогает это мало – в ответ продолжает литься мощный поток обиды и злобы. Так выглядит классическая атака сетевого «тролля».
Издержки заочного общения
Общение в Интернете имеет, среди прочего, одну существенную особенность: оно анонимно. И дело не только в том, что разговаривая с кем-то в открытом пространстве, всех своих собеседников мы можем не знать.
Некоторые сайты предоставляют возможность оставлять реплики и незарегистрированным участникам. Но даже если у пользователя есть имя и висит в профиле какая-то фотография, проверить достоверность этих данных, по большому счёту, невозможно.
Анонимность, в свою очередь, порождает безнаказанность.
Сетевые манипуляторы – кто они?
Незаметно для рядового обывателя в мире начинает возникать ещё одна разновидность истории – история сетевого общения. Читать её любопытно – всё, что ты считал проявлением рядового хамства, оказывается строго выверенным набором приёмов, первое применение которых уходит своими корнями в ранние 2000-е, а то и в предшественник нынешнего Интернета – Фидонет.
Вот только вместо имён выдающихся деятелей здесь чаще всего фигурируют ники. По-видимому, отвечать за подобные деяния лично, не очень-то приятно.
По наблюдениям специалистов – психологов и социологов, – сетевой «троллинг» – это, прежде всего, способ безнаказанно сбросить агрессию. Причём он может быть связан даже с определёнными личностными расстройствами. Ведь прежде чем начать втягивать пользователей в конфликт, тролль некоторое время играет в «подделку личности», то есть старательно маскируется под рядового члена группы, даже если это сайт или форум с ограниченным доступом.
По набору личных качеств «тролли» тоже различаются. Это могут быть подростки, достигающие «самореализации», устраивая сетевые баталии; или же просто одинокие люди с проблемами в общении, привлекающие к себе внимание таким своеобразным образом.
В последнее время троллинг, увы, всё чаще используется как грязная PR-технология в журналистике и политике. Так что встреченный вами сетевой хам запросто может оказаться профессионалом на зарплате – ничего личного.

Виды нечисти, или разновидности манипуляций
Собственно, термин троллинг, изначально не имел ничего общего со скандинавской мифологией. Он происходит от английского trolling – «ловля рыбы на блесну» и обозначает «размещение провокационно-агрессивных сообщений».
В общих чертах механизм троллинга мы уже описали в начале: Вам нахамили – Вы отправились опровергать хама – и тут же оказались втянуты в разговор на повышенных тонах, во время которого вынуждены объяснять собеседнику прописные истины. Только он почему-то их не понимает и продолжает хамить в ответ.
У троллинга есть самая, пожалуй, неприятная разновидность – эльфинг. В отличие от злобного тролля, сетевой эльф никому не хамит. Наоборот: выбрав себе жертву, он начинает её всячески поддерживать и расхваливать.
«Ах, как Вы правы!» «Ах, какую умную фразу Вы сейчас сказали!». Через какое-то время этот поток восхвалений, затрагивающий мельчайшие движения беседы и перекидывающийся на всё новые темы (ибо за своей жертвой эльф склонен ходить хвостом) начинает изрядно надоедать.
Если к тому есть техническая возможность, пользователь банит эльфа, а потом ещё некоторое время мучается: ведь он расправился с человеком, в сущности, не сделавшим ему никакого зла.
Ещё две разновидности троллей – гномы и кащениты – способны доставить неприятности, главным образом, модераторам сообществ. Первые, вклинившись в разговор на любую тему, упорно сводят его на какой-то свой излюбленный предмет. Вторые – неожиданно заполняют темы потоком нарочито-бессвязного бреда, характер которого сполна показывает их название, происходящее совсем не от сказочного Кощея, а от печально известной клиники имени Кащенко.
При этом стоит иметь в виду: кащениты – не настолько больные люди, какими хотят показаться. Их деятельность запросто может быть способом травли известного пользователя или сообщества.
Исключение из многочисленной «сетевой нечисти» составляют, разве что, миролюбивые хоббиты. Такое прозвище получили участники виртуальных бесед, которым почему-либо взбрело в голову всех мирить.
При этом хоббит может быть как новичком, искренне пришедшим в ужас от затеянного троллями холивара – «священной войны», развязанной по самому пустяковому поводу, – так и опытным участником, у которого просто сегодня такое настроение. В любом случае, значительного успеха в борьбе против агрессивных троллей хоббиты, как правило, не достигают.
Что делать
Средство борьбы с сетевым злословием универсально и просто: не кормите тролля. Как только чувствуете, что тон беседы без вашего ведома скатывается в агрессивный – просто уходите и продолжайте разговор в другом месте. Или подумайте, насколько он вообще требует продолжения.
Пусть одинокий тролль ещё некоторое время отмечается в теме провокационными репликами вроде: «Какие же все глупцы, не в состоянии даже поддержать беседу», — в конце концов, это его проблемы.
У вас проблемы другие: обидных слов, вылетевших в пылу холивара, как известно, не поймаешь. Успокоительное после подобных бесед приходится, порой, пить вполне настоящее. Да и времени, потраченного на пустое сидение в Интернете, вам никто не вернёт.
Хотя в целом борьба со злом, конечно, затягивает. Не в добро.


Источник: http://www.pravmir.ru/trolli-elfyi-hobb ... z3DxoS5GKW
— ты меня понимаешь?
— понимаю.
— объясни мне тоже.

Аватара пользователя
Марфа
αδελφή
Сообщений в теме: 8
Всего сообщений: 37367
Зарегистрирован: 20.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 1
 Re: Православие и мир. Правмир.ру

Сообщение Марфа » 22 сен 2014, 15:57

Хотел раздвинуть стены сознания, а они оказались несущими.

Аватара пользователя
черничка
Светлая радость
Сообщений в теме: 40
Всего сообщений: 7724
Зарегистрирован: 30.05.2010
Вероисповедание: православное
Ко мне обращаться: на "ты"
 Re: Православие и мир. Правмир.ру

Сообщение черничка » 26 сен 2014, 15:34

Семья Карбоне однажды пошла на риск: дочери была сделана операция на сердце, которая могла принести смерть прямо на операционном столе. Без операции она прожила бы не больше десяти лет. Дочь не умерла, но случилось то, чего никто не ожидал: из обычного ребёнка она превратилась в недееспособного человека с тяжёлой инвалидностью. Жизнь семьи изменилась раз и навсегда. Как с этим можно справиться? И смириться?
Карбоне путешествуют по России и готовы рассказать о своём опыте.


http://www.pravmir.ru/u-vas-net-panduso ... invalidom/
Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что
сделали, что должны были сделать. Лк. 17:10

Аватара пользователя
черничка
Светлая радость
Сообщений в теме: 40
Всего сообщений: 7724
Зарегистрирован: 30.05.2010
Вероисповедание: православное
Ко мне обращаться: на "ты"
 Re: Православие и мир. Правмир.ру

Сообщение черничка » 28 сен 2014, 21:57

В детстве я читал книжку «Кондуит и Швамбрания». Речь там идет о детях, которые играют в воображаемую страну. Наконец, они вырастают, и оставляют свои детские игры. Люди вообще любят играть в воображаемые страны — некоторые люди, которых я знаю, по выходным переселяются в мир Толкина, где они становятся (на время) эльфами или хоббитами.
Но все эти люди, пока они остаются в здравом уме и твердой памяти, знают, где находится их подлинная жизнь и подлинные обязательства. Он не перепутают звонок начальника с призывом Арагорна, и, в случае, если им придется выбирать между двумя повелениями, выберут начальника, а Арагорну придется подождать. Делу время — потехе час. Их подлинные интересы и обязательства лежат не в Средиземье. Извини, старина Гэндальф.
Промысел Божий иногда ставит нас перед испытанием — когда нам приходится решать для себя, чем для нас является наша вера. Ролевой игрой, которой мы предаемся в свободное от других, более важных занятий время, или фундаментом, на котором мы строим нашу жизнь? Кто должен уступить, когда повеления Христа входят в конфликт с повелениями еще кого-то — тусовки, партии, нации, государства, всего прогрессивного человечества? Христос или все прогрессивное человечество?


Источник: http://www.pravmir.ru/hristos-umiraet-n ... z3EddFG1Eh
Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что
сделали, что должны были сделать. Лк. 17:10

Аватара пользователя
Автор темы
Dream
Сообщений в теме: 49
Всего сообщений: 31487
Зарегистрирован: 26.04.2010
Вероисповедание: православное
Образование: начальное
Ко мне обращаться: на "вы"
Откуда: клиника под открытым небом
 Re: Православие и мир. Правмир.ру

Сообщение Dream » 29 сен 2014, 19:36

Что бы я посоветовал желающим монашества
Запись в дневнике протопресвитера Александра Шмемана о том, что следовало бы сделать людям перед тем, как принять монашеский постриг.

Если бы я был «старцем», то я бы сказал кандидату, [кандидат]ке, «взыскующим иночества», примерно следующее:
– поступи на службу, по возможности самую простую, без «творчества» (в банк к окошечку, например);
– работая, молись и «стяжай» внутренний мир, не злобствуй, не «ищи своего» (прав, справедливости и т.д.). Воспринимай каждого (сослуживца, клиента) как посланных, молись за них;
– за вычетом платы за самую скромную квартиру и самую скромную пищу – отдавай свои деньги бедным, но именно бедным, личностям, а не «фондам помощи»;
– ходи всегда в одну и ту же церковь и там старайся помочь реально (не лекциями о духовной жизни или иконах, не «учительством», а «тряпочкой» – сравните у преподобного Серафима Саровского). Этого служения держись и будь – церковно – в полном послушании у настоятеля;
– на служенье не напрашивайся, не печалься о том, что не «использованы твои таланты», помогай, служи в том, что нужно, а не там, где ты считаешь нужным;
– читай и учись в меру сил – но читай не только «монашескую литературу», а шире (этот пункт требует уточнения);
– если друзья и знакомые зовут в гости, потому что они близки тебе, иди – но с «рассуждением» и не часто. Нигде не оставайся больше полутора, двух часов. После этого самая дружеская атмосфера – вредна;
– одевайся абсолютно как все, но скромно. И без «видимых» знаков обособления в «духовную жизнь»;
– будь всегда прост, светел, весел. Не учи. Избегай как огня «духовных разговоров» и всяческой религиозной и церковной болтовни. Если так будешь поступать – всё окажется на пользу…
– не ищи себе «духовного старца» или «руководителя». Если он нужен, его пошлет Бог, и пошлет, когда нужно;
– прослужив и проработав таким образом десять лет – никак не меньше, спроси у Бога, продолжать ли так жить или нужна какая-нибудь перемена. И жди ответа: он придет – и признаками его будут «радость и мир в Духе Святом».


Источник: http://www.pravmir.ru/chto-byi-ya-posov ... z3EiuY3t9Q
— ты меня понимаешь?
— понимаю.
— объясни мне тоже.

Аватара пользователя
черничка
Светлая радость
Сообщений в теме: 40
Всего сообщений: 7724
Зарегистрирован: 30.05.2010
Вероисповедание: православное
Ко мне обращаться: на "ты"
 Re: Православие и мир. Правмир.ру

Сообщение черничка » 02 окт 2014, 13:58

Иеромонах Макарий (Маркиш) о сносе памятника Ленину: Что немцу здорово, то русскому смерть

Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш) размышляет о сносах памятников Ленину на Украине и призывах распространить эту практику на Россию.


Источник: http://www.pravmir.ru/ieromonah-makariy ... z3Ez4mIaVW
Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что
сделали, что должны были сделать. Лк. 17:10

Аватара пользователя
Автор темы
Dream
Сообщений в теме: 49
Всего сообщений: 31487
Зарегистрирован: 26.04.2010
Вероисповедание: православное
Образование: начальное
Ко мне обращаться: на "вы"
Откуда: клиника под открытым небом
 Re: Православие и мир. Правмир.ру

Сообщение Dream » 08 окт 2014, 23:48

Постоянный автор Правмира Мария Сеньчукова теперь инокиня Евгения.
Православие и мир. Правмир.ру - 10702197_715903748479161_7139411718130419170_n (1).jpg
Православие и мир. Правмир.ру - 10702197_715903748479161_7139411718130419170_n (1).jpg (30.58 КБ) 1550 просмотров
Православие и мир. Правмир.ру - 10710553_715903925145810_8382393085238799614_n.jpg
Православие и мир. Правмир.ру - 10710553_715903925145810_8382393085238799614_n.jpg (28.9 КБ) 1550 просмотров
— ты меня понимаешь?
— понимаю.
— объясни мне тоже.

Аватара пользователя
Автор темы
Dream
Сообщений в теме: 49
Всего сообщений: 31487
Зарегистрирован: 26.04.2010
Вероисповедание: православное
Образование: начальное
Ко мне обращаться: на "вы"
Откуда: клиника под открытым небом
 Re: Православие и мир. Правмир.ру

Сообщение Dream » 12 окт 2014, 07:46

Святитель Иоанн Шанхайский «на людские нужды отзывчивый»
Архиерейский Собор Московского патриархата на заседании 24 июня 2008 года принял решение о прославлении в лике общецерковных святых святителя Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича) — бывшего первоиерарха Русской зарубежной церкви, канонизированного ею в 1994 году.
«Святость — это не просто праведность, но достижение такой духовный высоты, что благодать Божия, наполняющая святого, от него переливается и на тех, кто общается с ним. Велико блаженство святых, в котором они пребывают, созерцая славу Божию. Будучи полны любви к Богу и людям, они отзывчивы на людские нужды и ходатайствуют перед Богом и помогают тем, кто к ним обращается».
Характеризуя такими словами древних святых, Владыка Иоанн одновременно суммировал и свое личное духовное устремление, которое сделало его одним из величайших святых нашего времени.
ВЛАДЫКА ИОАНН, в крещении Михаил, родился в Харьковской губернии 4-го июля 1896-го года у благочестивых дворян Бориса и Глафиры Максимович. Уже с детства в юном Михаиле чувствовалось какое-то особое стремление к святости, подобное тому, какое было у его дальнего родственника — выдающегося сибирского миссионера святителя Иоанна, митрополита Тобольского, прославленного Богом чудесами и нетлением мощей. Михаил был болезненным мальчиком с плохим аппетитом; игрушечных солдатиков он превращал в монахов, а крепости — в монастыри. Святогорский монастырь, расположенный недалеко от имения Максимовичей, располагал молодого Михаила к вдумчивому отношению к жизни. Под влиянием отрока Михаила инославная гувернантка приняла Православие.
В 1914-ом году Михаил окончил Полтавский Кадетский Корпус и поступил в Харьковский Императорский Университет на юридический факультет. Учился он превосходно, хотя часть своего времени он уделял изучению житий святых и духовной литературе. Харьковская церковная жизнь содействовала начальным шагам юного Михаила по пути благочестия. В усыпальнице харьковского собора почивали мощи чудотворца архиепископа Мелетия (Леонтовича), который проводил ночи в молитве, стоя с поднятыми руками. Михаил полюбил этого святого и начал ему подражать в подвиге ночного бодрствования. Так постепенно у юного Михаила стало зреть желание всецело посвятить себя Богу, и в связи с этим в нем стали проявляться высокие духовные качества: воздержание и строгое отношение к себе, великое смирение и сострадание к страждущим.
Еще до отъезда из России юный Михаил познакомился с Блаженнейшим Митрополитом Антонием (Храповицким), основателем Русской Зарубежной Церкви. В конце гражданской войны Михаил со своей семьей эвакуировался в Югославию, где поступил на богословский факультет Белградского университета, который он окончил в 1925-ом году. Ближе познакомившись с юным Михаилом, Митрополит Антоний очень полюбил его и приблизил к себе. В 1926-ом году Митрополит Антоний постриг Михаила в монахи с именем Иоанна (в честь митрополита Иоанна Тобольского) и вскоре посвятил в иеродиаконы. На праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы инок Иоанн стал иеромонахом. В 1929-ом году он начал преподавать в сербской гимназии и быстро завоевал любовь учащихся своим умением вдохновлять их высокими христианскими идеалами.
Будучи иеромонахом, Иоанн продолжал преуспевать в подвиге строгого воздержания, к которому он присовокупил непосильный для большинства людей подвиг всенощной молитвы. В этот период по просьбе местных греков и македонян он начал служить для них на греческом языке. Подобно святому праведному Иоанну Кронштадтскому, Владыка ежедневно служил Литургию, которая давала ему большую духовную силу, согревающую в нем любовь к Богу и людям. Иеромонах Иоанн стал посещать больницы и отыскивать больных, нуждающихся в молитве, утешении и причащении. Так как известность иеромонаха Иоанна непрерывно росла, то заграничные архиереи решили возвести его в епископы. Желая уклониться от такого высокого звания, иеромонах Иоанн стал ссылаться на свое косноязычие. Но архиереи остались непреклонными, указав ему, что и пророк Моисей был косноязычным.
Посвящение иеромонаха Иоанна во епископы с назначением его на Шанхайскую епархию состоялось в мае 1934-го года. Новорукоположенный Владыка прибыл в Шанхай в конце ноября и сразу же взялся за восстановление церковного единства, установив связь с местными православными сербами, греками и украинцами. В это же время Владыка занялся построением огромного собора в честь иконы Богоматери «Споручница грешных,» который был закончен вместе с трехэтажным приходским домом и колокольней. Обладая неиссякаемой энергией, Владыка Иоанн был вдохновителем построения храмов, госпиталей и приютов и принимал самое живое участие во многих общественных начинаниях русского Шанхая.
Но при всей этой кипучей деятельности Владыка Иоанн пребывал как бы в ином мире. Чтобы избежать мирской славы и людских похвал, он по временам притворялся юродивым. Пребывая постоянно в молитве, Владыка, если не служил в храме, то сам вычитывал все суточные богослужения. Часто Владыка ходил босиком даже в самые холодные дни, ел однажды в день, а в посты питался лишь просфорой. Для бодрости он по утрам обливал себя холодной водой. В гости не ходил, но нуждающихся в помощи всегда посещал даже в самое неожиданное время и в плохую погоду. Знакомых больных Владыка ежедневно посещал со Святыми Дарами. Он обладал прозорливостью и даром сильной молитвы. Записано множество случаев чудесной помощи по молитвам Владыки Иоанна.
Некая прихожанка в 1939 г. по причине постигших ее испытаний стала терять веру. Однажды, войдя в храм во время служения Владыки Иоанна, она увидела, как во время пресуществления святых Даров огонек в виде большого тюльпана опустился в Чашу. После этого чуда вера вернулась к ней, и она стала каяться в своем малодушии.
Однажды от постоянного стояния нога Владыки сильно распухла, и врачи, опасаясь гангрены, предписали ему лечь в госпиталь. После долгих просьб, наконец, удалось уговорить Владыку лечь в русскую больницу. Но пробыл он в ней недолго: в первый же вечер он тайно сбежал в собор, где отслужил всенощное бдение. Через день опухоль ноги бесследно прошла.
Владыка посещал тюрьмы и служил Литургию для арестантов. Нередко при виде Владыки душевнобольные успокаивались и с благоговением причащались. Однажды Владыку Иоанна пригласили причастить умирающего в русской больнице в Шанхае. Владыка взял с собой священника. Прибыв в больницу, он увидел молодого и жизнерадостного человека, возрастом 20-ти лет, играющего на гармошке. Этого юношу должны были выпустить из больницы на следующий день. Владыка Иоанн подозвал его со словами: «Хочу сейчас тебя причастить». Молодой человек тут же исповедался и причастился. Изумленный священник спросил Владыку, почему он не пошел к умирающему, а задержался с очевидно здоровым молодым человеком. Владыка ответил: «Он умрет сегодня ночью, а тот, который тяжело болен, будет жить еще много лет». Так и произошло.
Огромным делом милосердия Владыки было построение в Шанхае приюта для сирот и нуждающихся детей. Вначале в приюте проживало 8 сирот, с годами приют стал давать убежище сотням детей, а в общей сложности через приют прошло 1500 детей. Владыка сам собирал больных и голодающих детей с улиц шанхайских трущоб. Однажды во время войны в приюте не хватило продуктов для питания детей. Владыка молился всю ночь, а утром — звонок: прибыл представитель какой-то организации с крупным пожертвованием для приюта. Во время японской оккупации Владыка объявил себя временным главой русской колонии и проявил большое мужество, защищая русских перед японскими властями.
В Шанхае преподавательница пения Анна Петровна Лушникова учила Владыку правильно дышать и правильно произносить слова, чем помогла ему улучшить дикцию. В конце каждого урока Владыка платил ей 20 долларов. Однажды, во время войны, в 1945 году она была тяжело ранена и попала во французский госпиталь. Чувствуя, что ночью она может умереть, Анна Петровна стала просить сестер позвать Владыку Иоанна, чтобы ее причастить. Сестры отказались это сделать, так как вечерами госпиталь запирали из-за военного положения. Вдобавок этой ночью был сильный шторм. Анна Петровна рвалась и звала Владыку. Вдруг около 11 часов ночи в палате появился Владыка. Не веря своим глазам, А.П. спросила Владыку, сон ли это или он действительно пришел к ней. Владыка улыбнулся, помолился и дал ей причастие. После этого она успокоилась и заснула. На следующее утро она почувствовала себя здоровой. Никто не верил А.П., что Владыка навестил ее ночью, так как госпиталь был наглухо заперт. Однако соседка по палате подтвердила, что она тоже видела Владыку. Больше всего всех поразило то, что под подушкой у Анны Петровны нашли двадцатидолларовую бумажку. Так Владыка оставил вещественное доказательство этого невероятного случая [1, стр. 19].
Бывший шанхайский прислужник Владыки, ныне протоиерей Георгий Л., рассказывает: «Несмотря на строгость Владыки, все прислужники очень его любили. Для меня же Владыка был идеалом, которому я хотел подражать во всем. Так, во время Великого поста я перестал спать в кровати, а ложился на пол, перестал есть обычную еду с семьей, а вкушал наедине хлеб с водой… Родители заволновались и повели меня к Владыке. Выслушав их, Святитель повелел сторожу пойти в лавку и принести колбасу. На мои слезные просьбы о том, что я не хочу нарушать Великий пост, мудрый Архипастырь приказал мне есть колбасу и всегда помнить, что послушание родителям важнее самовольных подвигов. «Как же мне быть дальше, Владыка?» — спросил я, желая все же как-то «особенно» подвизаться. — «Ходи в церковь, как ты до сих пор ходил, а дома делай то, что тебе говорят папа и мама». Помню, как я тогда огорчился, что Владыка не назначил мне каких-нибудь «особых» подвигов» [2, стр. 34].
С приходом к власти коммунистов русские из Китая бежали на Филиппинские острова. Пять тысяч беженцев находились на острове Тубабао. Владыка ежедневно обходил остров и своими молитвами и крестным знамением ограждал остров от сезонных тайфунов, это признавали и сами филиппинцы. По ходатайству Владыки в Вашингтоне изменили закон о русских беженцах, благодаря чему многие русские были допущены в США.
В 1951-ом году Владыка возглавил Западно-Европейскую епархию с кафедрой в Париже. Владыка приложил большие усилия, чтобы присоединить к Зарубежной Церкви приходы французской Православной Церкви, и помог создать Голландскую Православную Церковь. Владыка обратил внимание на существование древних местных святых, дотоле неизвестных Православной церкви. По его инициативе Синод вынес резолюцию о почитании ряда святых, из живших на Западе до разделения церквей в 1054 году. Владыка постоянно разъезжал по Европе и служил Литургии то по-французски, то по-голландски, а позднее — по-английски. Многие его почитали как бессребренника-целителя.
Е.Г. Черткова вспоминает: «Я несколько раз ходила навещать Владыку, когда он жил в Кадетском корпусе под Парижем. У него была маленькая келия на верхнем этаже. В келии находились стол, кресло и несколько стульев, а в углу — иконы и аналой с книгами. Кровати в келии не было, потому что Владыка не ложился спать, а молился, опираясь на высокую палку с перекладиной наверху. Иногда он молился на коленях; вероятно, когда клал поклоны, то немного засыпал в таком положении, на полу. Вот как он себя изнурял! Иногда во время нашего разговора мне казалось, что он дремлет. Но когда я останавливалась, он сразу говорил: «Продолжайте, я слушаю».
«Когда он не служил, а находился дома, то обычно ходил босиком (для умерщвления плоти) — даже в самые сильные морозы. Бывало, идет босиком в мороз по каменистой дороге из корпуса до храма, который находился у ворот, а корпус стоял внутри парка, на горке. Однажды он повредил себе ногу; доктора не могли вылечить ее, и была опасность заражения крови. Пришлось положить Владыку в госпиталь, но он отказывался лечь в кровать. Однако по настоянию начальства Владыка в конце концов покорился и лег в постель, но подложил под себя сапог, чтобы было неудобно лежать. Сестры госпиталя, француженки, говорили: «Вы привезли к нам святого!» К нему каждое утро приезжал священник, служил Литургию и Владыка причащался».
«Так как у нас одно время не было своего священника, то однажды к нам приехал священник из другого прихода и отслужил всенощную. Вся всенощная длилась 45 минут! Мы пришли в ужас! Столько было пропущено, что мы решились сказать об этом Владыке в надежде, что он повлияет на этого священника, в смысле соблюдения порядка богослужения. А Владыка, мило улыбнувшись, говорит нам: «Ну, вам никак не угодишь! Я служу слишком долго, а тот слишком коротко!» Как мило и кротко Владыка научил нас не осуждать» [2, стр. 44].
В. Д. рассказывает: «Многие знали, что Владыку не надо просить кого-нибудь посетить: Сам Господь внушал ему куда и к кому идти. В парижских госпиталях многие знали Владыку Иоанна и впускали в госпиталь в любое время. Причем Владыка безошибочно направлялся, куда нужно. Когда мой брат получил ранение в голову, его положили в больницу. Рентгеновский снимок показал, что у него большая трещина в черепе. Его глаза опухли и залились кровью; он находился в ужасном состоянии. Владыка, который не знал моего брата, каким-то чудом нашел его в больнице, помолился над ним и причастил. Когда моему брату сделали повторный снимок головы, то трещины не нашли. Мой брат быстро поправился. Доктор же ничего не мог понять!» [2, стр. 74].
Последние годы Владыки Иоанна
Евангельские Заповеди Блаженства, имея последовательную связь между собой, завершаются наградой за терпение поношений и гонений за правду. Подошло время и для Владыки Иоанна на закате своих дней претерпеть многие скорби. Эти скорби застали его еще в Брюсселе: из Сан-Франциско к нему доходили печальные вести от его духовных чад, что в их приходе начались разногласия. В это время давний друг Владыки Иоанна, Архиепископ Тихон Сан-Франциский, ушел на покой. В его отсутствие сооружение собора было приостановлено, и ссора парализовала общину. В ответ на настойчивую просьбу тысяч русских прихожан в Сан-Франциско Синод назначил Архиепископа Иоанна на Сан-Францискую кафедру для восстановления мира и окончания постройки собора.
В Сан-Франциско, этот вечно туманный град дальнего Запада, Владыка прибыл осенью 1962-го года. Под руководством Владыки мир был восстановлен, величественный собор в честь Божией Матери «Всех скорбящих радости» был построен и украшен золотыми куполами. Воздвижение крестов в 1964 году было победным событием в жизни Владыки Иоанна. С того времени величественные кресты на соборе, символы Христовой победы, сияют над холмами современного Вавилона.
Но нелегко было Владыке: много пришлось ему кротко и молчаливо терпеть. Он даже был принужден появиться в американском гражданском суде и давать ответ на нелепые обвинения в церковных недочетах приходского совета. Хотя правда восторжествовала, последние годы Владыки были наполнены горечью клеветы и преследований.
Сохранилось несколько случаев чудесной помощи Владыки, относящихся к последнему периоду его жизни. Ограничимся двумя рассказами.
Анна Ходырева рассказывает: «У моей сестры Ксении Я., жившей в Лос-Анджелесе, сильно и долго болела рука. Она обращалась к врачам, лечилась домашними средствами, но ничего не помогало. Наконец она решила обратиться к Владыке Иоанну и написала ему письмо в Сан-Франциско. Прошло какое-то время, и рука поправилась. Ксения даже начала забывать о прежней боли в руке. Однажды, посещая Сан-Франциско, она пошла в собор на богослужение. В конце службы Владыка Иоанн давал целовать крест. Увидев мою сестру, он спрашивает ее: «Как Ваша рука?» А ведь Владыка видел ее впервые! Как же он узнал ее и то, что у нее болела рука?» [2, стр. 86].
Анна С. вспоминает: «Мы с сестрой попали в аварию. Навстречу ехал пьяный молодой человек. Он с большой силой ударил дверь машины с той стороны, где сидела моя сестра. Вызвали скорую помощь, и сестру отвезли в госпиталь. Ее состояние было очень серьезным — легкое было пропорото и ребро сломано, отчего она очень страдала. Лицо у ней так распухло, что глаз не было видно. Когда Владыка навестил ее, она пальцем подняла свое веко и, увидев Владыку, взяла его руку и поцеловала. Говорить она не могла, т.к. в горле был разрез, но из щелей глаз у нее текли слезы радости. С тех пор Владыка ее навестил несколько раз, и она начала поправляться. Однажды Владыка приехал в госпиталь и, войдя в общую палату, сказал нам: «Мусе сейчас очень плохо». Затем он пошел к ней, задернул занавеску около кровати и долго молился. К тому времени к нам подошли два врача, и я спросила у их,п насколько серьезно положение сестры и стоит ли вызывать ее дочь из Канады? (Мы скрыли от дочери, что мать попала в аварию). Врачи ответили: «Вызывать или не вызывать родных — это дело ваше. Мы не гарантируем, что она доживет до утра». Слава Богу, что она не только выжила в ту ночь, но совсем поправилась и вернулась в Канаду… Мы с сестрой верим, что ее спасли молитвы Владыки Иоанна» [2, стр. 97].
Л. А. Лю вспоминает: «В Сан-Франциско муж мой, попав в автомобильную аварию, очень болел; он потерял контроль равновесия и страдал ужасно. В это время Владыка испытывал множество неприятностей. Зная силу молитв Владыки, я думала: Если приглашу Владыку к мужу, то он поправится. Однако я постеснялась пригласить Владыку, зная его занятость. Проходит дня два, и вдруг входит к нам Владыка в сопровождении г-на Б. М. Трояна, который его привез. Владыка побыл у нас только минут пять, но я стала верить, что мой муж поправится, хотя он переживал самый критический момент. Действительно, после посещения Владыки у него наступил резкий перелом, после которого он начал поправляться. Позже я встретила г-на Трояна на церковном собрании, и он рассказал мне, что это он правил машиной, когда вез Владыку в аэропорт. Вдруг Владыка говорит ему: «Едем сейчас к Лю». Тот возразил, что они опоздают на самолет. Тогда Владыка спросил: «Можете ли вы взять на себя жизнь человека?» Делать было нечего, и он повез Владыку к нам. На самолет, однако, Владыка не опоздал, ибо его задержали» [1. стр. 29].
Несколько человек утверждают, что Владыка Иоанн знал о времени и месте своей кончины. 19-го июня 1966 г. Владыка сопроводил чудотворную икону Курско-Коренную в Сиэтл, отслужил Божественную Литургию и остался в алтаре наедине с иконой еще часа три. Затем навестив с Чудотворной иконой духовных детей около собора, он проследовал в комнату церковного дома, где останавливался. Прислужники усадили Владыку в кресло и увидели, что он уже отходит. Так Владыка предал свою душу Богу перед чудотворной иконой Знамения Божией Матери.
Отпевание Владыки возглавил митрополит Филарет. Шесть дней лежал Владыка в гробу, но, несмотря на жару, никакого запаха тления не ощущалось, а рука его оставалась мягкой. Владыка покоится в усыпальнице под собором. Особый мир и покой царят там и творятся знамения милости Божией. В 1994-ом году специальная комиссия по прославлению Владыки Иоанна обнаружила, что мощи его нетленные. Владыка Иоанн продолжает помогать людям, обращающимся к нему за помощью. Ограничимся здесь двумя случаями.
Виктор Бойтон поведал об исцелении Владыкой Иоанном его друга следующее. «Чудо произошло после того, как я получил очередной номер англоязычного издания «Ортодокс лайф» из Джорданвилля с фотографией Владыки Иоанна. У меня был друг — мусульманин из России, который страдал от рака крови и терял зрение. Врачи сказали, что через три месяца он совершенно ослепнет. Поставив фотографию Владыки Иоанна у своей лампады, я начал ежедневно молиться за своего друга. Через короткий период времени мой друг поправился от рака крови и стал нормально видеть. Глазные доктора были поражены этим случаем. С тех пор мой друг ведет нормальный образ жизни и читает беспрепятственно. Действительно Владыка Иоанн свят!» [2, стр. 104].
Протоиерей Стефан П. вспоминает: «Мой брат Павел, не будучи военным, несколько лет жил во Вьетнаме. Там он разыскивал детей, раненных или осиротевших вследствие продолжавшейся тогда войны. Он устраивал их в приюты или госпиталя. Так он сблизился с вьетнамкой, Ким Ен, своей будущей женой, которая тоже помогала несчастным детям. Брат познакомил Ким с Православной верой и с жизнью многих угодников Божиих. Она рассказала брату, что в самые тяжелые моменты ей в сонном видении являлся некий старец, который утешал ее и указывал, что надо делать. Однажды к празднику Пасхи я послал брату кассеты монастырского пения и несколько книг и журналов духовного содержания. Получив мою посылочку и показав духовную литературу Ким, мой брат удивился когда она, увидев обложку одного журнала, воскликнула: «Вот это и есть тот старец, который является мне во сне!» Тут она указала на известный снимок Владыки Иоанна, снятый среди могилок кладбища Ново-Дивеевского монастыря в Спринг-Валлей. Впоследствии Ким крестилась в Православной Церкви с именем Киры» [2, стр. 61].
Блаженнейший митрополит Антоний (Храповицкий), отказываясь от приглашения приехать в Китай, так написал Владыке Димитрию (Вознесенскому) — отцу будущего митрополита Филарета: «Друг, я уже настолько стар и слаб, что не могу думать ни о каком путешествии, кроме путешествия на кладбище… Но вместо себя я, как мою душу, как мое сердце, посылаю к вам Владыку Епископа Иоанна. Этот маленький и слабый человек, почти ребенок с виду, является каким-то чудом аскетической стойкости и строгости в наше время всеобщего духовного расслабления…» Так определил Владыку Иоанна, тогда еще совсем молодого, только что рукоположенного епископа, его великий Авва. Таким был Владыка Иоанн тогда, таким он остался и до конца своей жизни — «чудом аскетической стойкости» — высоким примером духовной, молитвенной настроенности. Владыка Иоанн молился непрерывно. Еще в Харбине молодой, но также духовно настроенный иеромонах Мефодий, точно отметил: «Все мы становимся на молитву, а Владыке Иоанну на нее становиться не нужно: он всегда в ней пребывает…» Действительно, кто имел дело с Владыкой Иоанном как с молитвенником и архипастырем, пекущимся о человеческих душах и всегда готовом прийти на помощь, и кто испытал на себе или на своих близких силу его молитвы — всегда будут с благодарностью вспоминать его.


Источник: http://www.pravmir.ru/svyatitel-ioann-s ... z3Fu2SL6N5
— ты меня понимаешь?
— понимаю.
— объясни мне тоже.

Аватара пользователя
черничка
Светлая радость
Сообщений в теме: 40
Всего сообщений: 7724
Зарегистрирован: 30.05.2010
Вероисповедание: православное
Ко мне обращаться: на "ты"
 Re: Православие и мир. Правмир.ру

Сообщение черничка » 12 окт 2014, 11:21

Наши встречи с отцом Александром Ильяшенко произошли не сегодня и не вчера. Поводом послужили письма, которые мне, журналисту, пишущему на православные темы, прилетели на почту с самых разных уголков страны. Дело ли мирянки отвечать на них, когда сама в духовной жизни ступаю на ощупь? Дерзнула поехать к отцу Александру. Принял!

Изображение

Отче, вот пишет Юлия: «Мой муж считает себя человеком верующим, но в церковь почти не ходит. Говорит, что это не мужское занятие. На него смотрит сын. Какой урок он извлечет?»

–Эта ситуация, к сожалению, стала типичной для сегодняшнего дня: современные женщины более религиозны, чем современные мужчины. Конечно, так было не всегда. Сегодня такая семейная ситуация стала испытанием веры и любви между супругами.

Безусловно, Бог должен быть на первом месте. Далее – семья, далее – работа. И само стремление жить по заповедям Божиим во всех нас: и мужчинах, и женщинах, должно быть постоянным. Другое дело, что выполнять эту задачу очень трудно и выполнять ее надо, не откладывая ни на один день, всю жизнь. Естественно, неизбежны ошибки, но к ним надо относиться здраво.

Не ошибается тот, кто ничего не делает. Все можно поправить и изменить, если настроишься на серьезную внутреннюю духовную работу над собой, если имеешь в себе искреннюю глубокую веру. Не сомневайтесь, такую вашу веру Господь не посрамит.

Надо учитывать и то, что хоть эта проблема и существует во многих семьях, она всегда индивидуальна. Поэтому лучше спросить совет у своего духовника. Если, действительно, муж целую неделю напряженно «вкалывает» для того, чтобы прокормить семью, и в воскресенье хочет отдохнуть (если это не церковный человек), то нелепо требовать от него, чтобы он пошел в церковь. Более того, будет неправильно, если утром он вдруг окажется один.

Дальше -
Источник: http://www.pravmir.ru/muzh-izmenyaet-na ... z3Fuu21pwJ
Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что
сделали, что должны были сделать. Лк. 17:10

Аватара пользователя
черничка
Светлая радость
Сообщений в теме: 40
Всего сообщений: 7724
Зарегистрирован: 30.05.2010
Вероисповедание: православное
Ко мне обращаться: на "ты"
 Re: Православие и мир. Правмир.ру

Сообщение черничка » 15 окт 2014, 10:02

Грекам Вселенского Патриархата неинтересен не только Покров, но и сам храм, в котором было явлено это чудо.

В старом Стамбуле есть район Айван-Сарай. В этом Сарае есть нечто похожее на сарай с крестом – это остатки Влахернского императорского храма.
Найти его в этом городе довольно трудно. Но если даже и найдете, то не так-то просто открыть зеленые железные ворота участка, на котором стоит храм. Такие заборы теперь у нас в моде в южных республиках – в аулах и станицах. Обычные стальные ворота с решеткой от мастера из ближайшего гаража.
Это не все. Если день будний, то надо шуметь и кричать так, чтобы встревоженные турки побежали за сторожем-стариком. И если придет этот сторож, и вы ему понравитесь, то в храм могут пустить.

Внутри двора стоит одноэтажное неказистое строение – это и есть домашний храм императоров Византии. Это и есть то место, где явилась Божия Матерь, распростершая над Городом свой Покров.
Храмик тесный. От былого величия нет и следа. В качестве реликта остался небольшой бассейн с водой. В нем при императорах жили рыбки. Не знаю, что за такая новаторская традиция, но вот был такой мини-зоопарк. И он считался почему-то знаком благоволения небес.
Обо всем этом я узнал в далекие девяностые. Тогда только зарождалось движение православного меценатства, и многие предлагали свои проекты богатым на реализацию. Родилось такое предложение и у меня.


После изучения судьбы Влахернского храма вспомнился проект перенесения Иерусалимского храма в Россию – в Подмосковье, на Истру. Сильный и концептуальный поступок. Очевидно, мотив был такой: «Раз никому христианский Иерусалим не нужен, то не будем завоевывать его, а возьмем и как в сказке перенесем на новое место!» И стали строить. Причем храм вышел мало похожим на оригинал. Это было не важно. Главное – идея и размах претензий. И построили.
И мне подумалось: а не перенести ли на глазах у изумленного христианского мира Влахерну в Россию? В Рязань. Дело в том, что накануне я побывал в Покровском Михайловском монастыре под Рязанью, и там мне предложили сделать проект воссоздания главного храма обители, разрушенного при советской власти.

От собора остался один фундамент. Но по нему стало видно, что он двухнефный, как и Влахерна. А еще было замечательно то, что по размеру он примерно похож на константинопольский храм.
И мне подумалось, зачем восстанавливать монастырский храм в первоначальном виде? Тем более что, судя по дореволюционной фотографии, над проектом трудился лихой самоучка, нещадно смешавший классицизм и провинциальную красоту.
Предложил настоятелю, тот согласился. Пошел в архивы. Достал литературу о храмах Константинополя. Написал письмо самому Вселенскому Патриарху с просьбой помочь информацией о храме или посодействовать допуску в патриарший архив.
Вселенский патриарх не ответил. Тогда я им отослал письмо с кратким сообщением:
– Не хотите? Сделаем и без вас.
И приложил эскиз храма. Ответ пришел почти мгновенно:
– Приезжайте.

Встал вопрос: а в каком виде можно воссоздать Влахерну? Ведь было как минимум три периода строительства этого храма. Его строили и перестраивали несколько раз, пока он не сгорел и не был заброшен. Пожар произошел еще до турок. Каким храм был в первоначальном виде, очевидно, уже никто никогда не узнает.
Но есть план, а есть аналоги. Среди них были выбраны аналоги периода последних лет существования храма. Конечно, это вольная реконструкция, но храм в Новом Иерусалиме – тоже не копия. Тогда не было принято делать буквальные реплики. Не так, как сейчас, когда копии в новом материале приветствуются и поощряются.
Почему такой храм? Потому что хотелось, чтобы интерьер храма был как бы рамой чуду явления Божией Матери. Хотелось, чтобы его пространство воспроизводило – хотя бы внешне – ту реальную обстановку, которую видела Своими очами Божия Матерь, и чтобы Она умилилась этой нашей попытке быть таким образом ближе и к чуду, и к Ней.

Изображение

http://www.pravmir.ru/russkaya-vlaherna/
Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что
сделали, что должны были сделать. Лк. 17:10

Аватара пользователя
Акварель
Тихая гавань
Сообщений в теме: 4
Всего сообщений: 3640
Зарегистрирован: 24.07.2012
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
Ко мне обращаться: на "ты"
Откуда: из детства
 Re: Православие и мир. Правмир.ру

Сообщение Акварель » 16 окт 2014, 11:45

Почему люди злословят и как с этим бороться – рекомендации психолога


Одна из причин злословия – человек таким образом проявляет враждебное отношение к миру. Он злословит не о каких-то конкретных людях, а об определенном типе людей, например, ему не нравятся кавказцы, евреи, интеллигенты, молодежь противная, тетки невозможного характера, старики надоели.
Вот бабушки сидят у подъезда и пристально следят за молодыми женщинами: как одета, как причесана, с кем идет. Бабушек задевает яркая красота или успешность, и вся эта бабушкина обида, недовольство жизнью проявляются в такой избирательной враждебности.

Соперничество и зависть – истоки злословия

Люди могут злословить, потому что они соперничают, завидуют. Думаете, завидуют менее успешные более успешным? Ошибаетесь – соперничают и завидуют вполне успешные люди и чаще всего женщины. Я думаю, что соперничающая женщина – это женщина с мужскими чертами характера и поведения. Другой человек, может быть, и не предвосхитил ее по успехам, но даже то, что он в чем-то талантливее ее, может приводить соперничающую женщину ко взрывам злости.

Скованные аффектом

Есть важное понятие – аффект – это длительное мучительное переживание недовольства одного человека другим. У одной моей знакомой возник такой аффект на ее родственницу. Она подолгу рассказывает своим друзьям, какая та ужасная, как она обижала своего мужа покойного, потом сына, а теперь унижает внука.

Моя знакомая охвачена этим аффектом и не находит в себе силы выйти из этого. Она женщина светская, очень умелая в общении, но в этой зоне она только злословит. Она не принимает ни совета, ни утешения и полностью погружена в эту внутреннюю склоку.

Теперь важный вопрос: а зачем люди это делают? У каждого «почему» есть свое «зачем». Чтобы унизить обидчика, поквитаться с ним, нанести ущерб его репутации. Если человек, о котором все думают хорошо, уважают, вас обидел, вы с удовольствием сообщаете о нем такое, что в глазах окружающих сразу принижает его личность. Люди поступают так иногда намеренно, сознательно, а иногда ненамеренно.

Разжигатели осуждения

Люди склонны втягивать других людей в осуждение. Предположим, вы – христианка, вы становитесь все более терпимой, разумной и все лучше относитесь к людям.

И вот некая женщина, которая привыкла разжигать людей на осуждение, будет вовлекать вас в разные разговоры и вас искушать. Зачем ей это? Показать, если вы попадетесь на это, что вы такая же, как все: «Ты хоть и с крестом, но такая же, как мы. Мы, конечно, не церковные, мы слабые, но вот видишь – и ты такая же». И вы уходите из разговора с ощущением оскверненности.

Осуждение, злословие и обсуждение – как понять грань?

Злословить и обсуждать – это разные вещи, потому что когда мы обсуждаем кого-то, совершенно не обязательно, что делаем это недоброжелательно. Мы это можем делать вполне нейтрально. Есть люди – эдакие бытовые психологи, и к ним приходят со своими проблемами, потому что они умеют слушать – человек им интересен, причем они могут быть кем угодно – парикмахерами, портнихами – и они такие с детства.

Такие люди выделяются с детского сада, их называют «эмоциональными лидерами». Есть дети – лидеры, активные командиры, а есть дети, которые никогда не командуют. Они сидят в стороне, но все обиженные приходят к ним поплакать в жилетку. Тут надо сказать совершенно ненаучную вещь – это врожденная доброта. Мы можем развивать у детей отзывчивость, готовность помогать, возможность выражать гнев, но нельзя воспитать доброту. Это дар от Бога.

Когда мы обсуждаем поведение человека, его характер, эмоциональность без жесткой критики и без его отвержения, это не грех. А когда мы враждебно критикуем другого человека с позиции свысока, выносим свой суд на его поведение – вот это осуждение как грех. «Критика без любви» – как точно сказала одна прихожанка нашего храма.

Можно победить злословие в себе?

Избавиться от злословия непросто. Если вы способны в силу своей организации характера что-то себе запретить, то не позволяйте себе сплетничать, злословить за спиной.

Я, например, когда борюсь со своим гневом, назначаю себе наказание: не буду смотреть телевизор или не съем пирог, не куплю кофточку, вообще лишу себя каких-то удовольствий. Насколько это может быть серьезно, зависит от того, что вы у себя видите и что хотите отвергнуть.

У меня есть плохая черта, я могу себя обозвать как-то: «Ах ты, дура такая!» Нет. Это тоже не нужно. Не надо позволять себе грубых и злобных высказываний по отношению к себе или другим даже наедине с собой.

Но если ваше злословие связанно с какими-то детскими травмами, тяжелым опытом в семье, лучше пойти к психотерапевту, довериться ему и поработать с этими проблемами.

Как реагировать на злословие?

Стандартных техник не существует: если так, то сделай это. В первую очередь, должно быть уважение собственного достоинства и уважение достоинства другого человека. Научиться этому нельзя, надо взращивать свою совесть, свое достоинство и тогда смотреть – на какие злые слова и грубость надо ответить адекватно, или пройти мимо, или пожалеть этого несчастного, или просто дать по роже.

А что? Можешь – дай. Если ребенок сказал что-то злое, надо ему сказать: «Подожди, я пока не буду с тобой играть! А потом скажу, почему».

Как говорила моя знакомая после ссор с мужем: «Расстраиваюсь до нелюбви!» Она расстраивалась не до агрессии, не до бешенства, а просто охлаждалась, отчуждалась.

Если было сказано злое в твою сторону, стоит внимательно проанализировать, что было с твоей душой: если ты озлобился до животного состояния, тебе надо еще долго внутренне работать; если ты возмутился и тебе стало жалко этого дурака, то ты еще более-менее в порядке; если вообще его простил, то скоро, наверное, будешь … святым.

Не надо путать злословие с бестактностью. Пример из моей жизни. Я заболела и мне звонит коллега, которая ко мне относится очень хорошо: «Когда я вас видела последний раз в университете, вы так ужасно выглядели!» Я удивляюсь: «Зачем вы это говорите?» Она: «Чтобы вас запугать, чтобы вы не думали о работе».

Если у человека нет такта, то я могу посоветовать одно – отойдите в сторонку, не дружите с ним, не выходите замуж за бестактного мужчину, избегайте людей, которые хотят на вас утвердиться или разрядиться.

Молча уйдите, если вы чувствуете, что начинаете злиться и теряете контроль над собой, чтобы не сказать такое, за что потом будет стыдно. Если вы обречены на эти отношения – родственница, соседка – надо увеличить дистанцию, держать этого человека на расстоянии.

Ни в коем случае не надо таить злобу, лучше завести старый валенок и пинать его. У всех свои способы, в зависимости от темперамента. Главное – не ссориться. И ни в коем случае не допускать, чтобы из вас самих сделали валенок для битья.

В чем психологическая суть грехов?

Я не могу представить такого психолога, который бы взял на себя ответственность однозначно и четко это определить. Обратите внимание на один парадокс в христианстве: человек – падшее существо, но при этом подобие Божие. «Я падший, и у меня есть свободная воля не грешить».

Как это – мы и падшие, и рабы Божьи, и дети Божии, и одновременно Христос зовет: «Иди за мной». Кому идти за Христом? Падшему? Грешному? Митрополит Антоний Сурожский говорит: «Человек – поврежденная икона, ее надо очистить». Как он очистится? Сам очистится? Он умеет? У него есть способы? Для меня это очень трудный вопрос.

Я скажу одну очень важную вещь, которая, может быть, звучит даже вызывающе. В Церкви говорят: «Ты грешишь, поэтому у тебя проблемы». Но я считаю, что обычно людьми движут силы, которыми они не владеют. Люди не знают, где лежит их проблема, они могут только обозначить свою проблемную зону. «У меня проблемы с личной жизнью». «Я комплексую». «Я в депрессии». «Я не могу выйти замуж, я знаю, что раздражаю мужчин».

У нас есть особые психические механизмы (их открыл Фрейд), которыми мы закрываем свои внутренние конфликты. Частый случай моей практики: девушка не может выйти замуж. Она не уверена в себе ни как человек, ни как женщина. Обычно у такой девушки властная мать, которая подавляет ее волю и по каким-то причинам внушает дочери недоверие к мужчинам.

Если девушка не уверена в себе, боится мужчин, она закрывается, самоутверждается, становится очень категоричной в суждениях. Или она начинает холить свою красоту, или худеть до невозможности, или упражняться в каком-нибудь заковыристом сексе. Проблемы не решаются, и она сама делает все, чтобы мужчина ее оставил. Этот механизм называется невротическим, когда человек не справляется со своими проблемами, со своими комплексами, потому что не знает их природы.

У этой девушки нет свободной воли по отношению к своей защите, потому что ее самоутверждение – это ее «психологическая кожа». Она не может по своей воле ее отменить, «кожа» ее защищала и стала ее грехом.

Это пример того, что если есть неразрешимая внутренняя проблема, не осознаваемая самим человеком, то когда он вдруг взрывается или вдруг обижается – он не знает, почему он это делает. Он может объяснить, почему это происходит, но не знает, как это работает в нем. Поэтому он может исповедоваться годами про свою обиду, про свой гнев, про свою гордость, про свое маловерие, а на самом деле с этими глубокими проблемами надо работать психотерапевту.

Психолог должен понимать, в какой степени человек владеет своими внутренними проблемами. Не стоит переучивать человека на негневливого, необидчивого, а надо помочь ему принять свое прошлое, простить своих обидчиков, и прежде всего – простить мать.

Понимаете, пока не получится простить мать, не будет никакого изменения, никакого продвижения. Простить – это не просто сказать «я прощаю», а совершить акт великодушия. И тогда откроется перспектива возвращения веры в себя. А это значит – человек сможет принять мир и людей вокруг себя.
Автор: ТАТЬЯНА ПАВЛОВНА ГАВРИЛОВА
Источник: http://www.pravmir.ru/pochemu-lyudi-zlo ... psihologa/
Людмил@(тем,кто подзабыл или не знает.)
***Горами ли, дебрями ли ведет меня невидимая рука Провидения, только бы привела меня в мое горнее отечество. Свт. Филарет, митрополит Московский.

Аватара пользователя
Автор темы
Dream
Сообщений в теме: 49
Всего сообщений: 31487
Зарегистрирован: 26.04.2010
Вероисповедание: православное
Образование: начальное
Ко мне обращаться: на "вы"
Откуда: клиника под открытым небом
 Re: Православие и мир. Правмир.ру

Сообщение Dream » 16 окт 2014, 20:28

— ты меня понимаешь?
— понимаю.
— объясни мне тоже.

Аватара пользователя
Автор темы
Dream
Сообщений в теме: 49
Всего сообщений: 31487
Зарегистрирован: 26.04.2010
Вероисповедание: православное
Образование: начальное
Ко мне обращаться: на "вы"
Откуда: клиника под открытым небом
 Re: Православие и мир. Правмир.ру

Сообщение Dream » 26 окт 2014, 19:29

Мы ничего не знаем об иконах
Для православных христиан икона имеет огромное значение. Почему? Что мы знаем об иконах? Вопрос лишь кажется странным. Да, мы знакомы со многими иконами, узнаем их с первого взгляда, и так привыкли к их современному виду, что были бы удивлены, узнав, как выглядели они изначально. Взять Владимирскую икону Богородицы. Парадоксальный факт – в подлинном виде никто не видел её уже несколько столетий. Лишь репродукции и списки.
Однако по порядку.
На развитие иконописи во многом повлияла химия. Любое живописное произведение (и икона в том числе) состоит из основы (дерево, холст), грунта (в иконе это меловой грунт, так называемый левкас), собственно, самого красочного изображения и лакового покрытия. Покрытие нужно для сохранения красочно слоя от пожухлостей, от негативного влияния прямых солнечных лучей и пыли. В иконописи это покрытие на масляной основе традиционно именуется олифой, хотя первоначально в средневизантийскую эпоху в Византии и Киевской Руси, в целом она была аналогична современным масляным лакам.
Примерно с XIII века на Руси стали в масляную основу добавлять так называемые сиккативы. С ними покрытие сохло быстрее, чем лаки прежних эпох, но новая олифа имела фатальный недостаток: спустя несколько десятилетий темнела. Тогда поверху приходилось заново красками прописывать еле видный образ. Новое изображение снова темнело, его снова переписывали и так – бесконечное число раз. Последующие изображения всё больше отличались от оригинала, если не считать контуров.
Именно по «темным ликам» до конца XIX века мир и судил о русской иконописи. Каков же был шок, когда после первых расчисток из-под копоти, из-под потемневшей олифы, из-под поздних грубых записей на свет явилась подлинная икона, переливаясь яркими красками.
Последующие десятилетия процесс раскрытия иконы проходил уже более последовательно и научно. Но реставраторы столкнулись с проблемой. Средневековая «реставрация» имела свою специфику. Целью средневековых поновителей было не сохранить древнюю живопись, а привести ее в «товарный вид». Слои потемневшей олифы могли соскабливаться довольно грубо, при помощи ножа или пемзы с щелоком, и первоначальная живопись от этого страдала. Поновитель мог даже удалить часть изображения вместе с грунтом, вырезав его. Часто иконы покрывались металлическими окладами, которые порой крепились гвоздями, вбитыми в живописный слой. Все это меньше всего способствовало сохранению памятников. И при современной очистке иконы от наслоений других эпох могло оказаться, что под более поздним слоем уже нет и следов раннего.
Возьмем уже помянутую Владимирскую икону Богородицы. Мало кто знает, что от первоначального изображения (которое относится к XI веку) остались только лики, а руки, одежда, фоны – это все фрагменты позднейших эпох.
Владимирская икона Богородицы, пожалуй одна из самых почитаемых на Руси. Одна из легенд связывает ее происхождение с апостолом Лукой. Впрочем, это довольно позднее предание и все исследования показывают, что эта икона писана в Константинополе не ранее XI века. Это одно из лучших произведений Комнинского стиля. Считается, что Константинопольский патриарх Лука Хрисоверг подарил эту икону Киевскому Великому князю Юрию Долгорукому, который пожертвовал ее в женский Богородичный монастырь в Вышгороде под Киевом. Позднее сын Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, бывший на тот момент Вышгородским князем, переехал в суздальские земли и забрал Вышгородскую икону с собой. После основания им города Владимира, икона была перенесена туда в новопостроенный Успенский Собор и с тех пор, вплоть до наших дней называется Владимирской. В 1237 году город Владимир был захвачен татарами и разграблен, множество святынь и произведений искусства было варварски уничтожено. Пострадала и икона: с нее был содран драгоценный оклад, но сам образ чудом сохранился в пожаре Успенского собора. В конце XIV века во время нашествия Тамерлана Владимирскую икону переносят в Москву, где она пребывает и поныне.
Образ много раз поновлялся. Первый раз после нашествия татар 1237-го, потом в начале XV столетия, затем – через сто лет, в 1515-м. Отдельные вмешательства поновителей были в 1566 году, в XVII, XVIII и XIX веках. Последнее поновление произвели в 1895—1896 годах к коронации Императора Николая II. Когда в 1919 году реставраторы под руководством Игоря Грабаря приступили к расчистке Владимирской иконы, выяснилось, что первоначальный слой почти не сохранился. В каком же виде сохранить памятник? Чтобы сохранить целостность композиции, поздние записи удалялись лишь там, где был более ранний слой, остальные участки компоновались разновременными фрагментами.
Поновление XIII века имело целью отреставрировать икону, пострадавшую при татарском разгроме: от него сохранились детали хитона Младенца и кончики пальцев левой руки Богородицы. В XV же веке контуры образа были значительно искажены: практически заново была написана голова Спаса, которая теперь казалась слишком запрокинутой, неестественно утолщенная шея, ноги с вывернутой пяткой и длинный подол хитона Младенца.
Тогда же золотой фон был заменен охряным.
В XVI веке ветхий левкас был заменен новым. Сам образ снова был переписан по потемневшей олифе и ещё более исказился: левая рука Богородицы изменила положение (изначально она касалась груди Младенца и сейчас можно видеть остатки пальцев XIII века, расположенных выше и левее от зрителя), размеры голов были увеличены.
Хотя более поздние слои живописи отражают утраченный оригинал, но все же не сохраняют его точные контуры, не говоря о колорите (достаточно посмотреть на грубый оттенок правой руки Младенца, написанной в XVI веке, и сравнить с сохранившейся левой ручкой оригинала XI века).
Подобные нюансы не часто учитывают современные иконописцы, пишущие списки с Владимирской и с других икон. Они по сути так или иначе отображают многослойку, вышедшую из рук реставраторов, в то время как традиционное создание списка с иконы в средние века не означало создания копии, но переосмысление оригинала, как в случае с Владимирской Богородицей, приписываемой прп. Андрею Рублеву.
Творческий подход в воссоздании иконы в наше время нечаст. Наиболее характерный пример – Владимирская икона, писанная по благословению патриарха Алексия II для Оптиной Пустыни ведущим современным иконописцем архимандритом Зиноном. В этой работе о. Зинон на основании близких по стилю и времени памятников попытался реконструировать облик Владимирской иконы в её изначальном виде.
Не всегда учитывают нюансы и искусствоведы, создавая массу псевдоиконных мифов. Самый расхожий связан со знаменитой рублевской Троицей. Сколько писано про «прозрачность и легкость» ангельских одежд. На этой «прозрачности» построены целые теории, исполненные глубокого символического смысла, с заходом даже в богословие. Но так называемая «легкость и прозрачность» рублевской живописи есть следствие расчисток, при которых страдали живописные слои. Достаточно сравнить подобные фрагменты лучшей сохранности на других иконах круга прп. Андрея Рублева, чтобы убедиться – живопись там более плотная. Но миф уже приобрел популярность и влияет на умы новых поколений как искусствоведов, так и иконописцев.
Явные ошибки возникают и тогда, когда русская икона воспринимается в отрыве от мировой культуры в целом и византийской – в частности. Оценка такого феномена, как русская икона вне контекста византийской культуры, вне контекста христианского богословия, – путь в тупик и почва для создания новых мифов и дутых сенсаций.
Как быть с этими мифами человеку, не имеющему специального образования? Ответ он прост –постоянно расширять кругозор. Пусть даже не выходя из комнаты, пусть даже через интернет посещать Святую Софию в Константинополе, смотреть на дивные фрески балканских стран, таинственный блеск мозаик Сицилии и мягкий золотой свет икон синайской коллекции.


Источник: http://www.pravmir.ru/myi-nichego-ne-zn ... z3HGkjr6kT
— ты меня понимаешь?
— понимаю.
— объясни мне тоже.

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • ПравоСлавие
    3 Ответы
    8626 Просмотры
    Последнее сообщение иерей Георгий
    11 июн 2009, 23:20
  • Где православие?
    Владимир2014 » 10 дек 2014, 18:42 » в форуме События
    2 Ответы
    5556 Просмотры
    Последнее сообщение м. Фотина
    10 дек 2014, 21:58
  • Далекое Православие
    Митрель » 26 мар 2012, 21:07 » в форуме Церковная жизнь
    18 Ответы
    21804 Просмотры
    Последнее сообщение Dream
    17 апр 2018, 21:42
  • Православие и собственность
    1 Ответы
    3263 Просмотры
    Последнее сообщение Максим75
    01 янв 2016, 19:10
  • Православие в Америке
    Максим75 » 04 окт 2011, 14:22 » в форуме Церковная жизнь
    1 Ответы
    10961 Просмотры
    Последнее сообщение Irina2
    21 авг 2013, 21:40

Вернуться в «Книжный мир»