Олександр,спасибо за дополнение
******
Инкерманский скит существовал до 1926 года. Во время обороны Севастополя в 1941-42 годах наземные постройки монастыря были разрушены, уцелели лишь пещерные храмы. Пострадала и крепость Каламита – от неё остались полуразрушенные стены и башни.
Первое укрепление на Монастырской скале появилось в VI веке. Его основало местное население. О жизни крепости раннего периода сведений нет. Название её известно из морских карт генуэзцев XIV – XV веков.
В Монастырский комплекс на южном и западном обрывах скалы входит более 200 пещерных сооружений, среди которых выделяются 8 церквей. Наиболее известна базилика XIV-XV вв. во имя Св. Георгия, которая после возобновления монастыря в ХIХ в. была поименована в память Св. Климента, по преданию проповедовавшего здесь епископа. Церковь длинной 10,6 м, шириной 6,1 м, высотой 4 м состоит из одной апсиды и трех нефов, разделенных тремя парами колонн с капителями. В апсиде выделяется двухступенчатый синтрон, в центре которого, вплотную к стене расположено возвышение - остатки горнего места. Над ним в стене вырублена ниша. В конхе апсиды вырезан большой “процветший” рельефный крест с расширяющимися концами и примыкающими к ним маленькими крестами в круге Потолок между нефами выполнен в форме полуциркульных сводов. Храм с крещальней “Атка” расположен в южной части монастырской скалы, на высоте 25-30 м. от подошвы скалы.
Крепость Каламита защищала торговый порт Мангупского княжества – Авлиту. Впоследствии по её имени стал называться и порт.
В XV веке феодориты вели через Каламиту оживленную торговлю, пользовалась портом и Крымское ханство. Отсюда увозили невольников, захваченных татарами на русских, украинских и польских землях. Каламита становилась опасным конкурентом Кафы. Так, консул Кафы жаловался в Геную: “Мы говорим по отношению князя Феодора и братьев его, которые… вопреки праву и привилегиям Кафы открыто сооружают гавань в Каламите и там же грузят и разгружают суда к тяжкому ущербу податей Кафы”.
Во время военного столкновения Мангупского княжества с генуэзцами в 1433 году Каламита была опорным пунктом при захвате феодоритами Чембало. Но через год войска под командованием Ломеллино снова овладели Чембало, осадили и Каламиту, требуя её сдачи.
Защитники крепости согласились сложить оружие при условии, если ми сохранят жизнь. Но, когда неприятель вошёл в крепость, она оказалась пуста. Ночью все её защитники ушли в горы. Генуэзцы разграбили и сожгли Каламиту. Однако после поражения Ломеллина под Солхатом Мангупские князья отстроили крепость.
В 1475 году турки захватили крепость и назвали Инкерманом. Один из сопровождавших русского посланника в 1635 году писал об Инкермане: “Живут в нём татары, греки и армяне. К тому же к городку с моря приходят корабли из разных стран”. В XVI – XVII веках турки перестроили крепость применительно к новым условиям – для использования огнестрельного оружия. И владели Инкерманом до XVIII века.
После выселения христиан из Крыма в 1778 г., монастырь был заброшен. В 1850 г. русское правительство, наряду с другими христианскими древностями Крыма, возобновляет монастырь под названием Инкерманского, который разместился в обрывах и у подножия Монастырской скалы. В это время здесь расширяются часть пещерных, и появляется ряд наземных сооружений, в том числе и храмов. В начале ХХ в. в штате монастыря числилось 50 человек. В 1926 г. Инкерманский скит был закрыт, и возобновлен только в начале 90-х гг.
Все пещерные сооружения здесь можно разделить на три больших группы: Монастырская скала, Загайтанская скала, Левый берег р. Черной, внутри которых выделяются отдельные монастырские комплексы.