Задостойник:
О Тебе радуется, Обрадованная, всякая тварь, архангельскии собор и человеческии род. О, священная Церкви, и Раю словесныи. Девственная похвало, из неяже Бог воплотися, и младенец бысть, иже прежде век сыи Бог наш. Ложесна бо Твоя престол сотвори. И твое же чрево пространнейши небес содела Девице. О, Тебе радуется обрадованная всякая тварь, слава Тебе.
О Тебе радуется - особое песнопение, составленное в честь Богоматери, текст которого включен в Октоих; используется как задостойник в литургии Василия Великого (вместо песнопения "Достойно есть" в литургии Иоанна Златоуста). Одноименная икона иллюстрирует прежде всего начальные строки песнопения: "О Тебе радуется обрадованная вся тварь, архангельский собор и человеческий род, освященная церковь, раю словесный..." - и представляет Богоматерь с младенцем на престоле, в окружении божественной славы; за Нею - собор ангелов и храм, расположенный на фоне райского сада. У подножия престола Иоанн Дамаскин - автор "Октоиха", протягивающий текст своей молитвы Богородице; под ним изображены все чины святости: праотцы, пророки, апостолы, святители, мученики, мученицы и т.д. - в соответствии с текстом тайной ходатайственной молитвы, которую произносит в алтаре священник, в то время как хор исполняет песнопение. Венчает композицию полукруг неба - как правило, с изображением небесных ангельских сил ("...чрево твое пространнее небес соделала..."). Икона "О Тебе радуется" появляется в русской живописи в конце XV - нач. XVI вв.
Древнерусские художники крайне редко подписывали свои произведения. Икона, как объект молитвенного поклонения, могла быть написана земным человеком только с помощью Божественного вмешательства. Небесные силы, участвовавшие в творческом процессе, и были основным автором произведения, и только самые знаменитые и уверенные в значимости своего таланта художники решались поставить на обороте иконной доски свою подпись.
Едва ли не единственной подписной иконой ХУ1 в. в Переславле-Залесском был образ “О Тебе радуется” из иконостаса Федоровского собора. Написал икону Федор Дермин – художник, принадлежавший к знаменитой и многочисленной семье московских иконников, поставлявших свои произведения в самые известные храмы столицы и окрестных городов.
Иконы “О Тебе радуется” появились в конце ХУ – начале ХУ1 в. Это было связано с изменениями в порядке богослужения в храмах, в котором теперь присутствовала тайная молитва священника в алтаре. После нее хор исполнял песнопение, написанное древневизантийским православным поэтом и богословом Иоанном Дамаскином “О тебе радуется обрадованная вся тварь архангельский собор и человеческий род …”. Московскими иконописцами начала ХУ1 в. иконы “О Тебе радуется” были написаны для местных рядов соборных иконостасов в Московском Кремле, городе Дмитрове, Кирилло-Белозерском монастыре.
Работа Федора Дермина во многом повторяет эти произведения. Белофонный круг “небес” с райской растительностью и “горним” храмом (символом вселенской церкви) отделяет восседающую на троне Богоматерь с младенцем Христом и стоящих вокруг Нее ангелов от толпящихся внизу “земных жителей”: пророков, апостолов и святых. Из общей массы выделился Иоанн Дамаскин. Стоя у самого подножия трона, он протягивает Богоматери развернутый свиток с текстом славящего Ее песнопения.
Вот что пишет об этой иконе князь Евгений Николаевич Трубецкой, русский религиозный философ:
"Есть иконописные изображения, самое название коих указывает на архитектурный замысел. Такова, например, икона *О Тебе радуется, Обрадованная всякая тварь..* Здесь мы неизменно видим симметричные группы вокруг одной главной фигуры. Архитектурная идея, помимо симметричного расположения фигур вокруг Богородицы, выдается изображением собора сзади Нее. Симметрия тут выражает собою не более и не менее как утверждение соборного единства в человеках и ангелах: их индивидуальная жизнь подчиняется общему, соборному, плану.
Так, архитектурность иконы выражает одну из центральных и существенных ее мыслей. В ней мы имеем живопись, по существу, соборную. В том господстве архитектурных линий над человеческим обликом, которое в ней замечается, выражается подчинение человека идее собора, преобладание вселенского над индивидуальным. Здесь человек перестает быть самодавлеющей личностью и подчиняется архитектуре целого. В этой иконе - изображение грядущего храмового, соборного человечества."