Здоровый образ жизниЗависимость - болезнь души

Здоровое питание, активный образ жизни, борьба с вредными привычками. Лечение заболевания и медицинское обслуживание

Модератор: Милада

Аватара пользователя
Автор темы
черничка
Светлая радость
Всего сообщений: 7734
Зарегистрирован: 30.05.2010
Вероисповедание: православное
Ко мне обращаться: на "ты"
 Зависимость - болезнь души

Сообщение черничка »

Зависимость - это болезнь!

Существует обывательское мнение о том, что зависимостей много: физическая, психологическая, какие-то другие...

На самом же деле зависимость - довольно закрытая для нас вещь, но мы все же можем видеть, как она проявляет себя, посмотрев на нее в четырех ракурсах: физиологическом, т.е. изменений в организме; психологическом, т.е. изменений в том, как человек чувствует, думает, ведет себя; социальном, т.е как она изменяет отношения с другими людьми; и, наконец, духовном, и здесь мы видим изменения в системе ценностей человека, в иерархии того, что для него важно в жизни.

Но это только проявления болезни, и если мы будем лечить только эти проявления, мы никак не повлияем на саму болезнь - более того, она как газон, который становится только гуще от того, что подстригают сверху травку. Именно поэтому такая «стрижка травы» самыми талантливыми врачами, психологами, другими специалистами обречена на неуспех: если ничего не произойдет с самой сутью болезни, спустя какое-то время болезнь вновь явит себя все страшнее и страшнее. Чувства отчаяния и бессильного гнева знакомы многим наркологам, психологам, семьям наркоманов и алкоголиков.

Зависимость - болезнь, что формально было признано довольно давно, но на самом деле до сих пор многие врачи считают ее моральным уродством, пороком, невоспитанностью. Отголоски этого обывательского мнения хорошо слышны сегодня в позиции общества по отношению к алкоголику или наркоману: его надо изолировать и перевоспитать. Уже даже просто неуспешность этой позиции должна была бы натолкнуть на простую мысль - как же это мы их воспитываем-воспитываем, а они никак не перевоспитываются?
Представьте себе, что вы перевоспитываете больного туберкулезом: кашлять нельзя, всех перезаразишь.
Не сметь! Как не стыдно! - и что же, кашель пройдет, больной поправится? Примерно этим же методом действовали почти всю историю человечества, наркотики известны с древнейших времен - и пытаются действовать по сей день.

Между тем, это болезнь, которая характеризуется шестью свойствами:

1. Главный признак зависимости - человек теряет способность контролировать употребление наркотика и алкоголя. Это вовсе не означает, что каждый раз алкоголик напивается до «состояния нестояния», а наркоман «колется» непрерывно. Нет, наркоман может достаточно долго не употреблять наркотики, но стоит ему начать - и он обязательно уйдет в тяжелый срыв, сразу или через какое-то время - но это произойдет. Он не сможет контролировать употребление, сохраняя его в тех пределах, в которых он сам хочет. Наступит момент, когда мучаясь и плача, он будет не в силах остановиться. Джинн выпущен из бутылки - теперь он хозяин положения.

2. Зависимость неизлечима. Этот факт означает, что наркоман или алкоголик никогда не сможет стать, как раньше, здоровым человеком - т.е. контролировать употребление психоактивных веществ. Из этого следуют три практических вывода. Во-первых, сколько бы ни длился светлый трезвый период в жизни человека, у которого « была когда-то» зависимость, какие бы усилия ни были предприняты для его лечения - ему нельзя начинать вновь употребление, каким бы «легким» оно ни было, иначе он вскоре окажется в прежнем незавидном положении. Зависимость есть и сейчас, но джинн сейчас в бутылке. Выпусти его - и вновь все повторится. Во-вторых, нельзя употреблять никаких психоактивных веществ, и поэтому, скажем, для выздоравливающего наркомана так же исключен алкоголь, даже глоток пива, как и его привычный наркотик. В третьих, любые «специалисты», обещающие «научить пить как все» вашего близкого - лгут. Они неграмотны - или пытаются «заработать» на вашей беде.

3. Зависимость - это хроническая болезнь. Она развивается долго, всю жизнь, проходя вполне определенные стадии. Для алкоголика это обычно годы, даже десятилетия, для наркомана может быть и месяцы, несколько лет.

4. Зависимость прогрессирует. Это похоже на лыжника, который едет с горы: чем дальше, тем быстрее и ниже. После некоторого времени трезвости, сорвавшись, алкоголик или наркоман обнаружит, что его болезнь за время трезвости не только не уменьшилась, но набрала силы, и каждый его срыв страшнее предыдущего.

5. Зависимость смертельна. Это означает, что от этой болезни умирают. Алкоголик не обязательно умрет от цирроза печени - может быть, в пьяной драке. Наркоман может умереть от передозировки наркотика - так бывает часто - но может и разбиться под «кайфом» в машине на безумной скорости, может сойти с ума и тихо умереть в клинике... Они умрут гораздо раньше своего срока - если бы не последнее, счастливое шестое свойство этой страшной болезни:

6. Зависимость можно остановить. Есть факты, неопровержимо свидетельствующие, что есть спасение от этой «чумы», что можно не употреблять психоактивные вещества всю жизнь, и притом жить счастливо, а не просто терпя эту «беспробудную трезвость». Оказывается, если наркоман или алкоголик получает помощь, особенную помощь, он может выздоравливать - и тогда он живет долго, плодотворно и счастливо, удивительным образом восстанавливая то, что казалось безвозвратно утерянным. Более того, находя в жизни те ценности и высоты, о которых он и не мечтал до того, как стал наркоманом или алкоголиком.

Выздоровление возможно! Выздоровление, как особое состояние зависимого человека, когда он хорошо себя чувствует, его жизнь выстраивается так, как он сам этого хочет - и при этом он не употребляет никаких психоактивных веществ. Для этого нужно найти путь выздоровления - где он? Его нашли опытным путем те алкоголики и наркоманы, которым отчаялись помочь врачи, психологи, семьи, друзья.
Концепция болезни
1. Организм

Биохимия мозга - это очень тонкая наука, но Альберт Эйнштейн говорил, что хорошую физику можно рассказать младшему школьнику. Вот и мы можем просто рассказать об очень тонких механизмах - если отбросить подробности, самую суть. А она такова: чувства человека как-то связаны в работой его мозга.
Когда человек уверен в себе, ему не нужно стараться снять напряжение, когда он точно знает, что его любят, уважают, он нравится самому себе - как-то это связано с успешной работой определенных участков головного мозга. Нет, не "центра удовольствия" - но с эффективной передачей сигнала от одной клетки мозга с другой. Напротив, когда человек чувствует неуверенность и беспокойство - передача сигнала ухудшается.
И тогда наркотик или алкоголь почти мгновенно делают передачу сигнала вновь очень эффективной. Уходит душевная боль, неуверенность, напряжение. Человек вновь чувствует себя хорошо.

Есть люди, которые родились с малоэффективной системой передачи этих сигналов. Попробовав, например, алкоголь, они впервые в жизни почувствовали себя хорошо. Странно ли, что они будут повторять тот же опыт?
Как было объяснить четырнадцатилетней девочке - а сейчас ей пятьдесят, и она наркоман и алкоголик - то, что расцветило красками ее серую жизнь, впервые в жизни дало ей чувство свободы и счастья - это может ей повредить? Ее собственный жизненный опыт говорил о другом - жизнь становилась лучше! - и она продолжала пить. Но однажды она обнаружила: без алкоголя ей становится плохо.
Алкоголь стал приносить проблемы, но без него жизнь стала совсем трудной - а у кого проблем нет?
По крайней мере, можно расслабиться хоть немного, отдохнуть, а проблемы никуда не денутся, потом...
Потом без алкоголя стало просто невозможно жить. Мозг отказался работать без допинга. Это похоже на апельсин - разрезали его пополам, ждали, что сок будет капать, а его мало. Стали давить - но наступил момент, когда без пресса не капает уже ничего! Приходится давить все сильнее, и вот уже сока нет ни с прессом, ни без него - апельсина нет, есть сухая выжимка.

Если бы знать заранее... А вы всегда слушаете советы других? Или когда вы сами выпили в первый раз, у вас была уверенность, что с вами - с вами! - эта беда случиться не может?

С теми, кто заболел - случилось. Заболевает алкоголизмом примерно 10% регулярно пьющих людей, для наркомании этот процент выше, но и там - далеко не все употреблявшие наркотики люди - наркоманы.
Просто в какой-то момент механизм передачи сигнала ломается - и навсегда.

Алкоголь и наркотики действуют на мозг немного по-разному, и разные наркотики дают разный эффект, но принцип все равно один: они как костыль замещают естественную недостаточную функцию мозга, и теперь мозг отказывается работать без них. Без наркотика он кричит: не буду так жить! Все тело болит, каждая клеточка организма в стрессе, все естественные процессы регуляции разлажены - ведь мозг управляет работой всего организма. И когда спустя какое-то время организм вновь придет в состояние равновесия, каждый пустяк готов "выбить его из седла". Тело перестало болеть, но импульсы в мозге проходят плохо, и подавленность, раздражительность, обидчивость, напряжение - постоянный фон в жизни зависимого от алкоголя или наркотика человека.

Виноват ли он, что заболел? Не более, чем вы, когда сломали ногу: зачем пошли по скользкому месту, зачем надели эту, а не другую обувь, зачем вообще сегодня вышли из дому... Какой смысл сейчас обвинять вас, стыдить? Требовать, чтобы нога немедленно срослась? Точно такой же смысл, как и наши аналогичные обвинения и требования к алкоголику или наркоману. Вместо обвинений нужна помощь.

2. Психология

Когда мы говорим о измененной психологии наркомана или алкоголика, мы имеем в виду изменения в трех сферах: чувства, мысли и поведение.

Осознавать, что ты неизлечимо и смертельно болен, страшно. Умирают друзья, собственное здоровье ухудшается день ото дня. Впереди маячит незавидная перспектива: тюрьма, психиатрическая больница, одиночество. Все больше и больше степень падения, потери следуют одна за другой, уходят близкие люди, чувства вины и обиды сменяют друг друга. Временами появляется бессильный гнев: кто-то должен быть виноват в том, что это все случилось именно со мной! В том, что мне сейчас, в эту минуту плохо! Агрессия, словесная или физическая, достается ближайшим, кто еще остался рядом: маме, кошке - и опять сначала все тот же круг болезненных чувств. Долго так жить трудно, и зависимый человек вырабатывает защиту: он просто их не чувствует, как бы вытесняет их из своего сознания. Но одновременно с ними он теряет и иные: радость. умиротворение, сочувствие, жалость, нежность... Это цена вытеснения эмоциональной боли. Остается внутренняя пустота.
Алкоголизм и наркомания - болезнь замороженных чувств.

Такому человеку очень трудно и даже опасно жить, ведь чувства несут нам информацию о мире вокруг и нас самих - здесь же человек оказывается слеп. Он живет в ином, нереальном мире своих фантазий, подозрений и непонятной нам логики, и с ним очень трудно взаимодействовать. Именно это и создает совершенно немыслимое одиночество. Мы же со своей стороны ценим в человеке именно чувства. Ум, ловкость, талант, остроумие, красота, богатство- все это не удержит нас рядом, если мы не ощутим его чувства! Наркоман или алкоголик - пустыня без капли чувств в ней. Без этой живительной силы отношения людей умирают. Впрочем, иногда подавленные чувства взрывообразно выходят на поверхность, Без видимой явной причины вдруг взрыв ярости, ненависти, страха захлестывает все вокруг. Сам наркоман пугается этого, и есть надежное проверенное "средство" от боли - наркотик.
Круг замкнулся, и все продолжается с нарастающей силой.

Рано или поздно сам наркоман понимает: неизлечимо и смертельно... Это страшно. Жизнь катится вниз, и сам человек бессилен остановить эту безумную гонку. И тогда, защищаясь, он говорит: " все в порядке! Ничего плохого не происходит! Это неправда - я завтра захочу, и сам справлюсь. Я просто еще по-настоящему не захотел. Завтра..." Он говорит так не только тем, кто пытается до него достучаться, но в первую очередь и самому себе.

3. Люди вокруг

Отношения на работе, в институте, школе, отношения с соседями, отношения со всеми людьми, окружающими наркомана или алкоголика - вот социальный аспект этой болезни. Здесь мы сталкиваемся с явлением созависимости.

Когда сын стал употреблять наркотики, во всю семью попал "вирус" зависимости. Семья реагирует на болезнь сына своим нездоровым поведением. Нездоровье семьи состоит, во-первых, в том, что она пытается любыми способами сгладить, уменьшить негативные последствия употребления наркотиков или алкоголя, компенсировать или предупредить ущерб. Делается это разными способами: оплатой долгов сына, попытками (безуспешными) контролировать или прекратить употребление им вещества, навязчивыми усилиями, направленными на спасение сына. Намерения, безусловно, благие, но ими вымощена дорога к его смерти, потому что чем более он будет защищен от того, чтобы видеть правду своего положения, тем меньше у него шансов начать выздоравливать. Мама думает, что защищает сына от беды, на самом деле она защищает его болезнь.

Во-вторых, семья перестает жить своей жизнью, а все начинает приноситься в жертву болезни зависимого человека. Все мысли, все усилия, в том числе материальные, начинают служить единственной цели - сделать что-то, чтобы жить стало легче. Болезнь же требует все новых и новых жертв, подминая под себя всю семью. Мама часто думает, что жертвенность - для сына же, не для себя! - это хорошо, кто, если не она сможет отдать последнее для выздоровления! Обман заключается в том, кому приносятся жертвы. В третьих, поскольку такой способ жить довольно болезненнен, осознавать его неприятно, семья предпочитает хранить секреты, в том числе от самой себя.

Главные три правила созависимой семьи: не говори, не чувствуй, и никому не верь! - закрывают ее от помощи извне, и если читатель был внимателен, он увидит много общего в этой позиции с позицией самого наркомана или алкоголика.
Итак - "вирусом" зависимости заболела вся семья, недаром говорят, что алкоголизм и наркомания - семейная болезнь, и потому всей семье нужна помощь.

4. Что я люблю...

Но самые главные нарушения в жизни зависимого человека происходят в духовной сфере. И тогда мы говорим о системе ценностей человека.

Дело в том, что в процессе формирования зависимости с неумолимой последовательностью все то, что было дорого человеку, все что составляло его собственный духовный мир - неважно, осознавал ли он себя верующим или нет, все равно же есть духовный мир - все это отдаляется от человека, потому что в борьбе за сердце его в каждой битве побеждает наркотик. Это страшно: вот он собирал радиоаппаратуру годами - и распродает ее за месяц за наркотик; были друзья - он занял у них денег и теперь бегает от них, злясь, отдавать нечем; не пришел прощаться к умирающей маме - был пьян; все маленькие и большие ценности в его жизни последовательно предаются им за наркотик. Еще есть друг? Еще сумел не продать дочкины теплые вещи за дозу? - Пока.
Но если болезнь не остановить, но все, абсолютно все будет принесено в жертву этому идолу. И ужас весь в том, что подлинный человек в нем совершенно этого не хочет, страдает и мучается этими потерями, но есть неумолимый ход болезни, который заставляет человека предавать самого себя.

Итак, зависимость от химических веществ - огромная проблема, захватывающая все стороны жизни человека, проявляющаяся в четырех главных аспектах его жизни: биологическом, психологическом, социальном и духовном. Она захватывает человека целиком, подчиняя его ужасному стремлению к самоуничтожению.

Но эту болезнь можно остановить - и тогда выздоровление оказывается возможным...

Источник - http://www.zebra-center.ru/index.php/20 ... 15-48.html
Последний раз редактировалось черничка 26 окт 2014, 15:05, всего редактировалось 1 раз.
Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что
сделали, что должны были сделать. Лк. 17:10

Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
черничка
Светлая радость
Всего сообщений: 7734
Зарегистрирован: 30.05.2010
Вероисповедание: православное
Ко мне обращаться: на "ты"
 Re: Зависимость - болезнь души.

Сообщение черничка »

ОТКРЫВАЕТСЯ КУРС ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ «ЦЕРКОВНАЯ ПОМОЩЬ НАРКОЗАВИСИМЫМ»

Новый курс интернет-семинаров стартует 30 октября. Принять участие в дистанционных занятиях могут все желающие, сообщает сайт Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Основная цель курса – помочь приходским и епархиальным социальным работникам, представителям НКО и добровольцам систематизировать работу по помощи наркозависимым и максимально широко осветить возможные аспекты поддержки и реабилитации людей с наркозависимостью.

Представители духовенства и православных некоммерческих организаций, помогающие наркозависимым, расскажут о моделях реабилитационных центров и этапах церковной реабилитации, работе с созависимыми родственниками, ВИЧ и других сопутствующих болезнях. Помимо практических рекомендаций, на интернет-семинарах будет представлен общецерковный и епархиальный опыт работы с наркоманами. Эксперты расскажут о профилактике зависимости, о специфике работы реабилитационного центра в сельской местности, об особенностях консультирования и помощи на различных стадиях зависимости.

На каждом из семинаров участники смогут задать вопросы ведущим в текстовом чате.

Первое занятие 30 октября проведет руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Отдела по церковной благотворительности, председатель правления Благотворительного фонда святого праведного Иоанна Кронштадтского епископ Каменский и Алапаевский Мефодий. Начало семинара в 15.00 по московскому времени.

Следующие онлайн-семинары проведут:

- настоятель собора св. князя Александра Невского г. Новосибирска, руководитель православных общин по реабилитации наркозависимых во имя прп. Серафима Саровского протоиерей Александр Новопашин;

- клирик храма Спаса Нерукотворного Образа на Конюшенной площади, руководитель сектора по работе с ВИЧ-инфицированными отдела по благотворительности Санкт-Петербургской епархии протоиерей Максим Плетнев;

- духовник сестричества святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары г. Новокузнецка протоиерей Алексий Шульгин;

- руководитель Отдела социального служения и благотворительности Мариинской епархии, настоятель храмов Семистрельной иконы Пресвятой Богородицы и святых мучеников Флора и Лавра, руководитель реабилитационного центра «Зеледеево» протоиерей Дионисий Пучнин;

- настоятель храма Вознесения Господня, директор реабилитационного центра для наркозависимых в г. Кимры (Тверская епархия) протоиерей Андрей Лазарев;

- председатель епархиального отдела по реабилитации наркозависимых г. Красноярск иерей Николай Чихичин;

- руководитель Фонда «Диакония», врач-нарколог Елена Рыдалевская.

Курс организован Координационным центром по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и Благотворительным фондом святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Занятия будут проходить до конца января 2015 года, один раз в неделю. По завершению курса участники смогут получить сертификат Отдела по церковной благотворительности и социальному служению.

Регистрация проходит до 29 октября на сайте: http://www.diaconia.ru/protivnarko.

На территории России действуют более 3000 церковных социальных учреждений, проектов и инициатив Русской Православной Церкви. Для помощи наркозависимым создано более 60 реабилитационных центров, а также десятки церковных кабинетов первичного приема, «домов на полпути» и других вспомогательных структур системы реабилитации. В Москве помощь наркозависимым оказывают в 22 храмах и монастырях (работают 20 групп самопомощи, 3 центра реабилитации, 4 трезвеннических общины).

источник - http://www.pravoslavie.ru/news/74604.htm
Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что
сделали, что должны были сделать. Лк. 17:10

Аватара пользователя
Автор темы
черничка
Светлая радость
Всего сообщений: 7734
Зарегистрирован: 30.05.2010
Вероисповедание: православное
Ко мне обращаться: на "ты"
 Re: Зависимость - болезнь души.

Сообщение черничка »

ВЫШЛА КНИГА «АЗБУКА ПОМОЩИ НАРКОЗАВИСИМЫМ: ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД»

Новая книга основана на опыте церковной помощи наркозависимым: в России действуют более 60 церковных реабилитационных центров для наркозависимых, десятки кабинетов первичного приема, «домов на полпути» и других вспомогательных структур системы реабилитации, сообщает Синодальный отдел по благотворительности.
Книга отражает церковный взгляд на наркозависимость, но будет интересна и светским специалистам в сфере медицины и наркологии. «Азбука помощи наркозависимым» написана психологом Романом Прищенко, который многие годы занимался реабилитацией наркозависимых в церковных и светских организациях.

Пособие разъясняет, в чем состоит главная сложность для того, кто хочет помочь наркозависимому, и почему те или иные методики в церковной реабилитации оказались наиболее удачными. По словам автора, именно в этом сочетании простого языка и глубины затрагиваемых проблем заключена одна из особенностей книги.

«Мы сделали попытку в легкой и доверительной форме рассказать о чрезвычайно важных вещах. Рассказать так, чтобы с читателем получился диалог», – говорит Роман Прищенко.

В книге подробно описаны этапы церковной помощи людям, пристрастившимся к наркотикам. Подготовительный период длится от одного до трех месяцев и предполагает мотивационную работу: выясняется мотивации человека и его настрой на дальнейшее прохождение реабилитации. В течение основного периода, который может занять от года до полутора лет, человек попадает в церковную общину и с помощью священнослужителя и волонтеров ищет пути избавления от зависимости. Следующий этап – ресоциализация, длится она от года трех лет. После всех этих этапов человеку, отказавшемуся от наркотиков, оказывается постоянная поддержка во избежание рецидивов и возвращения зависимости.

Книгу «Азбука помощи наркозависимым: православный взгляд» в электронном виде можно скачать на сайте Синодального отдела.
http://www.diaconia.ru/

источник -- http://www.pravoslavie.ru/news/75012.htm
Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что
сделали, что должны были сделать. Лк. 17:10

Аватара пользователя
Агидель
Белая река
Всего сообщений: 8555
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
 Зависимость - болезнь души.

Сообщение Агидель »

Попробуйте написать на интернет- форуме, что вы больше не выдержите, что у вас кончились физические и психические силы терпеть агрессию матери с болезнью Альцгеймера или смрад отца с пролежнями, смотреть на их мучения, что ваши финансы на нуле. Вам сразу же ответит десяток моральных ригористов: А мама тебя в детстве не подтирала, не вскакивала по ночам, не трудилась?! Не помнишь пятой заповеди?

О старении общества говорится мало. Мы всесторонне проинформированы о том, что человеческая жизнь удлиняется (XX век Европе подарил женщине 33 года, а мужчине — 29), что глубокая старость — это четыре основные проблемы: одиночество (26% респондентов в опросах фонда Ja Kobieta), недостаток денег (30%), несамостоятельность и зависимость от окружающих (60%) и плохое здоровье (71%). А еще, что в этой подаренной нам старости болезни нарастают, как снежный ком, и в их числе сеющая страх болезнь Альцгеймера. 30 миллионов больных в мире, 200 тысяч в Польше, к 2050 году эта цифра утроится.

О старости говорят много, но пробираясь сквозь дебри табу и мифов. Людей, которых судьба вынудила стать опекунами близких, разрывают драматичные эмоциональные и этические противоречия. Одни стараются полностью перевоплотиться в роль родителей своих родителей, другим на все наплевать, большинство пытается найти средний вариант. Одни разрушают свою собственную жизнь, ведь нельзя же сдать мамочку в дом престарелых (по опросам Центра исследования общественного мнения CBOS, половина поляков считает такой шаг достойным порицания наравне с супружеской изменой, битьем детей, и только каждый десятый способен оправдать его в исключительных ситуациях).

Большинство тех, кто «сдал» родителя в какое-либо учреждение (даже приличное и дорогое) разрывается между стыдом и облегчением, между чувством, что он нанес обиду и тем, что обиженной стороной является он сам — ведь ему приходится отдавать (и не только в материальном смысле) гораздо больше, чем он получил.
Бывают люди, способные на безграничное самопожертвование, бывают и те, кто готов спустить на водку последнюю копейку из пенсии матери. Посередине находится большинство, которое пытается в современных реалиях хоть как-то придерживаться заповеди «почитай отца твоего и мать твою». Многие скрывают от самих себя, что не способны чтить, утратили любовь, испытывая лишь жалость. И с одной стороны упорно поддерживают угасающую жизнь, перевязывая гноящиеся раны и высматривая в глазах родителя искру надежды на то, что это имеет смысл, а с другой — ждут дня, когда ЭТО наконец закончится. Табу. Огромное табу.

Дряхлые подопечные тоже находятся в расстроенных чувствах. Бессилие и благодарность. Унижение от того, что они стали обузой, не могут ничего дать взамен, а вынуждены брать. И одновременно ощущение, что они в этом не виноваты. Даже те, у кого возраст притупил ясность ума, чувствуют и страдают.

Слово «семья» вызывает сейчас, скорее, ассоциации с молодым поколением. Браки распадаются, детей рождается мало, отцы и матери переосмысляют свои роли. Но, возможно, более серьезной проблемой следует назвать то, что происходит сейчас на другом этаже семейной пирамиды. Тем более что роль «родителей своих родителей» это совершенно новое явление в истории нашего вида.
Демография: что это за революция?

Демограф и социолог из Лодзинского университета Петр Шукальский (Piotr Szukalski) говорит, что мы не осознаем, насколько масштабная революция произошла при участии ныне живущих людей. Революция, проистекающая из сюрпризов, которые приготовили нам цивилизация и биология, продлив человеческую жизнь, а также из процесса индустриализации, который переместил миллионы людей из деревень в города, оторвал их от семейных хозяйств и ремесленных мастерских, застав кормиться наемным трудом. Мы любим ссылаться на миф, что раньше было так: состоящая из нескольких поколений семья, старики доживают свой век под одной крышей с детьми в окружении благодарных и заботливых потомков. Реальность была несколько другой. Еще в первых десятилетиях XX века мало у кого был шанс познакомиться со своими дедами, не говоря уже о прадедах. Патриарх умирал обычно тогда, когда прекращал работать, передавая свое наследство, то есть хозяйство и ноу-хау следующему патриарху.

Мифическая традиционная семья редко состояла из трех-четырех поколений (и еще реже доживала в полном составе до 90-летнего возраста), что сейчас уже стало нормой. На рост пирамиды наложилось, говоря социологическим языком, резкое падение активности старших поколений. Им почти нечего передать молодым. «Холодные» знания (профессиональные) и «горячие» (жизненная мудрость) при ускорившемся развитии техники и цивилизационных переменах становятся все менее применимыми.

Наследство в идее куска земли, фабрики, компании, чего, что можно было бы назвать хозяйством достается очень незначительному проценту молодых. Реальный способ, которым родители могут сейчас обеспечить детей — это дать им образование. Эта инвестиция сейчас все чаще длится больше полутора десятков лет, а потом — иди в мир, справляйся сам.

Все эти явления (и в этом нет ничьей вины) отделили нас друг от друга, расшатали семьи и принесли нечто, что называют недоопределенными связями: людям пришлось столкнуться с вопросами, как быть матерью и мачехой, отцом и отчимом. Кто для меня многолетний партнер племянницы или парень племянника? Как быть прадедушкой? Как, будучи бабушкой, продолжать быть дочерью, а иногда и внучкой? Кем быть в большей степени: родителем детей или родителем родителей? Нормально ли, что иногда больше усилий, времени, денег и чувств уходит на тех, кто произвел на свет нас, а не на тех, кого произвели на свет мы?
Психология: родители и дети - кто виноват?

Психолог Эва Войдылло (Ewa Woydyłło) тоже подчеркивает, что в этом всем нет ничьей вины. Она говорит, что тем взрослым, которые стараются увильнуть от помощи родителям, просто негде было научиться другому поведению. Не только потому, что их дедушки и бабушки, если они были живы, существовали где-то отдельно, а потому, что вся семья была переориентирована на ребенка. Раз основной семейной миссией было образование (сейчас высшее образование своим детям хотят дать 80% родителей), нужно было создать соответствующие условия. «Ты учись, а я обо всем позабочусь», «учись, чтобы твоя жизнь сложилась лучше, чем наша».

Одиноких постаревших родителей легко убедить в том, что это их вина, что не следовало делать из ребенка центра вселенной. Теперь взрослые дети хотят жить удобно и приятно. Их жизнь, их карьера, их самореализация кажутся им самыми важными. Но, повторюсь, это вовсе не вина родителей, ведь вина подразумевает наличие дурных намерений. Даже если в их поведении был элемент завышенных ожиданий («у меня не вышло, пусть он осуществит мои мечты»), для этого были благородные оправдания («моим родителям было безразлично мое будущее, а для меня ребенок — смысл жизни»). И как этот «смысл жизни» обращается со своими престарелыми родителями?

Моделей несколько. Немногочисленная группа, которая может себе это позволить, «отдает» родителей туда, где им могут обеспечить некий комфорт (собственная мебель, отдельная ванная): 4000 злотых (около 40 тысяч рублей, — прим.пер.) в месяц без лекарств, средств гигиены и одежды.

Вторая, пожалуй, самая популярная модель в крупных городах — присматривающая за пожилым родителем украинка или две, сменяющие друг друга. На первый взгляд получается вдвое дешевле, но только если брать роль украинки на себя по ночам, каждые вторые выходные или когда она едет за визой, а потом не возвращается целый месяц и т.д.

Конечно, уже появились фирмы, которые предлагают услуги сиделок — каждые 8 часов приходит новая, но это стоит 40 злотых в час (400 рублей — прим.пер).

Еще можно принять семейный вариант. Кто-то из взрослых детей от безысходности берет пенсионера доживать у себя, официально или неофициально — за дом, квартиру, обещанное увеличение доли в наследстве. Конфликты на этой почве случаются часто. Кто сколько получил от родителей — самый распространенный повод семейных войн. Бывает вариант слабого звена: все обязанности перекладываются на одну из сестер — самую покладистую, обязательную, лучше всего одинокую («а чем ей еще заняться»). Петр Шукальский отмечает, что в результатах последних переписей населения появилось большое число домашних хозяйств, состоящих из двух человек и одновременно двух поколений. Эффект разводов: родитель-одиночка с ребенком?

Тщательное изучение статистики показало, что в подавляющем большинстве случаев — это овдовевшие пенсионерки, которые берут под свою крышу матерей, чтобы передать квартиру старушки подросшему ребенку.

Здесь всплывает еще один миф: о том, что в нашем обществе сильна семейственность, а семейную солидарность мы ставим выше прочих ценностей. Это лишь полуправда. Обязанность взять родственника к себе, заниматься памперсами, кастрюлями, уборкой чувствуют обычно женщины. Мужчины чаще всего видят свою обязанность в обеспечении деньгами. Постепенно занятия женщины все меньше воспринимаются как помощь. В глазах семьи помощь — заметную и измеримую — несет мужчина.

Бывают и крайние случаи. Предельное равнодушие взрослых детей имеет свои корни. Равнодушными становятся те, чье детство прошло в сопровождении равнодушия родителей. Дети матерей, сдающих очередной приплод в детский дом, отцов, для которых ребенок был лишь пропуском в систему социальной помощи. Все еще существуют анклавы нищеты, безработицы, семейной несостоятельности, единственная «воспитательная модель» которых ведет к нищете, безработице и несостоятельности. 100 тысячам детей требуется сейчас социальная опека, большинство из них в старости вновь будут в ней нуждаться.

Не обязательно даже погружаться так глубоко в патологию. В Польше в год разводится около 60 тысяч пар, у 60% которых есть дети. В 70-е годы в год регистрировалось 40 тысяч разводов. Таким образом становится все больше взрослых детей разведенных родителей, воспитывавшихся чаще всего одной матерью. Сейчас причиной развода становится обычно несовпадение характеров, а раньше это было пьянство, насилие в отношении близких. Многие дети узнают о существовании своего отца после тридцати, а то и сорока лет его отсутствия, получая повестку в суд: по поводу взыскания алиментов на родителя.
Закон: только деньги?

Чтобы мы не могли (слишком легко) пренебречь нашими обязанностями в отношении и детей, и родителей существует закон. Симметрии здесь нет. О детях мы обязаны заботиться до завершения ими обучения (за исключением совершеннолетних, которые не хотят вести самостоятельную жизнь сознательно), а обеспечивать родителей — если те нуждаются в средствах. Как говорит адвокат Пшемыслав Соколовский (Przemysław Sokołowski), специализирующийся на семейном праве, адвокаты и судьи расходятся во мнениях, должен ли закон наложить обязательство осуществлять такую заботу, однако «законодателей эта тема пока не заинтересовала».

То есть закон обязывает взрослых детей платить родителям, но при соблюдении двух критериев: родитель не имеет никакого имущества, а его пенсии не хватает на предметы первой необходимости, при этом потомок имеет возможность эти нужды удовлетворить. Более того, если ребенку мы должны обеспечить тот же уровень жизни, что и себе, то в случае родителя речь идет об основных вещах: еда, крыша над головой, основные лекарства.

Должен ли ребенок заботиться о родителе, который всю жизнь пил, бил, бездельничал и транжирил свое имущество?

Здесь работает довольно туманная формула «принципов гражданского общежития»: если родитель явно их нарушал (применял сексуальное насилие, сам отказывался от уплаты алиментов), суд может освободить ребенка от обязанности платить алименты.
Жизнь: только дружба?

Люди обращаются к государству с разными предложениями, но они останутся пустым звуком, пока у политиков не заработает демографическое воображение. Сейчас оно сводится к страху, что если детей будет рождаться все меньше, пенсионная система не выдержит; к раздуванию в обществе истерии, что это национальная трагедия. Однако истинная национальная трагедия начинает разыгрываться на совершенно ином поле семейных отношений, на которое должна наконец обратить внимание серьезная просемейная политика. Пшемыслав Соколовский полагает, что эффектом краха пенсионной системы станет волна исков о взыскании алиментов, кульминация которой наступит лет через 20. Адвокат добавляет, что в очередь за государственными деньгами вольется многочисленная группа одиноких людей, которые не получат пенсии из-за того что работали «вчерную», и не добившиеся успеха реэмигранты.

Согласно исследованиям страховой компании AEGON, каждый четвертый взрослый поляк заявил, что в старости обратится за помощью к детям, поскольку это будет необходимо (кстати, такой же процент полагает, что выйдя на пенсию, будет продолжать поддерживать своих родителей). Получат ли они эту помощь?
Пенсия

Эва Войдылло говорит, что не устает повторять избитую истину: дети воспитываются личным примером, а не словами. Так что же: чтобы подать пример собственным детям, нужно посвятить всего себя нашим родителям — до геройства, надрываясь, отказываясь от своей жизни? Ответ на этот вопрос следует искать трезво, не отмахиваясь от действительности лицемерным утверждением, что о каждой матери и о каждом отце лучше всего позаботятся дома. Дети, вынужденные ухаживать за родителями, нередко связывают их (боясь, что те повредят себе или окружающим), запирают, морят голодом (потому что те отказываются есть), оказывают психическое давление и сдают «на хранение» в больницу, уезжая в отпуск.

Это происходит во всем цивилизованном мире: мы столкнулись с теми же, как уже было сказано, биологическими и культурными сюрпризами. Процессы, связанные с семьей, остановить невозможно. Юристы предостерегают от чрезмерной веры в законы, потому что, например, такая норма, как была принята летом в Китае (посещать родителя как минимум раз в два месяца), попахивает социальной инженерией.

Демограф говорит, что последствия старения общества можно нейтрализовать, как делают это в более богатых странах: начиная от эффективно функционирующей гериатрии (благодаря хорошей медицине можно отсрочить несамостоятельность) до обязательных страховок от недееспособности или так называемых талонов на опеку, которые можно применить в зависимости от меняющихся потребностей.

От переоборудования квартир под потребности стариков (за деньги местных властей) до строительства специальных кварталов, где пожилые люди могут жить достойно, безопасно, под ненавязчивым и скоординированным надзором социальных и медицинских служб, не чувствуя на себе клейма «сданного в приют». Однако в нашем государстве (где на пять миллионов потенциальных пациентов приходится всего 120 геронтологов), которое все еще не может встать на ноги, больших надежд на все это возлагать не приходится.

Петр Шукальский советует поколению нынешних 40-60-летних свыкаться с мыслью, что их ждет скромная старость и «проедание» нажитого. Маловероятно, что те 20% населения, кому удалось обзавестись домом, дачей или сделать накопления, сохранят свои состояния.

Переезд в маленькие квартиры, жизнь вскладчину нескольких пенсионеров (все более популярная на Западе), некая форма пансионов — но не для совершенно несамостоятельных, а просто для пожилых людей: все это наверняка станет реальностью. Каждый должен задать себе вопрос: как я буду жить, кто реально сможет мной заняться, когда я стану старым и немощным?

А дети? Можно рассчитывать на их дружбу. И уже сложнее на безусловную и неугасающую любовь. Ведь это очередной романтический миф и очередное табу (кто признается, что он не любит родителей). Помочь в нужде, понять, побыть вместе — конечно. Дружбу нужно строить на терпимости, принимать детей, интересоваться их делами. И не питать иллюзий, что они щедро нас вознаградят за само звание родителя, что они смогут поменяться с нами ролями, заботясь о нас и выполняя все наши капризы до самого конца. Сложно даже сказать, что всего этого не вернешь, ведь на самом деле, так никогда не бывало.

Марианна09
Всего сообщений: 9
Зарегистрирован: 08.12.2015
Вероисповедание: православное
Образование: незаконченное высшее
Ко мне обращаться: на "ты"
 Re: Зависимость - болезнь души

Сообщение Марианна09 »

К сожалению, есть ещё и более опасная зависимость помимо алкогольной и наркотической, а именно компьютерная зависимость или Интернет-зависимость. Если хорошо подумать, то сейчас каждый второй подросток страдает этой зависимостью. В России её ещё не научились лечить. В Китае есть клиники по лечению такой зависимости, но лечение очень дорогое. Что думаете по этому поводу?

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Зависимость
    Галина33 » 28 авг 2017, 19:22 » в форуме Здоровый образ жизни
    32 Ответы
    8456 Просмотры
    Последнее сообщение Юрррий
    20 апр 2020, 06:20
  • Болезнь и беременность
    Наталка » 29 дек 2008, 22:33 » в форуме Беременность и роды
    26 Ответы
    11216 Просмотры
    Последнее сообщение Ярослава
    13 янв 2009, 23:11
  • Тяжелая болезнь близкого и мое раздражение
    Фея » 27 янв 2014, 20:09 » в форуме Мои горести
    10 Ответы
    7883 Просмотры
    Последнее сообщение Анна Д.
    05 фев 2015, 09:39
  • Игровая зависимость - наркотик или временное явление?
    Забавушка » 14 янв 2009, 09:33 » в форуме Компьютерный раздел
    30 Ответы
    13271 Просмотры
    Последнее сообщение Ирина Сергеевна
    12 апр 2020, 20:06
  • Короткометражки для души
    Irina2 » 15 янв 2009, 13:04 » в форуме Кино и ТВ
    42 Ответы
    14373 Просмотры
    Последнее сообщение Максим75
    21 май 2019, 20:12

Вернуться в «Здоровый образ жизни»