Здоровый образ жизни... ⇐ Здоровый образ жизни
Модератор: Милада
-
Автор темыКалинушка
- Всего сообщений: 2494
- Зарегистрирован: 14.12.2008
- Вероисповедание: православное
- Сыновей: 0
Здоровый образ жизни...
Давно посматривала на пустующий раздел о здоровом образе жизни. Появились некоторые размышления и вопросы. Что понимать под " здоровым образом жизни"? Правильное питание, двигательная активность, отсутствие вредных привычек? Этого достаточно? Или же забота о здравии душевном и телесном есть ЗОЖ?
-
- αδελφή
- Всего сообщений: 37869
- Зарегистрирован: 20.12.2008
- Вероисповедание: православное
- Сыновей: 1
- Дочерей: 1
Re: Здоровый образ жизни...
Это забота о здравии телесном, попросту говоря.Татьяна:Давно посматривала на пустующий раздел о здоровом образе жизни. Появились некоторые размышления и вопросы. Что понимать под " здоровым образом жизни"? Правильное питание, двигательная активность, отсутствие вредных привычек?
По-моему, это вернее.Или же забота о здравии душевном и телесном есть ЗОЖ?
Хотел раздвинуть стены сознания, а они оказались несущими.
-
- бoжja òвчица
- Всего сообщений: 8564
- Зарегистрирован: 14.12.2008
- Вероисповедание: православное
- Сыновей: 0
- Дочерей: 1
- Профессия: творческая
- Ко мне обращаться: на "ты"
- Откуда: Украина.Киев
- Контактная информация:
Re: Здоровый образ жизни...
У меня начинается здоровый образ жизни когда я себя ограничиваю: в еде, сне, интернете... по-моему это здоровая мера всего.
Кто предпочитает небесное земному, тот и тем и другим насладится с великим избытком.
Свт. Иоанн Златоуст.
Свт. Иоанн Златоуст.
-
Автор темыКалинушка
- Всего сообщений: 2494
- Зарегистрирован: 14.12.2008
- Вероисповедание: православное
- Сыновей: 0
Re: Здоровый образ жизни...
Зло рядится в одежды добра
"Церковь есть столп и утверждение истины" Апостол Павел
(Печатается с благословения Настоятеля Собора Владимирской иконы Божией Матери (г.Кронштадт) протоиерея Святослава Мельника)
В языческой Руси люди нередко прибегали к гаданию и ворожбе для решения самых разных вопросов в бытовой и личной жизни. После крещения Русской земли князем Владимиром многие, несмотря на посещение храмов и веру в Бога, еще долгое время обращались за помощью к служителям языческих культов, верили в приметы, разгадывали сны. С дальнейшим духовным просвещением страны эти верования перестали так сильно определять жизнь и сознание народа, но не истерлись совсем.
Церковь - это тело Христово, и каждый ее член получает все духовные блага от ее главы - Иисуса Христа. Другими словами, в Церкви есть все необходимое для спасения души человека и его духовно-нравственного совершенствования. В Церкви есть таинства, к которым может прибегать каждый верующий.
Иные встают на ложный путь. Это - обращение к людям, окруженным ореолом таинственности и обладающим различными "дарами". Вот к ним-то охотно и идут за помощью и утешением верующие и неверующие, духовно изменяя Церкви и Богу, как будто Церковь бессильна и не имеет необходимых средств для помощи своим чадам. Но Церковь по своему назначению и есть духовная врачебница, а Христос - любящий врач, исцеляющий все наши душевные и телесные язвы.
Мы же часто по неведению обращаемся за помощью к тем, которые порой совсем не имеют никакого отношения к Церкви, не ходят на службы, не приступают к Таинствам, и конечно, не имеют церковного благословения на свои сомнительные занятия. Для православного человека обращаться к этим целителям, гадалкам, ворожеям - духовно-нравственное преступление. Через такие действия человек разрывает свою связь с Церковью и становится доступным для воздействия враждебной ему злой силы. Результат всегда плачевен. Чем больше обращаешься к знахарям, "бабушкам", ведунам, тем больше от них зависишь, тем дальше от Церкви, тем меньше надежды на выздоровление и спасение. Цель этих сил - свернуть человека с истинного пути, поработить духовно и в конце концов погубить.
Надо отметить, что враждебные человеку "нечистые" духи или бесы всегда используют для достижения своих целей ложь и обман, ибо диавол, согласно тексту Евангелия, есть отец всякой лжи и нечистоты. Поэтому часто различные знахари, а попросту колдуны и колдуньи стараются "спрятать" свои заговоры в православные молитвы, используют в своих сеансах колдовства православную символику (иконы, крест, свечи и т.д.), пытаясь соблазнить неискушенных, а если возможно, то и православно верующих людей. Соединение православных молитв и символов с текстом заговоров нисколько не меняет их колдовскую и разрушительную для души человека суть и является дьявольской хитрой уловкой и кощунственным деянием одновременно.
Как показывает опыт, исцеление и утешение, которое даруют эти "врачи", - временно. Болезни приходят снова, скорби возвращаются с новой силой, ибо на этом пути человек не исцеляется от греха, а порабощается ему. Из Евангельских чудес Спасителя мы усваиваем то, что причина всех человеческих бед и болезней - грех. Поэтому Церковь, в первую очередь, излечивает своих чад от греха и порока, и вследствие этого приходит душевное успокоение и телесное здоровье. По плодам можно судить о духовной деятельности Церкви и тех, кто пытается оторвать людей от Нее, предлагая свои услуги. Те, кто начинает ходить в Церковь, духовно укрепляются, несут свет и радость окружающим людям, сами становятся точкой опоры для других. Те же, кто обольщается решить свои проблемы вне Церкви, постепенно совсем теряют душевное равновесие, отчаиваются и духовно, а нередко и физически, гибнут.
Священнослужителям и православным врачам во множестве известны трагические последствия лечения людей у экстрасенсов, биоэнергетиков и колдунов. Духовно-врачебный опыт Душепопечительского центра имени святого праведного Иоанна Кронштадтского в Москве, который возглавляет профессор, доктор медицинских наук, иеромонах Анатолий Берестов, показывает, что у лиц, ранее обращавшихся ко всякого рода целителям и колдунам, развивается так называемая "оккультная болезнь". (Термин введен проф. Анатолием Берестовым.) У таких лиц появляются немотивированные навязчивые страхи, например, страх смерти или страх того, что что-то случится с детьми или другими близкими людьми. На этом фоне человек начинает слышать "голоса", у него появляется депрессивное состояние, которое постепенно усиливается, "голоса" становятся более навязчивыми, начинают управлять психикой, навязывать мысли о самоубийстве, а нередко этим и заканчивается их жизнь. Проявлением "оккультной болезни" являются иммунологические нарушения и снижение иммунитета. Другим нередким проявлением "оккультной болезни" становится повышенная заболеваемость онкологическими болезнями и молниеносный рост имевшихся у больных опухолей, а также переход доброкачественных опухолей в злокачественные.
Часто болезни, с которыми обращается человек к экстрасенсам и знахарям, после их лечения переходит на другой здоровый орган, или подобными болезнями начинают страдать близкие родственники обратившихся к целителям за помощью.
Сегодня, при отсутствии должного духовно-нравственного воспитания, человек, как никогда беззащитен перед натиском разрушающих сил зла, которые принимают все новые и новые формы. Активно работают разного рода экстрасенсы и целители, пресса пестрит заметками об НЛО и встречах с пришельцами из других миров и планет, бурно обсуждает проблемы полтергейста; возобновляются общества спиритов и медиумов, которые пытаются общаться с "душами умерших", а на самом деле получают информацию от "нечистых" духов, служащих злу и желающих его и нам. Некоторые искушаются погадать на Рождество или Новый год или изучают хиромантию (гадание по руке), астрологию и другие оккультные науки.
Но каким все-таки силам выгодно отвлекать внимание верующих или становящихся на путь веры людей от размышлений о смысле жизни, о совершенствовании и очищении души, о Боге и Церкви? Все той же силе зла, приспосабливающейся к новым условиям и вовсю использующей неразборчивость вкуса, отсутствие духовно-нравственных ориентиров у молодежи, невежество и неведение людей. Кто-то, может быть, считает эти занятия своим хобби и не видит в этом ничего предосудительного, относится к ним, как к способу проведения времени или забаве. Опыт показывает, что эти занятия - далеко не невинная забава. Плата за них - духовное опустошение, нравственные муки, потеря смысла жизни.
Во всем происходящем мы видим далекий прицел бесовских сил Зла на то, чтобы как можно больше людей оторвать от Церкви, от пути к Богу, задержать духовное обновление России, которое невозможно без расцвета Православия и его духовных традиций. Русь сейчас снова на своем очередном историческом повороте, и судьба нашей Родины зависит от того, какой духовный выбор мы сделаем с вами сегодня.
Член правления Общества православных врачей, психолог, священник Валерий Швецов
"Церковь есть столп и утверждение истины" Апостол Павел
(Печатается с благословения Настоятеля Собора Владимирской иконы Божией Матери (г.Кронштадт) протоиерея Святослава Мельника)
В языческой Руси люди нередко прибегали к гаданию и ворожбе для решения самых разных вопросов в бытовой и личной жизни. После крещения Русской земли князем Владимиром многие, несмотря на посещение храмов и веру в Бога, еще долгое время обращались за помощью к служителям языческих культов, верили в приметы, разгадывали сны. С дальнейшим духовным просвещением страны эти верования перестали так сильно определять жизнь и сознание народа, но не истерлись совсем.
Церковь - это тело Христово, и каждый ее член получает все духовные блага от ее главы - Иисуса Христа. Другими словами, в Церкви есть все необходимое для спасения души человека и его духовно-нравственного совершенствования. В Церкви есть таинства, к которым может прибегать каждый верующий.
Иные встают на ложный путь. Это - обращение к людям, окруженным ореолом таинственности и обладающим различными "дарами". Вот к ним-то охотно и идут за помощью и утешением верующие и неверующие, духовно изменяя Церкви и Богу, как будто Церковь бессильна и не имеет необходимых средств для помощи своим чадам. Но Церковь по своему назначению и есть духовная врачебница, а Христос - любящий врач, исцеляющий все наши душевные и телесные язвы.
Мы же часто по неведению обращаемся за помощью к тем, которые порой совсем не имеют никакого отношения к Церкви, не ходят на службы, не приступают к Таинствам, и конечно, не имеют церковного благословения на свои сомнительные занятия. Для православного человека обращаться к этим целителям, гадалкам, ворожеям - духовно-нравственное преступление. Через такие действия человек разрывает свою связь с Церковью и становится доступным для воздействия враждебной ему злой силы. Результат всегда плачевен. Чем больше обращаешься к знахарям, "бабушкам", ведунам, тем больше от них зависишь, тем дальше от Церкви, тем меньше надежды на выздоровление и спасение. Цель этих сил - свернуть человека с истинного пути, поработить духовно и в конце концов погубить.
Надо отметить, что враждебные человеку "нечистые" духи или бесы всегда используют для достижения своих целей ложь и обман, ибо диавол, согласно тексту Евангелия, есть отец всякой лжи и нечистоты. Поэтому часто различные знахари, а попросту колдуны и колдуньи стараются "спрятать" свои заговоры в православные молитвы, используют в своих сеансах колдовства православную символику (иконы, крест, свечи и т.д.), пытаясь соблазнить неискушенных, а если возможно, то и православно верующих людей. Соединение православных молитв и символов с текстом заговоров нисколько не меняет их колдовскую и разрушительную для души человека суть и является дьявольской хитрой уловкой и кощунственным деянием одновременно.
Как показывает опыт, исцеление и утешение, которое даруют эти "врачи", - временно. Болезни приходят снова, скорби возвращаются с новой силой, ибо на этом пути человек не исцеляется от греха, а порабощается ему. Из Евангельских чудес Спасителя мы усваиваем то, что причина всех человеческих бед и болезней - грех. Поэтому Церковь, в первую очередь, излечивает своих чад от греха и порока, и вследствие этого приходит душевное успокоение и телесное здоровье. По плодам можно судить о духовной деятельности Церкви и тех, кто пытается оторвать людей от Нее, предлагая свои услуги. Те, кто начинает ходить в Церковь, духовно укрепляются, несут свет и радость окружающим людям, сами становятся точкой опоры для других. Те же, кто обольщается решить свои проблемы вне Церкви, постепенно совсем теряют душевное равновесие, отчаиваются и духовно, а нередко и физически, гибнут.
Священнослужителям и православным врачам во множестве известны трагические последствия лечения людей у экстрасенсов, биоэнергетиков и колдунов. Духовно-врачебный опыт Душепопечительского центра имени святого праведного Иоанна Кронштадтского в Москве, который возглавляет профессор, доктор медицинских наук, иеромонах Анатолий Берестов, показывает, что у лиц, ранее обращавшихся ко всякого рода целителям и колдунам, развивается так называемая "оккультная болезнь". (Термин введен проф. Анатолием Берестовым.) У таких лиц появляются немотивированные навязчивые страхи, например, страх смерти или страх того, что что-то случится с детьми или другими близкими людьми. На этом фоне человек начинает слышать "голоса", у него появляется депрессивное состояние, которое постепенно усиливается, "голоса" становятся более навязчивыми, начинают управлять психикой, навязывать мысли о самоубийстве, а нередко этим и заканчивается их жизнь. Проявлением "оккультной болезни" являются иммунологические нарушения и снижение иммунитета. Другим нередким проявлением "оккультной болезни" становится повышенная заболеваемость онкологическими болезнями и молниеносный рост имевшихся у больных опухолей, а также переход доброкачественных опухолей в злокачественные.
Часто болезни, с которыми обращается человек к экстрасенсам и знахарям, после их лечения переходит на другой здоровый орган, или подобными болезнями начинают страдать близкие родственники обратившихся к целителям за помощью.
Сегодня, при отсутствии должного духовно-нравственного воспитания, человек, как никогда беззащитен перед натиском разрушающих сил зла, которые принимают все новые и новые формы. Активно работают разного рода экстрасенсы и целители, пресса пестрит заметками об НЛО и встречах с пришельцами из других миров и планет, бурно обсуждает проблемы полтергейста; возобновляются общества спиритов и медиумов, которые пытаются общаться с "душами умерших", а на самом деле получают информацию от "нечистых" духов, служащих злу и желающих его и нам. Некоторые искушаются погадать на Рождество или Новый год или изучают хиромантию (гадание по руке), астрологию и другие оккультные науки.
Но каким все-таки силам выгодно отвлекать внимание верующих или становящихся на путь веры людей от размышлений о смысле жизни, о совершенствовании и очищении души, о Боге и Церкви? Все той же силе зла, приспосабливающейся к новым условиям и вовсю использующей неразборчивость вкуса, отсутствие духовно-нравственных ориентиров у молодежи, невежество и неведение людей. Кто-то, может быть, считает эти занятия своим хобби и не видит в этом ничего предосудительного, относится к ним, как к способу проведения времени или забаве. Опыт показывает, что эти занятия - далеко не невинная забава. Плата за них - духовное опустошение, нравственные муки, потеря смысла жизни.
Во всем происходящем мы видим далекий прицел бесовских сил Зла на то, чтобы как можно больше людей оторвать от Церкви, от пути к Богу, задержать духовное обновление России, которое невозможно без расцвета Православия и его духовных традиций. Русь сейчас снова на своем очередном историческом повороте, и судьба нашей Родины зависит от того, какой духовный выбор мы сделаем с вами сегодня.
Член правления Общества православных врачей, психолог, священник Валерий Швецов
-
Автор темыКалинушка
- Всего сообщений: 2494
- Зарегистрирован: 14.12.2008
- Вероисповедание: православное
- Сыновей: 0
Re: Здоровый образ жизни...
Что такое здоровый образ жизни? По нашему мнению, это прежде всего культурный, активный образ жизни, гуманистический и цивилизованный, напрямую связанный со здоровьем, долголетием, благополучием человека, его счастьем, почетом и богатством.
Наверное, именно такой образ жизни имел в виду древнегреческий философ Эпикур, живший в Афинах в 341-270 гг. до н.э., когда однажды сказал: "Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо". И это очень верно, поскольку здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья. Именно в понятии "здоровый образ жизни" наиболее полно выражается взаимосвязь между образом жизни и здоровьем.
Русский философ И.А. Ильин считал, что "здоровье есть нечто большее, чем люди обычно думают… Здоровье есть предначертанная Богом и угодная ему гармония между личною природою и личным духом". В самом понятии "Дух" ощущается энергетическое начало. В единстве соподчинения духа человеческого Духу Святому, а ему, в свою очередь, души, которой должно быть подчинено тело, такое иерархическое устройство – залог здоровья, норма человеческой жизни. И это взгляд русского философа на категорию индивидуального здоровья. На наш заинтересованный взгляд из XXI века, с позиций теории нормы, здоровье есть норма и гармония генетического, физического, психосоциального (духовного) состояния и развития индивида, рода (семьи), народа. Здоровье проявляется состоянием физического, духовного и социального благополучия индивида в различных видах его активной общественно полезной деятельности – в труде, семье, спорте и защите Отечества. Уровень здоровья каждого человека различен и во многом зависит от конституциональных и поведенческих особенностей, темперамента, менталитета, гормонального и иммунологического статуса индивида.
Что касается категории болезни, то человеческая болезнь рассматривается православным философом Ильиным И.А. как таинственная запись, которую нам надо расшифровать: ибо в ней записано о нашей прежней неверной жизни, когда человек живет в разладе с самим собой, чувствуя "во всем себе страшный беспорядок". А потом – это еще и шифр о новой, предстоящей нам, мудрой и здоровой, гармоничной жизни (читай – жизни с Богом). По мнению Ильина И.А., этот шифр надо разгадать нам, истолковать, сделать правильные выводы и осуществить-таки замысел Божий в отношении каждого из нас на путях нашего духовного совершенствования, справедливости и Добра. "В этом глубинный смысл болезни. Мы должны воспользоваться своей болезнью, не только для того, чтобы исцелить себя (ибо в этом ее призвание), но и умудрить" [1, с. 572]. А мудрость дается человеку через испытания и страдания (переживания), которых, как показывает история человечества, увы, не избежал еще ни один из когда-либо живших на земле. И хотя ХХ век уже немало преуспел в рационализации нашего внутреннего мира, все-таки душевные метания даже во времена общенационального кризиса и раскола общества не перестали быть нормальным состоянием современного, раздваивающегося между Добром и Злом человека. Вспомним строки из письма Льва Николаевича Толстого своей двоюродной тетке Александре Андреевне Толстой от 18 октября 1857 года: "Мы всегда ждем, что мир водворится, в нашей душе наступит душевное равновесие. Нам худо без него… Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинаться, и опять бросать, и вечно бороться (читай – прежде всего, со злом внутри себя) и лишаться… А спокойствие – душевная подлость".
Еще Сократ считал, что человек должен в своей жизни (как главное свое достижение) совершенствовать ту часть тела, которая является вечной и потому самой важной, то есть душу! "Невозможно устроить мир материи, не устроив мир души…" [1, с. 171]. С точки зрения религиозной философии и догматического богословия, душа обозначает одну из составных частей человеческого состава, неким таинственным образом связанную с телом и духом [2, с. 184]. Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание. По Ильину душа – это весь многослойный поток зрительных образов, слов, чувств - наших внутренних нетелесных переживаний, во всем его объеме и разнообразии. Душа – это вся совокупность того, что происходит в нашем "сознании", а равно и в нашем "бессознательном", на протяжении всей нашей жизни: это наши переживания, чувства, болевые ощущения, приятные и неприятные состояния, воспоминания и забвения, праздные фантазии, впечатления и помыслы, проносящиеся в нас мимолетно, а также деловые соображения и заботы, приковывающие нас к себе надолго.
Сегодня душа современного человека подвергается сильнейшим соблазнам и испытаниям. Русский философ С.Л. Франк в своей работе "Крушение кумиров" (1923), подвергая социально-философскому анализу современную ему эпоху, как бы предвосхищает трагизм нашего времени. Причем, данная Франком характеристика состояния российского общества начала ХХ века настолько полно совпадает с мыслями и чувствами, переживаемыми нами сегодня в XXI веке, что просто приходится поражаться прозорливости автора: «Исключительно трагический характер современной эпохи, неслыханное обилие в ней зла и слепоты, расшатанности всех обычных норм и жизненных устоев предъявляют к человеческой душе такие непомерно тяжкие требования, с которыми она часто не в силах справиться» . Душа подвергается сильнейшему соблазну либо отречься от всякой святыни и предаться пустоте и призрачной свободе неверия, либо с угрюмым упорством вцепиться в обломки гибнущего старого здания жизни и с холодной ненавистью отвернуться от всего мира и замкнуться в себе. Поэтому мы вспомнили о душе.
Еще философы древности предостерегали людей от власти пороков, порождающих расстройства и болезни. Среди грехов - болезней, разрушающих как личность, так и род, и народ, Православная Церковь называет семь смертных грехов: чревоугодие, пьянство, распутство, жадность, гнев, гордыня, уныние. Существенно снижают сопротивляемость организма болезням: грубость, себялюбие, повышенная тревожность, суетность, тщеславие. Напротив, полезны для здоровья переживания таких благородных чувств, как: приветливость, бескорыстие, беспристрастие, терпение, благожелательность, стойкость, правдивость, совестливость, сострадание, ясность ума, детская способность взрослого человека удивляться (эмоция, свойственная только человеку).
Здоровый индивидуум и здоровое общество – это синонимы . Поэтому важно с детства привить человеку привычку к здоровому образу жизни, который напрямую связан с его здоровьем, в том числе и здоровьем нравственным. Так что же такое "здоровый образ жизни"? На наш взгляд, здоровый образ жизни – это индивидуальная система разумного поведения человека на фундаменте культурно-исторических, нравственно-религиозных и национальных традиций, присущих нашей православной цивилизации: оптимальный двигательный режим, закаливание, рациональное питание, рациональный режим жизни, отсутствие болезней и вредных привычек, что обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие (здоровье) в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие . При переходе людей к здоровому образу жизни происходит следующее:
изменяется мировоззрение, приоритетными становятся духовные ценности, исчезает экзистенциальный вакуум, обретается смысл жизни;
исчезает физиологическая и психическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков;
хорошее настроение формируется «гормонами радости» – эндорфинами, которые образуются в организме человека;
увеличивается жизненная емкость легких, сердце работает более экономно, поэтому оно более долговечно;
половая зрелость подростков наступает позже, что способствует сближению по времени половой и социальной зрелости.
Для перехода к здоровому образу жизни полезно переориентирование сознания и психики человека с болезни на здоровье, ибо болезнь это итог не столько физической, сколько духовной несостоятельности человека.
С точки зрения современной науки существуют несколько основных условий правильного, здорового образа жизни (ЗОЖ), которые мы попытались обобщить в этой статье – свести воедино, и это, прежде всего:
социальная зрелость личности – духовность – высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности, базирующиеся на христианской этике и мировосприятии. Имеется в виду человеческая жизнь на путях добра и справедливости в непрестанном противодействии Злу, в том числе и внутри душевно-духовного мира самого человека, где, по мнению Ильина И.А., истинное местонахождение Добра и Зла. Необходимо отметить, что непрестанная каждодневная борьба с внутренним и внешним Злом требует от современного человека характера, настойчивости, концентрации Воли, самоограничения – крепости духа, гражданской смелости и воинской доблести, ничуть не меньших, чем героизм древних эллинов, римских стоиков и дружинников Александра Невского, или мужества чудо-богатырей А.В.Суворова.
Индифферентное или скептическое отношение современного общества секулярного гуманизма и массовой культуры к традиционным духовно-нравственным, культурно-историческим, религиозным ценностям и социальным нормам привело к тому, что современные люди - атеисты, имеющие свободу Выбора, не соединенную с социальной ответственностью, системой нравственных координат, утратили живое чувство Добра и Зла.
Среди национальной элиты страны в российском обществе повсеместно наблюдается глупое, бездумное и поверхностное подражательство Западу во всем при одновременном уничижении, самобичевании и отрицании своего великого прошлого. Сегодня либеральной элитой за высокое выдается низкое (массовая культура), вопреки могучей нравственно-религиозной и, более чем, тысячелетней культурно-исторической традиции нашей православной самобытной древней цивилизации. Еще славянский философ К.Н.Леонтьев (1831-1891) сокрушался, что у нас, в высших слоях российского общества дух охранения слаб, а наше общество вообще расположено идти по течению… В то время как России, чтобы не распасться и противостоять натиску могучего Запада, который стоит перед нами во всеоружии, нужна внутренняя сила, нужна крепость государственной организации, крепость духа дисциплины. По мнению К.Н.Леонтьева, у либералов же все смутно, все спутано, все бледно, всего понемногу. Теперь либералами у нас ( по выражению Щедрина) заборы подпирают… Так их много и так мало нужно ума, познаний, таланта и энергии, чтобы стать в наше время либералом! Заметим, что К.Н.Леонтьев описывал общественно-политические события в России конца 19 века, которые привели к февральской (либеральной) революции 1917 года. И далее по тексту: «Система либерализма есть, в сущности, отсутствие всякой системы, она есть лишь отрицание всех крайностей, боязнь всего последовательного и всего выразительного» [4, стр.332]. Как говаривал русский философ и гений И.А.Ильин: «Либерализм – это ложно понятая и ложно практикуемая свобода. Либерализм «грешит» индивидуализмом, а социализм – коллективизмом и оба пожинают горькие плоды своего упорства и такой однополости».
Поэтому важную роль в сохранении здоровья нашего атомизированного, раздробленного общества, - несмотря на кризис технической цивилизации, на наступление массовой агрессивной западной культуры, - выполняет традиционное духовное, трудовое и физическое воспитание российской молодежи, то есть наше национальное воспитание, основанное на православной культуре и морали – идеалах христианской Любви, Правды, Добра, Справедливости и представлениях о Зле, истинном и ложном, должном и справедливом. Воспитание духовное имеет целью способствовать развитию интеллектуальных, нравственных и физических сил ребенка, подростка и образованию его сильного национального характера; оно имеет в виду создать самостоятельную, творческую, здоровую нравственно и физически, волевую личность, наилучше приспособленную к социальной борьбе за существование и достойную жизнь, а также к активному положительному воздействию на окружающую среду.
Духовное воспитание в сочетании с активным занятием физической культурой и спортом способствует развитию нравственного отношения к жизни, труду, защите Отечества; укрепляет российскую семью; развивает чувство воинской, офицерской чести, личного достоинства, чувства ответственности, непримиримости к бездуховным и безнравственным проявлениям, проступкам, несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству и т.д. (греховным проявлениям). Венцом духовного воспитания творческой, социально ориентированной личности является образование национального характера, основанного на координации интеллектуальных и нравственных сил волею, и, здесь, очень кстати физкультурное воспитание и образование молодежи еще с раннего детства в системе детско-юношеского (массового) спорта.
По мнению Е.И. Рерих, духовность – это жизненная сила, приводящая в движение человека, это психическая энергия, которая включает в себя интеллектуальные, нравственные, эстетические, религиозные накопления, объединенные в единое энергетическое поле, составляющее сущность человеческого мира. Духовность проявляется, прежде всего, в творческой деятельности любого рода. По мнению философов и мудрецов разных времен и народов, духовное здоровье, получаемое в ходе воспитания, гораздо важнее телесного.
Кроме духовно-нравственной основы здорового образа жизни, к правильному, здоровому образу жизни следует отнести еще ряд важнейших условий:
качество жизни – группа показателей социально-экономического характера, а именно: уровень продолжительности жизни человека, уровень занятости населения, развития сферы услуг, образования, социального обеспечения, медицинского обслуживания, потребление продуктов питания, жилищные условия, финансовое положение семьи, репродуктивное здоровье, дешевое безопасное водоснабжение, санитария и социальная востребованность Личности;
наличие свободного времени и возможности для активного отдыха;
труд и отдых (ритмичный режим труда и отдыха, их рациональное разумное чередование, что позволяет современному человеку сохранить на уровне нормы здоровья свой иммунитет, удовлетворение жизнью и работой). "Работа спасает от трех зол: скуки, порока и нужды" (Вольтер);
самоактуализация (постановка главной цели в жизни – реализация творческой потребности); самосовершенствование в процессе самопознания (поиск и обретение смысла жизни)
самоограничение, самосохранительное поведение – умение контролировать себя, то есть умение управлять своими эмоциями и страстями, умение властвовать собой;
соблюдение режима дня; полноценный сон, в том числе дневной сон в течение 20-30 мин. в период с 13 до 17 часов; закаливание;
положительные эмоции, связанные с любимым увлечением (хобби);
физкультурная образованность;
рациональное питание, сбалансированное по макро- и микроэлементам с определенным количеством белков, углеводов, жиров, витаминов и минеральных веществ;
отказ от вредных привычек – алкоголизм, наркомания, токсикомания, игромания, клептомания, курение, чревоугодие, бродяжничество и т.д.;
оптимальный (физиологичный) объем разнообразной двигательной активности преимущественно аэробной направленности с оздоровительным эффектом (оздоровительная ходьба, гребля, велосипедные прогулки, спортивные игры, бег трусцой, плавание, катание на лыжах, фитнесс, шейпинг, танцы, работа на садово-огородном участке); "умеренно занимающийся физическими упражнениями не нуждается в лечении" (Авиценна) ;
Примечание: по мнению спортивных врачей, физкультурникам после 30 лет, особенно мужчинам, не рекомендуется бегать по утрам сразу после сна – во избежание инфаркта в молодом возрасте.
здоровая сексуальная семейная жизнь – эмоциональная и сексуальная удовлетворенность на фундаменте христианской любви, взаимного уважения и терпимости к мелким недостаткам супруга;
медицинская активность - соблюдение правил личной и общественной гигиены, ежегодный профилактический медосмотр, где врачом у пациента определяется совокупность критериев для оценки его индивидуального здоровья. В их число входят: масса тела, флюорография грудной клетки, частота сердечных сокращений, артериальное давление, жизненная емкость легких, содержание холестерина, глюкозы, гемоглобина, эритроцитов, лимфоцитов и лейкоцитов в крови, кислотно-щелочной показатель крови (рН), ультразвуковое исследование по медицинским показаниям и т.д.;
санитарная , экологическая и правовая грамотность;
общение с природой, безопасный, комфортный экосоциум;
мониторинг здоровья – постоянный процесс слежения за состоянием и изменением здоровья населения, средой обитания и окружающей средой, качеством жизни населения;
облюдение правил психогигиены и психопрофилактики, в т.ч. регулярное посещение мечети, синагоги, буддистского храма, православной церкви – молитва, пост, покаяние, разумное ограничение потребностей тела через аскетическое делание (то есть, современного человека не закон спасет, но Вера!);
благоприятный психологический климат на работе и в семье;
фармакологическая поддержка (витамины, биологически активные пищевые добавки и вещества);
применение восстановительных средств: баня, плавание, тренажеры, массаж, гидромассаж, разнообразные диеты (из расчета не опасной для здоровья потери веса тела человека за месяц на 2-3 кг, за полгода на 6-8 кг и за год – до 12-15 кг), контрастный душ, ходьба босиком, аромо- и фитотерапия, стречинг – упражнения на растягивание и расслабление, цветомузыка, пение;
и обязательно, жизнь в дневных рабочих ритмах, соответствующих возрастному биоритму, – согласно психологическому, биологическому и социальному статусу индивида, чередуя режим труда и отдыха;
доброжелательность – хорошие взаимоотношения с окружающими.
Здоровый образ жизни как система, на наш взгляд, складывается из четырех основных взаимосвязанных элементов, четырех культур: культуры православия, культуры движения, культуры питания и культуры эмоций. Отрицательные эмоции (зависть, страх и др.) обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, любовь, чувство благодарности) сохраняют здоровье, способствуют успеху. Соблюдение здорового образа жизни, а фактически православного образа жизни, сохраняет духовному человеку нравственное и физическое здоровье, продлевает жизнь и творчество, придает ощущение удовлетворенности и наполненности жизнью, то есть то, что, мы называем счастьем – радость, полнота и осмысленность духовной жизни, индивидуальное здоровье, отсутствие хронических болезней, катастрофических бедствий, непреодолимых страданий и возможность реализации творческого потенциала.
Формирование в массовом сознании устойчивой мотивации к здоровому образу жизни среди населения на уровне практических навыков и стереотипов поведения возможно лишь в условиях: функционирования в стране эффективной системы физического воспитания, грамотного спортивного менеджмента, налаженной работы отечественной спортивной индустрии по выпуску в должном объеме качественного спортивного оборудования, инвентаря, обуви и одежды, наличия в стране современной качественной материально-технической базы спорта, отвечающей всем санитарно-гигиеническим и социальным нормам. Вся эта отечественная индустрия здоровья должна сегодня базироваться на прорывных достижениях мировой и отечественной спортивной науки в области оптимизации и индивидуализации физической нагрузки детей с различным уровнем здоровья, поиска новых форм, средств и методов оздоровительной направленности в сфере физического воспитания школьников, трудящихся и лиц пожилого возраста, совершенствования критериев комплексной оценки состояния здоровья детей, подростков и других возрастных категорий, усиления нетрадиционных средств подготовки и реабилитации, совершенствования педагогического мастерства и более широкого внедрения научных разработок в сфере спорта высших достижений в массовый спорт (агент социализации).
Активизация здорового образа жизни среди населения страны, физкультурной образованности, улучшение здоровья и социализация российской молодежи невозможны без повышения влияния средств массовой информации на формирование благотворной социальной среды вокруг спорта и каждого выдающегося спортсмена в отдельности. Массовый спорт как агент социализации может оказать серьезное влияние на общий процесс социализации молодежи и оздоровление населения ("ЗОЖ") только лишь при активном и согласованном воздействии на молодежь и других (кроме спорта) агентов социализации – семьи, школы, церкви, работы, сверстников во дворе, общественного мнения, других учебных заведений и, конечно, СМИ. Формирование в массовом сознании мотивации здорового образа жизни возможно также при условии социально-экономической стабильности в стране, при наличии эффективной системы духовного, физического, интеллектуального и трудового воспитания, личной и национальной безопасности, при экономическом росте страны – на прочном фундаменте православной культуры, что означает нравственное, психическое, физическое и социальное здоровье российского общества социальной справедливости
Наверное, именно такой образ жизни имел в виду древнегреческий философ Эпикур, живший в Афинах в 341-270 гг. до н.э., когда однажды сказал: "Нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо". И это очень верно, поскольку здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья. Именно в понятии "здоровый образ жизни" наиболее полно выражается взаимосвязь между образом жизни и здоровьем.
Русский философ И.А. Ильин считал, что "здоровье есть нечто большее, чем люди обычно думают… Здоровье есть предначертанная Богом и угодная ему гармония между личною природою и личным духом". В самом понятии "Дух" ощущается энергетическое начало. В единстве соподчинения духа человеческого Духу Святому, а ему, в свою очередь, души, которой должно быть подчинено тело, такое иерархическое устройство – залог здоровья, норма человеческой жизни. И это взгляд русского философа на категорию индивидуального здоровья. На наш заинтересованный взгляд из XXI века, с позиций теории нормы, здоровье есть норма и гармония генетического, физического, психосоциального (духовного) состояния и развития индивида, рода (семьи), народа. Здоровье проявляется состоянием физического, духовного и социального благополучия индивида в различных видах его активной общественно полезной деятельности – в труде, семье, спорте и защите Отечества. Уровень здоровья каждого человека различен и во многом зависит от конституциональных и поведенческих особенностей, темперамента, менталитета, гормонального и иммунологического статуса индивида.
Что касается категории болезни, то человеческая болезнь рассматривается православным философом Ильиным И.А. как таинственная запись, которую нам надо расшифровать: ибо в ней записано о нашей прежней неверной жизни, когда человек живет в разладе с самим собой, чувствуя "во всем себе страшный беспорядок". А потом – это еще и шифр о новой, предстоящей нам, мудрой и здоровой, гармоничной жизни (читай – жизни с Богом). По мнению Ильина И.А., этот шифр надо разгадать нам, истолковать, сделать правильные выводы и осуществить-таки замысел Божий в отношении каждого из нас на путях нашего духовного совершенствования, справедливости и Добра. "В этом глубинный смысл болезни. Мы должны воспользоваться своей болезнью, не только для того, чтобы исцелить себя (ибо в этом ее призвание), но и умудрить" [1, с. 572]. А мудрость дается человеку через испытания и страдания (переживания), которых, как показывает история человечества, увы, не избежал еще ни один из когда-либо живших на земле. И хотя ХХ век уже немало преуспел в рационализации нашего внутреннего мира, все-таки душевные метания даже во времена общенационального кризиса и раскола общества не перестали быть нормальным состоянием современного, раздваивающегося между Добром и Злом человека. Вспомним строки из письма Льва Николаевича Толстого своей двоюродной тетке Александре Андреевне Толстой от 18 октября 1857 года: "Мы всегда ждем, что мир водворится, в нашей душе наступит душевное равновесие. Нам худо без него… Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинаться, и опять бросать, и вечно бороться (читай – прежде всего, со злом внутри себя) и лишаться… А спокойствие – душевная подлость".
Еще Сократ считал, что человек должен в своей жизни (как главное свое достижение) совершенствовать ту часть тела, которая является вечной и потому самой важной, то есть душу! "Невозможно устроить мир материи, не устроив мир души…" [1, с. 171]. С точки зрения религиозной философии и догматического богословия, душа обозначает одну из составных частей человеческого состава, неким таинственным образом связанную с телом и духом [2, с. 184]. Душа – внутренний, психический мир человека, его сознание. По Ильину душа – это весь многослойный поток зрительных образов, слов, чувств - наших внутренних нетелесных переживаний, во всем его объеме и разнообразии. Душа – это вся совокупность того, что происходит в нашем "сознании", а равно и в нашем "бессознательном", на протяжении всей нашей жизни: это наши переживания, чувства, болевые ощущения, приятные и неприятные состояния, воспоминания и забвения, праздные фантазии, впечатления и помыслы, проносящиеся в нас мимолетно, а также деловые соображения и заботы, приковывающие нас к себе надолго.
Сегодня душа современного человека подвергается сильнейшим соблазнам и испытаниям. Русский философ С.Л. Франк в своей работе "Крушение кумиров" (1923), подвергая социально-философскому анализу современную ему эпоху, как бы предвосхищает трагизм нашего времени. Причем, данная Франком характеристика состояния российского общества начала ХХ века настолько полно совпадает с мыслями и чувствами, переживаемыми нами сегодня в XXI веке, что просто приходится поражаться прозорливости автора: «Исключительно трагический характер современной эпохи, неслыханное обилие в ней зла и слепоты, расшатанности всех обычных норм и жизненных устоев предъявляют к человеческой душе такие непомерно тяжкие требования, с которыми она часто не в силах справиться» . Душа подвергается сильнейшему соблазну либо отречься от всякой святыни и предаться пустоте и призрачной свободе неверия, либо с угрюмым упорством вцепиться в обломки гибнущего старого здания жизни и с холодной ненавистью отвернуться от всего мира и замкнуться в себе. Поэтому мы вспомнили о душе.
Еще философы древности предостерегали людей от власти пороков, порождающих расстройства и болезни. Среди грехов - болезней, разрушающих как личность, так и род, и народ, Православная Церковь называет семь смертных грехов: чревоугодие, пьянство, распутство, жадность, гнев, гордыня, уныние. Существенно снижают сопротивляемость организма болезням: грубость, себялюбие, повышенная тревожность, суетность, тщеславие. Напротив, полезны для здоровья переживания таких благородных чувств, как: приветливость, бескорыстие, беспристрастие, терпение, благожелательность, стойкость, правдивость, совестливость, сострадание, ясность ума, детская способность взрослого человека удивляться (эмоция, свойственная только человеку).
Здоровый индивидуум и здоровое общество – это синонимы . Поэтому важно с детства привить человеку привычку к здоровому образу жизни, который напрямую связан с его здоровьем, в том числе и здоровьем нравственным. Так что же такое "здоровый образ жизни"? На наш взгляд, здоровый образ жизни – это индивидуальная система разумного поведения человека на фундаменте культурно-исторических, нравственно-религиозных и национальных традиций, присущих нашей православной цивилизации: оптимальный двигательный режим, закаливание, рациональное питание, рациональный режим жизни, отсутствие болезней и вредных привычек, что обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие (здоровье) в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие . При переходе людей к здоровому образу жизни происходит следующее:
изменяется мировоззрение, приоритетными становятся духовные ценности, исчезает экзистенциальный вакуум, обретается смысл жизни;
исчезает физиологическая и психическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков;
хорошее настроение формируется «гормонами радости» – эндорфинами, которые образуются в организме человека;
увеличивается жизненная емкость легких, сердце работает более экономно, поэтому оно более долговечно;
половая зрелость подростков наступает позже, что способствует сближению по времени половой и социальной зрелости.
Для перехода к здоровому образу жизни полезно переориентирование сознания и психики человека с болезни на здоровье, ибо болезнь это итог не столько физической, сколько духовной несостоятельности человека.
С точки зрения современной науки существуют несколько основных условий правильного, здорового образа жизни (ЗОЖ), которые мы попытались обобщить в этой статье – свести воедино, и это, прежде всего:
социальная зрелость личности – духовность – высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, когда основными ориентирами ее жизнедеятельности становятся непреходящие человеческие ценности, базирующиеся на христианской этике и мировосприятии. Имеется в виду человеческая жизнь на путях добра и справедливости в непрестанном противодействии Злу, в том числе и внутри душевно-духовного мира самого человека, где, по мнению Ильина И.А., истинное местонахождение Добра и Зла. Необходимо отметить, что непрестанная каждодневная борьба с внутренним и внешним Злом требует от современного человека характера, настойчивости, концентрации Воли, самоограничения – крепости духа, гражданской смелости и воинской доблести, ничуть не меньших, чем героизм древних эллинов, римских стоиков и дружинников Александра Невского, или мужества чудо-богатырей А.В.Суворова.
Индифферентное или скептическое отношение современного общества секулярного гуманизма и массовой культуры к традиционным духовно-нравственным, культурно-историческим, религиозным ценностям и социальным нормам привело к тому, что современные люди - атеисты, имеющие свободу Выбора, не соединенную с социальной ответственностью, системой нравственных координат, утратили живое чувство Добра и Зла.
Среди национальной элиты страны в российском обществе повсеместно наблюдается глупое, бездумное и поверхностное подражательство Западу во всем при одновременном уничижении, самобичевании и отрицании своего великого прошлого. Сегодня либеральной элитой за высокое выдается низкое (массовая культура), вопреки могучей нравственно-религиозной и, более чем, тысячелетней культурно-исторической традиции нашей православной самобытной древней цивилизации. Еще славянский философ К.Н.Леонтьев (1831-1891) сокрушался, что у нас, в высших слоях российского общества дух охранения слаб, а наше общество вообще расположено идти по течению… В то время как России, чтобы не распасться и противостоять натиску могучего Запада, который стоит перед нами во всеоружии, нужна внутренняя сила, нужна крепость государственной организации, крепость духа дисциплины. По мнению К.Н.Леонтьева, у либералов же все смутно, все спутано, все бледно, всего понемногу. Теперь либералами у нас ( по выражению Щедрина) заборы подпирают… Так их много и так мало нужно ума, познаний, таланта и энергии, чтобы стать в наше время либералом! Заметим, что К.Н.Леонтьев описывал общественно-политические события в России конца 19 века, которые привели к февральской (либеральной) революции 1917 года. И далее по тексту: «Система либерализма есть, в сущности, отсутствие всякой системы, она есть лишь отрицание всех крайностей, боязнь всего последовательного и всего выразительного» [4, стр.332]. Как говаривал русский философ и гений И.А.Ильин: «Либерализм – это ложно понятая и ложно практикуемая свобода. Либерализм «грешит» индивидуализмом, а социализм – коллективизмом и оба пожинают горькие плоды своего упорства и такой однополости».
Поэтому важную роль в сохранении здоровья нашего атомизированного, раздробленного общества, - несмотря на кризис технической цивилизации, на наступление массовой агрессивной западной культуры, - выполняет традиционное духовное, трудовое и физическое воспитание российской молодежи, то есть наше национальное воспитание, основанное на православной культуре и морали – идеалах христианской Любви, Правды, Добра, Справедливости и представлениях о Зле, истинном и ложном, должном и справедливом. Воспитание духовное имеет целью способствовать развитию интеллектуальных, нравственных и физических сил ребенка, подростка и образованию его сильного национального характера; оно имеет в виду создать самостоятельную, творческую, здоровую нравственно и физически, волевую личность, наилучше приспособленную к социальной борьбе за существование и достойную жизнь, а также к активному положительному воздействию на окружающую среду.
Духовное воспитание в сочетании с активным занятием физической культурой и спортом способствует развитию нравственного отношения к жизни, труду, защите Отечества; укрепляет российскую семью; развивает чувство воинской, офицерской чести, личного достоинства, чувства ответственности, непримиримости к бездуховным и безнравственным проявлениям, проступкам, несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству и т.д. (греховным проявлениям). Венцом духовного воспитания творческой, социально ориентированной личности является образование национального характера, основанного на координации интеллектуальных и нравственных сил волею, и, здесь, очень кстати физкультурное воспитание и образование молодежи еще с раннего детства в системе детско-юношеского (массового) спорта.
По мнению Е.И. Рерих, духовность – это жизненная сила, приводящая в движение человека, это психическая энергия, которая включает в себя интеллектуальные, нравственные, эстетические, религиозные накопления, объединенные в единое энергетическое поле, составляющее сущность человеческого мира. Духовность проявляется, прежде всего, в творческой деятельности любого рода. По мнению философов и мудрецов разных времен и народов, духовное здоровье, получаемое в ходе воспитания, гораздо важнее телесного.
Кроме духовно-нравственной основы здорового образа жизни, к правильному, здоровому образу жизни следует отнести еще ряд важнейших условий:
качество жизни – группа показателей социально-экономического характера, а именно: уровень продолжительности жизни человека, уровень занятости населения, развития сферы услуг, образования, социального обеспечения, медицинского обслуживания, потребление продуктов питания, жилищные условия, финансовое положение семьи, репродуктивное здоровье, дешевое безопасное водоснабжение, санитария и социальная востребованность Личности;
наличие свободного времени и возможности для активного отдыха;
труд и отдых (ритмичный режим труда и отдыха, их рациональное разумное чередование, что позволяет современному человеку сохранить на уровне нормы здоровья свой иммунитет, удовлетворение жизнью и работой). "Работа спасает от трех зол: скуки, порока и нужды" (Вольтер);
самоактуализация (постановка главной цели в жизни – реализация творческой потребности); самосовершенствование в процессе самопознания (поиск и обретение смысла жизни)
самоограничение, самосохранительное поведение – умение контролировать себя, то есть умение управлять своими эмоциями и страстями, умение властвовать собой;
соблюдение режима дня; полноценный сон, в том числе дневной сон в течение 20-30 мин. в период с 13 до 17 часов; закаливание;
положительные эмоции, связанные с любимым увлечением (хобби);
физкультурная образованность;
рациональное питание, сбалансированное по макро- и микроэлементам с определенным количеством белков, углеводов, жиров, витаминов и минеральных веществ;
отказ от вредных привычек – алкоголизм, наркомания, токсикомания, игромания, клептомания, курение, чревоугодие, бродяжничество и т.д.;
оптимальный (физиологичный) объем разнообразной двигательной активности преимущественно аэробной направленности с оздоровительным эффектом (оздоровительная ходьба, гребля, велосипедные прогулки, спортивные игры, бег трусцой, плавание, катание на лыжах, фитнесс, шейпинг, танцы, работа на садово-огородном участке); "умеренно занимающийся физическими упражнениями не нуждается в лечении" (Авиценна) ;
Примечание: по мнению спортивных врачей, физкультурникам после 30 лет, особенно мужчинам, не рекомендуется бегать по утрам сразу после сна – во избежание инфаркта в молодом возрасте.
здоровая сексуальная семейная жизнь – эмоциональная и сексуальная удовлетворенность на фундаменте христианской любви, взаимного уважения и терпимости к мелким недостаткам супруга;
медицинская активность - соблюдение правил личной и общественной гигиены, ежегодный профилактический медосмотр, где врачом у пациента определяется совокупность критериев для оценки его индивидуального здоровья. В их число входят: масса тела, флюорография грудной клетки, частота сердечных сокращений, артериальное давление, жизненная емкость легких, содержание холестерина, глюкозы, гемоглобина, эритроцитов, лимфоцитов и лейкоцитов в крови, кислотно-щелочной показатель крови (рН), ультразвуковое исследование по медицинским показаниям и т.д.;
санитарная , экологическая и правовая грамотность;
общение с природой, безопасный, комфортный экосоциум;
мониторинг здоровья – постоянный процесс слежения за состоянием и изменением здоровья населения, средой обитания и окружающей средой, качеством жизни населения;
облюдение правил психогигиены и психопрофилактики, в т.ч. регулярное посещение мечети, синагоги, буддистского храма, православной церкви – молитва, пост, покаяние, разумное ограничение потребностей тела через аскетическое делание (то есть, современного человека не закон спасет, но Вера!);
благоприятный психологический климат на работе и в семье;
фармакологическая поддержка (витамины, биологически активные пищевые добавки и вещества);
применение восстановительных средств: баня, плавание, тренажеры, массаж, гидромассаж, разнообразные диеты (из расчета не опасной для здоровья потери веса тела человека за месяц на 2-3 кг, за полгода на 6-8 кг и за год – до 12-15 кг), контрастный душ, ходьба босиком, аромо- и фитотерапия, стречинг – упражнения на растягивание и расслабление, цветомузыка, пение;
и обязательно, жизнь в дневных рабочих ритмах, соответствующих возрастному биоритму, – согласно психологическому, биологическому и социальному статусу индивида, чередуя режим труда и отдыха;
доброжелательность – хорошие взаимоотношения с окружающими.
Здоровый образ жизни как система, на наш взгляд, складывается из четырех основных взаимосвязанных элементов, четырех культур: культуры православия, культуры движения, культуры питания и культуры эмоций. Отрицательные эмоции (зависть, страх и др.) обладают огромной разрушительной силой, положительные эмоции (смех, радость, любовь, чувство благодарности) сохраняют здоровье, способствуют успеху. Соблюдение здорового образа жизни, а фактически православного образа жизни, сохраняет духовному человеку нравственное и физическое здоровье, продлевает жизнь и творчество, придает ощущение удовлетворенности и наполненности жизнью, то есть то, что, мы называем счастьем – радость, полнота и осмысленность духовной жизни, индивидуальное здоровье, отсутствие хронических болезней, катастрофических бедствий, непреодолимых страданий и возможность реализации творческого потенциала.
Формирование в массовом сознании устойчивой мотивации к здоровому образу жизни среди населения на уровне практических навыков и стереотипов поведения возможно лишь в условиях: функционирования в стране эффективной системы физического воспитания, грамотного спортивного менеджмента, налаженной работы отечественной спортивной индустрии по выпуску в должном объеме качественного спортивного оборудования, инвентаря, обуви и одежды, наличия в стране современной качественной материально-технической базы спорта, отвечающей всем санитарно-гигиеническим и социальным нормам. Вся эта отечественная индустрия здоровья должна сегодня базироваться на прорывных достижениях мировой и отечественной спортивной науки в области оптимизации и индивидуализации физической нагрузки детей с различным уровнем здоровья, поиска новых форм, средств и методов оздоровительной направленности в сфере физического воспитания школьников, трудящихся и лиц пожилого возраста, совершенствования критериев комплексной оценки состояния здоровья детей, подростков и других возрастных категорий, усиления нетрадиционных средств подготовки и реабилитации, совершенствования педагогического мастерства и более широкого внедрения научных разработок в сфере спорта высших достижений в массовый спорт (агент социализации).
Активизация здорового образа жизни среди населения страны, физкультурной образованности, улучшение здоровья и социализация российской молодежи невозможны без повышения влияния средств массовой информации на формирование благотворной социальной среды вокруг спорта и каждого выдающегося спортсмена в отдельности. Массовый спорт как агент социализации может оказать серьезное влияние на общий процесс социализации молодежи и оздоровление населения ("ЗОЖ") только лишь при активном и согласованном воздействии на молодежь и других (кроме спорта) агентов социализации – семьи, школы, церкви, работы, сверстников во дворе, общественного мнения, других учебных заведений и, конечно, СМИ. Формирование в массовом сознании мотивации здорового образа жизни возможно также при условии социально-экономической стабильности в стране, при наличии эффективной системы духовного, физического, интеллектуального и трудового воспитания, личной и национальной безопасности, при экономическом росте страны – на прочном фундаменте православной культуры, что означает нравственное, психическое, физическое и социальное здоровье российского общества социальной справедливости
-
- Всего сообщений: 56
- Зарегистрирован: 15.12.2008
- Откуда: Тюменская область
Re: Здоровый образ жизни...
Интересная информация, но представляю - посыпятся обвинения в ксенофобии
Татьяна:наступление массовой агрессивной западной культуры
-
- Всего сообщений: 36
- Зарегистрирован: 21.12.2008
- Вероисповедание: православное
- Сыновей: 1
- Дочерей: 0
- Образование: высшее
- Профессия: главный бухгалтер и экономист предпр-я
- Откуда: Заоблачье
Re: Здоровый образ жизни...
ППКС!Irina2:У меня начинается здоровый образ жизни когда я себя ограничиваю: в еде, сне, интернете... по-моему это здоровая мера всего.
-
- Здоровый образ жизни... - super_smilies070.gif (54.63 КБ) 21449 просмотров
Никого не осуждать,никому не досаждать,и всем мое почтение!
-
Автор темыКалинушка
- Всего сообщений: 2494
- Зарегистрирован: 14.12.2008
- Вероисповедание: православное
- Сыновей: 0
Re: Здоровый образ жизни...
Мне кажется, говоря о здоровом образе жизни стоит помнить и об этом...
Св. прав. Иоанн Кронштадский
Злобы, как огня, бойся
«Любы долготерпит, милосердствует» (1 Кор. 13,4)
Злобы, как огня, бойся; ни из-за какого благовидного предлога, тем более из-за чего-либо тебе неприятного, не допускай до сердца: злоба всегда злоба, всегда исчадие диавольское. Злоба приходит иногда в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближних; не верь и ревности своей в этом случае: она ложь или ревность не по разуму; поревнуй о том, чтобы в тебе не было злобы. Бог ничем так не прославляется, как любовию вся терпящею, и ничем так не бесчествуется и не оскорбляется, как злобою, какою бы она ни прикрывалась благовидностью. Под маскою попечения о нищих, Иуда, скрывая злобу свою на Господа своего, предал Его за 30 сребреников. Помни, что враг неусыпно ищет твоей погибели и нападает на тебя тогда, когда ты менее всего ожидаешь его. Злоба его бесконечна. Не связывайся самолюбием и сластолюбием, да не удобно они пленят тебя.
Когда в сердце твоем возгорится злоба против кого-либо, тогда поверь всем сердцем, что она — дело действующего в сердце диавола: возненавидь его и его порождение, и она оставит тебя. (Не признавай ее за что-то собственное, не сочувствуй ей). Испытано. Та беда, что диавол прикрывается нами самими, скрывает свою голову и свой хвост, притаивается, а мы слепые и думаем, что это все делаем только мы сами, стоим за дело диавольское, как за что-то свое, как за что-то справедливое, хотя всякая мысль о какой-нибудь справедливости своей страсти чисто ложна, богопротивна, пагубна. Тем же руководствуйся и относительно других; когда видишь, что кто-либо злобится на тебя, не считай его злобы прямым делом; нет, он только страдательное орудие всезлобного врага, не познал еще совершенно его лести и обманывается от него. Молись, чтобы враг оставил его и чтобы Господь просветил его сердечные очи, помраченные тлетворным дыханием духа злобы. Надо сердечно молиться Богу о всех людях, подверженных страстям: в них действует враг.
Ты озлобляешься на ближнего, презираешь его, говорить с ним мирно и любовно не хочешь за то, что он имеет нечто грубое, отрывистое, небрежное, неприятное тебе в своем характере, в своей речи, в своих манерах, — за то, что он сознает свое достоинство, быть может и больше надлежащего, или что он несколько горд и непочтителен; но ты виновнее его, врач и учитель ближнего: врачу, исцелися сам (Лк. 4, 23); учитель, научись сам. Злоба твоя есть горшее зло всякого зла; злобою разве можно исправлять зло? Имея бревно, разве можно вынимать у другого спицу? Зло, недостатки исправляют добром, любовию, ласкою, кротостию, смирением, терпением. Признавай себя первым из грешников, которые тебе кажутся грешниками, или на самом деле грешники; считай себя хуже и ниже всех; исторгни всякую гордость и злобу на ближнего, нетерпение и ярость, и тогда врачуй других. А то покрывай снисходительною любовию грехи других. Аще беззакония все назриши в ближнем, что будет? Вечная вражда и нестроение, ибо кто без греха? За то и повелено нам оставлять долги должникам нашим, ибо если наши беззакония назрит Господь, кто из нас постоит (Пс. 129, 3) пред правдою Его? Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный (Мф. 6, 14). На трапезе любви бываем у Самой воплощенной Любви, а любви не имеем друг к другу. Странное дело! и заботы о сем нет. А сама любовь, без нашего усердия и страдания, и деятельности, не придет.
Никакого основания не имеет христианин в сердце иметь какую-либо злобу на кого-либо; злоба, как злоба, есть дело диавола; христианин должен иметь в сердце только любовь; а так как любовь не мыслит зла, то не должно мыслить касательно других никакого зла, например: я не должен думать о другом без явной причины, что он зол, горд и прочее, или если я прощу обиду, то снова изобидит меня, посмеется надо мною. Надобно, чтобы зло не гнездилось в нас ни под каким видом; а злоба обыкновенно слишком многовидна.
Не поддавайся мрачным, злобным на ближнего расположениям сердца, но овладевай ими и искореняй их силою веры, при свете здравого разума — и будешь благодушен. Аз незлобою моею ходих (Пс. 25, 1). Такие расположения часто проявляются в глубине сердца. Кто не научился овладевать ими, тот будет часто мрачен, задумчив, тяжел себе и другим. Когда они приходят, принуждай себя к душевному расположению, веселости, невинным шуткам: и как дым, они рассеются. — Опыт.
Даждь мне, Господи, любити всякого ближнего моего, как себя, всегда, и ни из-за чего на него не озлобляться и не работать диаволу. Даждь мне распять мое самолюбие, гордость, любостяжание, маловерие и прочия страсти. Да будет нам имя: взаимная любовь; да веруем и уповаем, что для всех нас все Господь; да не печемся, не беспокоимся ни о чем; да будешь Ты, Боже наш, единым Богом сердца нашего, и кроме Тебя ничто. Да будем мы между собою в единении любви, якоже подобает, и все разделяющее нас друг от друга и от любви отлучающее да будет у нас в презрении, как прах, попираемый ногами. Буди! буди!
Если Бог даровал Самого себя нам, если Он в нас пребывает и мы в Нем, по неложному слову Его, то чего Он не даст мне, чего пощадит, чего лишит, в чем покинет? Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит (Пс. 22. 1). С Ним како не вся нам дарствует (Рим. 8, 32). Итак будь премного покойна, душа моя, и ничего не знай, кроме любви. Сия заповедую вам, да любите друг друга (Ин. 15, 17).
Св. прав. Иоанн Кронштадский
Злобы, как огня, бойся
«Любы долготерпит, милосердствует» (1 Кор. 13,4)
Злобы, как огня, бойся; ни из-за какого благовидного предлога, тем более из-за чего-либо тебе неприятного, не допускай до сердца: злоба всегда злоба, всегда исчадие диавольское. Злоба приходит иногда в сердце под предлогом ревности о славе Божией или о благе ближних; не верь и ревности своей в этом случае: она ложь или ревность не по разуму; поревнуй о том, чтобы в тебе не было злобы. Бог ничем так не прославляется, как любовию вся терпящею, и ничем так не бесчествуется и не оскорбляется, как злобою, какою бы она ни прикрывалась благовидностью. Под маскою попечения о нищих, Иуда, скрывая злобу свою на Господа своего, предал Его за 30 сребреников. Помни, что враг неусыпно ищет твоей погибели и нападает на тебя тогда, когда ты менее всего ожидаешь его. Злоба его бесконечна. Не связывайся самолюбием и сластолюбием, да не удобно они пленят тебя.
Когда в сердце твоем возгорится злоба против кого-либо, тогда поверь всем сердцем, что она — дело действующего в сердце диавола: возненавидь его и его порождение, и она оставит тебя. (Не признавай ее за что-то собственное, не сочувствуй ей). Испытано. Та беда, что диавол прикрывается нами самими, скрывает свою голову и свой хвост, притаивается, а мы слепые и думаем, что это все делаем только мы сами, стоим за дело диавольское, как за что-то свое, как за что-то справедливое, хотя всякая мысль о какой-нибудь справедливости своей страсти чисто ложна, богопротивна, пагубна. Тем же руководствуйся и относительно других; когда видишь, что кто-либо злобится на тебя, не считай его злобы прямым делом; нет, он только страдательное орудие всезлобного врага, не познал еще совершенно его лести и обманывается от него. Молись, чтобы враг оставил его и чтобы Господь просветил его сердечные очи, помраченные тлетворным дыханием духа злобы. Надо сердечно молиться Богу о всех людях, подверженных страстям: в них действует враг.
Ты озлобляешься на ближнего, презираешь его, говорить с ним мирно и любовно не хочешь за то, что он имеет нечто грубое, отрывистое, небрежное, неприятное тебе в своем характере, в своей речи, в своих манерах, — за то, что он сознает свое достоинство, быть может и больше надлежащего, или что он несколько горд и непочтителен; но ты виновнее его, врач и учитель ближнего: врачу, исцелися сам (Лк. 4, 23); учитель, научись сам. Злоба твоя есть горшее зло всякого зла; злобою разве можно исправлять зло? Имея бревно, разве можно вынимать у другого спицу? Зло, недостатки исправляют добром, любовию, ласкою, кротостию, смирением, терпением. Признавай себя первым из грешников, которые тебе кажутся грешниками, или на самом деле грешники; считай себя хуже и ниже всех; исторгни всякую гордость и злобу на ближнего, нетерпение и ярость, и тогда врачуй других. А то покрывай снисходительною любовию грехи других. Аще беззакония все назриши в ближнем, что будет? Вечная вражда и нестроение, ибо кто без греха? За то и повелено нам оставлять долги должникам нашим, ибо если наши беззакония назрит Господь, кто из нас постоит (Пс. 129, 3) пред правдою Его? Аще бо отпущаете человеком согрешения их, отпустит и вам Отец ваш небесный (Мф. 6, 14). На трапезе любви бываем у Самой воплощенной Любви, а любви не имеем друг к другу. Странное дело! и заботы о сем нет. А сама любовь, без нашего усердия и страдания, и деятельности, не придет.
Никакого основания не имеет христианин в сердце иметь какую-либо злобу на кого-либо; злоба, как злоба, есть дело диавола; христианин должен иметь в сердце только любовь; а так как любовь не мыслит зла, то не должно мыслить касательно других никакого зла, например: я не должен думать о другом без явной причины, что он зол, горд и прочее, или если я прощу обиду, то снова изобидит меня, посмеется надо мною. Надобно, чтобы зло не гнездилось в нас ни под каким видом; а злоба обыкновенно слишком многовидна.
Не поддавайся мрачным, злобным на ближнего расположениям сердца, но овладевай ими и искореняй их силою веры, при свете здравого разума — и будешь благодушен. Аз незлобою моею ходих (Пс. 25, 1). Такие расположения часто проявляются в глубине сердца. Кто не научился овладевать ими, тот будет часто мрачен, задумчив, тяжел себе и другим. Когда они приходят, принуждай себя к душевному расположению, веселости, невинным шуткам: и как дым, они рассеются. — Опыт.
Даждь мне, Господи, любити всякого ближнего моего, как себя, всегда, и ни из-за чего на него не озлобляться и не работать диаволу. Даждь мне распять мое самолюбие, гордость, любостяжание, маловерие и прочия страсти. Да будет нам имя: взаимная любовь; да веруем и уповаем, что для всех нас все Господь; да не печемся, не беспокоимся ни о чем; да будешь Ты, Боже наш, единым Богом сердца нашего, и кроме Тебя ничто. Да будем мы между собою в единении любви, якоже подобает, и все разделяющее нас друг от друга и от любви отлучающее да будет у нас в презрении, как прах, попираемый ногами. Буди! буди!
Если Бог даровал Самого себя нам, если Он в нас пребывает и мы в Нем, по неложному слову Его, то чего Он не даст мне, чего пощадит, чего лишит, в чем покинет? Господь пасет мя, и ничтоже мя лишит (Пс. 22. 1). С Ним како не вся нам дарствует (Рим. 8, 32). Итак будь премного покойна, душа моя, и ничего не знай, кроме любви. Сия заповедую вам, да любите друг друга (Ин. 15, 17).
-
- бoжja òвчица
- Всего сообщений: 8564
- Зарегистрирован: 14.12.2008
- Вероисповедание: православное
- Сыновей: 0
- Дочерей: 1
- Профессия: творческая
- Ко мне обращаться: на "ты"
- Откуда: Украина.Киев
- Контактная информация:
Re: Здоровый образ жизни...
К здоровому образу жизни можно придти чисто на автомате(интуитивно)-так мне легче; а можно с рассуждением, ограничить и наши глаза,чувства...разумно,как предлагает Таня.... Тогда это перерастает в подвижнечество (которая норма христианской жизни)
Кто предпочитает небесное земному, тот и тем и другим насладится с великим избытком.
Свт. Иоанн Златоуст.
Свт. Иоанн Златоуст.
-
Автор темыКалинушка
- Всего сообщений: 2494
- Зарегистрирован: 14.12.2008
- Вероисповедание: православное
- Сыновей: 0
Re: Здоровый образ жизни...
Ир, я ни к чему не призываю.Я ищу ответ на вопрос-Что такое здоровый образ жизни. Самой захотелось понять.Вот и выискиваю статейки в интернете.
-
- Хранительница форумного очага
- Всего сообщений: 14687
- Зарегистрирован: 13.12.2008
- Вероисповедание: православное
- Откуда: самое ближнее зарубежье
Re: Здоровый образ жизни...
Таня,и очень даже не безосновательные статьи! Мы же все знаем эти слова:"...во исцеление души и тела...".Так что - как нельзя к месту Ваша информация,на мой взгляд. СпасиБо!
***
Ты еси Пастырь Добрый, взыщи мене агнца, и заблуждшаго да не презриши мене.
Ты еси Пастырь Добрый, взыщи мене агнца, и заблуждшаго да не презриши мене.
-
- бoжja òвчица
- Всего сообщений: 8564
- Зарегистрирован: 14.12.2008
- Вероисповедание: православное
- Сыновей: 0
- Дочерей: 1
- Профессия: творческая
- Ко мне обращаться: на "ты"
- Откуда: Украина.Киев
- Контактная информация:
Re: Здоровый образ жизни...
Конечно,Милада права...а думаем мы здесь вместе, для совместной пользы, не правда ли?
Кто предпочитает небесное земному, тот и тем и другим насладится с великим избытком.
Свт. Иоанн Златоуст.
Свт. Иоанн Златоуст.
-
- Народный философ
- Всего сообщений: 9883
- Зарегистрирован: 04.02.2009
- Вероисповедание: православное
- Сыновей: 2
- Дочерей: 1
- Ко мне обращаться: на "ты"
- Откуда: с полей ополья
- Контактная информация:
-
- Всего сообщений: 22764
- Зарегистрирован: 28.07.2009
- Вероисповедание: православное
- Сыновей: 1
- Дочерей: 3
- Образование: высшее
- Профессия: неофит
- Откуда: Удомля
Re: Здоровый образ жизни...
Мне кажется, если бороться со своими страстями (в числе коих - чревоугодие) и ленью, то здоровый образ жизни и будет. Меньше есть (пить, курить) - больше работать. И улыбаться всем!
Я посмотрел на свою жизнь, и увидел смерть, потому что не был с Тобой.
Я рыдал над Твоим гробом, а Ты открыл мой.
Я говорил много слов всем, кроме Тебя, но только Ты услышал меня.
Я рыдал над Твоим гробом, а Ты открыл мой.
Я говорил много слов всем, кроме Тебя, но только Ты услышал меня.
-
- Народный философ
- Всего сообщений: 9883
- Зарегистрирован: 04.02.2009
- Вероисповедание: православное
- Сыновей: 2
- Дочерей: 1
- Ко мне обращаться: на "ты"
- Откуда: с полей ополья
- Контактная информация:
Re: Здоровый образ жизни...
Ох ..каг же тяжело боротся со всеми страстями... особенно с ленью
Ну а что поделаешь, осень.....
-
- Похожие темы
- Ответы
- Просмотры
- Последнее сообщение
-
- 12 Ответы
- 7901 Просмотры
-
Последнее сообщение Эдуард Николаевич
-
- 144 Ответы
- 78468 Просмотры
-
Последнее сообщение Екатерина ЕВП
-
- 1 Ответы
- 10860 Просмотры
-
Последнее сообщение иерей Георгий
-
- 231 Ответы
- 68074 Просмотры
-
Последнее сообщение Агидель
-
- 2 Ответы
- 27512 Просмотры
-
Последнее сообщение м. Фотина