Православное образованиеОбразование за рубежом

От воскресной школы до академии...

Модератор: Агидель

Аватара пользователя
Автор темы
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 118
Всего сообщений: 7032
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
Re: Образование за рубежом

Сообщение Агидель » 18 фев 2018, 12:34

Kristina92! Вы имеете ввиду получение классического образования?
Amor magister optimus.

Реклама
Аватара пользователя
Максим75
Сообщений в теме: 23
Всего сообщений: 21387
Зарегистрирован: 28.07.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 3
Образование: высшее
Профессия: неофит
Откуда: Удомля
Re: Образование за рубежом

Сообщение Максим75 » 18 фев 2018, 21:30

Марфа:
18 фев 2018, 00:31
А с чего тогда ролик такой? Просто побазарить?
Мне кажется, что в область математики перевели некоторые тенденции, или теории, популярные, или набирающие популярность, в образовании вообще. Тему, что учителя не должны давить, навязывать свое мнение, давать единственно правильный ответ, слышал даже я - хотя я вопросами образования практически не интересуюсь. Ну и кто-то обыграл эту тему, переместив ее в область математики.

Кстати, 2+2 не обязательно равно 4. Но в начальной школе об этом говорить не нужно. Большинство взрослых живут счастливо без этого знания :-D
Я посмотрел на свою жизнь, и увидел смерть, потому что не был с Тобой.
Я рыдал над Твоим гробом, а Ты открыл мой.
Я говорил много слов всем, кроме Тебя, но только Ты услышал меня.

Аватара пользователя
Автор темы
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 118
Всего сообщений: 7032
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
Re: Образование за рубежом

Сообщение Агидель » 19 фев 2018, 03:55

Плюс транслируется унизительное положение учителя в современной школе без права оценивать, сметь огорчать ученика и родителей и пр. В чём-то и на нашу школу очень похоже. Увы!
Amor magister optimus.

Аватара пользователя
Автор темы
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 118
Всего сообщений: 7032
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
Re: Образование за рубежом

Сообщение Агидель » 20 фев 2018, 04:07

Правительство Великобритании вводит обязательную проверку знания таблицы умножения для восьмилетних школьников
В следующем месяце тысячи 8 и 9-летних британских школьников опробуют новое тестирование на знание таблицы умножения, несмотря на то, что родители и профсоюзы учителей высказались против этого тестирования.

19 февраля 2018


О введении обязательной проверки знания таблицы умножения для четвероклассников было объявлено осенью прошлого года. В марте этого года 7250 школьников из 300 школ Англии впервые пройдут тестирование, а с 2020 года оно станет обязательным.

Многие учителя и родители высказались против нового тестирования. Они считают, что младшие школьники уже перегружены тестами, проверками и экзаменами.

Так, Мэри Боустед, генеральный секретарь профсоюза работников образования National Education Union (NEU), заявила, что профсоюз против введения «ненужного и дорогостоящего теста». По ее словам, тестирование не даст учителям никакой новой информации и помешает учебному процессу.

Однако Ник Гибб, министр Великобритании по делам школ, считает, что проверка знания таблицы умножения даст учителям возможность выявить школьников, которым необходима помощь. Он добавил, что благодаря новому тесту все младшие школьники гарантированно будут знать таблицу умножения наизусть на момент перехода в среднюю школу, и это поможет им реализовать свой потенциал.

Как сообщило министерство образования, проверка будет занимать максимум 5 минут и поможет учителям отслеживать прогресс учеников.

Перевела Анна Шиврина
Amor magister optimus.

Аватара пользователя
Автор темы
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 118
Всего сообщений: 7032
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
Re: Образование за рубежом

Сообщение Агидель » 20 фев 2018, 19:30

Суровая оценка экспертов: Финляндия разрушила свою систему образования

Олли Айнола (Olli Ainola)

Решение правительства премьер-министра Юхи Сипиля (Juha Sipilä) сократить финансирование школ вызвало бурное обсуждение состояния системы школьного образования в Финляндии. Политические партии обвиняют друг друга в ухудшении результатов обучения.


Этой осенью парламентская комиссия по образованию попросила специалистов дать свою оценку состоянию среднего образования и дошкольного воспитания. Многие специалисты крайне обеспокоены. Заключения выявили серьезные и скрытые проблемы, существующие в финских школах.


Iltalehti выделило наиболее критические замечания. Самые серьезные проблемы можно объединить в пять групп.


1. Показатели успеваемости снизились


По словам профессора Юсси Вялимаа (Jussi Välimaa), руководителя исследовательского центра, занимающегося вопросами образования, показатели финских школьников по чтению, математике и естествознанию снизились после 2006 года. Тогда Финляндия возглавляла список PISA, оценивающий качество школьного образования.


По мнению Вялимаа, ситуацию еще можно исправить. Финляндия может запустить национальный проект, например, в области математики и естествознания, основное внимание в котором будет уделяться созданию мотивации для обучения.


По словам Вялимаа, у девочек по перечисленным предметам показатели в среднем выше. Даже по математике, где традиционно мальчики сильнее.


«Подводя итог, могу сказать, что самые слабые результаты были у мальчиков, проживающих в отдаленных районах, в то время как уровень результатов городских мальчиков был сравним с уровнем девочек», — сообщает Вялимаа в отчете.


2. Десятичный знак может определить будущее ученика


По словам профессора Вялимаа, разные школы по-разному выставляют оценки. Иногда путаница наблюдается даже внутри одной школы. Причина заключается не в неумении учителя оценивать работу учеников, а в недостаточно хорошо разработанных критериях выставления оценок.


Это немаловажная проблема, потому что этап получения аттестата о среднем образовании является для части учеников самым главным жизненным этапом.


«Поступление в желанный лицей или профессиональное училище и даже прекращение дальнейшей учебы могут зависеть от десятичного знака в аттестате».


Несогласованность в определении оценок выпускников средней школы критикует и Национальный центр по развитию образования в Финляндии Karvi.


По словам руководителя центра Karvi Харри Пелтониеми (Harri Peltoniemi) и заведующей одного из его подразделений Элины Харьюнен (Elina Harjunen), ученики разных школ находятся в неравном положении при поступлении в учебные заведения следующего уровня.


3. В школах существует система распределения по уровню знаний


По мнению профессора Эрно Лехтинена (Erno Lehtinen), самой тревожной причиной снижения результатов PISA является увеличение различий в результатах и быстрый рост зависимости от социально-экономического положения учеников.


«В целом различия между школами незначительны. Однако важно учитывать, что разница между классами одной школы увеличилась, и в настоящий момент она гораздо значительней, чем в любой другой стране Северной Европы», — говорит Лехтинен.


По его словам, внутри школ сложилась неофициальная система формирования классов по уровню знаний, в соответствии с которой ученики распределяются по параллельным классам в зависимости от успеваемости.


«Изменения в системе средней школы происходили постепенно, и для этого было много причин. Во-первых, при отборе учеников для обучения в различных специальных классах (музыкальном, языковом, математическом) исходили из уровня успеваемости и результатов тестирования».


Лехтинен считает, что ученики специальных классов были в основном детьми из семей, имеющих высокое социально-экономическое положение.


Создавая дифференцированное обучение, часто стремятся к созданию лучших условий для более одаренных и мотивированных детей, что, по словам Лехтинена, вполне объяснимо. На практике же это приводит к различному уровню успеваемости и различным целям в обучении в разных классах.


«Результаты международных сравнительных исследований свидетельствуют о том, что эта неофициальная система распределения по классам в соответствии с успеваемостью не смогла закрепить наивысшие достижения и ухудшила результаты тех, кто находился в хвосте. Таким образом, средние показатели успеваемости всех учеников в Финляндии понизились».


«Нынешняя проблема средней школы Финляндии состоит в том, что различия между классами возрастают, социальное положение сильно влияет на успеваемость, и средняя успеваемость учащихся Финляндии падает».


По мнению Лехтинена, это явление парадоксально. Тот фактор, которым ранее объяснялись успехи системы школьного образования в Финляндии, начинает частично работать против нее.


Независимость муниципалитетов сделала возможным принятие самостоятельных решений, отличных от базовой идеи среднего образования, преследовавшего единые цели.


4. 25 скудных лет после «золотого века» финского ообразования

По словам советника по делам образования Мартти Хелльстрёма (Martti Hellström), 45-летнюю историю средней школы Финляндии можно разделить на два этапа: начавшийся в 1972 году и закончившийся экономическим кризисом 1990-х годов, и скудный 25-летний период, начавшийся после этого кризиса.


«Урезание бюджетных средств отрицательно сказалось как на образовании, так и на благосостоянии населения».


С кризисом 1990-х годов закончился тот период, когда бесплатная для всех средняя школа давала ученикам качественное образование, современные учебные материалы и полностью обеспечивала пособиями. После кризиса Финляндия одной из первых стран стала отправлять учителей в отпуск без сохранения содержания и перестала выплачивать зарплату подменяющим учителям. Финские школы начали многократно использовать учебники вплоть до состояния, когда они становились совершенно непригодными.


«Экономили даже на бумажных полотенцах».


В 2000-х годах за учащимися на законодательном уровне закрепили право на получение пособий, но необходимые средства не выделялись.


«Вместо этого администрация обязала учителей составлять подробные отчеты, тщательное написание которых съедает их последнее время и истощает силы. Эта работа с документами достигла абсурдной стадии», — пишет Хелльстрём.


5. Два национальных периферийных региона в образовании


По словам преподавателя университета Венлы Бернелиус (Venla Bernelius), в Финляндии существуют два национальных периферийных региона в области образования: отдаленные районы и городские районы, в которых проживает малообеспеченное население.


Крупные отдаленные районы находятся в восточной и северной Финляндии. Для этих районов характерны низкий уровень жизни, плохая успеваемость и большая разница в уровне знаний мальчиков и девочек.


«Современные малообеспеченные семьи сконцентрированы в слаборазвитых городских районах. Например, переход учеников из одного учебного района в другой в зависимости от обеспеченности семьи в Хельсинки имеет такие же масштабы, как и перемещение между коммунами по всей Финляндии».


По ее словам, хорошо обеспеченные семьи переезжают из районов с плохой репутацией и забирают детей из плохих школ.


«Из-за переездов формируется определенное окружение. С другой стороны, свободный выбор школы, который теперь не ограничивается только ближайшей к месту проживания, может стимулировать формирование школ с различным типом учеников. Решение этой проблемы неоднозначно. Во всем мире доказано, что полный запрет выбора школы в некоторых случаях приводит к формированию различных по составу районов проживания, поскольку получение места в желаемой школе или, наоборот, уход из нежелательной школы, можно решить переездом».


Советник по вопросам образования Улла Лайне (Ulla Laine) говорит, что разница в уровне знания родного языка растет. Хорошие ученики учатся еще лучше, плохие — еще хуже. Уровень грамотности детей из малообеспеченных семей стал хуже, а уровень грамотности детей из обеспеченных семей остается хорошим.


Впервые региональная разница в успеваемости стала значительной. По словам Лайне, самая большая разница в грамотности наблюдается между Западной Финляндией и столичным регионом. Разница соответствует примерно годичной программе обучения.
Amor magister optimus.

Аватара пользователя
Максим75
Сообщений в теме: 23
Всего сообщений: 21387
Зарегистрирован: 28.07.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 3
Образование: высшее
Профессия: неофит
Откуда: Удомля
Re: Образование за рубежом

Сообщение Максим75 » 23 фев 2018, 00:34

Агидель:
20 фев 2018, 19:30
Финляндия разрушила свою систему образования
Вот-вот. Все эксперименты и нововведения в образовании дают результат не сразу. Сколько шуму было, какие дифирамбы пели, как призывали "перенять и внедрить". А теперь поди ж ты...
Я посмотрел на свою жизнь, и увидел смерть, потому что не был с Тобой.
Я рыдал над Твоим гробом, а Ты открыл мой.
Я говорил много слов всем, кроме Тебя, но только Ты услышал меня.

Аватара пользователя
Автор темы
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 118
Всего сообщений: 7032
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
Re: Образование за рубежом

Сообщение Агидель » 02 мар 2018, 05:13

Экзамен на поступление в Китайский университет искусств

Изображение
Amor magister optimus.

Аватара пользователя
Автор темы
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 118
Всего сообщений: 7032
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
Re: Образование за рубежом

Сообщение Агидель » 02 мар 2018, 05:34

В Турции учащимся подготовительных и начальных классов школ будут дважды в неделю раздавать по 25 граммов изюма.

Программа направлена на стимулирование сбалансированного питания детей и формирования у подрастающего поколения привычки употреблять в пищу сухофрукты.

Школьники, которые употребляют в пищу соответствующее количество изюма в неделю, могут быть исключены из программы по просьбе родителей.

Кроме того, из программы могут быть исключены дети, чьи семейные врачи, учителя или родители выявили у них аллергию на изюм.
Amor magister optimus.

Аватара пользователя
Автор темы
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 118
Всего сообщений: 7032
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
Re: Образование за рубежом

Сообщение Агидель » 07 мар 2018, 19:54

В гостях у американской школы
Сегодня не буду морализаторствовать – просто расскажу о том, как несколько недель назад был на уроке русского языка в американской школе.

Михаил Павловец

Школа Уинстона Черчилля в предместье Большого Вашингтона, как называют столицу с ее пригородами, – государственная, но не из рядовых (в 2017 году была признана лучшей в штате, а еще в 2015-м получила премию «Голубая лента»/A National Blue Ribbon School).

Здесь нет младшей ступени, зато есть выпускные классы; русский язык преподает моя добрая коллега и приятельница Наталья Колодина: именно к ней на урок я и напросился, заодно пробежавшись по корпусам школы.

Наталья – выпускница магистерской программы Института образования НИУ ВШЭ (где я с ней и познакомился), создатель и руководитель школы-студии русского языка и литературы «Город-сад», один из инициаторов организации на Вашингтонщине Комитета родителей русскоязычных билингвов, который добивается открытия занятий русского языка в каждой школе графства Монтгомери, штат Мэриленд, и уже объединил 16 учебных заведений, в которых русский язык преподается.

Урок русского был в этот день один, еще один час мы провели за подготовкой к нему: моя коллега готовила материалы к занятию, я изучал информацию о школе и бродил по ее коридорам, неся на лацкане обязательную для таких случаев наклейку «WINSTON CHURCHILL. Mikhail Pavlovets. Visitor».

Портретов Черчилля в школе я не заметил, зато важное место занимает школьная символика – симпатичный, но грозный бульдог, а также выставки того, что школьники делают своими руками – в школе сильное дизайнерское отделение. Кроме того, в ней активно практикуются коллажи на злободневные темы, в том числе на совершенно непредставимые у нас политические и социальные: критика президента, американской разновидности капитализма – и недемократических режимов в других странах, положение меньшинств в США и в мире, права женщин, экология…

На перемене по коридорам ходить не так-то просто: повсюду, обложившись боксами со снедью, сидят и лежат школьники, жуя и при этом что-то беспрестанно обсуждая либо углубившись в тетради или смартфоны. Во время уроков двери большинства кабинетов открыты; заглянув, можно увидеть, что рабочее место учащегося – это мобильная конструкция из скрепленных стула и стола. Такие конструкции разбросаны по кабинету в довольно прихотливом порядке: кто-то сидит один, кто-то парой, кто-то образует кружки из четырех-шести человек.

На урок русского языка приходят ученики с 9-го по 12-й классы четырех разных уровней владения языком (что вообще-то обычно тут не практикуется) – от носителей, посещающих урок, чтобы поддерживать в актуальном состоянии родной язык, до тех, кто только начал изучать русский.

Сидят они вперемежку, и учитель старается так организовать ход занятия, чтобы все были в него вовлечены: формулировка каждого задания дифференцирована по силам ученикам разного уровня, кроме этого сильные помогают начинающим, а начинающие видят свои перспективы.

Поэтому в классе стоит беспрестанный гул, но я внимательно глазел по сторонам: практически все и почти всегда – в процессе, разве что то один, то другой на некоторое время из него вываливаются, но вскоре присоединяются к остальным.

Состоял урок из трех частей. На первой – чтение хором стихотворения Пушкина из программы американского предмета «Русский язык». Наталья убеждена, что такое чтение «ставит» ребятам артикуляцию сложных для них русских слов, заодно приобщая их к основам русской культуры: ребята же посмеивались – они явно еще не привыкли к этой странной для них форме, но, как мне показалось, декламировать хором им нравилось – они искренне веселились, повторяя слова стихотворения.

Вторая часть – общение с гостем из Москвы. Ребята со слабым русским, начинающие изучать с первого и второго уровня, формулировали мне вопрос, а ученики с третьего и четвертого уровня с сильным языком – переводили его на русский язык, а потом мой ответ обратно – на английский.

И урок с учителем-инофоном, и заморский гость – это встреча с культурой поведения, нормами и даже стереотипами носителей изучаемого языка, и здесь ребят ждало несколько небольших открытий, которые Наталья после урока обсудила со мною, а потом, на следующем уроке, и с самими ребятами. Так, на вопрос об американской еде я честно ответил, что был приятно удивлен вкусом здешних гамбургеров (мусорной, с нашей точки зрения, еды) и огорчен – вкусом здешнего кофе.

По словам Натальи, ребята были несколько ошарашены вовсе не моими вкусами, а тем, что человек открыто выразил свое негативное мнение, что опять же здесь в подобных обстоятельствах делать не принято. Из моего ответа на вопрос, «реальна ли Москва», они узнали, что город «Москва» существует и в США, как и «Одесса», «Санкт-Петербург» – и тем самым что-то узнали и о себе и своей истории и культуре.

Затем они услышали от меня о вашингтонском музее Хиллвуд – оказывается, иностранцу в их городе может быть интересно совсем не то, что знают они! Русский язык, из слов которого они складывали вопросы или в словах которого пытались расслышать ответы, предстал перед ними как инструмент общения – и познания не только других, но и самих себя. Ну и конечно, как язык, на котором точно говорят в большой стране по ту сторону океана, откуда приехал гость, может быть даже – как язык неожиданных ответов.

Наконец, третья часть урока – работа над международными проектами: для своих московских ровесников, разбившись на группы или в одиночку, школьники создавали видеоролики о самых интересных местах Вашингтона, с какими стоит познакомиться.

Для этой работы был открыт пузатый сейф, и из него были извлечены ноутбуки – каждому из трех десятков присутствующих на уроке, даже если работа шла в мини-группе: шум в классе усилился, закипели споры, учитель переходил от одной группы к другой, контролируя процесс и консультируя тех, у кого возникали вопросы. Такое использование учебного времени было неожиданным уже для меня: у нас бы, наверное, задание было бы дано на дом и носило скорее всего индивидуальный характер.

Кроме того, мне подумалось, что наше представление о «дисциплине на уроке» с трудом примирилось бы с тем, что происходило в этих стенах: сдвигались парты, кто-то входил или выходил, дети шарились в Интернете, что-то пожевывая и прихлебывая. Закончился урок внезапно: ровно за пять минут до звонка и, кажется, к неудовольствию учителя, ноутбуки были тут же захлопнуты и убраны в шкаф, парты оставлены в беспорядке – и вошедший следом класс стал занимать освободившиеся места, иногда сдвигая их в соответствии со своим представлением о должном.

А мы с коллегой еще долго обсуждали прошедший урок, отмечая, что удалось, а что пошло иначе, чем задумывалось, – и размышляя о том, что могло, к примеру, девочку-индианку привести на занятия русского языка в американской школе.
Amor magister optimus.

Аватара пользователя
Автор темы
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 118
Всего сообщений: 7032
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
Re: Образование за рубежом

Сообщение Агидель » 18 мар 2018, 10:52

Побывав в Японии и посмотрев и школы и университеты, встает главный вопрос: как добились таких высоких результатов японские школьники по международным исследованиям PISA, PIRLS, CIVIC, при том, что:
- в школах нет электронных досок, компьютеров в классах, принтеров, проектов, экранов, др. ИКТ
- дети не используют на уроках никакие гаджеты (они заранее складывают в все в ячейки)
- в классах нет наглядности, шкафов с методическим материалом, стены в классах не увешаны портретами, картинами…
В классе, так же как и в школе – полный минимализм. Белые стены, зеленая меловая лоска, которая имеет кнопку: поднимается вверх и опускается вниз на 2-3 см.
Да, но мы нашли один электронный прибор. В коридоре, на маленьком столе стоял прибор, похожий на сэндвич и при его включении был только звук. Долго гадали, но разгадку нам сказал директор школы, это прибор для мытья тряпки. Вот это 21 век!!!!)
В коридорах школы мы увидели необыкновенные проекты, посвященные теме: «О чем ты здесь и сейчас думаешь?» и каждый ученик, в свою коробку (она у всех одинаковая), должен «расположить, смоделировать», сконструировать свои мысли. На фото видите – результат этой работы.
Школьная жизнь детей строится так: сначала надо закончить успешно детский сад и поступить в самую престижную школу, где дети учатся с 1 по 6 класс – начальная школа, с 7 – 9 – средняя школа и с 10 – 12 класс – высшая школа.
Уроки в школе проходят, в среднем до 14 ч. В классе ученики сидят по разному: в одном классе по 1 человеку, в другом – по 2. В классе – 45 человек. Уроки проходят по методике «погружения» - 1 день – математика, 2-ой день – японский язык и т.д. Далее контрольные работы. Время на выполнение домашнего задания – 45 минут – 1час, не более, а потом начинается самое интересное, те дети, которые хотят поступить в Токийский университет (5 место в мире), они уходят в «дзуки» и занимаются там до 21 часа. Дзуки – это небольшие учреждения, где работают самые высочайшие профессионалы – учителя, преподаватели вузов и готовят детей к сдачи итогового экзамена. По результатам экзамена принимают в университет. Основные 4 экзамена: математика, 2 японских языка и естествознание. Средний проходной балл - 5, т.е. надо 4 предмета сдать на самый высший бал. Но даже, если ты сдашь все предметы на «5», то в аттестат тебе могут выставить «3» или «4». Почему? Ответ прост: ты 2 раза опоздал на урок или 1 раз не принес собой дневник. В школах стоят аппараты для опаздывающих, которые выдают электронный билет с отметкой, что ты опоздал и у учителя это тоже все фиксируется. Главное – это дисциплина в школе, которая плавно, а может и не плавно распространяется затем в институт и на рабочие места.
Каждый год, все классы тусуют, чтобы дети могли сотрудничать со всеми учениками, чтобы научились строить коммуникацию, как можно с большим количеством людей. Работа в коллективе – это одна из главных составляющих обучение.
Очень хорошо работает система «перевернутого класса», где ученики заранее ищут информацию по теме и материал этот не из учебника, об этом дети все знают «по умолчанию». При этом нивелируется личная точка зрения, на какое то событие, только ссылки на первоисточники.
В школе есть все необходимое: бассейн, медицинский кабинет (врач, медсестра и огромный стол для общения медицинского персонала с педагогами), большая столовая, где дети могут купить в магазине еду или принести с собой в бенто. В столовой дети не только кушают, она открыта постоянно - дети там учат уроки, тихо общаются, что то обсуждают.
Есть библиотека, с ярким дизайном и мобильным пространством, есть компьютерный класс, лифт (школа 4-хэтажная), огромный стадион.
Во второй половине дня, дети приходят на дополнительное образование: изобилие разных видов спорта, декоративно – прикладное творчество… Но, здесь тоже есть регламент: если ученик выбрал какой то клуб или спортивную секцию, то он обязан в ней заниматься три года, бросать, переходить в другую секцию нельзя. Надо преодолевать себя, добиваться результатов и идти дальше именно в том направлении, которое ты выбрал.
В школе есть «доска увлечений», где фото ученика и его хобби, которое они пишет сам карандашом. Кстати, карандашом ученики пишут до 6 класса.
Японцы, несмотря на то, что очень добрые, вежливые, всегда улыбающиеся люди, все - таки, скрытные, скромные и всегда работающие по инструкции. Но нам все так удалось встретиться с молодым, общительным директором школы и он очень был удивлен, что такое количество вопросов мы ему задавали.
Так как проходит процесс обучения, что добиваются таких результатов? На мой взгляд, это все происходит с помощью железной дисциплины и большого количества повторения материала, до автоматизма. Потом этот skill переходит и на работу. Человек стоит на рабочем месте, собирая машину – 30-40 лет на одном месте (винтик в шпульку) и он счастлив и не стремится куда - либо подняться вверх по карьерной лестнице, так как один из принципов системы в Японии является «не высовывайся» и наследственность: если папа политик, то и сын им будет, так как 20 лет смотрит на отца как он работает. Если папа сантехник, то и сын тоже им будет.
Вопрос возникает другой. Люди работают на высокоточных производствах, где сначала проектируют новые машины, гаджеты и т.д. Проектируя, надо иметь творчество. Вот с творчеством здесь… - все по инструкции! Остается загадка!
Я думаю, что посетив еще пару школ, можно будет все - таки ответить на этот вопрос.
В следующем очерке ждут - «Чудеса Японии».
Планируем посетить с 23 по 29 сентября Сингапур, чтобы посмотреть уроки по знаменитой сингапурской системе, которую, как сказал С. Собянин надо внедрять в наши школы.
Л.Круглова, директор Бизнес школы «Столица», руководитель зарубежных образовательных стажировок для педагогов.

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение
Amor magister optimus.

Аватара пользователя
Автор темы
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 118
Всего сообщений: 7032
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
Re: Образование за рубежом

Сообщение Агидель » 20 мар 2018, 20:08

Школы Англии. Часть 1. Питерборо.

ИзображениеИзображение Изображение


В небольшом городке Питерборо, что недалеко от Кембриджа, есть уникальная школа "Королевы Катарины". Здесь нас очень душевно приняли, показали и рассказали о истории создания школы и ее современном развитии.
Профессор Бернард Баркер, пригласивший нас в это учебное заведение, и директор школы Даниел Тейлор рассказывали нам очень откровенные вещи... Например, что была идея построить самую крутую, современную школу. Выделили огромные средства, создали здание по уникальному архитектурному проекту (школа напоминает раскрытую ладонь, где в каждом из "пяти пальцев" расположены разные по направлениям аудитории), но по началу это не сработало! В школу записались самые замечательные педагоги, дети из продвинутых семей, но постепенно все это стало рушиться, так как было очень неумелое управление школой. Стали уходить педагоги, за ними потянулись дети. Как результат, в какой-то момент получили школу с самыми красивыми стенами и современным оборудованием, но полупустую по сути... Это время совпало с увеличившейся волной эмиграции из Восточной Европы, а позже из Африки и Азии. Семьи прибывали, а в других школах мест не было. И получилось, что все они приходят учится именно в эту школу. Кажется "о, ужас, все плохо..." Но именно в этот момент школа начинает обретать свое лицо. Меняется руководство, большое количество национальностей и языков нивелируют минусы школы и дают новые возможности. Сегодня это по-настоящему современная школа, в которой прекрасная администрация и попечительский совет школы, международный состав педагогического коллектива, на базе школы разрабатываются современные модели многоязычия и изучения экономики. И хотя многие проблемы коллектив уже решил, они скромно говорят о себе, что впереди ещё много, что предстоит решить. Перед нами оказался явный пример, что школа - это не стены, а люди прежде всего.


ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение
Amor magister optimus.

Аватара пользователя
Автор темы
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 118
Всего сообщений: 7032
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
Re: Образование за рубежом

Сообщение Агидель » 09 апр 2018, 18:53

УЧИТЬСЯ НИКОГДА НЕ РАНО

Президент Франции Эмманюэ́ль Жан-Мише́ль Фредери́к Макро́н объявил, что в стране будет проведён образовательный эксперимент. С будущего года все дети старше трех лет будут обязаны учиться. Они пойдут в специальные детские сады, которые называются «материнские школы».

Раньше их можно было посещать по желанию, а обязательное обучение начиналось с шести лет. Теперь все трёхлетние французы обязательно должны ходить в садик. Их мамы и папы новость о новом проекте восприняли с нескрываемой радостью.
Amor magister optimus.

Аватара пользователя
Олександр
Пчел
Сообщений в теме: 29
Всего сообщений: 25489
Зарегистрирован: 29.01.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 2
Дочерей: 0
Откуда: из тупика
Контактная информация:
Re: Образование за рубежом

Сообщение Олександр » 22 апр 2018, 12:30

Агидель:
20 фев 2018, 19:30
Финляндия разрушила свою систему образования
Интересно... А наши эксперты говорят другое...
Услышите о войнах и военных слухах.Смотрите, не ужасайтесь,ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец(Мф.24,6) Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную(Лк.21,26)

Аватара пользователя
Автор темы
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 118
Всего сообщений: 7032
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
Re: Образование за рубежом

Сообщение Агидель » 11 июл 2018, 22:59

«Высокоуровневый» сингапурский образец

http://www.stoletie.ru/obschestvo/singa ... er_243.htm
До реформы 1979 года сингапурское образование состояло из элитарной английской школы и разрозненной сети национальных школ с родным языком обучения; при общем преобладании китайского населения, доминировали китайские школы, нередко финансируемые из материкового Китая.
Отец-основатель Сингапура Ли Куан Ю взял курс на «повышение качества» собственного населения и провозгласил: «Все должны учить английский, а родной язык должен стать вторым языком».
Для перевода всей системы образования на принципы билингвизма пришлось снизить стандарты устного и письменного английского, что привело к появлению сингапурского диалекта «singlish».
В 1979 г. в начальной и средней школе Сингапура ввели потоковое обучение – группирование школьников по способностям для того, чтобы дать каждому ребенку возможность окончить среднюю школу и трудоустроиться в дальнейшем в соответствии с видом его аттестата.
В 1992 г., когда выяснилось, что многие дети по окончании начальной школы не могут сдать переводной экзамен, для них ввели специальный технический поток, в котором больше учили английскому языку и совершенствованию технических навыков – затем они получали право поступать в Институт технического образования.
В 2004-08 гг. стало ясно, что поточная система в начальной школе уничтожает мотивацию – её отменили и заменили изучением предметов по собственному выбору младшеклассника и по рекомендации школы.
В средней школе потоки сохранили, но дали право ученику приналечь на учёбу и претендовать на переход в поток более высокого уровня.
Сейчас обучение в Сингапуре включает в себя трёхлетнее дошкольное, шестилетнее начальное и четырёхлетнее школьное. Все детские сады в Сингапуре – частные, зачастую – конфессиональные. Дошкольное образование продолжается с 3 до 6 лет: ясли, первый (K1) и второй (K2) год; в программу входят общение, родной язык (китайский, малайский или тамильский), английский, счет.
В начальной школе два этапа: основной (1-4 класс) и ориентационный (5-6 классы). В программе английский язык, родной язык, математика, основы гражданственности, рисование, музыка и физическая культура; с 3 класса вводятся естественные науки. По окончании обучения в начальной школе ученики сдают выпускной экзамен (PSLE), на основании которого учеников распределяют в среднюю школу.
Направления обучения в средней школе: специальное, «экспресс» (углублённый английский), академическое, техническое, а также интегрированная и профессиональная программа обучения. Продолжительность обучения – 4 года, по академическому профилю и интегрированной программе – 5-6 лет. Помимо обязательных школьных занятий ученики должны посещать дополнительные кружки актерского мастерства, спортивные секции и др.
По окончании специального и экспресс-направления после сдачи экзамена выдаётся аттестат о полном среднем образовании O-уровня (O-Level), дающий право на поступление в технологический или централизованный институт; после нормального академического и нормального технического профилей – аттестат о среднем образовании N-уровня (N-level) более низкого уровня, дающий право на поступление в колледжи, институты или политехникумы.
Сейчас на 5 миллионов жителей в Сингапуре приходится всего 350 школ; на одного педагога – более 40 школьников. Для успешного претворения новой программы была создана эффективная система продвижения по службе и поощрения учителей: вдвое сокращено их количество и пропорционально этому повышена зарплата.
Другими словами, для детей снижена планка требований и уровень достижений, для педагогов – увеличена нагрузка и зарплата.
Суть сингапурской методики
В основе методики лежит система корпоративного обучения доктора Спенсера Кагана, бывшего советского, а ныне американского специалиста. Тируман не скрывает, что в основу методики также заложены идеи известного русского психолога Льва Выготского и советских педагогов Давыдова и Эльконина; отечественные специалисты подчёркивают, что эти приёмы присутствуют и в методиках педагогов 90-х. гг. – «Драмогерменевтике» П.М. Ершова и социоигровой методике В.М. Букатова и Е.А. Ершовой.
Методика представляет собой набор структур (тезисов и формул) – тринадцать основных, всего около двухсот пятидесяти. По требованию компании «Educare» педагог должен использовать только английские названия структур, которые весьма своеобразны: «мэнэдж мэт» (управление классом, распределение учеников в одной команде из 4-х человек: кто сидит рядом, а кто – напротив, как оппонент, как им общаться); «хай файв» (концентрация внимания на поднятой ладони учителя); клок баддис («друзья по времени»); «тэк оф – тач даун» («встать – сесть»); «джот тост» («запишите мысль»); «тик – тэк – тоу» (составить предложение с обязательными словами в схеме); «сте зе класс» («перемешай класс», ученикам разрешается свободно бродить по классу); «конэрс» (распределение учеников по углам класса по выбранным ими вариантам); «сималтиниусс раунд тейбл» (все четыре члена группы выполняют письменные задания, а по окончанию передают их по кругу соседу на проверку); «куиз – куиз – трейд» («опроси – опроси – обменяйся карточками»); «таймд пэа шэа» (два участника обмениваются полными ответами по заданию по времени); «микс пэа шэа» (произвольное передвижение под музыку с образованием случайных пар и обсуждение темы в коротких (релли робин) или в полных ответах); «микс фриз групп» (смешивание учащихся под музыку), «тим чир» (время разминки).
На время урока имена отменяются – детей нумеруют (структура Numbered Heads Together, «пронумерованные головы, работающие вместе»), разбивают на четвёрки, сажают лицом к лицу, каждая группа получает задание и шумно его выполняет.
Новый материал изучается детьми самостоятельно, каждый из детей по очереди играет роль учителя, потом педагог подводит итоги – считается, что это формирует у школьников командный дух и самостоятельность.
Структуры выхолащивают суть работы педагога, который больше не должен составлять планы, искать пути донесения информации, а лишь подобрать подходящие модули для урока и сгруппировать их в различных комбинациях, нацеленные на взаимодействие «ученик – ученик» и «ученик – учебный материал», но не на модель «педагог – ученик».
Важно также понимать, что дети «натаскиваются» на автоматизм выполнения действий по иноязычной команде.
Оценка образования
Для мотивирования российского образования на очередную модернизацию сингапурские реформаторы приводят результаты исследований, проведённых по инициативе Международной ассоциации по оценке учебных достижений (IEA). Это – исследования PISA, PIRLS и TIMSS, которые «позволяют выявить особенности обучения чтению, математике и естественнонаучным предметам в начальной, основной и средней школе и оценить качество общего образования с точки зрения приоритетов в образовании, разработанных «международным сообществом».
Организационно за проект международного тестирования отвечает бостонский колледж Chestnut Hill (Массачусетс, США), задания готовят в центре данных в Гамбурге (Германия); в России сбор данных при активном участии Минобрнауки РФ и Рособрнадзора проводит Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения Российской академии образования.
Основные выводы, к которым пришли американские, австралийские, немецкие, голландские и японские исследователи, составляющие организационное ядро проекта, это то, что в мировом образовании лидирует группа стран Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона (Япония, Южная Корея, Сингапур), а российские школьники «не имеют существенных различий в общеобразовательной подготовке со своими сверстниками в большинстве развитых стран мира, но испытывают затруднения в применении знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме».
Исходя из «приоритетов в образовании, разработанных международным сообществом», результаты России в сравнении с остальными странами, на которые опирается господин Тируман, выглядят не лучшим образом.
Так, по итогам 2011 г. (средний балл TIMSS – 500) – чтение, 4 класс: Гонконг-Китай – 571, РФ – 568, Сингапур – 567; математика, 8 класс: Сингапур – 606, Корея – 605, Гонконг – 602, Тайпей-Китай – 591, Япония – 585, Северная Ирландия – 562, Бельгия – 549, Финляндия – 545, Англия – 542, РФ – 542; математика, 8 класс: Корея – 613, Сингапур – 61,1 Тайпей-Китай – 609, Гонконг-Китай – 586, Япония – 570, РФ – 539 и т.д.
Чему нас хочет научить господин Тируман
Майк Марияппа Тируман, генеральный директор Educare International Consultancy Limited, президент Singapore Teachers Union (STU) не жалеет сил и денег, колеся по России с докладами, выступлениями, презентациями на тему: «Думающие школы, обучающаяся нация», в которых разъясняет, насколько отличаются «пассивные ученики индустриального века» от эталонных «заинтересованных обучающихся XXI века».
Его выкладки гласят, что современное российское образовательное пространство регрессивно, детство должно быть компетентным, поэтому взрослые детям не нужны, и в целом повторяют «дорожную карту» скандально известного ювенального форсайт-проекта «Детство-2030» (2010 г.).
По мнению Майка Тирумана, «роль учителя как передатчика готовых знаний изжила себя. Необходимо научить школьника думать самостоятельно. Педагог становится фасилитатором (обеспечивающим групповую коммуникацию), он помогает детям добывать знания самостоятельно. При традиционном обучении весь фокус приходится на учителя, тогда как нужно перенести фокус на ученика. Именно школьник говорит, делает, презентует, а не учитель».
В частности, в детских садах Сингапура не стоит задача обучать детей игре – считается, что дети сами этому научатся, но зато они вместе с педагогами «создают проекты» и «развиваются под наблюдением» (в том числе, под видеозапись); главное достижение на этом этапе – способность детей задавать вопросы и …спорить.
Сегодня идеальный ученик «по-тирумански» - это высококвалифицированный пользователь сети интернет, предприимчивый и инициативный, умеющий учиться без учителя, способный по условному знаку и заученной команде к смене вида деятельности, направленности интересов и активности.
Образование «по-сингапурски» – это технологичное производство интеллектуального продукта под определённый заказ.
Но самый главный признак сингапурской модели – кастовое образование.
Каждому – по способностям
Планируя новую систему образования, руководство Сингапура подходило к процессу крайне утилитарно: никаких лишних расходов. Создавалась так называемая «меритократическая» система («власть достойных»), для чего реализовывалась политика крупных вложений в развитие «человеческих ресурсов» посредством образования, подготовки и переподготовки рабочих и учащихся.
В инструкциях Минобра Сингапура тех лет говорилось, что «в школах должен царить кастовый дух», главный лозунг призывал: «Отсортировать народ и выбрать лучших, с кем и идти дальше». В итоге сложилась модель: образование – это инвестиции в формирование навыков (компетенций) для производства рабочей силы.
Соответственно этому и определились приоритеты сингапурского образования: конкурентоспособность; определение ключевого сектора экономики на данном этапе; формирование у школьников именно тех навыков, которые сейчас необходимы для производства; обучение – только базовым дисциплинам; специализация – отсроченная, в зависимости от спроса.
Получение академических знаний и духовно-нравственное воспитание в качестве главной цели заявлены не были.
Глобальное образование
Основное требование информационного общества – образование должно отвечать «требованиям глобальной экономики» (так называемая «экономика знаний»), что привело к созданию Единой мировой (глобальной) образовательной системы, основанной на единых образовательных стандартах.
Всемирный Банк как один из заказчиков глобальной образовательной политики нацелен на интернационализацию образования, создание единого образовательного пространства (Болонская система), оптимизацию инфраструктуры образовательной сферы, организацию системы «независимого контроля качества знаний» (ЕГЭ, PISA, PIRLS, TIMSS), интеграцию национальных образовательных систем образования в мировую систему высшего образования.
Идеальным продуктом такой Глобальной образовательной системы должен стать работник, обладающий базовыми навыками заданного уровня (письмо, счёт, чтение), определённым складом мышления, способный чётко и адекватно выполнять поставленные задачи, социально адаптивный, готовый легко переучиваться и перепрофилироваться.
Другими словами, международному рынку нужны смышленые и выносливые исполнители с исходными навыками не выше среднего уровня, которые способны по условному сигналу менять профессиональную и жизненную программу.
Реакция системы образования
Образовательная среда – место, где творческие амбиции становятся профессиональным двигателем: всегда найдутся педагоги, готовые ухватить новинку и сделать что-то, что может удивить коллег.
В Татарстане учителя уже показывают открытые уроки и отчитываются в использовании в своей работе структур «раунд тэйбл», «классбилдинг», «тимбилдинг», «конэрс», «таймд пэа шэа», «эй ай гард», «куиз куиз трейд», «сте зе класс» и т.п., а также «чир» - специальных упражнений, с помощью которых ученики «благодарят друг друга, поднимают друг другу настроение и заряжают позитивом на весь день».
Из отзывов российских учителей:
«Сингапурская система – это для Сингапура, хватит нам экспериментов в образовании. Сколько можно с ног на голову все переставлять. Сначала из школьной программы уберут классиков русской литературы, потом будем не уроки проводить, а играть, деля детей на группы по цвету глаз, по длине волос, по цвету рубашек. Раньше группы были по умственным способностям – это был главный критерий. Из этой новомодной системы можно взять на вооружение только отдельные элементы для проведения игр, соревнований».
«Группы по 4 человека, смена дислокации групп не один раз за урок, самостоятельный поиск информации. Так это ж мой прошлый урок. Только Сингапур ни при чём. «Драмогерменевтика» Ершова и «Социоигровая методика» Букатова, вполне себе русских педагогов».
«Есть такой жест, который применяется в сингапурской методике, который называется «хай фай»: рука педагога поднимается ввысь, уста произносят эти два слова. Бугульминские учителя сочли, что жест похож на «Хайль Гитлер!», и разбомбили эту методику в пух и прах. Руссовед школы сказала, что применение данного жеста в стране, победившей фашизм, выглядит богохульственно».
«Уроки даём. Проверяют. Советуют. Пронумеровали столы. Напечатали 1.2.3.4. Дети у нас – "партнёры по плечу". Нет имён – взамен №1, № 2...»
«В понедельник буду давать урок по этой системе. Душа не лежит к этой ерунде не только у меня, но и у детей. Согласна с коллегами – жест "хай фай" нельзя применять в нашей стране. Разбирая роман Замятина "Мы", говорим о "нумерах". Вот мы и дожили до этих №1, №2. Как бороться с системой?»
«А зачем "хай фай", когда есть просто метод поднятой руки?
Он наш, и не нужен Сингапур!»
Продвижение в России
В России помимо Татарстана сингапурскую методику пытались в 2013 г. внедрить в Удмуртии.
В 2014 г. продвижением программы занялся один из агентов изменений российского образования Московский институт образовательной политики «Эврика», который организовал поездку российских педагогов в Сингапур с посещением адвентистской школы, а затем провёл ряд семинаров с сингапурскими специалистами на своей базе в Москве.
В 2015 г. полигоном для сингапурских испытаний стала образовательная система Тюмени.
Также в 2015 г. в Москве на конференции МГО профсоюза и АНО «Профзащита» на тему: «Перспективы развития современных образовательных систем. Что можно сделать сегодня?» – Майк Тируман провёл презентацию сингапурской модели и призвал внедрить её не только в Москве, но и во всей России.
В 2016 г. в поддержку сингапурской модели как единственно верного пути для российского образования выступила Высшая школа экономики (ВШЭ).
Принципы сингапурской методики уже вошли в Федеральные Государственные стандарты (ФГОСы) для начальной школы, и только неповоротливость образовательной системы (сродни армейскому: «Получив приказ, не спеши его выполнять – жди отмены») не позволяет пока нам прочувствовать их во всей красе.
Русский вариант сингапурского кастового образования на основе портфолио детей в 2015 году в пилотном режиме в программе «Модернизация детского движения в Забайкалье» попытался ввести в систему образования Фонд Кудрина по поддержке гражданских инициатив; в 2017 г. предполагалось распространить эту систему на всю Россию.
Почему это продвигается
Если абстрагироваться от конкретного государства и попробовать понять причины навязывания России инородной методики, то картина складывается интересная.
Есть заказчик новой системы образования («экономики знаний») – Всемирный банк. Есть транснациональный заказ – выращивание производительной силы с определёнными когнитивными (умственными) и поведенческими характеристиками: нужны послушные, выносливые и исполнительные – тот самый «служебный человек», о котором не так давно рассказывал в Совфеде директор института Курчатова Михаил Ковальчук.
Групповая методика, на которой базируется сингапурская модель, приучает ученика к работе исключительно в команде, когда действует коллективный разум и нивелируется критичность индивидуума.
Исключение из процесса образования учителя как «детоводителя», имеющего доступ к формированию мировоззренческих и ценностных установок ученика, делает обучаемых инертной массой, которая может быть легко управляемой и моделируемой извне.
Замена педагогов интернет-технологиями создаёт систему незримого управления массами в нужном контексте, неконтролируемого создания новых поведенческих стереотипов и формирования чуждых мотиваций.
«Компетентностный подход», ставший базовым критерием в современных европейских образовательных программах, банально скрывает в себе привычное для нас формирование навыков, но при этом означает замену этими навыками прежних академических знаний.
Непрерывность образования, о которой сейчас говорят всё настойчивее, означает вовсе не возможность для пенсионера научиться компьютерной грамотности, но – способность работника по первому требованию законодателя оперативно переучиваться и кардинально менять профессию или вид деятельности.
«Экономика знаний» означает дифференцированный подход к материальным затратам на образование, поэтому новая идеология предполагает, что тратить деньги можно только на тех, кто отработает затраченное, а объём вложений должен определяться перспективностью завтрашнего работника; всё это может развиваться только в ситуации кастового образования.
Итак, сингапурская методика – единый образовательный стандарт системы Глобального образования, призванный унифицировать национальные образовательные системы, установить для них потолок развития и узаконить кастовое образование.
Прикрывая свои истинные намерения мешаниной из старых советских методик и теорий (а ничего нового Запад до сих пор не сочинил), называя это своим прорывом и уличая Россию в косности и отсталости, подтверждая эти оценки результатами рейтингов, которые сами придумали и сами же оценили, транснациональные заказчики новой реальности целенаправленно уничтожают традиционное образование.
Россия – большая страна, и применив к ней эту методику, можно через какое-то время получить неограниченный объём дешёвой производительной, а попросту, рабочей силы – послушной, исполнительной и неприхотливой.
Людмила Аркадьевна Рябиченко
Amor magister optimus.

Аватара пользователя
Максим75
Сообщений в теме: 23
Всего сообщений: 21387
Зарегистрирован: 28.07.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 3
Образование: высшее
Профессия: неофит
Откуда: Удомля
Re: Образование за рубежом

Сообщение Максим75 » 12 июл 2018, 16:11

Когда же, наконец, ВШЭ разгонят? Попутно тщательно проверив и, при необходимости, отменив все их программы и инициативы. Официальная пятая колонна :(
Я посмотрел на свою жизнь, и увидел смерть, потому что не был с Тобой.
Я рыдал над Твоим гробом, а Ты открыл мой.
Я говорил много слов всем, кроме Тебя, но только Ты услышал меня.

Ответить Пред. темаСлед. тема
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • ВУЗовское образование
    Марфа » 03 ноя 2012, 17:45 » в форуме Православное образование
    130 Ответы
    8705 Просмотры
    Последнее сообщение Марфа
    29 мар 2018, 02:10
  • Семейное образование
    Марфа » 27 ноя 2016, 21:45 » в форуме Православное образование
    200 Ответы
    7196 Просмотры
    Последнее сообщение Агидель
    05 сен 2018, 12:45
  • Где получают духовное образование
    antoniy86 » 17 май 2009, 16:39 » в форуме Православное образование
    35 Ответы
    6274 Просмотры
    Последнее сообщение Агидель
    18 июл 2018, 18:34
  • Дошкольное образование.Как его организовать?
    lobanova » 22 дек 2010, 21:11 » в форуме Воспитание детей
    32 Ответы
    5801 Просмотры
    Последнее сообщение mashuta4
    26 дек 2016, 16:28
  • Среднее образование будет платным
    Андрей Р » 26 апр 2010, 12:51 » в форуме Общество и политика
    25 Ответы
    13683 Просмотры
    Последнее сообщение Кира
    16 фев 2011, 15:19

Вернуться в «Православное образование»