Православное образованиеПедагогический калейдоскоп

От воскресной школы до академии...

Модератор: Агидель

Аватара пользователя
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 91
Всего сообщений: 7749
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
 Re: Педагогический калейдоскоп

Сообщение Агидель » 10 фев 2019, 18:44

Изображение
Ne accesseris in consilium nisi vocatus.

Реклама
Аватара пользователя
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 91
Всего сообщений: 7749
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
 Re: Педагогический калейдоскоп

Сообщение Агидель » 02 мар 2019, 19:54

2 марта родился Константин Дмитриевич Ушинский (1824—1870) — русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России.

Изображение

Константин Дмитриевич Ушинский — основатель русской педагогики, он большую часть жизни проработал школьным учителем и его главной задачей всегда было воспитание у детей любви к русской народной культуре, русской классической литературе. Он выпустил множество книг и статей о том, как маленьких детей учить читать и писать, как формировать у них хороший литературный вкус, как сделать из ребёнка настоящего культурного человека и патриота своей страны. Константин Дмитриевич также писал много сказок для самых маленьких детей. Это были очень простые истории, по которым дети должны были учиться читать. Они написаны так, что будут понятны даже самому маленькому читателю, в каждой из них содержится понятный и доступный воспитательный смысл. Сказки Ушинского— это практическое применение его педагогических теорий, они до сих пор хорошо срабатывают и прививают детям с самых ранних лет любовь к литературе. Как говорил ученик Ушинского, Лев Николаевич Модзалевский: "Ушинский – это наш народный педагог, также как Пушкин – наш народный поэт, Ломоносов – первый народный ученый, Глинка – народный композитор, а Суворов – народный полководец".

Константин Дмитриевич родился в дворянской семье 2 марта 1824 года. Его отец, Дмитрий Григорьевич, окончил Московский благородный пансион и был человеком образованным. Долгое время он находился на военной службе, участвовал в войне 1812 года. Выйдя в оставку, осел в Туле, зажил мирной жизнью и женился на дочери местного помещика. Через некоторое время после рождения Константина их семье пришлось переехать, –- отца назначили на должность судьи в расположенный на Черниговщине небольшой, старинный городок Новгород-Северский. Первые одиннадцать лет жизни Константина Дмитриевича были безоблачными. Мать, Любовь Степановна, сама руководила занятиями сына, сумела пробудить в нем пытливо сть ума, любознательность и любовь к чтению. В 1835 году, когда Константину пошел двенадцатый год, его мама умерла. Ушинский на всю жизнь сохранил о ней самые нежные воспоминания.Вскоре отец женился во второй раз, выбор его пал на сестру генерала Гербеля, управляющего Шостенским пороховым заводом. Спустя некоторое время после смерти матери Ушинский поступил в местную гимназию, благодаря домашней подготовке он был зачислен сразу в третий класс. В классе преобладали великовозрастные ученики из обычных бедных семей. Однако это не помешало Ушинскому сблизиться с ними. Он часто бывал дома у бедняков-одноклассников, наблюдал обстановку в их семьях, образ жизни, воззрения и привычки. Эти "уроки" очень пригодились ему в будущем.
В обучении молодой Ушинский не отличался особым прилежанием. Обладая огромными способностями, он редко выполнял домашние задания. Все свободное время мальчик предпочитал посвящать прогулкам и чтению. Константин Дмитриевич самостоятельно в совершенстве изучил немецкий язык, чтобы читать своего любимого поэта Шиллера в оригинале. Однако самостоятельные работы завели его слишком далеко – несмотря на свои недюжинные таланты, он не сумел выдержать выпускного экзамена в гимназии и остался без аттестата.

Но молодой человек не растерялся, а с удвоенной силой занялся самообразованием. В 1840 году он сдаёт все экзамены и поступает на юридический факультет Московского университета. Ушинский изучал предметы выбранного им факультета свободно, без затруднений. Обладая отличной памятью, он запоминал не только главную мысль изложенного материала, но и все частности. На лекциях он редко оставался в роли пассивного слушателя, вставлял удачные замечания, задавал вопросы. Зачастую после уроков по какому-либо предмету ему случалось объяснять своим друзьям мысли, которые им не удалось понять в профессорском изложении. Ушинский пользовался любовью одноклассников не только из-за прямого и открытого характера, но и из-за своего интеллекта и остроты высказываний. Он умел быть по-настоящему хорошим товарищем, охотно делил с друзьями свой последний рубль. Стоит отметить, что в студенческие годы Ушинскому приходилось очень трудно. Состояние его семьи с каждым годом все уменьшалось, деньги поступали из дома редко, их не хватало даже для самой скромной жизни. В течение всего времени учебы в университете Константину Дмитриевичу приходилось давать частные уроки. Ушинский не забросил своего знакомства с художественной литературой. На русском он предпочитал читать Пушкина, Гоголя и Лермонтова, на французском – Руссо, Декарта, Гольбаха и Дидро, на английском – Милля и Бэкона, на немецком – Канта и Гегеля. Наряду с этим будущий педагог страстно увлекался театром, визиты в который считал для себя обязательными. Он ежемесячно выделял из своего скромного бюджета некоторую сумму, на которые покупал самые верхние, дешевые места.

В 1844 году Константин Ушинский окончил юридический факультет. Граф Строганов, много слышавший о талантливом студенте, пригласил его в Демидовский юридический лицей, расположенный в Ярославле. Несмотря на молодой возраст, Константин Дмитриевич был назначен на должность профессора на кафедре государственного права, законоведения и финансов. Познакомившись с учащимися заведения, Ушинский писал: "В каждом из них в большей или меньшей степени чувствуется специалист, но очень мало "человека". А между тем все должно быть наоборот: воспитание должно оформить "человека", – и только потом из него, из личности развитой, непременно выработается соответствующий специалист, любящий свое дело, изучающий его, преданный ему, способный приносить пользу в выбранной им области деятельности в соответствии с размерами своих природных дарований". Молодой профессор довольно быстро завоевал расположение лицеистов. Он блестяще владел предметом, умел ясно и интересно объяснить труднейшие моменты из теории познания и истории философии, а потрясающая эрудиция, простота в общении, неравнодушие к проблемам окружающих и человечное отношение к ученикам и вовсе сделали его всеобщим любимцем. В 1850 году на совете преподавателей лицея было оглашено новое требование, – предоставить всем учителям полные и подробные программы своих курсов, расписанные по дням и часам. Предписывалось даже указывать из какого конкретно сочинения и что намерены цитировать преподаватели. Это вызвало столкновение Ушинского с руководством лицея. Он с жаром доказывал, что каждый педагог, прежде всего, должен считаться со своими слушателями и что раздробление курса по часам "убьет живое дело преподавания". Однако его призвали не рассуждать, а беспрекословно исполнять. Верный своим принципам, со словами "на такое не отважится ни один добропорядочный преподаватель", Ушинский подал прошение об отставке. Его примеру также последовали некоторые учителя.

Потеряв работу, Константин Дмитриевич занялся литературным творчеством. Начал писать переводы, рецензии и обзоры для журналов, и, наконец, рассказы и детские сказки. В 1854 году он устроился на работу в Гатчинский сиротский институт в качестве преподавателя русской словесности. В стенах этого заведения воспитывалось более шестисот мальчиков-сирот. Институт был известен своими суровыми порядками, регулярной муштрой и строжайшей дисциплиной. За малейшую провинность сирот лишали еды, сажали в карцер. По идее подобные порядки должны были сделать из них людей, преданных "Царю и Отечеству". Ушинский же так охарактеризовал новое место работы: "Наверху экономия и канцелярия, в середине администрация, под ногами учение, а за дверьми – воспитание".Пять лет он пробыл в Гатчине и сумел за это время многое изменить. За основу новой системы воспитания Ушинский положил развитие чувства искреннего товарищества. Ему удалось искоренить доносы, каждый, кто совершал плохой проступок, согласно неписаному закону должен был найти в себе мужество признаться в нем. Также педагогу удалось полностью изжить воровство. В институте стало считаться доблестью защищать и поддерживать слабых. Некоторые заложенные Константином Дмитриевичем традиции прочно привились сиротам и передавались из одного поколения в другое вплоть до 1917 года. Вскоре Ушинского повысили в должности, назначив инспектором классов.

В 1857 году известный русский педагог Александр Чумиков пригласил Константина Дмитриевича работать в основанном им "Журнале для воспитания". Одной из первых работ Ушинского была статья "О пользе педагогической литературы", в которой он облек в четкие формулировки продуманные им за долгие годы мысли и идеи. Статья имела колоссальный успех. После этого Константин Дмитриевич стал постоянным автором журнала Чумикова. Каждая его работа развивала новые взгляды на методы воспитания в стране, обличала чиновников от просвещения, видевших проявление вольнодумства в каждой новаторской затее. Его статьи зачитывались до дыр, в один миг педагог стал известным, а его мнение авторитетным. Современники говорили о нем: "Вся внешность Ушинского содействовала тому, чтобы слова его глубоко западали в душу. Крайне нервный, худощавый, выше среднего ростом. Из-под густых, черных бровей лихорадочно сверкают темно-карие глаза. Выразительное лицо с тонкими чертами, высокий прекрасно очерченный лоб, свидетельствующий о недюжинном уме, черные, как смоль, волосы и черные бакены кругом щек и подбородка, напоминающие густую, короткую бороду. Бескровные и тонкие губы, проницательный взор, видящий, казалось, человека насквозь. Все красноречиво говорило о присутствии упорной воли и сильного характера…. Тот, кто видел Ушинского хотя бы раз, навсегда запоминал этого человека, разительно выделявшегося из толпы своею внешностью".

В 1859 году Ушинского пригласили на должность инспектора в Смольный институт благородных девиц в Петербурге. Перейдя в "институт благородных девиц", он первым делом способствовал приглашению туда новых талантливых учителей – Семевского, Модзолевского, Водовозова. Процессу преподавания, проводившемуся прежде формально, вскоре был придан систематический и серьезный характер. Константин Дмитриевич уничтожил существовавшее в институте разделение на благородных и неблагородных (мещанских) девиц, введя для всех совместное обучение. Кроме того воспитанницам было позволено проводить праздники и каникулы у родителей. Развитие получили направления естествознания, географии, русской истории и риторики. Воспитанницы познакомились с произведениями Лермонтова, Гоголя и многих других авторов, о которых ранее ничего не слышали. Унылое преподавание математики, признававшейся по традиции предметом, непостижимым для женских умов, было впервые поставлено как одно из лучших средств для развития логического мышления. Появился специальный педагогический класс, в котором ученицы получали специальную подготовку для работы воспитательницами. Ушинский ратовал и за обучение самих преподавателей, введя для этого новую форму – семинары.

К сожалению, в Смольном институте повторилась та же история, что и в Ярославле. Свежая струя воздуха, ворвавшаяся в затхлую атмосферу классных дам, понравилась далеко не всем. Настойчивый и энергичный в достижении целей, никогда не поступающийся своими принципами, не умеющими ладить с самолюбцами и лицемерами, Ушинский нажил себе целую массу врагов. Основной конфликт разгорелся между ним и начальницей института – Леонтьевой, обвинившей педагога в безбожии, вольнодумстве, аморальности и непочтительном отношении к начальству. Константин Дмитриевич увольняется из Смольного. Из-за постоянных конфликтов с начальством и сырой погоды Петербурга Ушинский тяжело заболел. Он сначала решает лечиться за границей, но потом отправился на лечение в Крым. По дороге в Крым он простудился и остановился для лечения в Одессе, где и скончался 3 января 1871 года. Похоронен в Киеве на территории Выдубицкого монастыря.

ИзображениеИзображениеИзображениеИзображениеИзображение
Ne accesseris in consilium nisi vocatus.

Аватара пользователя
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 91
Всего сообщений: 7749
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
 Re: Педагогический калейдоскоп

Сообщение Агидель » 13 мар 2019, 06:36

Из комментариев к статье об эмоциональном выгорании учителя.
Считаю, что главная причина выгорания - это отсутствие смысла в большей части работы, которую делает учитель. Бессмысленные бумаги и вмешательство в процесс его работы внешних категорических рекомендаций забирают силу и время. А сила дается по цели ( смыслу). Дайте работать с детьми! Дайте возможность реализовывать планы, окрылиться высокими целями. Тогда и страхи уходят, и команда притягивается, и хочется жить и творить. И уж точно никакого выгорания. Проверено практикой.
Ne accesseris in consilium nisi vocatus.

Аватара пользователя
Максим75
Сообщений в теме: 10
Всего сообщений: 21923
Зарегистрирован: 28.07.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 3
Образование: высшее
Профессия: неофит
Откуда: Удомля
 Re: Педагогический калейдоскоп

Сообщение Максим75 » 13 мар 2019, 07:35

Бессмысленные бумаги
С этим, безусловно, нужно бороться. А вот повлияет ли это на выгорание? Вопрос открытый. Тем более, что образовательные стандарты в том или ином виде существовать будут, и, как наемный работник, учитель всегда будет подвергаться в том или ином виде контролю и давлению. А есть еще семья, общество, там тоже не всегда все гладко.
Учителя с потухшим взором попадались мне и до "наступления бумаг". В 90-е и 00-е главной причиной была хроническая нехватка денег, постоянный баланс между бедностью и нищетой. Сейчас об этом говорят уже меньше. Человек в подавляющем большинстве слаб :pardon: выгорают все, только у двух профессий (учителя и врачи) это выгорание чувствуется особенно остро, потому как достается от этого другим
Я посмотрел на свою жизнь, и увидел смерть, потому что не был с Тобой.
Я рыдал над Твоим гробом, а Ты открыл мой.
Я говорил много слов всем, кроме Тебя, но только Ты услышал меня.

Аватара пользователя
Ирина Сергеевна
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 179
Зарегистрирован: 06.12.2018
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Образование: высшее
Профессия: экономист
Ко мне обращаться: на "ты"
 Re: Педагогический калейдоскоп

Сообщение Ирина Сергеевна » 14 мар 2019, 11:39

Максим75:
13 мар 2019, 07:35
выгорают все, только у двух профессий (учителя и врачи) это выгорание чувствуется особенно остро, потому как достается от этого другим
я бы добавила священников. Но их очень жалко, если выгорают.

Аватара пользователя
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 91
Всего сообщений: 7749
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
 Re: Педагогический калейдоскоп

Сообщение Агидель » 14 мар 2019, 19:07

Ирина Сергеевна:
14 мар 2019, 11:39
я бы добавила священников
У них бумаги, надеюсь, не бессмысленные? Я просто не очень представляю их служение. Вижу только видимую часть.
Ne accesseris in consilium nisi vocatus.

Аватара пользователя
Мирра
Сообщений в теме: 1
Всего сообщений: 964
Зарегистрирован: 14.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Re: Педагогический калейдоскоп

Сообщение Мирра » 14 мар 2019, 19:58

Ирина, бумаг всяких хватает... Даже много лишних.... :(

Аватара пользователя
Олександр
Пчел
Сообщений в теме: 16
Всего сообщений: 26297
Зарегистрирован: 29.01.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 2
Дочерей: 0
Откуда: из тупика
Контактная информация:
 Re: Педагогический калейдоскоп

Сообщение Олександр » 16 мар 2019, 09:29

Максим75, согласен с тобой. У нас почти нет сейчас бумаг, особенно бессмысленных, но выгорания стало не меньше, эта проблема ещё острее.
Услышите о войнах и военных слухах.Смотрите, не ужасайтесь,ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец(Мф.24,6) Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную(Лк.21,26)

Аватара пользователя
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 91
Всего сообщений: 7749
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
 Re: Педагогический калейдоскоп

Сообщение Агидель » 22 мар 2019, 20:39

Толковый словарь олимпиадников

Изображение



Студентка второго курса факультета иностранных языков и регионоведения МГУ Ксения Рысева создала словарь из 66 сленговых выражений, которые часто используют школьники и студенты, участвующие в олимпиадах. По словам составительницы, основная задача словаря – помочь потенциальному читателю быстрее влиться в среду ребят-олимпиадников.

Сделать мини-словарь – изначально задание на курсе лексикографии профессора Владимира Елистратова, заслуженного преподавателя МГУ и доктора культурологии. Выбор темы, конечно, не случаен. Ксения сама с успехом участвовала в нескольких олимпиадах и в 2016 году победила во ВсОШ по английскому языку. Из нового словаря можно, например, узнать, что «гроб» на жаргоне олимпиадников – сложная задача, которую способны решить только самые подготовленные участники, «пограничник» – «человек, находящийся в рейтинге близко к проходной границе и до последнего момента неуверенный в получении диплома», а «ЛОМ» – сокращённое название олимпиады школьников «Ломоносов». Встречается и лексика вполне популярная среди учащихся в целом, но здесь приобретающая особый оттенок. Так, «затащить» – не просто справиться с чем-то, а получить диплом призёра или победителя. «Буксовать» – тратить много времени на решение задачи. Само собой, в сленговом словаре олимпиадников не обошлось без иронии и юмора. Так на букву «Д» есть всего лишь одно слово – «дичевтирательство», то есть попытка доказать правильность решения задачи на апелляции при условии, что ответ верный, но в решении много ошибок. К слову, преподаватель Ксении словарь оценил и зачёт поставил, так что само явление никак не «дичевтирательство», а, возможно, достойное начало большого лексикографического труда.
Ne accesseris in consilium nisi vocatus.

Аватара пользователя
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 91
Всего сообщений: 7749
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
 Re: Педагогический калейдоскоп

Сообщение Агидель » 30 мар 2019, 06:18

ЭТОТ ДЕНЬ В ИСТОРИИ!
29 марта 1858 года в Петербурге открылась первая в Российской империи женская гимназия.

Первая женская гимназия открылась в доме на углу Невского проспекта и Троицкой улицы (сейчас улица Рубинштейна). Девушки из малообеспеченных семей до этого времени почти не имели возможности получать хорошее образование. В городе работали закрытые учебные заведения, куда принимали дворянок, которые были изолированы от внешнего мира и семьи, и где упор делался на правила этикета и светского поведения, французский, танцы и музыку.

Существовали еще частные женские пансионы, что давали серьезное образование, но такое обучение стоило очень не дешево. Поэтому события Петербурга разворачивались так, что в середине 19 века назрела потребность создания специального учебного заведения, где бы учились девочки всех сословий и имели при этом возможность жить в своей семье.

Над осуществлением данного проекта работал талантливый профессор и педагог Николай Вышнеградский. Идея подобного доступного образования для женщин обрела популярность, и вскоре началась подготовка к открытию гимназии - покупали учебные пособия и мебель, подбирали учителей. Новое учебное заведение назвали в честь известной императрицы, покровительницы образования Марии Александровны – «Мариинская гимназия».

Содержалось учебное заведение за счет вносимой родителями девочек небольшой платы и на средства Ведомства императрицы Марии. Программа в гимназии была серьезной, предметы делились на необязательные и обязательные, к которым относились литература и русский язык, закон Божий, история, естественные науки, математика, география, рукоделие и рисование. За изучение дополнительных предметов нужно было доплачивать. В гимназии работали лучшие учителя города. Ученицы не носили специальную форму, а вынуждены были опрятно одеваться, но без роскоши. В отличие от учебных заведений закрытого типа гимназистки могли свободно посещать известные места города, такие как Адмиралтейство в Петербурге. Не было и наказаний в гимназии, девочек по-настоящему любили и восхищались их успеваемостью. Поэтому в заведении сложилась свободная и простая атмосфера!
Ne accesseris in consilium nisi vocatus.

Аватара пользователя
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 91
Всего сообщений: 7749
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
 Re: Педагогический калейдоскоп

Сообщение Агидель » 30 мар 2019, 16:01

Посмотрела с удовольствием фильм о своём советском школьном времени. Фильм понравился. Называется фильм "Доброта" по мотивам повести "Абсолютный слух"
В этом фильме учительница сгоряча дала пощёчину за подлый поступок. Представляю, что было бы в нынешние дни...

http://www.youtube.com/watch?v=LGIAOlOP ... yHZLc73i-k

Актёры фильма "Доброта"
http://yandex.ru/yandsearch?&clid=21866 ... %B0&lr=172
Фильм снимался в Ростове-на Дону
Ne accesseris in consilium nisi vocatus.

Аватара пользователя
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 91
Всего сообщений: 7749
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
 Re: Педагогический калейдоскоп

Сообщение Агидель » 17 апр 2019, 19:36

Умерла художница Ксения Успенская-Кологривова, неизвестный автор картины, которую знают все.

Изображение

Помните, как в школе, в пятом классе, мы открывали форзац учебника «Родная речь» и писали «сочинение по картине».
Она училась у Дейнеки, работала в стиле советского реализма-романтизма.
Ne accesseris in consilium nisi vocatus.

Аватара пользователя
Агидель
Белая река
Сообщений в теме: 91
Всего сообщений: 7749
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
 Re: Педагогический калейдоскоп

Сообщение Агидель » 19 апр 2019, 21:40

Изображение
Ne accesseris in consilium nisi vocatus.

Ответить Пред. темаСлед. тема

Вернуться в «Православное образование»