Правильный школьный курсПравославное образование

От воскресной школы до академии...

Модератор: Агидель

Аватара пользователя
Агидель
Белая река
Всего сообщений: 8555
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
 Re: Правильный школьный курс

Сообщение Агидель »

Изображение
Реклама
Аватара пользователя
Агидель
Белая река
Всего сообщений: 8555
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
 Re: Правильный школьный курс

Сообщение Агидель »

Так ли все хорошо в московском образовании?

Видеокамеры в классах, дутые рейтинги, хулиганы, с которыми ничего не сделать, и депрессивные родители. Почему не стоит гордиться успехами московского образования – рассказывает учитель истории Леонид Кацва.

По отчетам официальных лиц в московском школьном образовании все прекрасно – начиная от учительской зарплаты, которая в среднем якобы достигает 70 тысяч, и кончая результатами московского образования, где и средние баллы за ЕГЭ стремительно повышаются, и показатели на олимпиадах растут, и вроде бы даже международное исследование PISA отметило более высокие, чем раньше, результаты.
Конечно, московское образование показывает довольно высокий результат по сравнению с общероссийским, но и уровень оплаты труда учителей в Москве значительно выше, чем в других регионах. Тем не менее я бы не сказал, что он настолько высок, как это выглядит по отчетам, – у подавляющего большинства учителей зарплата от 70 тысяч весьма далека.
Как формируется зарплата учителя сегодня? Это работа на дикое количество ставок – более полутора. Учитель, который набирает более полутора ставок, неизбежно начинает торопиться, и качество его работы снижается. Полторы ставки – это 27 аудиторных часов. За 37 лет стажа нагрузка 27 часов была у меня один раз в течение полугода, я тогда был молодой, это был мой третий или четвертый год работы, но к концу этого полугодия думал, что вот-вот помру. А когда учитель имеет 36 часов нагрузки – я таких знаю, хоть и не в нашей школе?
В начале двухтысячных я знал людей, которые работали по 44 часа. Это означает работу шесть дней в неделю, причем четыре раза – по восемь уроков. И как эти две женщины остались живы, имея такие нагрузки, я тоже не знаю. Сейчас такого вроде бы не встречается, но 30 часов – бывает. Кроме того, в эти средние, якобы семидесятитысячные, зарплаты входят зарплаты московских директоров, которые получают совсем другие деньги, чем рядовые учителя.
Тем не менее заработная плата, которую получает учитель в Москве, значительно выше, чем та, которую получает учитель в провинции. Я был в Новосибирской области, разговаривал с учителями – при нормальной ставочной нагрузке они зарабатывают в лучшем случае 15-17 тысяч. У меня есть приятель, работающий в провинции, человек исключительной квалификации и недостижимой для меня эрудиции, свободно владеющий не только своим предметом – историей, но и философией, по образованию одновременно и историк, и филолог.
Имея нагрузку 30 часов, он зарабатывает 20 тысяч.
Поэтому люди, которые профессии не преданы, из нее уходят. Остаются либо те, кто очень предан профессии, либо те, кто не может себя реализовать в другой сфере, и эти люди вынуждены часто перерабатывать, отсюда и падение качества образования за пределами Москвы.
Поэтому я бы не гордился успехами московского образования, а сожалел бы о том, что делается за пределами столицы.

Чем недовольны учителя?

Давайте посмотрим, чем обеспокоены учителя.
Если говорить о Москве, то это будет чаще всего не зарплата, а стремительно нарастающая бюрократизация. Это будут бесконечные отчеты, это пресловутый электронный журнал – который, ко всему прочему, еще и плохо работает, особенно тот, на который обязали перейти большинство московских школ, это задачи, которые вообще не связаны с педагогической деятельностью.
Например, недавно я к своему изумлению прочитал, что в одной из областей нашей родины от учителей требуют мониторить деятельность детей в социальных сетях. Да, учитель может по своей инициативе, если дети не закрывают от него свои страницы, посмотреть, что они там делают, особенно если они его, как теперь говорят, френдят. Но если это поручение сверху, то это безобразие, потому что, во-первых, здесь преследуется цель надзора – а этого учитель делать не должен, и, во-вторых, учителя заставляют выполнять функции, которые он выполнять не обязан.
Еще один предмет недовольства – пресловутые видеокамеры в школьных кабинетах. У нас в школе камеры есть только на входе, но я знаю, что местами они есть и в классах. Записи с этих камер в школьной системе предназначены не для просмотра публикой, а для просмотра чиновниками. И все это подается под соусом прозрачности, но почему-то эта прозрачность в первую очередь приходит в школьный кабинет, а не, скажем, в отделение полиции.
Я никогда не слышал о видеокамерах в кабинетах следователей, где эти камеры были бы более уместны. Однако эта «прозрачность» начинается почему-то со школы. Учителя недовольны тем, что под флагом прозрачности начальство стремится отслеживать каждый шаг, а педагогическая деятельность – творческая, она очень часто предполагает некоторую степень, я бы сказал, интимности в общении с детьми и совсем не предполагает постоянного неусыпного контроля.
Вспомним пресловутую историю с Чебурашкой, когда учительница имела неосторожность дать домашнее задание «принести изделие “Чебурашка”», в результате чего директор этой школы был уволен, потому что, оказывается, нельзя требовать ничего приносить в школу. Наверное, это даже правильно, но в данном случае у детей в дневнике было записано, чтобы они принесли то самое изделие, которое они начали шить под руководством этой учительницы на прошлом уроке, так что здесь вообще не было ничего криминального. Тем не менее вопрос, адресованный директору школы, звучал так: «Много ли лично у вас дома Чебурашек?» И директор выглядел во всей этой истории человеком запуганным и с таким понятием, как чувство собственного достоинства, незнакомым. Все это происходило в высокой степени публичности, и форма этой публичности была, скажем так, не самой красивой.
Недавно я полемизировал в социальной сети со статьей, автор которой, один из ответственных сотрудников департамента образования, в недавнем прошлом директор школы, ссылаясь на Черчилля, писал, что ни один премьер-министр никогда не имел такой власти, как школьный учитель. Казалось бы, учитель действительно поставлен в ситуацию, когда он по отношению к детям является начальством. Однако учителя последние несколько лет постоянно жалуются на незащищенность, и никакой власти, в том смысле, в котором это понятие употребляет не Черчилль, а сотрудник департамента (у Черчилля смысл фразы совсем другой), у учителя сегодня нет.
Сегодня ребенок на уроке может грубить, хамить, безобразным образом нарушать нормы поведения, мешать учебной деятельности, а учитель может его только уговаривать. Да, есть дети, которых можно уговорить, и есть учителя, которые умеют уговорить. Я, к счастью, работая в гимназии, давно с такими детьми, которые срывают уроки, не сталкиваюсь, но моя ситуация не массовая.
А профессия учителя массовая, и уговорить разошедшегося не на шутку хулигана может далеко не каждый.
И никакой власти у него нет, потому что такой ученик не может быть отчислен, ему можно только объявить выговор, над которым он посмеется.
И учительский ор на уроках – он ведь тоже от бесправия: учитель орет, потому что ничего другого не может сделать, он не справляется с безобразием, которое творят дети, он абсолютно лишен полномочий. Более того, когда он орет, то в последние годы он рискует тем, что придет мама, напишет жалобу и этого учителя вышвырнут. Это, наверное, правильно – орать на детей не надо, но ответственность должна быть обоюдной.
Школа во многом не справляется со своими обязанностями, потому что она теперь вынуждена доводить до 11-го класса тех, кто не хочет и не может получить полное среднее образование.
Надо признать, что таких детей много, их во всех странах много, и опыт разных стран говорит о том, что формы получения образования должны быть разными. Должно быть образование академическое, должно быть образование профессиональное – у нас разрушена система ПТУ, их осталось немного, но и еще тогда, когда она была, эти ПТУ воспринимались всеми как отстойники: «Не будешь учиться – пойдешь в ПТУ».
В результате старшие классы многих школ превращаются в пункты передержки: выпустить ребенка в 15 лет на улицу опасно, на работу его никто не берет, потому что так организована система трудоустройства, и в результате заложниками оказываются все – и он, и его одноклассники, и его учителя.
Очень многие учителя, вопреки реляциям чиновников департамента, недовольны слиянием школ. Во-первых, потому что часто механически сливаются два совершенно разнородных коллектива с разнородными принципами. Самые известные истории были с «Интеллектуалом» и с Курчатовской школой, которые слили со школами, с которыми они друг к другу абсолютно не подходили.
Но я знаю и другие случаи, когда сливаются никак не связанные, друг с другом не знакомые, находящиеся в получасе ходьбы друг от друга школы. Во-вторых, я не понимаю разговоры о том, что в большой школе легче найти замену, потому что если у учителя есть определенная нагрузка, то почему в большой школе легче заставить его взять дополнительную нагрузку? Финансовая экономия? Да, наверное, она есть на управленческом звене, но когда директор руководит несколькими школьными зданиями, превращаясь в генерального директора, то он в каждом здании бывает редко, управляемость падает.
Конечно, есть исключения, есть знаменитая школа Ефима Лазаревича Рачевского, который объединил несколько школ под своим чутким руководством еще до всякой моды на слияние, но такие директора – Рачевский, Ямбург, Мильграм – это штучный товар, и не всем это удается, а теперь это делается в массовом порядке.
Еще одна причина для беспокойства – это рейтинг. На самом деле он называется рейтингом вклада в московское образование – мы не говорим, что эта школа лучшая, мы говорим о ее вкладе по результатам ЕГЭ, олимпиад и прочим категориям в московское образование. Но публика воспринимает это как расстановку школ по пьедесталу почета, я же понимаю, что я, работающий с сильными отобранными детьми, конечно, поставлен в заведомо лучшие условия, чем мой коллега той же квалификации, работающий с детьми в школе, где нет отбора, в каком-нибудь не самом интеллигентском районе Москвы.
Поэтому рейтинг до некоторой степени условная вещь, но в нем есть и другая условность: например, наша школа, которая отбирает детей и имеет четыре выпускных класса (примерно 80 человек), сравнивается с лицеем Высшей школы экономики, который тоже отбирает детей, но имеет в параллели 700 детей, а не 80, а рейтинг составляется по абсолютному числу детей, сдавших ЕГЭ на 220 и выше баллов. Мы заведомо не можем выдерживать соревнование в таком рейтинге, и тем более его не могут выдерживать небольшие школы. Нам говорят: так вы слейтесь – войдите в состав большой школы, и у вас будет хорошее рейтинговое место, но ведь рейтинг же не самоцель, зачем сливаться ради рейтинга?
Еще одна причина для недовольства – наши стандарты. Есть такое мнение, что, поскольку теперь существует интернет, детей не надо накачивать информацией, надо их учить только компетенциям.
Во-первых, компетенций – как и навыков, и умений – без знаний не бывает, и все это можно формировать только в единстве, а не противопоставлять одно другому. Во-вторых, школа оказывается заложницей, потому что у нас левая рука не знает, что делает правая: давайте учить компетенциям, а в стандарт по истории России напихаем такое количество персоналий, выучить которые не в состоянии не только ни один школьник, но даже ни один учитель, и там есть имена, с моей точки зрения, совершенно необязательные.
Я видел проект – правда, это был проект историко-культурного стандарта по всеобщей истории, так там одной африканистики в стандарте было пять страниц, во что же это должно было вырасти в учебнике? Как это делалось? Специалистам – не учителям, а профессиональным историкам – сказали: напишите то, что считаете нужным, потом будем сводить. Разве это так делается? Это должны разрабатывать люди, которые имеют представление о ребенке и его познавательных возможностях и о школе с ее количеством учебного времени.
А впечатление такое, что этот стандарт составляли одни люди, не имеющие представления о школе, федеральный государственный стандарт составляли другие люди, тоже не имеющие об этом представления, а ответственными за все это оказываются учитель и школа, и все шишки падают на них.

Чем недовольны родители?

Меня поразило то, что произошло в социальных сетях – прежде всего, конечно, в фейсбуке, – накануне первого сентября этого года: социальные сети наполнились воспоминаниями о том, как людям было плохо в школе, как их травили учителя, как они ненавидят школу. Все это сопровождалось рассуждениями о том, что в педагогические институты идет исключительно отребье, причем это слово прямо употреблялось, отбросы общества, люди, ни на что не способные.
И я в этом вижу свидетельство социального кризиса.
Вряд ли именно в 2017 году все вдруг озаботились вспомнить о том, как их – кого 15, кого 30 лет назад – обижала та или иная Марь Иванна. Я думаю, что это, скорее, отношение не к той старой школе, а к сегодняшней.
С этим же отношением связана мода, которая распространяется все шире, на хоумскулинг, то есть домашнюю форму обучения, и иные альтернативные формы получения образования: частные школы, Вальдорфская система, система Монтессори, экстернат и тому подобное. Все это говорит о том, что к традиционной школе все меньше доверия. Какие претензии у родителей?
Школа не готовит к поступлению в вузы, школа не готовит к единому экзамену, школа не занимается воспитанием, школа чрезмерно занимается воспитанием, в школе калечат душу, школьные учителя грубы, необразованны, и вообще они не нужны, потому что есть интернет. Еще одно обвинение, чрезвычайно распространенное, отчасти обоснованное, на котором хотелось бы остановиться: участие учителей в выборах и фальсификациях.
Я работаю в школе 37 лет, и никогда за эти годы ни один учитель нашей школы не участвовал в работе избирательных комиссий. Я думаю, что это отчасти заслуга нашего директора, но это явление гораздо шире, чем публика думает. Публика рассуждает так: где выборы проходят? В школе. Значит, кто организует выборы? Учителя! На самом деле школа чаще всего предоставляет стены для проведения выборов, а сидят на них в основном сотрудники коммунальных служб, управ и тому подобных тоже бюджетных, но отнюдь не образовательных организаций. Бывает, конечно, и по-другому, но тогда так и нужно писать, что такой-то директор сделал то-то и то-то, а не говорить, что все учительство – сплошные фальсификаторы. Но такие тонкости у нас не приняты. Никто никогда не пишет и не говорит в публичном поле, что «среди школьных учителей встречаются люди, которые позволяют себе…», пишут: «все школьные учителя».
Недавняя публикация Игоря Александровича Яковенко, чрезвычайно уважаемого мною журналиста, о том, что школьный учитель – главная опора режима, вызвала ровно такую реакцию: отребье, отбросы, долой, пусть они не жалуются на свои нищенские зарплаты и нищенские пенсии и так далее.
Когда человек пишет, что в педагогические вузы идет одно отребье, он не задумывается о том, что он подносит свою маленькую кучку хвороста к тому костру, на котором потом будет гореть образование его детей.
Да, вероятно, в педагогические вузы идут не самые высоколобые выпускники школ. Понятно, что даже в московский педагогический институт придут все равно выпускники с более низким средним баллом единого экзамена, чем в МГУ или в Высшую школу экономики.
Но каждая такая фраза отпугнет еще одного способного выпускника, и он туда не пойдет, потому что он не захочет связываться с отбросами, не захочет получать такую презираемую профессию. К чему это ведет? К тому, что качество учительского корпуса будет и дальше понижаться. Хамством в адрес не конкретного человека, а большой, массовой профессии можно добиться только дальнейшего понижения уровня этой профессии.

Что делать?

Чтобы что-то изменилось к лучшему, во-первых, должна перестраиваться школа. Она должна заниматься своим прямым делом – образованием, а не выполнять функции пропагандиста или следственных органов. Во-вторых, школа должна быть освобождена и от функции детской комнаты милиции. Учиться в школе должен тот, кто проявляет желание учиться и ответственность.
И если человек активно не желает учиться (речь идет, конечно, о старшей школе), то такому человеку должна быть предоставлена возможность работать и не мешать другим.
Кроме того, пока молодой парень или девушка, приходя на работу в школу где-нибудь в малом городе, будут слышать, что зарплата у них будет 8 тысяч, вы можете предлагать любые меры по повышению престижа профессии, но на 8 тысяч жить нельзя. И на 15 тысяч, будем говорить откровенно, нельзя. До тех пор, пока человек будет знать, что, работая секретаршей или продавцом, он будет получать в два раза большую зарплату, мы не сможем поднять престиж профессии.

Учитель должен быть освобожден от вороха бумаг, от поминутного надзора. Ответственность учителя за стиль отношений с детьми должна быть очень высока, потому что, конечно, есть люди, которые и хамят, и грубят, и оценками торгуют, но разговор должен идти о деяниях конкретных людей, а не о сваливании всех в одну кучу.

А общество должно, как мне представляется, научиться пониманию того, что возложение коллективной ответственности на кого-либо – это всегда дурно.

http://www.pravmir.ru/ya-by-ne-gordilsa/
Аватара пользователя
Агидель
Белая река
Всего сообщений: 8555
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
 Re: Правильный школьный курс

Сообщение Агидель »

Прокуратура Башкирии обнародовала результаты проверки школ в части добровольности изучения родных языков

УФА, 17 ноя 2017. /ИА «Башинформ», Ксения Калинина/. По поручению Генеральной прокуратуры РФ прокуратура Башкортостана вместе со специалистами Рособрнадзора проверила деятельность регионального Министерства образования и нескольких общеобразовательных организаций по вопросу соблюдения российского законодательства.

https://news.mail.ru/society/31669695/?frommail=1
Аватара пользователя
Агидель
Белая река
Всего сообщений: 8555
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
 Re: Правильный школьный курс

Сообщение Агидель »

Школьники будут изучать государственные языки республик два часа в неделю

КАЗАНЬ, 24 ноя — РИА Новости. Школьники будут изучать государственные языки республик, входящих в состав России, в объеме двух часов в неделю, при этом дети и родители дополнительно смогут выбрать для изучения родной язык, соответствующие рекомендации министерства образования и науки РФ поступят в регионы в ближайшее время, сообщил журналистам полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе (ПФО) Михаил Бабич.

https://news.mail.ru/society/31752081/?frommail=1
Аватара пользователя
Агидель
Белая река
Всего сообщений: 8555
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
 Re: Правильный школьный курс

Сообщение Агидель »

«Двоечники не нужны государству»
Бывший педагог — о том, почему «слабые» ученики загнаны в угол и как найти из этого выход


Я думаю, одной из задач школы должна быть задача, как бы банально это ни звучало, раскрыть и развить ключевые и уникальные способности каждого ребёнка. По факту школа этого не делает. Детей делят на классы, характеристику дают классу, в классе детей делят на группы — «сильные» и «слабые» ученики. И никто не видит каждого отдельного ребёнка.

«Сильных» ставят во главу угла, а «слабые» никому не нужны. Все только и думают: «Скорее бы они ушли из школы и рейтинги не портили». Им подрисовывают оценки для хорошего среднего балла, но с этими детьми сегодня в школе никто не работает.

Получается, что те, кто не готов учиться на четыре и пять, сдавать этот несчастный ЕГЭ, не нужны обществу. «Тебе дорога в ПТУ или дворники», — так говорят им вслед, тем самым подразумевая, что они неудачники. А почему?

Я, работая учителем, с некоторыми двоечниками дружила, например, и никто так хорошо и ловко не расставлял мне книги в библиотеке, как те самые двоечники.

Никто мне так бескорыстно и самоотверженно не помогал, как эти «двоечники», без намёка на то, что в ответ я должна поставить им хорошую оценку

И они очень ко мне хорошо относились, потому что на них, наконец, хоть кто-то обратил внимание. Они даже в благодарность за это начинали учить мой предмет, чтобы ещё больше понравиться тому человеку, кто к ним расположен. И мне за них обидно. А ведь все дети уникальны.

Я не увидела в школе ни одного ребёнка, на котором мне бы не хотелось остановить свой взгляд и полюбоваться его уникальностью, попытаться разгадать, а в чём этот конкретный ребёнок может быть лучше других. Даже те дети, на которых многие учителя уже давно поставили крест, мне представляются всё ещё детьми, а значит, с ними можно и нужно работать.

Смотрели ли вы когда-нибудь в глаза детям, которых уже списали в неудачники? Там такое… Одновременно и страшно, и грустно. Сколько там боли и озлобленности на мир и людей

Я уверена, что им просто нужна помощь. Этим детям нужен даже не учитель рядом, а человек. Человек, который услышит боль и обиду этого ребёнка. У кого-то родители пьют, у кого-то родителям просто нет до них дела. А некоторые родители согласились с общественным мнением, что «с их ребёнка нечего взять» и махнули на своего же ребёнка рукой. Это страдающие от одиночества и безразличия дети. Они брошены своими родителями, хотя родители, казалось бы, рядом. Нет, я совсем не призываю, этих детей забирать из семей. Боже упаси!

Я призываю государство (в частности, школу) понять, наконец, что школа нужна не для успешной сдачи ЕГЭ, а для того, чтобы помочь детям адаптироваться, показать детям, как нужно жить, что мир большой и интересный. Школа должна научить, дать знания — это да. Но ещё она должна давать именно воспитание. Получается, что нашему государству нужны только лишь «умники» с высшим образованием.

А не нужны ли государству люди? Люди, не изуродованные безразличием общества, а знающие, что такое честь, долг, взаимовыручка

Мне кажется, что функция школы, как раз состоит в том, чтобы компенсировать невозможность многих семей в нашей стране дать хорошее образование и воспитание своим детям.

Дети будут продолжать рождаться в самых разных семьях, и воспитывать родителей уже некогда, нужно браться сразу за детей. Школа должна стать тем государственным институтом, который показывает детям мир, даёт возможность развиваться и совершенствоваться.

И цель — не сдача ЕГЭ, а формирование личности. Если государство будет и дальше сетовать на то, что дети плохи, потому что их родители плохи, и ничего с этим не делать, а искать виноватых, то, боюсь, очень много сил и денег будет потрачено впустую. Потому что родителей не перевоспитаешь, а дети быстро растут и сами становятся после школы родителями. Если школа не дала хорошую базу, не занималась формированием ребёнка как личности, но этот ребёнок завтра родит своих детей и также не сможет их достойно воспитать, потому как будет действовать по примеру своих родителей.

В стране сегодня у каждого второго высшее образование, а люди где?

Я не хочу обидеть учителей. Понятно, что учителя выполняют задачи, которые ставит министерство образования. Им не разорваться. И сегодня акцент сместился на рейтинги, отчётные документы и ЕГЭ. У меня вопрос к министерству: детьми кто будет заниматься?
Анна Побережная
Аватара пользователя
Агидель
Белая река
Всего сообщений: 8555
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
 Re: Правильный школьный курс

Сообщение Агидель »

Я хочу поделиться важным отрывком из книги "Демократическое образование" Якова Гехта, в котором автор описывает глубокие процессы, происходящие с человеком на пути его развития. Лично мне эта глава позволила взглянуть на знакомые вещи под другим углом и “выдохнуть” - осознать цикличность и нормальность тех процессов, которые происходят с детьми и взрослыми в свободных образовательных пространствах.

Отрывок из книги "Демократическое образование" Якова Гехта, основателя демократической школы Хадеры (Израиль) и международной конференции демократических школ IDEC.
Перевод - Катя Мелихова, директор центра самоопределения Кавардак и летнего лагеря Кавардак.

Для начала стоит ввести несколько терминов, которые Яков раскрывает в предыдущих главах:

Демократическая школа - школа, в которой дети и взрослые совместно принимают решения, касающиеся работы школы, на первом месте в таких школах находится поддержка прав человека. Также в демократических школах детям предоставляется возможность ходить на уроки исключительно по желанию (то есть, на уроки можно вообще не ходить).

Плюралистическое обучение - процесс получения знаний в демократических школах. Движение от незнания к знанию не определено заранее, нет программы, которую каждый ребенок обязан усвоить, процесс выстраивается индивидуально и наполнен собственными открытиями человека. Противопоставляется линейному процессу обучения.

Линейное обучение в традиционной образовательной системе: взрослые знают, что ребенок движется от точки абсолютного незнания к точке обладания знаниями, он должен пройти через определенные предсказуемые этапы на этом предопределенном пути (программа, экзамены, возрастные нормы). Ошибка в линейном обучении не допускается, поскольку ведет к снижению итогового балла.

Зона силы - те знания и навыки, в которых человек преуспел и в которых чувствует себя уверенно. В ней ученик набирается сил, наполняется энергией для новых открытий (например, если ребенок талантлив в рисовании, это помогает ему набраться сил для движения в более неизведанных направлениях - математике, чтении или в чем угодно другом).

Зона роста - то, что больше всего захватывает человека в настоящий момент. Зона, наполненная состоянием потока и вызовами. То, во что максимально инвестируется интерес человека. В этом состоянии человек часто находится в пиковых состояниях, его ресурс полностью задействуется для познания.

В этой главе речь пойдет о спиральном движении к знанию, которое состоит из четырех состояний. Ни одно из этих состояний не является официально первым, поэтому Яков просто выбирает одно, с которого начинает объяснять свою теорию.

Люди часто думают, что дети из демократических школ находятся в перманентно радостном и расслабленном состоянии, в отличие от детей из традиционных школ. Это мнение опирается на тот факт, что в демократической школе мы не заставляем детей изучать ни один предмет насильно. Яков считает, что всё на самом деле совсем наоборот: поиск своего интереса - это сложная задача, а обучающий процесс в зоне роста требует невероятных внутренних усилий. В течение многих лет Яков пытался обнаружить и описать процесс, через который проходят дети в демократических школах. Это было нелегко, поскольку школы и дети очень разные, но в итоге он нашёл то, что искал. Яков сформулировал модель того, казалось бы, хаоса, который видят люди в процессах, происходящих в демократических школах.

Взрослым кажется, что чем больше ребенок узнает и чем большим количеством навыков обладает, тем счастливее и гармоничнее он становится. Однако, пристальный взгляд на демократическую школу, как и на обычную, позволит нам увидеть и другие ситуации: есть ученики, которые “ничего не делают”, есть напуганные ученики (и не только во время экзаменов), некоторые пребывают в состоянии кризиса, другим скучно и так далее. В то же время мы можем увидеть учеников, находящихся одновременно в нескольких из описанных выше состояний и некоторых, чьи чувства по отношению к обучению изменились. Например, ребенок глубоко вовлечен в какое-то занятие в течение нескольких месяцев, это становится для него целым миром. Он теряет интерес ко всему остальному и не хочет притрагиваться к своей предыдущей сфере интереса. Яков использует спиральную модель, чтобы показать, что происходит с ребенком в этой ситуации.

Четыре основных части Спирали Незнания

Спиральный процесс имеет множество направлений, в отличие от линейного. Это цикличный процесс: одно направление идет от НЕзнания к знанию, Яков называет это конструктивным движением к росту. В то же время есть и другой путь, который движется от знания к НЕзнанию и Яков называет его деконструктивным движением к росту. Другими словами, оба этих процесса являются невероятно важными на пути развития ученика.

Мы начнем описание этого пути из зоны незнания. В этом состоянии человек начинает проявлять интерес к определенному предмету, который ведет его к высокому уровню обучения (так называемому состоянию потока) вплоть до того момента, когда человек начинает считать себя экспертом в выбранной сфере. В этой точке человек достигает зоны знания.

1. Зона знания - расцвет

В этой зоне мы чувствуем себя нашедшими нечто, что искали долгое время. Здесь мы чувствуем себя “дома”. Когда мы отрабатываем навыки в зоне нашего интереса это можно описать как сложенный пазл, который теперь является полноценной картиной.
На более высоких ступенях этой стадии ученик обнаруживает, что он достиг зоны силы и может открывать новое в сфере своего интереса. В этой точке ученик испытывает ощущение удовлетворения и достижения, он чувствует прилив сил. Именно из-за этих эмоций на этой стадии можно попасть в две ловушки, которые не дадут нам двигаться вперед. Опасность этих эмоций в том, что человек может посчитать себя сложившимся мастером, которому не важна критика, он начинает чувствовать себя самым умным и опытным, “владельцем правды”. Яков называет первую ловушку - “ловушкой высокомерия”, когда человек полагается исключительно на свой опыт и знания и перестает учиться у других, что сильно ограничивает его развитие.
Вторая ловушка называется “ловушкой безопасности”, которая происходит, когда человек начинает чувствовать себя очень комфортно в этом состоянии, его опыт и экспертиза приносит ему доход и уважение окружающих, и хотя он на самом деле потерял интерес к этой сфере, он остается в ней и не идет в новую зону роста.

Яков отмечает, что зона силы остается фиксированной, в то время как зона роста постоянно меняется.

Когда человек не позволяет себе попасть ни в одну из ловушек, он постепенно выходит из состояния повышенного интереса к выбранной теме и переходит на следующую стадию спирального процесса.

2. Зона сомнения - увядание

На этой стадии зона силы меняется. Ученик чувствует, что на идеальной картинке сложившегося паззла появляются трещины. Трещинами может быть неуверенность в собственных открытиях на предыдущей стадии или пугающее ощущение потери интереса к выбранной сфере. Эта стадия требует отсутствия самокритики и защиты. Ученик должен уйти от прошлых открытий и войти в состояние повышенной внимательности. На этой стадии требуется смелость, чтобы услышать голоса своих сомнений и бросить вызов очевидному. Ученик движется к состоянию незнания и трещины на паззле увеличиваются, вызывая всё большее состояние неопределенности.

Те, кому удается преодолеть все препятствия переходят к обучению в состоянии сомнения. Ученики могут испытывать горечь, недоверие и даже злость.

Постепенно, особенно если ученики могут распознать естественную стадию процесса роста, приходит новый опыт - понимание, что это первый шаг на пути нового начинания. Стадия сомнения требует большого количества внутренней силы, поскольку на этой стадии человек покидает комфортную и питательную зону, чтобы достичь роста в неизвестной и опасной зоне. Кроме того, этот процесс зачастую требует пересмотра самовосприятия. Именно поэтому на этой стадии можно попасть во множество ловушек:

1) Отрицание состояния потока (“Я должен выкинуть этот бред из головы”, “Мне нужно быть реалистом и перестать витать в облаках”).
2) Возврат к предыдущей стадии - когда человеку не хватает сил отказаться от предыдущих открытий на пути к новым.
3) Выбор только одного “правильного” знания - вместо входа в процесс деконструкции знания и следования своим сомнениям, человек принимает только одну сторону знания и не проходит спиральный процесс познания.
4) На стадии сомнения ученик должен быть достаточно смелым, чтобы потерять контроль и поверить в то, что его собственные сомнения приведут его к новым открытиям.
5) Эта стадия требует глубокой веры в личностные способности человека и в то же время готовность не следовать своему эго, которое, скорее всего, приведет человека в одну из описанных выше ловушек.

3. Зона незнания - смерть старого и посев нового

Это зона хаоса в жизни, стадия, на которой ученик чувствует себя совершенно потерянным. Кажется, что кусочки паззла просто невозможно собрать вместе. Происходит абсолютная переоценка предыдущих ценностей и ученик движется от абсолютного отчаяния из-за смерти старого к ощущению спокойствия, желанию отдохнуть и перезарядиться, чтобы подготовиться к познанию новой сферы.

Студенты демократических школ, находящиеся на этой стадии, говорят о скуке, потере интереса ко всему, что происходит в школе и в крайних ситуациях даже о депрессии. Прохождение этой стадии невероятно важно. Человек, который получает опыт прохождения через эти стадии открывает, что они гарантируют обновление и личностный рост, который напрямую связан с познанием себя как неповторимой индивидуальности. Этот период похож на последние месяцы беременности, которые периодически кажутся невыносимыми, но являются необходимым условием для родов.
Яков видел студентов, которые, пребывая на этой стадии, проявляли энтузиазм и не давили на себя, чтобы продолжать делать что-либо. Они использовали это время для отдыха, зная, что они движутся по направлению к творческому обучению и новым открытиям, хотя они совершенно не представляли, о каких открытиях будет идти речь. Ожидание сопровождалось чувством сильного восторга. Другие студенты попадали в ловушки.

На этой стадии есть два типа ловушек:

1) Избегание - стремление избежать напряжения и страхов, жертвование рождением нового себя. Это попытка не слышать голоса своих сомнений и уход в предыдущую зону силы, чтобы чувствовать себя комфортно, хотя эта зона уже не представляет интереса.
2) Хаос приводит к присвоению, а не к рождению. Ученики испытывают абсолютную беспомощность, не позволяют творчеству вывести их на новый путь и в страхе ищут хоть что-то, что кажется новой зоной интереса, хотя не является таковой. В этом случае они делают это исключительно из желания спастись от дискомфорта неопределенности.
Эти ловушки приводят к зависимости от внешних факторов и блокированию аутентичного, а также к возрастанию неуверенности в своих способностях.

4. Зона открытия - прорастание

Эта зона является результатом прохождения стадии незнания. На этой стадии части паззла собираются в новую картинку. На этой стадии ученику не требуется внешняя поддержка, потому что он находится на пике своих сил и способностей. Он испытывает ощущение целостности и удовлетворения и получает опыт значимого обучения. Ученик часто находится в состоянии потока и испытывает ощущения открытия новых миров почти каждый день. Ловушкой на этой стадии является застревание в зоне силы, которая больше не является зоной роста. Движение в новой зоне роста с большой вероятностью приводит ученика к новой, ранее неизвестной, зоне силы. Это открытие обеспечивает изменение в траектории развития человека и такие изменения приветствуются. Однако, если человек познает новую зону силы, которая больше не является его интересом, очень вероятно попадание в “ловушку высокомерия” или “ловушку безопасности”.

Это короткое описание спиральной модели, которая объясняет процесс плюралистического обучения. Стоит отметить, что эта модель показывает не только школьные процессы, но и обучение человека во взрослом возрасте. Некоторые люди проходят всего один цикл такой спирали, застревая в ловушках на много лет, а некоторые находятся в постоянном движении от одной стадии в другой. Также, плюралистическое обучение подразумевает действие сразу нескольких спиралей одновременно - мы можем быть в зоне роста в одной сфере нашей жизни и в зоне незнания в другой сфере.

Демократическое образование позволяет существовать таким спиралям в разных сферах и поддерживает их сосуществование. Оно не заставляет студентов двигаться на следующую стадию или задержаться там, где они пребывают. И дает студентам пройти этот глубинный процесс в раннем возрасте.

Ребенок учится принимать опыт прохождения через дикое поле, нахождения своего пути, потери ориентации, чтобы снова открыть что-то особенное, известное ему одному.

Читать книгу целиком (английский язык): https://www.amazon.co.uk/Democratic-Edu ... 0974525294
Аватара пользователя
Агидель
Белая река
Всего сообщений: 8555
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
 Re: Правильный школьный курс

Сообщение Агидель »

Сейчас модным и современным считается, если дети на уроке сами формулируют тему предстоящего разговора. Это типа означает, что у них есть внутренний запрос на знание и оно пойдет им впрок. А если запроса нет, то всё последующее полагается вредным — как кормёжка человека, который не голоден. Если сегодня вы начнете урок так: «А сейчас мы с вами поговорим о „Маленьких трагедиях“ Пушкина» — вон из школы, консерватор и ретроград. У детей у самих должна быть потребность поговорить о «Маленьких трагедиях», слепец и насильник. Причем именно к этому уроку, который у тебя запланирован еще перед началом учебного года.

Читаю некий медицинский труд и нахожу в нем внезапную отсылку к Кастанеде — как бы ответ модным и современным представлениям в образовании: «Дон Хуан говорил, что только треснувший кувшин хочет учиться. Это означает, что, изъявляя желание обучиться чему-то сами, мы входим в новое знание, уже преследуя свои корыстные цели. Это мешает нам достичь совершенства в познании. Дон Хуан считал, что ввести человека в новую систему знаний должен другой человек, причем не просто указать направление, а заманить его туда. Только тогда человек погружается в это знание абсолютно нейтральным и способен постичь его».

Дребезжат современные подходы, как треснувший кувшин, по которому постучали карандашиком. Спасибо, дон Хуан. Я за то, чтоб заманивать и заманиваться. Я за человека, за которым хочется идти. Для завершения триады я должен быть за что-то еще, но без кофе никак не соображу, за что именно.

Сергей Волков
Аватара пользователя
Олександр
Пчел
Всего сообщений: 26657
Зарегистрирован: 29.01.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 2
Дочерей: 0
Откуда: из тупика
Контактная информация:
 Re: Правильный школьный курс

Сообщение Олександр »

Всю жизнь за кем-то идти? Нет, если государству нужны послушные роботы, тогда да. Конечно, проще, когда послушание и тебя ведут. Но нужно ж и самому когда-то начинать хотеть чему-то учиться.
Услышите о войнах и военных слухах.Смотрите, не ужасайтесь,ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец(Мф.24,6) Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную(Лк.21,26)
Аватара пользователя
Агидель
Белая река
Всего сообщений: 8555
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
 Re: Правильный школьный курс

Сообщение Агидель »

Новая школа в России.

Обратите внимание на взаимную доброжелательность.

https://www.youtube.com/watch?v=4h-rAcT ... e=youtu.be
Аватара пользователя
Олександр
Пчел
Всего сообщений: 26657
Зарегистрирован: 29.01.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 2
Дочерей: 0
Откуда: из тупика
Контактная информация:
 Re: Правильный школьный курс

Сообщение Олександр »

Агидель: 04 фев 2018, 13:27Новая школа в России.
Украина переходит на что-то подобное. С нового года ВСЕ первые классы. Я со следующего понедельника еду на второй заход курсов тренеров НУШ. На це-лу-ю неделю...
Услышите о войнах и военных слухах.Смотрите, не ужасайтесь,ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец(Мф.24,6) Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную(Лк.21,26)
Аватара пользователя
Агидель
Белая река
Всего сообщений: 8555
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
 Re: Правильный школьный курс

Сообщение Агидель »

Олександр! Интересно! Поделитесь ценной информацией?
Аватара пользователя
Олександр
Пчел
Всего сообщений: 26657
Зарегистрирован: 29.01.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 2
Дочерей: 0
Откуда: из тупика
Контактная информация:
 Re: Правильный школьный курс

Сообщение Олександр »

Интегрированное проектно-исследовательское обучение. На сайте НУШ nus.org.ua уже выложили часть интересной информации.
Услышите о войнах и военных слухах.Смотрите, не ужасайтесь,ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец(Мф.24,6) Люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную(Лк.21,26)
Аватара пользователя
Агидель
Белая река
Всего сообщений: 8555
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
 Re: Правильный школьный курс

Сообщение Агидель »

Госдума решила отказаться от «образовательных услуг»

Депутаты от КПРФ решили внести поправки в законодательство об образовании, сообщают «РИА Новости». Депутаты решили убрать понятие «образовательные услуги» из законодательства об образовании. «Услуга представляет собой исключительно деятельность исполнителя услуги… Образовательный процесс представляет собой совместную деятельность образовательной организации, педагога и обучающегося по реализации — освоению образовательных программ. Таким образом, образование не является услугой», — говорится в пояснительной записке к проекту закона. Понятие «образовательные услуги» не устраивает Минобрнауки России, о чем неоднократно высказывалась его глава — Ольга Васильева. Также, по мнению депутатов, такое понятие не устраивает и педагогическое сообщество и родителей. Источник: http://ria.ru/

Источник: https://gazeta-pedagogov.ru/gosduma-res ... azatsya-ot…/…
© gazeta-pedagogov.ru
Аватара пользователя
Агидель
Белая река
Всего сообщений: 8555
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
 Re: Правильный школьный курс

Сообщение Агидель »

Елизавета Николаевна Водовозова
Воспоминания /фрагменты о К. Д. Ушинском/

Наконец и в институт, окаменевший в своей неподвижности, ворвался солнечный луч: в качестве инспектора классов к нам явился К. Д. Ушинский, этот величайший русский педагог-реформатор, а вместе с ним хлынула и волна новых идей, которые стали подтачивать допотопные институтские устои, даже изменять институтские нравы и обычаи. (К. Д. Ушинский был утвержден инспектором классов "Воспитательного общества благородных девиц" 16 января 1859 года, приступил к исполнению своих обязанностей 10 февраля того же года.)...
Мы с великим нетерпением ожидали лекций Ушинского, но так как занятия все еще не начинались, у нас явилась мысль просить его прочитать нам что-нибудь. В то время, о котором я говорю, он особенно сильно был завален работою и разносторонними заботами, связанными с преобразованиями в институте. Несмотря на это, он с восторгом отнесся к нашей просьбе и заявил, что у него как раз теперь свободный час, и он сию минуту может приступить к чтению. Хотя в это время в классе сидело всего лишь несколько человек, он сказал, что прочтет вступительную лекцию в педагогику.
Он начал ее с того, что доказал всю пошлость, все ничтожество, весь вред, все нравственное убожество наших надежд и несбыточных стремлений к богатству, к нарядам, блестящим балам и светским развлечениям,
-- Вы должны, вы обязаны, -- говорил он, -- зажечь в своем сердце не мечты о светской суете, на что так падки пустые, жалкие создания, а чистый пламень, неутолимую, неугасимую жажду к приобретению знаний и развить в себе прежде всего любовь к труду, -- без этого жизнь ваша не будет ни достойной уважения, ни счастливой. Труд возвысит ваш ум, облагородит ваше сердце и наглядно покажет вам всю призрачность ваших мечтаний; он даст вам силу забывать горе, тяжелые утраты, лишения и невзгоды, чем так щедро усеян жизненный путь каждого человека; он доставит вам чистое наслаждение, нравственное удовлетворение и сознание, что вы не даром живете на свете.
Все в жизни может обмануть, все мечты могут оказаться пустыми иллюзиями, только умственный труд, один он никогда никого не обманывает: отдаваясь ему, всегда приносишь пользу и себе и другим. Постоянно расширяя умственный кругозор, он мало-помалу будет, открывать вам все новый и новый интерес к жизни, заставит все больше любить ее не ради эгоистических наслаждений и светских утех... Постоянный умственный труд разовьет в душе вашей чистейшую, возвышенную любовь к ближнему, а только такая любовь дает честное, благородное и истинное счастье. И этого может и должен добиваться каждый, если он не фразер и не болтун, если у него не дряблая натуришка, если в груди его бьется человеческое сердце, способное любить не одного себя. Добиться этого величайшего на земле счастья может каждый, следовательно, человека можно считать кузнецом своего счастья. ...
Все, что я передаю о первой вступительной лекции Ушинского, -- бледный, слабый конспект его речи, тогда же кратко набросанный мною и притом лишь в главных чертах.
Чтобы понять, какое потрясающее впечатление произвела на нас эта вступительная лекция, нужно иметь в виду не только то, что идеи, высказанные в ней, были совершенно новы для нас, но и то, что Ушинский высказывал их с пылкою страстностью и выразительностью, с необыкновенною силою и блестящею эрудицией, которыми он так отличался. Что же мудреного в том, что эта речь огненными буквами запечатлелась в наших сердцах, что у всех нас во время ее текли по щекам слезы.
... Много десятков лет прошло с тех пор, мой жизненный путь окончен, и я у двери гроба, но до сих пор не могу забыть пламенную речь этого великого учителя, которая впервые бросила человеческую искру в наши головы, заставила трепетать наши сердца человеческими чувствами, пробудила в нас благородные свойства души, которые без него должны были потухнуть. Одна эта лекция сделала для нас уже невозможным возврат к прежним взглядам, по крайней мере в области элементарных вопросов этики, а мы прослушали целый ряд его лекций, беседовали с ним по поводу различных жизненных явлений.

Е. Н. Водовозова. На заре жизни. Том первый.
Аватара пользователя
Агидель
Белая река
Всего сообщений: 8555
Зарегистрирован: 01.06.2011
Вероисповедание: православное
 Re: Правильный школьный курс

Сообщение Агидель »

9 способов мотивации учеников

https://pedsovet.org/beta/article/9-spo ... matematiki
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Как сделать правильный выбор?
    klook » » в форуме Популярные вопросы о православии
    3 Ответы
    15670 Просмотры
    Последнее сообщение klook

Вернуться в «Православное образование»