Проповеди Святейшего Патриарха КириллаКнижный мир

Обмен впечатлениями о прочитанных книгах, анонсы новинок

Модератор: Dream

Аватара пользователя
Георг
Всего сообщений: 7776
Зарегистрирован: 24.09.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Re: Проповеди Святейшего Патриарха Кирилла

Сообщение Георг »

Слово Предстоятеля Русской Церкви после Божественной литургии в Свято-Никольском Морском соборе Кронштадта

20 ноября 2010 года Предстоятель Русской Православной Церкви впервые совершил Божественную литургию в восстанавливаемом Свято-Никольском Морском соборе в Кронштадте. По окончании богослужения Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом и огласил грамоту, которая была затем вложена в крест на куполе Морского собора.

Ваше Высокопреосвященство, досточтимый владыка Владимир! Глубокоуважаемые Светлана Владимировна, Валентина Ивановна, Илья Иосифович!

Я хотел бы сердечно поздравить всех вас, дорогие отцы, братия и сестры, дамы и господа, с великим событием в жизни Отечества нашего, в жизни Военно-морского флота и, конечно, в жизни города Кронштадта. Это первая архиерейская Патриаршая служба под сводами храма, еще не отреставрированного, но уже полностью освобожденного от всех искажений, которые были внесены в облик этого прекрасного сооружения по злой человеческой воле.

Одно только устранение этих страшных искажений отняло много времени и сил людей, и уже сегодня мы можем видеть красоту этого удивительного собора. Еще предстоит очень многое сделать, но сегодняшний день — особенный. Храм начал жить своей жизнью как духовный центр Военно-морского флота России, как один из духовных центров нашей Церкви и Отечества.

У очень многих людей возникает вопрос: а зачем надо было разрушать храмы, до неузнаваемости искажать их облик? Наверное, было бы достаточно просто пропагандировать безбожие — так зачем надо было варварски уничтожать величайшее культурное достояние нашего народа? Ведь никому в голову не придет назвать людей, которые совершили революцию и которые отдавали эти страшные приказы, людьми необразованными. Они имели прекрасное образование, они говорили на иностранных языках, они знали философию и многие другие науки, которые так необходимы руководителям. Откуда же это варварство? Ведь совершенно очевидно, что это не было буйство толпы. Дело не в том, что люди, движимые инстинктом, шли разрушать, как это порой имело место в истории, — это была политика власти, продуманная политика.

Великая христианская нравственная идея передается из поколения в поколение удивительно простыми и ясными словами матери, обращенными к детям: «ты не должен (или не должна) так поступать». И мать даже не объясняет, почему, а просто говорит: «так нехорошо». В этот момент происходит священнодействие, передача величайших ценностных ориентиров в жизни человека. Конечно, этому же служит и должна служить школа, а внутренним стержнем этой традиции всегда являлась Церковь. Но этому также служила и наша культура, которая всегда была глубоко христианской. Наиболее яркие проявления культуры: храмы, монастыри, иконы, музыка — работали на формирование нравственных ценностей человека.

И закрытия храмов гонителям показалось недостаточно, потому что знали они, что даже молчащий, оскверненный храм несет в себе видимый знак и символ присутствия того самого нравственного и духовного начала в жизни людей, с которым и шла борьба. Вот почему храмы были экспроприированы, чаще всего с обильным пролитием крови, а затем разрушены и осквернены. Кто тогда думал о сохранении культурных традиций? Все было направлено на то, чтобы эти традиции были уничтожены. И сколько наших святынь разошлось по всему миру, сколько наших икон оказалось в антикварных магазинах всего мира, сколько было разрушено и поругано! Те люди знали, что делали: они понимали, что даже закрытый храм — это свидетель величайшей духовной и культурной традиции народа.

Сегодня мы живем в другое время. Не без трудностей, но мирным путем, без всяких революций и репрессий восстанавливается историческая справедливость, и сегодня мы с вами являемся свидетелями восстановления этой справедливости в главном храме Военно-морского флота России. Он снова являет нам свою красоту, свою мощь, свою силу. Его стены проповедуют не меньше, чем слова проповедника; его внешний вид являет нам несокрушимую силу нашей духовной, нравственной и культурной традиции, в недрах которой и рождается, и сохраняется, и укрепляется нация.

На днях Государственная Дума приняла исторический закон. Принятие этого закона было очень сложным. Огромные силы были брошены на то, чтобы этого не произошло. Потоки лжи в прессе, возбуждение низменных страстей — все это имело место точно так же, как тогда, когда закрывались храмы и разрушались святыни. Это значит, что враг рода человеческого не оставляет надежды стереть из памяти людей священные символы и великие ценности.

Я хотел бы сердечно поблагодарить президента страны Дмитрия Анатольевича Медведева, премьера Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, Государственную Думу, многих политиков и общественных деятелей за их мужественную и принципиальную позицию, которая и привела в конце концов к принятию этого исторического закона.

Как я уже сказал, все происходящее сегодня осуществляется не революционным путем, а это означает, что никто не должен страдать от происходящих перемен. Наш народ очень много пострадал, а потому даже возвращение исторической правды не должно приносить людям страдания, не должно вызывать чувства неудовлетворения. Я глубоко убежден: как участник процесса, который начнется после принятия этого закона, Церковь будет делать то, что она призвана делать — осуществлять правду, но такими средствами и такими способами, которые не будут наносить ран людям и не будут создавать новых проблем в жизни нашего Отечества.

Сегодня, по завершении первого этапа реставрации Свято-Никольского Морского собора, я бы хотел в качестве символического жеста подняться на купол храма и вложить в отреставрированный крест грамоту. Перед тем, как это сделать, я хотел бы эту грамоту огласить:
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Вознося благодарение Богу Вседержителю, Владыке неба и земли, Господу нашему Иисусу Христу, составили мы грамоту сию в лето 2010 в 20 день месяца ноября в память о торжественном богослужении, ознаменовавшем возрождение Кронштадтского Николаевского Морского собора после десятилетий поругания и запустения.

Сей храм был воздвигнут тщанием командира Кронштадтского форта вице-адмирала Николая Ивановича Казнакова, вице-адмирала Степана Осиповича Макарова и других выдающихся русских флотоводцев по проекту архитектора Василия Антоновича Косякова при благоволении Его Императорского Величества Николая II.

Молебен на строительство храма совершил святой праведный Иоанн Кронштадтский 1 (14) сентября 1902 года. Построенные на народные пожертвования и средства Морского ведомства, собор был освящен 10 (23) июня 1913 года в присутствии Императорской Семьи протопресвитером Георгием Шавельским в сослужении протоиерея Иоанна Морева и будущего священномученика протоиерея Алексия Ставровского.

Задуманный как памятник всем морякам, погибшим за Отечество в бою или от ран, Николаевский храм по праву считался духовным центром всего Российского флота. Здесь ежедневно поминались все моряки, отдавшие свою жизнь за веру, за народ, за Россию. Здесь бережно сохранялись реликвии, связанные с морской славой державы. В камне были увековечены имена героев. Здесь преклоняли свои колена моряки перед уходом в плавание. Здесь родные и близкие молились об их благополучном возвращении.

14 октября 1929 года собор был закрыт и разорен. Алтарь Господень был осквернен, память павших воинов поругана, кресты и колокола сброшены. В годину лихолетия по злой человеческой воле в храме размещались кинотеатр, клуб, концертный зал. Стараниями военных моряков и музейных работников удавалось сохранить лишь малую часть великолепного внутреннего убранства, не подвергшуюся уничтожению.

Милостью Божией эти тяжелые времена миновали. Знамением наших дней стало повсеместное возрождение церковной жизни, начавшееся после долгих и трудных лет жестоких гонений. Врата адовы так и не смогли одолеть основанную Христом Спасителем Церковь, украсившуюся подвигом веры и благочестия многих тысяч новомучеников и исповедников Российских.

В лето 2002 года приснопамятный предшественник наш Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил возрождение Кронштадтского Морского собора, и в тот же год усердием руководства Балтийской строительной компании главный купол храма вновь был увенчан православным крестом.

2 ноября 2005 года, в день рождения святого праведного Иоанна Кронштадтского, в главном храме Военно-морского флота России была отслужена первая с момента закрытия Божественная литургия.

Первое заседание Попечительского совета под нашим председательством, состоявшееся 5 марта 2009 года, положило начало масштабным восстановительным работам. И сегодня, совершив первую Божественную литургию архиерейским чином в сослужении Высокопреосвященного Владимира, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, и Преосвященных архипастырей, мы молились о скорейшем завершении восстановительных работ, совершаемых совместными усилиями Русской Православной Церкви, Военно-морского флота, руководства страны, деловых кругов и всего российского народа.

Верю, что под этими величественными сводами из рода в род будет возноситься общая церковная молитва народа нашего о Военно-морском флоте России, о жертвователях, благотворителях, благоукрасителях сего дома Божия. Да будут эти жертвы и труды благоприятны пред Богом и да напишутся имена всех, потрудившихся в этом святом деле, в книге жизни вечной.

Совершенная ныне Божественная литургия в Свято-Николаевском Морском соборе города Кронштадта стала зримым свидетельством не только возрождения, но и обновления духовной жизни Российской флота и всего нашего народа.

В летопись Русской Православной Церкви нашей страны вписана еще одна достопамятная страница, правдиво рассказывающая о том, как строилась и возрождалась эта святыня. Мы усматриваем в этом благое знамение продолжающегося действия Промысла Божия о Церкви и о народе нашем. Россия идет вперед по нелегкому пути преображения, возрождая духовные и культурные традиции Святой Руси, ибо только во Иисусе Христе, Свете истинном, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир, наше упование на успешное созидание достойного будущего Отечества.

Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение! Молитвами святителя и чудотворца Николая, святого праведного Иоанна Кронштадтского, сонма новомучеников и исповедников Российских да сохранит Всемилостивый Господь сей величественный храм в благолепии, народ наш — в мире, страну — в благоденствии и флот — во славе!
В память о сегодняшнем событии я хотел бы преподнести этот величественный образ Илии Пророка сему святому храму. Илия Пророк — это тот святой, к которому часто обращались моряки, особенно попадавшие в бури. Пусть он своими молитвами и предстательством пред Богом хранит наш флот от всякого рода кораблекрушений.

Я хотел бы отметить особую роль в организации всей работы по возрождению собора Светланы Владимировны Медведевой, супруги нашего Президента. Я благодарю Вас, Светлана Владимировна, за Вашу инициативу, за то, что Вы как уроженка сего места, движимая любовью к граду своему, к Отечеству, ко флоту нашему, употребляете так много усилий, чтобы сия величественная святыня была восстановлена. И в память о первой Божественной литургии, совершенной Патриархом в этом храме, я хотел бы преподнести Вам образ святителя и чудотворца Николая с житием. Пусть покровитель сего храма и Военно-морского флота России хранит Вас и Ваше благочестивое семейство на многая и благая лета.

Всем участникам этого богослужения, а также военнослужащим я просил бы передать это маленькое изображение святителя Николая, которое можно положить в карман, в бумажник, в записную книжку, чтобы всегда иметь с собой. На обратной стороне этого маленького образочка — мое Патриаршее благословение.

Пусть Господь молитвами святителя и чудотворца Николая хранит всех нас. Аминь.
Правописание - не моя стихия
Реклама
Аватара пользователя
Георг
Всего сообщений: 7776
Зарегистрирован: 24.09.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Re: Проповеди Святейшего Патриарха Кирилла

Сообщение Георг »

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в праздник Собора Архистратига Михаила

21 ноября 2010 года, в неделю 26-ю по Пятидесятнице и день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил литию по погибшим в дорожно-транспортных происшествиях, после чего обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Всех вас, дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, всечестные отцы, братья и сестры, высокие представители государственной власти, Вооруженных сил России, отцы, братья и сестры, поздравляю с воскресным днем и с праздником святого Архистратига Божиего Михаила.

В сегодняшний день мы молитвенно обращаемся к бесплотным Небесным Силам. Мы не знаем, что это за силы, — Господь нам ничего не открыл, кроме того, что они существуют. У некоторых людей, особенно современных, само упоминание об ангелах вызывает улыбку, потому что вспоминаются святочные рассказы, колыбельные песни, фольклор. Все это так далеко от научного сознания современного образованного человека; и некоторые люди, якобы исходя из своего образования, воспитания, культуры, не могут совместить понятие об ангелах с тем, что они знают о мире.

Совершенно очевидно: Богу было угодно, чтобы эта неведомая сила являлась людям в облике человека. Но никто из нас не знает, что это за сила, какова ее природа. Богу было угодно, чтобы на каждого человека оказывалось влияние этой силы. Мы с доверием относимся к слову Божию, и знаем, что так и есть. Знаем также, что эта сила неоднородна, что в ней присутствует и доброе, и злое начала; и вне зависимости от воли человека доброе и злое начала на него влияют. Когда мы говорим об ангеле-хранителе, мы говорим о той силе, которая призвана нам помогать, защищать нас. Но есть и другая сила, которая пытается нас перетянуть на свою сторону, затуманить нам сознание, сбить с толку, лишить жизненных ориентиров. Эта неведомая брань между добром и злом происходит не только в человеческой истории, не только в нашей повседневной жизни, — это происходит и там, куда сегодня мы не можем проникнуть ни своим сознанием, ни своей волей, ни своими чувствами, ни своими самыми мощными знаниями. От нас это пока сокрыто.

Сегодня за Литургией читалось послание апостола Павла к Ефесянам, где мы находим очень сильные слова: «Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в делах тьмы» (Ефес. 5, 10-11). Каждому человеку надлежит испытывать все то, что приходит к нему извне. Говоря современным языком, каждый призван к тому, чтобы критически оценивать всю поступающую информацию. Мы должны испытывать информационный поток, который обрушивается на сознание современного человека. Мы должны иметь способность отличать добро от зла, а когда отличаем, то не участвовать в делах тьмы.

А ведь мы участвуем. Кто по глупости, по неразумию, потому что «другие так делают». Чаще всего мы так и объясняем свой грех, ссылаясь на то, что сосед, знакомый, коллега или человек, занимающий более высокое положение, так поступает — «а почему я не могу этого делать?» Мы чаще всего оправдываем свои грехи грехами других людей, ведь не хочется признаваться, что ты злодей, что ты делаешь гадкие вещи, что ты совершаешь грех, вот мы и прикрываемся другими, кто якобы грешит еще больше.

А иногда мы участвуем в делах тьмы сознательно: в душе осознаем, что это дело тьмы, но обстоятельства, ложно понятая солидарность заставляют — как же выбиваться из этой группы людей, которая себя так ведет? «Нельзя же быть белой вороной, вот я и живу как они живут». А иногда и совсем сознательно, когда наступает противление Богу, — это сознательное противление Богу именуется хулой на Духа Святаго. Все грехи прощаются, а грех хулы на Духа Святаго не прощается, — но ведь и это совершают люди.

Как же нам не участвовать в делах тьмы? Как нам научиться испытывать, что благоугодно Богу? Конечно, Господь дал нам разум. Он дал нам нравственное чувство, которое отображается в душе голосом совести. Господь дал нам слово Свое — Священное Писание. Разве вспоминаем мы о Священном Писании там, за пределами храма? Выйдем, пойдем по улице — и вот первый же конфликт в транспорте, или с пешеходом, с которым столкнулся неудачно, или с водителем на дороге. Где же наши знания Священного Писания? Они тут же улетучиваются. Кто же наставит нас в момент кризиса, в момент конфликта, в момент противодействия, когда и нужно проявить христианскую способность распознавать духов?

Мы чаще всего бессильны. Людей, которые способны управлять собой, вспоминая о Слове Божием, обращаясь к своей совести, — единицы. Мы называем их святыми людьми. А как же спасаться нам, людям грешным? Вот Бог и дал нам неведомую силу, которая присутствует рядом с нами. Мы называем мир рядом с нами ангельским миром, потому что Сам Бог назвал его так в Слове Своем. А потому в самые трудные моменты жизни нужно обращаться к Богу, к ангелу своему, к этой силе, что присутствует реально в нашем физическом мире, хотя сама эта сила физическому миру не принадлежит, — чтобы Господь через ангела-хранителя помог нам отделить добро от зла, свет от тьмы, испытать то, что благоугодно Богу, и не участвовать в делах тьмы. Это и есть ангельский покров над нами, ангельская защита, ангельское вразумление. И тогда слабости наши и греховность наша и неспособность видеть черное и белое вдруг обращаются в великую способность. Мы обретаем силу духовного зрения, силу разума, силу воли, силу чувств, и грешный и слабый человек становится героем духа. И ведь как много таких примеров: беззаветное служение Отечеству своему, готовность жизнь свою положить за ближних своих, жертвенное служение родным и близким, подвиг на работе, — да разве мало всех этих великих подвигов нашей жизни?

Пусть Господь помогает нам неведомым для нас путем корректировать наше поведение, наши мысли и наши дела. Именно в этом мы и видим величайшее и спасительное значение присутствия ангельского мира в человеческой жизни. А потому и возносим молитвы к святому Архангелу Михаилу и ко всему неведомому для нас, но реальному небесному воинству. И предки наши молились крепко Архангелу Михаилу, особенно тогда, когда вступали в бой, когда защищали Отечество свое, землю свои, святыни свои, родных и близких. И неслучайно, что именно в честь Архангела Михаила был назван этот Кремлевский собор, который до построения Храма Христа Спасителя был кафедральным собором города Москвы. Столица Северной Руси, Российского государства обращала в этом храме свои молитвы к Богу, чтобы Он даровал и победу, и заступление, и помощь через небесное Свое ангельское воинство.

Сегодня, в день памяти святого Архистратига Божиего Михаила, мы вспоминаем всех, кто погиб в дорожно-транспортных происшествиях. Сегодня на наших дорогах и улицах погибает такое количество людей, которое соизмеримо с потерями в войнах. Погибают люди в расцвете сил, наиболее активная часть нашего населения; погибают пешеходы, престарелые люди, дети…

Это обратная сторона греховности нашей цивилизации. Мы создаем машины, мы становимся мощными и сильными, но у нас не хватает ни разума, ни нравственного чувства с ответственностью относиться к той силе, которую человек получает в свои руки. Когда пьяный водитель сбивает на пешеходном перекрестке детей — что это, как не бездна человеческой безответственности? Конечно, дорожно-транспортные происшествия нередко имеют объективные, технические причины: плохие дороги, не всегда исправные транспортные средства. Но в основном — тот самый человеческий фактор, который чаще всего и толкает человека на преступление за рулем, потому что нет сильного нравственного чувства и ответственности.

Мы сегодня молились о том, чтобы Господь принял души убиенных на дорогах людей; но одновременно и о том, чтобы народ наш понял: нельзя друг друга убивать в мирное время, не щадить ни малых детей, ни стариков. Нужно жалеть друг друга, нас не так много осталось на этих огромных евразийских просторах. А ведь сегодня от дорожно-транспортных происшествий погибает людей больше, чем от всех болезней.

Поэтому я обращаюсь и к вам, мои дорогие, кто собрался в этот день, и обращаюсь через телевидение ко всем, кто меня слышит: сегодня проблема безопасности на дорогах — это не только вопросы законодательства, дисциплины, порядка и технического обеспечения. Это нравственная проблема, о которой мы должны громко говорить. И я призываю каждого, кто садится за руль, проникаться этим чувством ответственности. Молитесь перед тем, как садиться за руль. Просите, чтобы Господь помог вам, чтобы Ангел-хранитель был вместе с вами. Никогда не садитесь за руль пьяными, потому что вы принимаете на себя великую ответственность. Используйте все средства защиты, которые обеспечивает сегодня современное техническое оборудование автомобилей; помните, что за рулем не должно быть никакого ухарства. Мы должны проникаться ответственностью и понимать, что нужно беречь и себя, и семью свою, и детей своих, и, самое главное, народ свой нужно беречь.

Я хотел бы приветствовать сегодня в храме Виктора Николаевича Кирьянова, который возглавляет Государственную дорожную инспекцию Российской Федерации, и пожелать Вам и всем Вашим сотрудникам помощи Божией, чтобы вместе с народом, опираясь на институты гражданского общества, на Церковь, вы могли бы изменить ситуацию к лучшему. Пусть Господь помогает Вам, всем Вашим подчиненным и всем нам осознать опасность, которая существует сегодня на улицах.

Я хотел бы также сердечно приветствовать и поздравить руководителей и высоких представителей Российского космического агентства во главе с его директором, а также представителей Военной академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого и многих других представителей власти, общественности, монашествующих и всех вас, мои дорогие прихожане, с этим замечательным днем. Пусть святой великий Архистратиг Михаил и все небесное воинство покрывают нас своими невидимыми крылами, помогая отличать добро от зла и помогая устроять жизнь свою по Божиему закону.

Хотел бы сердечно приветствовать наших дорогих владык, приехавших в гости из Грузинской Православной Церкви, — владыку Николая и владыку Андрея. Несмотря на то, что отношения между нашими странами сегодня переживают не самый лучший период, Церкви всегда вместе. Мы молимся вместе как одна семья, и надеемся, что Господь приклонит милость, и единство Православной Церкви послужит причиной и силой, приводящей в действие различные политические механизмы, дабы улучшились отношения между нашими единоверными православными народами.

Еще раз всех вас поздравляю с праздником. Храни вас Господь!
Правописание - не моя стихия
Аватара пользователя
Георг
Всего сообщений: 7776
Зарегистрирован: 24.09.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Re: Проповеди Святейшего Патриарха Кирилла

Сообщение Георг »

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница», в Покровском монастыре г. Москвы

В праздник иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослушница», и день тезоименитства святой блаженной Матроны Московской Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Покровском ставропигиальном женском монастыре в Москве. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства, всечестная матушка игумения Феофания, дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с праздником в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». В этот же день празднуется память преподобной Матроны, имя которой носила святая блаженная Матрона Московская, почивающая своими чудотворными мощами в этой святой обители. Мы также празднуем юбилей со дня основания святой обители и 15-летие со дня ее возрождения.

За 15 минувших лет, как справедливо сказала матушка игумения, по молитвам Матронушки Московской великие чудеса совершились на этом месте, и был не только возрожден во всем благолепии Покровский монастырь, но что самое главное, это место стало святым местом Москвы, всей России и всего православного мира. Сюда ежедневно стекаются тысячи паломников, что свидетельствует о великой вере людей и свидетельствует о том, что здесь они получают просимое по молитвам своим. Не может человек приходить туда, где не чувствует ответа, где не чувствует помощи, если он такую помощь просит. И это множество паломников является в нашем современном обезбоженном мире ярким свидетельством живой веры.

Пусть же люди, которые еще не имеют эту веру в сердце, задумаются, проходя мимо Покровского монастыря и видя бесконечную вереницу людей, идущих к Матронушке Московской. Ведь это не предрассудки, не заблуждения, но яркий пример живого религиозного опыта. Именно наш собственный опыт соприкосновения с Богом, со святыми является величайшим основанием нашей веры; а вера призвана изменять нашу жизнь.

Сегодня во время Литургии было прочитано несколько стихов из 5-й главы Первого послания к Тимофею апостола Павла. В этом послании и, в частности, в этой главе говорится о вдовицах. Вдовицы в древней Церкви, в раннехристианской общине занимали то место, которые сегодня занимают монахини. Было много вдовиц по обстоятельствам жизни, когда женщины лишались супруга; но только немногие из них благословлялись стать вдовицами церковными, которые переходили на послушание христианской общине. И апостол Павел говорит о том, что не каждую из вдовиц следует благословлять на это служение, но только тех, которые украшены добродетелями. Апостол пишет как о добродетелях, которые имеют многие женщины, так и о грехах женских — о болтливости, об осуждении, о зависти и о многих других, которые часто поражают именно женскую душу.

Но среди всех этих замечательных слов апостола я бы хотел сейчас особо выделить слова, которые в первую очередь относятся к женщинам, матерям, вдовам, но относятся также и к мужчинам, к каждому христианину. Апостол говорит: «если кто не заботится о ближнем, особенно о домашних своих, то он отступник от веры и хуже неверного» (см. 1 Тим. 5, 8 ).

Почему же такой человек хуже неверного? А потому, что люди, даже будучи неверующими или язычниками, заботятся о своих родных. Бог вложил в нас этот инстинкт — и не только в людей, но даже в животных. Посмотрите, как звери ограждают и защищают своих детенышей, как маленькие птички готовы идти на смерть, чтобы защитить птенцов. Бог вложил это поразительное чувство в каждую мать и в каждого отца, чтобы продолжалось потомство. Поэтому и люди неверующие, движимые этим врожденным чувством, заботятся о домашних, заботятся о ближних своих. А уж если кто из верующих людей не заботится ни о ближних, ни о домашних, то, действительно, по слову апостола, он хуже неверного.

А где в первую очередь мы должны приобретать навык нашего христианского доброделания? Конечно, у себя в семье — в отношении мужа или жены, детей, братьев, сестер. В этом самом близком кругу человек и отрабатывает навыки христианской жизни; здесь-то он и становится христианином, почему и называют семью малой Церковью, ибо в семье начинается спасение. Вот почему великим грехом является разрушение семьи. Супружеские измены, разводы, сироты при живых родителях — все то, что стало, чуть ли не нормой нашей общественной жизни и нашей общественной морали, — все это против Божиего замысла, и поступающий так человек есть отступник от веры и хуже неверного.

Вот почему, если кто-то совершил некогда этот грех, то он должен постоянно каяться в нем, сознавать свое преступление перед Богом и искуплять заботой о ближних своих, о родных своих.

Почему же апостол Павел говорит об этом в связи со служением вдовиц — тех самых предшественниц женского монашества в древней Церкви? А потому, что, уже не имея семьи и встав на путь служения Церкви, они должны были весь этот потенциал любви обращать на свою новую семью — на христианскую общину, помогать страждущим, воспитывать сирот, нести служение благовестия людям. Вот почему эти грозные слова апостол поместил именно в то место послания к Тимофею, где он говорит о вдовицах, где он говорит о служении Церкви.

И сегодня эти слова также обращены, в первую очередь, к нашим монашествующим. Монастырь — это не место комфортного проживания одиноких людей, где можно и послушания не выполнять, на болезнь сославшись или еще на что-то. Монастыри должны быть тем местом, где наши современные «вдовицы» — монашествующие, отдавшие себя в руки Божии через исполнение обетов послушания, осуществляют великое служение милосердия.

Хорошо Вы сказали в своем слове, матушка, о том, как должна строиться монашеская жизнь — и молитва за весь мир, и принесение себя в жертву. Действительно, бескровное мученичество при жизни, но не ради самолюбования, не ради того, чтобы в умилении созерцать свой собственный подвиг, а затем всеми силами защищать свое достоинство, когда вдруг покажется, что кто-то не так на тебя посмотрел или не то сказал; а для того чтобы со смирением, с искренней верой делать то, к чему призывает каждого монашествующего Господь.

Я иногда удивляюсь тому, как Евангельские или апостольские тексты, которые приходятся на данный день просто согласно расписанию, входящему в церковный устав, бывают актуальными и ко времени, и к месту. А потому напоминаю всем вам, в первую очередь дорогие сестры, а также всем, кто меня сегодня слышит, эти дивные слова апостола Павла. Призываю вас хранить особую заботу о своих ближних, о семьях, хранить чистоту брака, дружбу в семье, обеспечивать помощь и защиту детям. А тем, кто посвятил себя на служение Господу, отказавшись от семьи, от детей, от семейного уюта и человеческого благополучия (в том смысле, как это благополучие обычно представляется людям), желаю, чтобы они приняли умом и сердцем слова апостола Павла и совершали великое служение ближним своим, своей монашеской общине, а через нее и всему миру со смирением, кротостью и духовным мужеством.

Я хотел бы сердечно поздравить Вас, матушка Феофания, и всех сестер обители с юбилеями и преподнести эту Казанскую икону Божией Матери в память о сегодняшнем юбилейном торжестве. Вам, же матушка Феофания, за Ваши труды по возрождению обители и в связи с 45-летием со дня рождения я хотел бы вручить этот наперсный крест как выражение моей признательности за Ваше служение Свято-Покровской ставропигиальной обители. Храни Вас Господь.

Благословение Божие да пребывает со всеми вами. Аминь.
Правописание - не моя стихия
Аватара пользователя
Георг
Всего сообщений: 7776
Зарегистрирован: 24.09.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Re: Проповеди Святейшего Патриарха Кирилла

Сообщение Георг »

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на презентации 23-го и 24-го алфавитных томов «Православной энциклопедии»

24 ноября 2010 года по окончании 23-го совместного заседания Наблюдательного, Попечительского и Общественного Советов по изданию «Православной энциклопедии» Святейший Патриарх Кирилл возглавил презентацию 23-го и 24-го алфавитных томов «Православной энциклопедии».

Уважаемые члены Советов, авторы и редакторы «Православной энциклопедии», дорогие гости!

Прежде всего хочу вам сообщить о том, что в качестве председателя Попечительского совета на только что прошедшем заседании утвержден мэр города Москвы Сергей Семенович Собянин. Мы надеемся, что участие города Москвы в работе Попечительского совета будет продолжено. Проект «Православная энциклопедия» — это проект сложный, требующий, в том числе, и значительной финансовой поддержки. Поэтому участие в Попечительском совете города Москвы имеет очень большое, если не сказать решающее, значение. Таким оно было в прошлом, таким является в настоящем и, я надеюсь, таким останется и в будущем.

На только что завершившемся заседании были утверждены планы работы Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» и Кинотелекомпании «Православная энциклопедия».

В следующем году, мы надеемся, увидят свет 25-й, 26-й и 27-й алфавитные тома. Продолжается научно-исследовательская работа, и эта работа приобретает все большую и большую значимость, потому что касается важных теоретических проблем, равно как и церковно-практических вопросов.

В начале будущего года также выйдут в свет два весьма значительных издания. Во-первых, это книга «Православие в Эстонии: исследование и документы», в которой впервые будут опубликованы важнейшие церковно-политические материалы за период с 1917 по 2010 год. В книге будут представлены более 200 документов, из которых значительная часть публикуется впервые. Издание будет осуществлено на русском и на английском языках.

Еще одной книжной премьерой следующего года станет словарь-справочник «Киев в истории Православия», который будет посвящен истории киевского Православия с X века до нынешних дней и будет содержать тысячи фактологических статей. Новизна этого издания заключается в том, что для удобства пользования этим словарем-справочником в нем будет совмещен хронологический и алфавитный принципы расположения материала.

Также сегодня принято решение о создании электронной базы документов, являющихся источниками по православному каноническому праву. В этом году Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» завершил первый этап работы по выявлению источников канонического права византийского, поствизантийского и древнерусского периодов. Одновременно в Московской и Санкт-Петербургской духовных академиях идет работа по выявлению таковых источников, в том числе более позднего времени. В будущем году Церковно-научному центру предстоит свести все выявленные материалы в единую базу данных с удобной и мощной поисковой системой. Демонстрационная версия этой электронной базы представлена вам уже сегодня.

Осенью будущего года на широкий экран выйдет новый полнометражный художественный фильм кинотелекомпании «Православная энциклопедия», посвященный святителю Алексию, митрополиту Киевскому, Московскому и всея Руси. О масштабах работы над фильмом вы можете судить по представленному на стендах фотоотчету и демонстрируемым сегодня видеофрагментам фильма. О качестве исторической проработки материала можно составить представление по историко-художественному воспроизведению облачения св. митрополита Алексия, которое сегодня по моему благословению будет передано кинотелекомпанией «Православная энциклопедия» в дар музею Храма Христа Спасителя.

Сегодня мы представляем вам два новых тома «Православной энциклопедии», которые объединяют статьи о святых, церковных и государственных деятелях, ученых, художниках, философах, поэтах с именем «Иоанн». Это самое распространенное в Православии имя, и потому сотни статей, посвященных Иоаннам, заняли практически полностью два тома.

Среди этих статей особенно хочется выделить отдельные обширные статьи, например, об Иоанне Златоусте, Иоанне Предтече, Иоанне Кронштадтском, Иоанне Рыльском, о русских великих князьях и царях Иване Калите, Иоанне Грозном, а также целые циклы. Например, цикл о четырнадцати Константинопольских Патриархах, носивших имя Иоанн, и цикл о двадцати трех Римских Папах с этим именем, включая статьи о Папе Иоанне XXIII и Папе Иоанне Павле II.

В томах нового 2011 года будет завершена работа над буквой «И», самой большой энциклопедической буквой. Уже в следующем томе, работа над которым завершается в эти дни, будут помещены статьи о Русских Патриархах Иоасафе I и Иоасафе II, о первом Патриархе Московском святителе Иове, о первом автокефальном митрополите Московском святителе Ионе, о преподобном Иосифе Волоцком, а также о святых древней Церкви — Иринее Лионском и Исааке Сирине.

Следующий год, завершающий работу над буквой «И» и начинающий работу над буквой «К», будет годом работы над очень сложными и важными богословскими статьями: «Искупление», «Ипостась», «Исповедание веры», а также обширным блоком статей, связанным с каноническим правом. В ближайших томах будут представлены обширные историко-страноведческие материалы об Италии, Ирландии, Испании; о сложной и подчас драматической истории Православия в Иордании, Ираке, Иране.

Вот таковы вкратце планы на 2011 год, и мы уверены в том, что с Божией помощью эти планы можно будет реализовать.

Помимо представления двух томов, 23-го и 24-го, и краткого рассказа о только что минувшем заседании, о перспективных планах работы Церковно-научного центра на следующий год, я бы хотел также совершить некое приятное и почетное действо и, в первую очередь, огласить Патриаршую грамоту:

«Во внимание к усердным миссионерским трудам, за вклад в становление православного киноискусства, исполнение главной роли в фильме "Поп" актер С.В. Маковецкий награждается орденом Русской Православной Церкви свт. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, III степени». Аксиос!

С. Маковецкий поблагодарил Святейшего Патриарха Кирилла, Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», коллег по съемкам, выразив пожелание и в дальнейшем принимать участие в подобных проектах «во благо нашей Православной Церкви и нашей культуры».

На этом мы завершаем презентацию двух томов «Православной энциклопедии». Я хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто принял участие в заседании Советов, а также тех, кто почтил эту презентацию своим присутствием. Благодарю вас за внимание!
Правописание - не моя стихия
Аватара пользователя
Георг
Всего сообщений: 7776
Зарегистрирован: 24.09.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Re: Проповеди Святейшего Патриарха Кирилла

Сообщение Георг »

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в Зачатьевском женском монастыре г. Москвы

25 ноября 2010 года, в праздник иконы Божией Матери «Милостивая» и день празднования 650-летия основания Зачатьевского ставропигиального женского монастыря города Москвы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение воссозданного собора Рождества Пресвятой Богородицы Зачатьевской обители и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше Высокопреосвященство, владыка Исаия! Всечестная матушка Иулиания! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сегодня исторический день для города Москвы, да и для всей России, потому что с освящением собора Рождества Богородицы в Зачатьевском монастыре, древнейшей московской обители, завершается основная часть всех восстановительных работ. И когда взираешь на это великолепие, на вознесенный к небу в центре первопрестольного града храм, когда вспоминаешь историю этого места, начинаешь понимать, что только слепой человек — духовно слепой — может не видеть руку Божию в своей жизни и в человеческой истории. Расскажу вкратце историю этого храма, и вы поймете, что я имею в виду.

В 1360 году, ровно 650 лет тому назад, был заложен этот монастырь, и сегодня мы празднуем юбилей этой славной обители. Святитель Алексий, митрополит Киевский, Московский и всея Руси, заложил на этом месте соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы. То была деревянная Церковь, и, как нередко бывало во времена пожаров, которые охватывали древние русские города, храм этот впоследствии сгорел. В самом начале XVI века здесь был заложен каменный собор, который построил известный итальянский архитектор Алоиз Фрязин, принимавший участие в строительстве Московского Кремля. Но и этот собор сгорел во время большого московского пожара. При царе Иоанне Федоровиче на этом же месте был заложен еще один, третий собор, но и он подвергся разрушению, вернее пришел в такую ветхость, что надо было его восстановить. Уже в XIX веке был построен четвертый собор, который в 1929 году был разрушен по приказу власти.

Собор, который мы освящаем, — пятый на этом месте. В истории этого места и этого собора словно отразилась вся история нашего Отечества, а в каком-то смысле — история всей Церкви. Церковь проходила за все годы своего 2000-летнего бытия через разрушения, истребление, изничтожение, а потом возрождалась, как из семени — забытого, заброшенного, как бы иссушенного — вдруг возрождается древо. Наверное, ни одно сооружение в городе Москве не имеет такой истории, как этот храм, и это свидетельствует о том, что Церковь Божия, будучи включена в жизнь рода человеческого, проходя вместе с людьми огромные трудности и потрясения, живет и спасается не потому, что она сильна, не потому, что ее возглавляют люди, имеющие авторитет и власть, не потому, что ее кто-то финансово поддерживает, даже не потому, что много людей к ней принадлежат, а только потому, что Церковь — это место, где живет и действует Святой Дух.

Можно разрушить храмы, можно убить верующих людей, можно принять какие-то несправедливые законы, можно объявить войну наследию Христову, как это неоднократно делалось, но никому из людей не дано погубить то семя, которое было посеяно через Крест и Воскресение Христа Спасителя и которое было оплодотворено в день Святой Пятидесятницы силой Святого Духа. И потому скорби и поношения никогда не были для Церкви признаками конца, никогда не были причиной потери веры. Лишь слабые в вере, формально принадлежавшие Церкви отпадали от нее, потому что не видели в Церкви внешнего проявления силы. Но даже крайняя слабость и уничижение Церкви никогда не были причиной для отпадения верных.

Можно себе представить, что испытывали монахини Зачатьевского монастыря, когда в 1929 году взрывали этот храм. До него здесь было четыре храма, и каждый из них по какой-то причине прекращал свое существование, но никогда — по злому умыслу людей или по приказу власти. До той поры разрушение или ветхость храма становились стимулом к тому, чтобы мобилизовать силы для строительства нового. А в том тяжелом 1929-м году власть, общество, государство сами нанесли удар по этому месту…

О чем думали тогда монахини? Наверное, кто-то вспоминал историю обители и верил, что с этим взрывом не прекратится жизнь монастыря. Ну а кого-то, может, охватывали апокалиптические страхи. Не конец ли это мира? Слыхано ли, чтобы на Руси власть разрушала храмы своего народа? Враги разрушали, но чтобы собственная власть? Для многих, конечно, это было потрясением, низвержением всех основ жизни государства и народа; и многие, наверное, говорили: «последние времена, Антихрист при двери». Но кто-то и тогда хранил твердую веру в то, что Господь приклонит милость Свою к отпавшему народу и, проведя через огромные искупительные жертвы, дарует ему возможность вновь обрести веру, построить храмы, восстановить святыни, зажить духовной жизнью.

И вот сегодня мы с вами свидетели этого возрождения. Кто же из нас более счастливый — тот, который видел картину разрушения, или мы, которые видим картину воссоздания? Трудно сказать. По-человечески, конечно, мы. Но те люди, видя картину разрушения, сохраняли веру, несмотря на гонения, и ныне они пребывают пред лицом Божиим как мученики и исповедники.

По-человечески мы, конечно, более счастливые. Мы видим воссоздание этого благолепия. Но, в отличие от тех, кто вошел в Царствие Божие через подвиг, нам еще предстоит совершать подвиги в нашей жизни. Нам предстоит большая работа, чтобы эти воссозданные стены всегда вмещали в себя людей, чтобы здесь совершалась Божественная литургия, чтобы вера народа укреплялась, а вместе с этой верой возрождалась Россия, несмотря на многие тяжкие обстоятельства современной жизни. Нам еще предстоит главный труд нашей жизни — молитва, духовный подвиг и возрождение нашего Отечества.

Верю, что в этой обители будет всегда храниться предание о днях древних и всегда будет сохраняться сильная вера, непоколебимое упование на всеблагую и совершенную волю Божию.

Я хотел бы еще раз сердечно поблагодарить Вас, матушка игумения, за многие труды, которые Вы понесли по возрождению обители. Но вместе с тем я хотел бы особенно почтить людей, которые внесли свой огромный вклад в созидание сего святого места.

<…>

Я хотел бы также преподнести святой Зачатьевской обители этот образ с памятной дощечкой в память о сегодняшнем торжестве. Сердечно благодарю владыку Исайю, владыку Афанасия, досточтимого отца архимандрита за замечательные дары, которые вы преподнесли этой обители и моему недостоинству. И хотел бы также от имени обители преподнести художественно вышитую пелену для чудотворной Киккской иконы Божией Матери в память о сегодняшнем торжестве и нашей совместной молитве.

Пусть благословение Божие, Покров Пречистой Царицы Небесной пребывают над Церковью нашей, над страной, над Первопрестольным градом Москвой и над этой древнейшей женской обителью столицы. Храни вас Господь.
Правописание - не моя стихия
Аватара пользователя
Георг
Всего сообщений: 7776
Зарегистрирован: 24.09.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Re: Проповеди Святейшего Патриарха Кирилла

Сообщение Георг »

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на учредительном заседании Попечительского совета Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря

26 ноября 2010 года в Храме Храма Христа Спасителя состоялось учредительное собрание Попечительского совета Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря. Со вступительным словом к собравшимся обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Соловки — величайшая духовная святыня нашего народа, имеющая особое значение для Русской Церкви, для России, для всего Русского мира и вообще для европейской цивилизации. Значение Соловков признано и на международном уровне — согласно оценке ЮНЕСКО, «Соловецкий комплекс — это замечательный памятник, представляющий собой апогей русской православной стойкости и мужества; выдающийся образец монастырского поселения в суровых условиях Северной Европы, являющийся прекрасным примером веры, целеустремленности и мужества религиозных общин позднего cредневековья».

Соловецкие острова — наша русская Голгофа, всероссийское братское кладбище, место страдания, упокоения и вечного поминовения православных. Стояние в вере подвижников благочестия ХХ столетия навечно оставило нам и нашим потомкам примеры подвигов мученичества и исповедничества. Земля Соловецкого архипелага обагрена невинной кровью людей многих национальностей, а также и многих вероисповеданий, которых мы помним, за которых мы молимся, имена которых мы сберегаем так же, как имена русских православных людей.

Соловецкий архипелаг — это общенациональное достояние России, уникальное свидетельство творческой силы нашего народа, выдающийся памятник традиционной монастырской культуры. Это целостный историко-культурный и природный комплекс, внесенный в список особо ценных объектов наследия народов России. Такое значение Соловецкой святыни определяет всю меру нашей с вами ответственности перед Церковью, перед нашим народом, перед историей.

Предстоящая нам работа масштабна, сложна и ответственна. В нее уже включено множество участников — представителей Церкви, государства, гражданского общества, профессиональных кругов. В такой ситуации для совместного успешного и осмысленного движения нужна полная ясность целей, глубокая идейная и содержательная проработка концептуальных основ сохранения и восстановления наследия Соловецкого архипелага, исходящая от Русской Православной Церкви.

Сейчас такая работа началась. Благодарю тех, кто сделал на этом пути первые шаги, и вместе с тем считаю, что имеющиеся на сегодняшний день документы нуждаются в доработке с учетом необходимости достижения следующих целей:

Во-первых, это восстановление монастырского наследия Соловков в максимально возможной полноте, обеспечение сохранности всего историко-культурного и природного комплекса Соловецкого архипелага, предотвращение его дальнейшего разрушения, свидетелем чего мы являемся, — в том числе через присвоение Соловкам особого федерального статуса. Думаю, это одна из очень важных задач и нашей работы, и работы государственных учреждений, участвующих в восстановлении Соловецкого архипелага.

Второе, что мне кажется очень важным, — это возрождение Соловецкого монастыря как одного из духовных центров русской цивилизации, традиционного места паломничества, как образовательного и просветительского центра.

Третье, — это необходимость обеспечить доступ к культурному и духовному наследию Соловков всех, кто желает познакомиться с этим святым местом.

Четвертое — это создание достойных условий жизни для местного населения Соловков.

Здесь я хотел бы сказать о том, что распоряжением Д.А. Медведева создана рабочая группа, которую предложили возглавить мне. Эта рабочая группа включает в себя представителей государственных учреждений, представителей министерств, ведомств, администрации Архангельской области. Задача группы заключается в первую очередь в том, чтобы мобилизовать государственный ресурс — через создание соответствующих программ, через обеспечение соответствующего законодательного сопровождения всей этой деятельности.

Здесь уместно сказать о задачах Попечительского совета. Мне кажется, что очень важно мобилизовать не только государственный ресурс, что, конечно, очень важно, но и мобилизовать ресурс небезразличных людей, готовых вносить свой вклад в святое дело восстановления обители. Мы очень благодарны за те первые шаги, которые уже были сделаны; и должен сказать, что принятие решений на государственном, бюрократическом уровне иногда запаздывает и не соответствует ходу проведения восстановительных и строительных работ, особенно с учетом климата, проблем с навигацией и т.д.

Так, нам не удалось мобилизовать практически никаких государственных ресурсов для зимнего завоза на Соловки. Это удалось сделать в самый последний момент, мобилизуя наших доброхотов. Частные люди собрались, сложились, дали средства, на которые были завезены строительные материалы, и благодаря этому на Соловках в течение зимнего периода будут идти восстановительные работы, что не произошло бы, если бы мы опирались только на возможности, предоставляемые государством. Поэтому я считаю очень важным полноценное функционирование Попечительского совета.

Очень важно, чтобы концепция возрождения Соловецкой святыни как нашего общего национального достояния была всесторонне обсуждена профессионалами и широкой общественностью России, чтобы относительно нее в нашем обществе сложились информированность и гражданское согласие. К сожалению, после первого заседания рабочей группы на Соловках в прессе, в Интернете стали появляться статьи, авторы которых либо не знали, что происходило на этом заседании (хотя мы предали гласности нашу работу), либо стали сознательно искажать сделанные тогда выводы. Была даже предпринята попытка создать некий очаг напряжения в информационном поле вокруг темы восстановления Соловков. Нам пришлось отвечать на некоторые наиболее тенденциозные выпады. Надеюсь, что всестороннее обсуждение с участием профессионалов, любых заинтересованных кругов и соответствующая гласность помогут нам в будущем снимать недобросовестную критику и давать нашему обществу ясное понимание наших намерений. Ни один разумный человек, непредвзятый и нетенденциозный, не сможет опровергать концепцию, которая будет выработана на основе широкого консенсуса.

Поэтому такая теоретическая работа должна быть продолжена, а затем предана широкой гласности. Думаю, что первоначально концепция должна тщательно быть обсуждена в рамках работы нашего Попечительского совета.

Теперь о первоочередных задачах. С 2007 года мы неоднократно ставили вопрос о поэтапной передаче в безвозмездное пользование Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря зданий религиозного назначения, расположенных на территории архипелага. Процесс передачи начался только в этом году. На основании поручения Президента Российской Федерации в безвозмездное пользование монастыря сейчас оформляется 109 объектов культурного наследия. К их числу относятся, главным образом, те здания, которые на протяжении уже многих лет фактически используются монастырем, но без надлежащего документального оформления. Надеемся, что процесс поэтапного возвращения монастырю исторически принадлежавшего ему и созданного им наследия продолжится и в последующие годы.

Один из важных вопросов — это перемещение Соловецкого государственного музея-заповедника с территории монастыря путем строительства нового здания либо путем реконструкции и приспособления одного из существующих зданий за пределами главной монастырской усадьбы. Необходимо, чтобы в монастыре все-таки был монастырь; но и культурная составляющая должна быть поддержана подобающим образом.

После возвращения зданий монастырю предстоят значительные реставрационно-восстановительные работы. За время лихолетья XX века были уничтожены до фундаментов 3 храма, 22 часовни, несколько десятков других зданий; множество строений до сих пор пребывает в руинах. Монастырем определена программа первой очереди реставрации памятников на 2011-2018 годы, которая включает 74 объекта. Всего же на архипелаге числятся 270 исторических объектов монастыря, из которых первоочередные составляют около 40 %. Планируется отреставрировать не только памятники в центральной части Большого Соловецкого острова, но и отдаленные скиты, пУстыни, дороги, озерно-канальную систему, построенную монахами, и причалы.

Отдельная задача — это совершенствование инженерной и социальной инфраструктуры поселка Соловецкий. На ее решение планируется затратить значительные средства из федерального и регионального бюджета. На первом же заседании рабочей группы я сказал о том, что восстановление Соловецкого монастыря должно сопровождаться и восстановлением всего поселка. Возможно, в данном случае неправильно говорить о восстановлении, потому что поселок создавался в основном в самые трудные годы, когда Соловки использовались не по назначению. Поэтому там нет особых памятников гражданского строительства, хотя, может быть, отдельные бараки будут представлять интерес в качестве исторических экспонатов, повествующих о тяжелейших годах жизни обители.

Приведение в порядок Соловецкого поселка — это необходимая задача, потому что на фоне расцветающего монастыря не должно быть стагнирующего поселка. Ни в коем случае нельзя нарушать экосистему, нельзя покрывать остров асфальтовыми дорогами, нельзя строить эти новоделы с металло-черепичной крышей, отделанной сайдингом. Нужно очень хорошо продумать, как должен выглядеть поселок — с тем, чтобы он органически вписывался в ландшафт монастыря. Приведение в порядок жилищ, дорог, инфраструктуры, обеспечение всем необходимым жителей поселка — это действительно очень важная задача.

До определения охранного статуса территорий Соловецкого архипелага следует принять действенные меры по пресечению всех попыток отчуждения зданий и территории архипелага для строительства объектов туристической инфраструктуры и в иных частных интересах.

Теперь несколько слов об организации работ. Монастырю предстоит большая работа по организации собственной реставрационной базы. Самое пристальное внимание здесь надо уделить качеству работы. Контроль над этим мог бы взять на себя научно-реставрационный совет, уже созданный при музее и монастыре. Его состав надо и дальше укреплять, включая в него ведущих специалистов России.

Представляется правильным, чтобы реставрационные работы финансировались на основании партнерских отношений государства и частных благотворителей. Государственное финансирование по различным программам, таким как ФЦП и ФАИП, пока осуществляется не слишком расторопно, как я уже сказал. Поэтому только благодаря частным инвестициям сегодня удается поддерживать какой-то уровень реставрационных работ.

Отдельное направление работ, требующее немалых интеллектуальных, организационных и финансовых ресурсов, — это создание на Соловках Всероссийского центра памяти о подвиге Русской Православной Церкви в испытаниях ХХ века и о всех невинно пострадавших. Замечательно, если такой научный центр будет создан. Он будет иметь большое значение для изучения нашей новейшей трагической истории, а также для воспитания всех, кто будет посещать Соловки.

Администрация Архангельской области предлагает утвердить особую федеральную целевую программу по Соловкам. Считаю, что это принципиально возможно и желательно. Такая программа может включать затраты, которые реально нужны сегодня Соловкам. Это означает, что все направления расходования средств ФЦП должны определяться в полном соответствии со стратегическими целями и с концепцией, которая, надеюсь, будет принята для того, чтобы эту программу можно было обосновать, в том числе, перед теми государственными инстанциями, которые будут принимать решения о финансировании. Нам действительно необходимо иметь тщательный план работы по реализации концепции, с тем, чтобы каждый этап был хорошо просчитан, чтобы были намечены реалистические расходы, как я уже говорил об этом на заседании рабочей группы. Тогда будет значительно легче обосновывать эти просьбы о финансировании.

Значимость предстоящих работ и общественное внимание к ним таковы, что строго обязательными должны быть регулярный аудит и публичная отчетность. Организовать их согласно сегодняшним стандартам я буду просить наших опытных благотворителей. Столь же обязательной должна быть и независимая профессиональная экспертиза. Для Церкви очень важно, чтобы были сняты любые подозрения в какой-то недобросовестности при освоении средств. Нам очень важна независимая экспертиза, и здесь, может быть, мы также будем прибегать к помощи членов Попечительского совета.

Мы с вами должны помнить, что на Соловках нет чисто хозяйственных и чисто технических вопросов. Каждое наше практическое действие будет иметь последствия — либо оно станет содействовать возрождению Соловецкой святыни в ее силе и славе, либо будет мешать этому.

Считаю, что при нашем Попечительском совете должен работать постоянный Экспертный совет, включающий авторитетных профессионалов и уважаемых общественных деятелей. Этот Экспертный совет должен быть облечен необходимыми полномочиями, чтобы в промежутках между заседаниями Попечительского совета вести текущую работу и осуществлять анализ и предварительную оценку всех перспективных планов и проектов, касающихся Соловков, включая государственные, предпринимательские и общественные.

Этим вводным выступлением я попытался очертить свое понимание работы Попечительского совета. Очень важно продумать также систему взаимодействия с рабочей группой. Полагаю, что потребуется проводить и совместные заседания рабочей группы и Попечительского совета, когда будет особенно важно координировать частные усилия с государственными.

Благодарю вас за внимание.
Правописание - не моя стихия
Аватара пользователя
Dream
Всего сообщений: 31884
Зарегистрирован: 26.04.2010
Вероисповедание: православное
Образование: начальное
Ко мне обращаться: на "вы"
Откуда: клиника под открытым небом
 Re: Проповеди Святейшего Патриарха Кирилла

Сообщение Dream »

:smile:
— ты меня понимаешь?
— понимаю.
— объясни мне тоже.
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Сборник выступлений и интервью Святейшего Патриарха Кирилла
    Максим75 » » в форуме Книжный мир
    6 Ответы
    3972 Просмотры
    Последнее сообщение Георг
  • ПАТРИАРХА КИРИЛЛА С ИМЕНИНАМИ!
    Марфа » » в форуме События
    6 Ответы
    3386 Просмотры
    Последнее сообщение Сергий
  • РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Патриарха Кирилла
    Георг » » в форуме События
    0 Ответы
    4109 Просмотры
    Последнее сообщение Георг
  • День рождения Патриарха Кирилла
    Георг » » в форуме События
    7 Ответы
    3975 Просмотры
    Последнее сообщение Регент
  • Проповеди для новоначальных
    Nikitq » » в форуме Православие в вопросах и ответах
    37 Ответы
    105337 Просмотры
    Последнее сообщение Наталька

Вернуться в «Книжный мир»