Вера, духовность, мы...Подорожник

Духовно-нравственные беседы

Модератор: Максим75

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 18 окт 2018, 18:38

НАШИ ПЛАНЫ И ГОСПОДНИ СЛЕЗЫ


У каждого из нас есть какие-то планы. Мы о чем-то думаем, на что-то рассчитываем и, соответственно, что-то планируем. Планы бывают грандиозные, от которых буквально захватывает дух, и весьма скромные, такие, что и близким друзьям не расскажешь — в виду их мизерности. Есть свои планы у тех, кто владеет этим миром, у политиков и олигархов, и есть они у отогревающихся где-нибудь у теплотрассы бомжей. Разные у тех и у других, конечно. Но одна их общая отличительная особенность заключается в том, что все они носят личный характер.

Нет, планы, конечно, могут касаться многих людей, они могут быть глобальными, наполеоновскими, могут иметь своей целью ни много, ни мало — переустройство целого мира. Но они все равно будут личными — рождающимися из личности планирующего, из обстоятельств его жизни, из тех возможностей, которыми он располагает или надеется располагать. И если человека проявляют, показывают его мысли, слова, поступки, то планы — тем более: ведь именно в них находит свое воплощение нечто самое главное и в то же время сокровенное, таящееся в душе.

Поэтому, пытаясь разобраться в себе и в жизни своей — кто мы, чего стоим, — не в последнюю очередь стоит спросить себя: «А каковы мои планы? Чего я хочу, к чему стремлюсь, какие перспективы — и отдаленные, и ближайшие, — влекут меня к себе?». Я не уверен, правда, что ответ на этот вопрос будет легким. Не потому, разумеется, что большинство людей этого не знает. Просто очень часто, что-то планируя и рассчитывая, человек превращается в некий придаток, в преданного служителя своих собственных намерений. Не он уже управляет ими, а они им. Они становятся для него главной, основной реальностью, он искренне уверен, что именно они и есть жизнь, как таковая, а другой просто и быть не может. И оттого подчас так трудно бывает дать как кому-то со стороны, так и себе самому этот ответ.

А есть ведь и другой вопрос. Гораздо более сложный: «Ты планируешь, рассчитываешь… Но уверен ли ты, что в этом есть смысл, что ты не обманешься в своих ожиданиях, не пожалеешь о потраченном времени? Что в какой-то момент не окажешься похожим на бегуна, который только взял разгон, только набрал скорость, как врезался вдруг в неожиданно выросшую перед ним стену? В ту стену, которой оказывается для человека то, чем все кончается здесь, — смерть?»

И на него ответить непросто. И, кроме того, страшно. Ведь задумываться об этом — значит подвергать все — и себя самого, и жизнь свою в целом, — ревизии, допускать возможность того, что и сделанное, и планируемое может оказаться напрасным, не стоящим в действительности ни средств, ни усилий, ни, тем паче, времени, которое уходит, а его не вернешь.

И еще есть вопрос, который и важней, и в то же время сокрушительней двух предыдущих. Вопрос, которым вряд ли задастся человек, от Бога далекий, и которым вместе с тем поразительно редко задаются люди, в Бога, казалось бы, верующие: «А есть ли в моих планах и расчетах Господь? Что думает Он о том, чего я хочу и чего добиваюсь? Угодно ли это Ему?»

Это вопрос, с которого вообще все надо было бы начинать. Без него — любые планы, цели и свершения, словно строение без фундамента, которое и до бурных порывов ветра, и до разлития рек (см.: Мф. 7, 25, 27) может рухнуть под собственной тяжестью, не имея скрепляющей его основы. Такое здание — это, по сути, весь окружающий нас сегодня мир, построенный людьми, которые меньше всего озабочены тем, что думает о них Господь. Вот отчего в нем так неуютно жить, почему он так неустойчив, так нестабилен. И каждый кризис, переживаемый им, экономический или военный, при всей своей «рукотворности», служит побуждением к тому, чтобы задуматься об Основе — для тех, кто в принципе к этому способен. Много ли еще таких? — Наверное, нет. По крайней мере, мир становится еще неустойчивей и еще нестабильней.

И все равно люди планируют! Их планы не совпадают друг с другом, приходят в состояние конфликта, конфликтуют между собой и сами люди, и не только люди, но и целые их сообщества, и целые страны, и международные коалиции. И все это находится в движении — кажется, нескончаемом, неостановимом. Но это только кажется.

Есть сегодня такая расхожая фраза, ее разве что на заборе не увидишь, а так — везде: «Хочешь насмешить Бога, расскажи Ему о своих планах». Однако мало кто рассказывает. А если и рассказывает, то не ждет их оценки.

Господь же над планами людскими не смеется. Он скорее плачет. Точно так же, как плакал, взирая на Иерусалим, предвидя его падение и гибель (Лк. 19, 41). Плакал, стоя у врат города, в котором тысячи людей жили, чего-то хотели, чего-то искали, но только не Его. Плакал об этом городе и о всех подобных ему городах, обреченных, но обреченности своей не ведающих.

Есть, конечно, и другие планы… Такие, над которым не плачет Господь. Такие, которые Он благословляет и за исполнением которых следит, подобно отцу, с улыбкой глядящему на сначала неуверенные, а потом все более и более твердые шаги своего недавно вставшего на ноги малыша.

Это планы тех, кто… и не планирует в общем-то ничего. Кто просто стремится во всем и всегда исполнять Его волю. Кто любит мир и людей подобно Ему. Кто понимает ограниченность всего земного и бесконечную ценность вечного. Кто ради этой вечности живет и к ней обращает сердца тех, с кем встречается на путях жизни своей. Кто принимает Божии планы и становится их участником…


7.jpg
7.jpg (22.21 КБ) 189 просмотров
Игумен Нектарий (Морозов)
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 19 окт 2018, 19:22

Нам нужно увидеть Бога в обыкновенной нашей жизни. Святые люди просто жили, ничего о себе не думали, не было никаких реклам, чудес. Они просто старались жить по совести и по любви. Это настоящая жизнь, и к этой жизни мы должны стремиться... Когда человек смиряется, то открывается такая красота и глубина жизни… и это настоящее. И ничего тут особенного нет, но в этой простоте и смирении есть настоящий Бог и настоящая красота.


2.jpg
2.jpg (26.51 КБ) 178 просмотров
Протоиерей Андрей Лемешонок
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 20 окт 2018, 09:21

Знайте, что всякий раз, когда злитесь, ругаетесь, враждуете против близких своих, когда в сердце вашем кипит зло и ненависть - знайте, что действуют в сердце вашем бесы. Знайте, что каждый раз, когда лжёте, клевещете, поносите доброе имя ближних своих, ходите доносить, стараетесь причинить зло своим ближним - знайте, что бесы действуют в сердце. ... Воздерживайтесь, воздерживайтесь прежде всего от того, что оскверняет вас, исходя из уст ваших: от лжи, проклятий, осуждения, от ссор и сплетен. Воздерживайтесь от этого, и тогда сердце ваше будет постепенно становиться всё более чистым и чистым, и мало-помалу из пристанища бесов преобразится в храм Святого Духа".


2.jpg
2.jpg (20.84 КБ) 167 просмотров
Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 20 окт 2018, 11:36

Тем, кто не умеет делится богатством, пока им обладал, должен будет научится просить, когда оно будет у него отнято.


10.jpg
Святитель Николай Сербский
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 21 окт 2018, 18:13

«Многие наши тяжкие грехи совершаются посредством Интернета»


В интервью порталу Православие.ru кандидат богословия, проректор по учебной работе и преподаватель Николо-Угрешской Духовной Семинарии, автор многих книг, посвященных смыслу и значению православной веры, священник Валерий Духанин размышляет о том, каким должен быть информационный пост современного христианина. «Скажу как есть, - начал свою речь отец Валерий. - Исповедь людей открывает священникам страшную правду – многие наши тяжкие грехи совершаются посредством Интернета. То есть, живи такой человек без ноутбука и разных гаджетов, без выхода во всемирную Сеть, он и не знал бы, какие соблазны существуют на белом свете, в нем не проснулась бы та сила греховной страсти, которой он подпал посредством Интернета. Интернет усилил восприятие многих соблазнительных вещей, соделал грех удобно достижимым, как говорится, не выходя из квартиры, точнее, не отрываясь от кресла перед ноутбуком». «Мы не замечаем, как Интернет переделывает нас под себя, - отметил он. - Кто-то настолько ушел в общение в соцсетях, что забывает о семье, фактически не живет реальной жизнью. Особенно это относится к подросткам: всемирная Сеть похищает наших детей. Твой ребенок находится вроде бы здесь же, рядом с тобой, и в то же время не здесь – он весь где-то там, "онлайн". Кто-то завис в играх, кто-то не может шагу сделать, чтобы не запечатлеть этого в Инстаграме. Всё это, вместе взятое, есть страшная несвобода, диктат. Пост – время духовного пробуждения, отрезвления, освобождения. Взглянуть на себя правдиво, в каком потоке бесконечного пустословия мы плывем – в вацапах, вайберах, ВКонтактах, – в каких сетях мы находимся, чтобы честно сказать: "Что же это я вообще делаю?!"» «На время поста стоит решительно выйти из этого потока, - призвал пастырь, - пусть он течет дальше сам по себе. Когда просыпаемся, возьмем в руки не смартфон или планшет, а молитвослов и Евангелие, в тишине сердца помолимся. Когда Бог – на главном месте, то всё остальное – на своем. Как же удивительна и красива тишина, в которой можно помолиться Господу! Как прекрасно, когда ты не дергаешься на постоянные смс, на переписки, по сути, по пустым вопросам! Начинается пост, скажи себе: "За этот короткий отрезок времени я не буду смотреть в Интернете ничего развлекающего, ничего мирского. Посвящу себя молитве, чтению Евангелия, духовной литературы"». «Секрет современного мира – в чрезмерной доступности информации, ее крайней упрощенности: нажал кнопку, ткнул пальцем в экран – и получай всё, что хочешь. Даже думать не надо – всё как на подносе. В этом наша беда: «думать не надо», Интернет сам выдаст ответ на любой запрос. Но какая же это ошибка! – восклицает священник. - Интернет привел людей к неспособности анализировать, творчески работать, воспринимать серьезные глубокие темы. Всё теперь сводится к крайне небольшим текстовым объемам, смс, зачастую цитатам или просто ярким картинкам. Человек утрачивает способность к более глубокому восприятию более серьезных текстов. С наступлением поста постараемся перейти от смс-цитат к книгам святых отцов, от легкомысленного скитания по страницам Сети — к вдумчивому чтению духовной литературы». «Понятно, - продолжил он, - что цивилизацию не изменить, и мы плывем в этом потоке. Но хотя бы небольшой отрезок времени попробуем побыть без электронного мира, попробуем просто пожить – и мы сами увидим, поймем, насколько внутри станет легче. Это подобно тому, как только что ты дремал, пребывал в каких-то сонных видениях, не контролировал себя полностью, но вдруг пробудился, и сны вмиг рассеялись, ты радуешься радости дня. Бодрствование лучше сна, духовное пробуждение лучше сонных скитаний по виртуальным просторам». «Возможно, я слишком категоричен, - допускает отец Валерий. - В качестве компромисса предложу на время поста сменить, так сказать, качество и виды электронной информации, как мы меняем постом виды вкушаемой пищи, но не отказываемся вообще от еды. В частности, можно поставить себе наступающим постом целью прочитать одно из Евангелий с толкованием святых отцов. Есть сайты, где каждый библейский стих сопровождается святоотеческим комментарием. Изучить в Интернете статьи на ту или иную духовную тему. То есть отнестись к Интернету по-новому – как к средству духовного преображения, а не пустословия, развлечения и засорения себя ненужной информацией». Он призвал помнить, что «Интернет и соцсети – мир рисованных картинок. Они яркие и захватывающие, но это только внешняя пена, которая приходит и уходит, подлинной жизни там нет. Подлинная жизнь – сокровенное богатство души, обретаемое в общении с Богом. С Богом мы общаемся, когда очищаем себя, храним свой внутренний мир от греха, искренне каемся и обращаемся к Нему из самых глубин своего сердца. Пусть же постом нам не мешает в этом мир электронной информации».


3.jpg
3.jpg (29.19 КБ) 156 просмотров
Священник Валерий Духанин
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 21 окт 2018, 18:53

ТВОРЧЕСТВО КАК ВОСХОЖДЕНИЕ К БОГУ

"И взял Господь Бог человека, (которого создал), и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его". (Быт. 2: 15)

Человек не может не творить. Он по своему естеству творец. Служение Богу, наука, искусство, медицина, педагогика – да любые сферы человеческой деятельности требуют творческого подхода. В творчестве человек уподобляется Богу, восходит на, казалось бы, недостижимые высоты. Что это за явление – творчество? Посмотрим на него через призму богословия, и многое нам станет ясно.

Творческая личность

До того как стать священником, я сменил несколько профессий. В частности, работал на стройке. Люди там попадались разные, каждый со своими особенностями. Но главное, что отличало моих коллег-строителей от представителей других профессий, – это самомнение. С самомнением у строителей было всё в порядке: каждый из них считал себя специалистом высочайшей квалификации. Однажды нам предстояло проложить в земле кабель. Для этого нужно было вырыть траншею. Нас было трое, и копать никому не хотелось. Наконец, сделав над собой усилие, мы взялись за работу. Земля попалась укатанная, вперемешку с кирпичным боем – хоть динамитом рви. Минут через десять старший, демонстративно отшвырнув от себя лопату, сказал, что он личность творческая и, исходя из этих реалий, отправляется разматывать кабель, оставляя нас на траншее одних.

– А я что, не творческая? – возмутился мой напарник. – У меня вообще высшее техническое образование.

– Вот и я о том же, – сказал старший. – Пусть каждый занимается своим делом.

Он вытащил из багажника моток кабеля и возился с ним до обеда, зорко следя за нашими потугами. «Творческая личность! – ворчал мой напарник себе под нос. – Что он сотворил-то? Наберут творческих, а работать некому».

Я хотел было сказать старшему, что каждый человек по природе своей – творец, что способность творить – неотъемлемое свойство каждого из нас… Хотел и не сказал. Потому что мой напарник, как мне казалось, обдумывал план побега с земляных работ и, услышав мое утверждение о том, что и он личность творческая, легко мог бы оставить меня в траншее одного.

Назначение Адама

Если как следует поразмыслить и посмотреть с богословской точки зрения на способность человека творить, можно сделать для себя множество интереснейших открытий. Согласно мысли святых отцов, Бог, сотворив видимый мир, ввел в него человека как царя и властелина. В задачу человека входило привести Вселенную к еще большей гармонии, слаженности и единству. Человек не мог, конечно, творить из ничего, как Господь, – он был призван к сотворчеству. Человек в процессе преобразования Вселенной должен был уподобиться Господу, стать богом по благодати.

Удивительной глубины учение об этом мы находим у преподобного Максима Исповедника. Он различает две сферы бытия: божественную и тварную. Человек же создание и духовное, и материальное, то есть заключает в себе образ божественного и тварного. По мысли преподобного Максима, в задачу человека и входило преодолеть это разделение, привести в единство себя и весь окружающий мир. Владимир Лосский развивает эту мысль: «Ему (Адаму) нужно было, прежде всего, преодолеть разделенность в своей природе на два пола путем бесстрастной жизни, следуя в этом Первообразу Божественному. Затем он должен был соединить рай со всей землей, то есть, нося всегда рай в себе в силу своего постоянного общения с Богом, он должен был превратить в рай всю землю. После этого ему предстояло уничтожить пространственные условия не только для своего духа, но также и для тела, соединить землю и небо, то есть весь чувственный мир… Наконец, не имея ничего вне себя, кроме одного Бога, человеку ничего не оставалось бы, как полностью себя Ему отдать в порыве любви и вручить Ему всю Вселенную, соединенную в его человеческом существе. Тогда Сам Бог, со Своей стороны, отдал бы Себя человеку, который по этому дару, то есть по благодати, имел бы всё то, что Бог имеет по природе. Таким образом, свершилось бы обожение человека и всего тварного мира».

Мы видим, что творить, совершенствовать, преобразовывать окружающий мир было свойственно человеку изначально. Но как, каким образом, посредством чего должно было совершать это преобразование? На этот вопрос частично можно найти ответ в Священном Писании. До грехопадения Адам почти ничего не успел сделать. Но один творческий акт был все-таки им совершен. «И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым» (Быт. 2: 20). Наречение имен животным и есть первый и, насколько я понимаю, единственный творческий акт, совершенный человеком в первозданной святости. Означал он и власть человека над животными, и понимание им сущности каждой из тварей. Довершать творение Адам начал словом.

Вообще слово имеет необъяснимую творческую силу. Однажды мне попалась дневниковая запись иеромонаха Василия (Рослякова), где он размышлял о природе слова. К сожалению, я не могу сейчас найти эту запись, но мысль такова: изобразительное искусство – это образ, музыка – это звук, и тут вроде бы все более-менее понятно, а вот слово – это нечто неотмирное, мистическое, потустороннее.

Каким образом должно было в дальнейшем идти преобразование мира – через какой вид искусства – мы не узнаем. Грехопадение исказило природу человека, в том числе и его творческие способности. Исказило, но не лишило возможности творить и через свое творчество восходить к Богу.

Рай на шести сотках

Свое стремление и назначение преобразовывать мир человек реализует и сейчас, в своем падшем состоянии. Достаточно в летний сезон проехаться по дачному поселку, чтобы убедиться в этом. Меня всегда удивляло неистребимое желание огородников устроить у себя на дачном участке кусочек рая, насадить цветы и грядки, взрастить плодоносящий сад. Человек страдает гипертонией, врачи ему запретили бывать на солнце, но он все равно рвется на дачу, в свой маленький рай…

Нынешний человек, конечно, гораздо слабее Адама, труд для него уже не благословение, он тяжел и утомителен; человек не способнее теперь превратить в рай Вселенную – его сил едва хватает на шесть соток. Но стремление доводить до совершенства окружающий мир живет в каждом из нас. Кто-то более склонен к творчеству в технических профессиях, кто-то творит опосредованно – через искусство.

Кроме того, человек не утратил возможность преобразовывать природу не только своими руками или интеллектом, но и молитвой. Из житий святых мы знаем многочисленные примеры, когда по молитвам подвижника бесплодные земли давали богатый урожай, в пустынях начинали бить родники… Например, в Оптиной пустыни, после ее закрытия, из ближайших рек почти исчезла рыба, а из лесов – грибы, и только когда монашеская жизнь возобновилась, местные жители с удивлением обнаружили, что природа постепенно восстанавливается и снова дает людям свои дары.

Художество художеств

Однажды учитель в школе спросил нас, как мы считаем, в каждой ли профессии уместно творчество. Я ответил, что в каждой. Мне сказали, что я не прав. Например, если рабочий на заводе обтачивает на станке гайки, то в его профессии творчество просто вредно. Я согласился и долго жил с этим убеждением. Сейчас я понимаю, что и гайки можно обтачивать по-разному. Можно закрыть глаза на допущенный брак, из-за чего, к примеру, сойдет с рельсов поезд. А можно относиться к своей работе с предельной степенью ответственности. Это и есть высочайшее творчество, творчество над своей совестью, а точнее – над своим сердцем. Работу над собственным сердцем святые отцы называли искусством искусств и художеством художеств. Наше очищенное от страстей сердце и есть самый гениальный шедевр, который мы только способны сотворить. Если человек работает над собой, то он становится способен создать нечто настоящее – будь то картина или книга, если он художник, или, например, большая крепкая семья, если Бог дал ему талант семьянина. Основа же всех этих способностей – очищенное от страстей сердце.


4.jpg
Священник Дионисий Каменщиков
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 22 окт 2018, 19:13

Не обольщайся богопознанием и богопочитанием нынешних христиан, у которых на языке исповедание Бога, а в сердце безбожие. Показывай богопознание и богопочитание твое делами твоими, а не одними словами.
+++
Видишь на дереве сухую ветвь, которая потому засохла, что не имеет сока, оживляющего ее? И христианин становится иссохшей веткой, если не имеет живой веры, любовью и другими плодами проявляющей свою жизнеспособность. Такой не имеет части со Христом, который есть «истинная виноградная лоза» (Ин. 15, 1), и с истинными христианами, которые есть члены тела Его (Еф. 5, 30). Он чужд и надежды на вечную жизнь, пока остается таким. Такому Бог грозит судом Своим. «Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3, 10). Это рассуждение учит тебя, христианин, осмотреться, имеешь ли веру, которая своими плодами, то есть добрыми делами, себя проявляет.


9.jpg
9.jpg (37.39 КБ) 139 просмотров
Святитель Тихон Задонский
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 23 окт 2018, 12:02

Мы грешны потому, что не хотим встать, и потому, что любим свой грех. Мы лжем, когда говорим: "Я хочу, но не могу", потому что наше "могу" в руках Божиих. Лжем когда говорим: "Я хочу, но мне не дают ближние", потому, что моя жизнь не зависит от ближних. Есть только я и Бог. Мы лжем, когда говорим: "Я хочу, но у меня не получилось", потому что этим мы оскорбляем Бога: мы как бы утверждаем, что Бог чего-то не может.


2.jpg
Архимандрит Эмилиан (Вафидис)
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 24 окт 2018, 08:07

Как бороться с греховными помыслами?


«Каждый должен вести борьбу с помыслами, чтобы в его сердце воссиял Христос», — говорит преподобный авва Исаия. Но именно эта борьба оказывается для человека самой трудной духовной бранью. О том, что такое помыслы и мысли, откуда они приходят и как с ними бороться, рассказывает игумен Ватопедского монастыря святой горы Афон АРХИМАНДРИТ ЕФРЕМ.

Геронда Ефрем, расскажите, пожалуйста, что такое греховные помыслы и какова их духовная природа?

Греховные помыслы — это мысли, которые противостоят божественной воле и вращаются в области человеческого мышления, независимо от того, хочет человек того или нет. Ум человека постоянно находится в движении. Он может и сам производить помыслы, но также они могут приходить извне. Как говорит преподобный авва Моисей, есть три начала наших помыслов: от Бога, от диавола и от нас. Но различать помыслы могут только люди высокой духовной жизни.

Некоторые из святых отцов Церкви сравнивали помыслы с паутиной, то есть считали их чем-то незначительным, бессильным, не имеющим силы до тех пор, пока они остаются помыслами и не осуществляются на деле. Но такого отношения к помыслам (не осуществлять их на деле) достигают духовно развитые люди, которые после многолетнего опыта борьбы с помыслами стали искусными в этой брани. Для всех остальных, согласно отцам Церкви, эта духовная брань очень трудна.

Как возникают греховные помыслы?

Источники греховных помыслов — или страстное сердце человека, или демоны. Сам Христос открыл нам, что из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления (Мф. 1 5, 19). Душевные страсти человека рождают греховные помыслы и питаются ими. Бесы — это конкретные существа, злые духи, которые ненавидят людей и всячески препятствуют их спасению. Главное их занятие — сеять плохие, лукавые, срамные, греховные, богохульные помыслы в уме человека.

Существуют, конечно же, и божественные помыслы, источниками которых являются или Сам Бог, или Ангелы, или святые, подвигающие грешника к покаянию, утешающие разнообразно скорбящих, просвещающие добродетельных людей, чтобы они проницали глубины Божии (см. 1 Кор. 2, 10).

Показатель духовного преуспеяния человека — «качество» его помыслов. Мы должны возделывать в себе чистые, святые, божественные помыслы; должны сделать свой ум «заводом по производству добрых помыслов», как выражался блаженный старец Паисий Святогорец.

Отец Ефрем, как вовремя распознать «свои» и «не свои» помыслы, и чем естественные человеческие помыслы отличаются от греховных мыслей?

Только с помощью духовного трезвения мы можем хранить ум чистым, замечать и фиксировать возникающие помыслы. Трезвение — это воздержание и внимание, которые мы должны «навязывать» своему уму. А само трезвение достигается в основном призыванием честнейшего, святейшего и сладчайшего имени Господа нашего Иисуса Христа. Молитва Иисусова — «Господи Иисусе Христе, помилуй мя» — является самым сильным оружием против диавола и греховных страстей; она сдерживает наш ум, контролирует помыслы.

Мысли же — это помыслы, которые совершаются нашим произволением, по нашему желанию. «Обработав, возделав» помысл в области своего мышления, мы можем превратить его в мысль. Но существуют и такие помыслы, которые не являются нашими, как об этом говорилось выше. Эти помыслы могут происходить от Ангелов или от злых духов. От нас зависит, примем мы их, сделав своими, или изгоним прочь. Но при этом мы не несем ответственность за то, что нам приходят разные помыслы. Помыслы — как летящие в воздухе самолеты. Не от нас зависит, будут они постоянно летать над нами или нет. Но от нас зависит — не позволять помыслам «приземляться» в нашем уме, то есть не принимать их, не соглашаться с ними.

В чем разница между вожделением и помыслами?

Вожделение, желание, расположение иметь какую-то вещь, взыскать что-нибудь, совершить какой-то поступок — все это движения сердца. А помысел вращается в области мышления. Сперва приходит желание, которое затем выражается внутренне посредством помысла; затем — внешне посредством слова и, наконец, воплощается посредством конкретного действия. Но все начинается с вожделения, оно является корнем. Отсекая греховные вожделения, мы существенно освобождаемся от влияния греховных помыслов. Поэтому и Господь говорит, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28), — этим Он советует в корне отсекать греховную страсть.

Святитель Григорий Палама говорит, что мышление верующего человека, который старается молиться, легко очищается от помыслов, но не так обстоит дело с его сердцем: оно, как сила, рождающая помыслы, не может очиститься, если заодно не очистятся все остальные силы души — желательная и раздражительная.

Геронда, нас посещает великое множество помыслов — во всех ли надо исповедоваться?

Помыслы, которые приходят нам на ум ежедневно, не сосчитать — их тысячи. Большинство из них лишены сути, они суетные, скверные, грешные. Тангалашка (так называл диавола старец Паисий Святогорец — пер.) хорошо знает свою работу и сеет подобные помыслы. Мы же несем ответственность только тогда, когда соглашаемся с этими помыслами, принимаем их, когда превращаем их в дело.

Человек будет судиться за свое отношение к помыслам в зависимости от того, какое у него духовное состояние. Для тех, кто достиг совершенного духовного знания и наблюдения за помыслами, соглашение с каким-нибудь греховным помыслом считается грехом. В то время как для того, кто только что начал духовную жизнь, оно грехом может не считаться.

Правильно подвизающийся человек исповедует только те помыслы, которые настойчивы, которые давят, с которыми он сам, молитвой и иными духовными средствами, не может справиться. Невозможно исповедоваться во всех помыслах. Иногда люди приходят на исповедь с целой тетрадью, в которой записывают свои помыслы: не один и два, а тысячи, которые проходят через их ум каждый день. Это неправильно. Так человек и духовника-исповедника утомляет, и для него самого от этого мало толка. Такой подробный перечень — не контроль помыслов, плод трезвения и духовного преуспевания, а болезненное психическое состояние.

Отец Ефрем, нередко бывает, что уже после исповеди, перед самым Причастием, возникают греховные помыслы. Можно ли в таком случае подходить к Святой Чаше?

Обязательно надо подходить. Что мы читаем в молитве святого Иоанна Дамаскина перед Святым Причастием? «Пред дверьми храма Твоего предстою и лютых помышлений не отступаю». Брань с помыслами, как мы уже сказали, святые отцы называли очень тяжелой. В данной ситуации нужно сразу пренебречь помыслом, отсечь его, не обратить на него никакого внимания, потому что в этот момент его нам приносит диавол, чтобы лишить нас благословения Святого Причастия. Конечно, это не касается случаев, когда человек вспомнил какой-нибудь смертный грех, в котором еще не исповедовался, но, думаю, такое маловероятно — подобные грехи обличают нашу совесть гораздо раньше.

Впрочем, каждый человек должен знать: как только он решит подвизаться духовно, решит вести более стабильную духовную жизнь, как раз тогда враг и начнет бороть его помыслами. Попробуйте установить для себя ежедневный распорядок молитвы. Увидите, что, как только приблизится час молитвы, или как только начнете молиться, начнется и брань, прилетит целая стая помыслов! Все проблемы всплывут со дна и будут требовать незамедлительного решения. Страстные, греховные и просто бессмысленные помыслы будут стараться завладеть вашим умом. Для этого и нужен подвиг, то есть усиленные старания, настойчивость, постоянство в молитве. Будьте постоянны в молитве (Кол. 4, 2) — говорит апостол Павел. Мир помыслов, то есть мирное, невозмутимое состояние ума, приходит со временем, посредством духовного труда, духовных подвигов. Только те, которые достигают душевного бесстрастия, имеют плодом своих подвигов мир помыслов.

Есть ли особо пагубные для души помыслы, ведущие к духовной смерти?

Да, это помыслы отчаяния, безнадежности. Такие помыслы, говорят святые отцы, как бы обезглавливают подвижника благочестия. В таком состоянии он ни бороться не может, ни предпринять что-либо, ни подвизаться. Верующий человек никогда не должен забывать любовь и милость нашего Бога и Отца; в какую бы глубину греховности человек ни впал, он не должен терять надежду на покаяние, исправление. Христос не для того пришел в мир, чтобы судить мир, а чтобы его спасти. Христос принял покаяние распятого на кресте разбойника, злодея, стоявшего на пороге смерти, и спас его, ввел его в рай.

Геронда, нужно ли супругам раскрывать помыслы относительно друг друга?

Думаю, не нужно. Лучше раскрывать свои помыслы перед общим духовником. Тут важно не перепутать две разные вещи: я не говорю, чтобы супруги не разговаривали, не договаривались, не объяснялись — наоборот: все это необходимо для единства и любви. Но нельзя говорить друг другу греховные помыслы, которые к ним приходят от диавола.

Знайте, что как только супружеская пара соединилась венчанием, диавол ставит целью их развести. Поэтому рано или поздно между супругами, большинство из которых, к сожалению, не ведает этой реальности, начинается брань. И, хотя в начале все шло гладко, «как по маслу», и любовь соединяла двоих людей, со временем начинаются разногласия, ссоры: «я тебя разлюбил», «мы не подходим друг другу», «у нас разные характеры»… Что же случилось после десяти-пятнадцати лет счастливой супружеской жизни? Вот так взяли и вдруг разлюбили друг друга? Не по любви разве они венчались? Все это — духовная брань, невидимая духовная война. Как только в отношениях супружеской пары начнутся подобные проблемы, лучше всего возложить их на общего духовника, который просвещением Святого Духа найдет верные решения и своей молитвой отгонит диавольские напасти, которые возникли в семейной жизни супругов с целью разъединить их.

Отец Ефрем, как следует бороться с помыслами?

Трезвением, молитвой «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Святой Иоанн Синаит в своей «Лествице» пишет: «Иисуса именем бичуй супостатов», а супостаты-враги — это наши страсти, наши греховные помыслы, демоны. Не существует более эффективного способа борьбы с греховными помыслами, чем Иисусова молитва, когда она творится с самоукорением и сердечной болью.

Если видим, что какой-нибудь помысел настойчив и, несмотря на все наши старания, на молитву, не оставляет нас в покое, тогда надо его исповедовать. Такая исповедь — практическое, на деле выраженное смиренномудрие, а смиренным Бог дает благодать (см. Иак. 4, 6). Стыд, который мы будем испытывать перед духовником, исповедуясь в этом греховном помысле, станет для нас оправданием перед Богом, Бог нас избавит от влияния этой страсти, этого греховного помысла.

Также очень полезно возделывать добрые помыслы и пренебрегать греховными, дурными помыслами. Но для этого делания нужно много прилежности и старания. Пренебрежение греховными помыслами, которые приходят к нам от диавола, обратит его самого в бегство, заставит его «лопнуть от злости», потому что диавол надменный, самолюбивый, хочет, чтобы на него обращали внимание, занимались им, не терпит к себе пренебрежения. Если можете, возделывайте именно этот способ борьбы с помыслами, который, как говорил святой Порфирий Кавсокаливит, является самым бескровным способом. Будем искать мир, радость, любовь Христову и не будем обращать внимание на наши плохие стороны, на страсти, греховные помыслы. А обратим все наше естество ко Христу и взыщем Его благость, Его милость, Его свет. Так, мало-помалу, сам этого не замечая, человек освящается, и из ветхого человека, с его греховными вожделениями и помыслами, преображается в нового, созданного по Богу (Еф. 4, 24).



2.jpeg
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 24 окт 2018, 11:14

Что самое тяжёлое в жизни священника? Исповедь. Почему? Потому что прежде чем начать говорить, человек обычно несёт какую-то ахинею, которая никоим образом к делу не относится. Имеются в виду всякие географические особенности, этнографические, семейные. Почему-то человек думает, что это главное – как звать кума, как зятя, сколько мальчику, которого батюшка в глаза не видел, лет. "Вот у неё шесть детей: одному двенадцать, другому четырнадцать, третьему одиннадцать, а девочке четырнадцать с половиной". Можно сказать потом батюшке: "Ну-ка, повтори!" – ничего не помнит. Потому что в этом бреду нет информации.

Почему же человек помнит всякий бред, а не говорит о том, что действительно есть грех, что есть препятствие к его познанию Бога, что есть препятствие к тому, чтобы от греха очиститься, какие он делает усилия, чтобы это изменить? Человека это не интересует. А нам нужно покаяться, и с этого Господь начал Свою проповедь после Иоанна Предтечи, можно сказать, повторял его слова: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17). Когда человек подходит к исповеди, священник, которого тоже никто не слушает, говорит, как бы сказал апостол Павел, в безумии: "Се чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, не усрамися, ниже убойся, и да не скрыеши что от мене".

Почему? Потому что священник – да, здесь присутствует, но он только свидетель твоего покаяния. А ты-то говоришь Иисусу Христу. А что, Иисус Христос не знает, кому сколько лет? И что, Он не знает, что у тебя на уме? И что, Он не знает, где ты лукавишь, а где говоришь, как есть? Христос всё знает. А человек, стоя уже на исповеди, а исповедь – это вообще страшный суд, начинает так говорить, как будто осуществляет попытку морочить голову Самому Богу. А почему он так делает? А он пропустил эти слова мимо сначала ушей, потом мозга, а затем и сердца. Так что такое "покаяться"? Покаяться – это значит вернуть слова Господни в свой ум, в своё сердце. Тогда будет результат. И вот это изменение есть покаяние. Без этого спастись невозможно. Можно перечислять, и многие так и делают: "Вот, нахамила маме", а дети: "Не слушаюсь бабушку". А на следующей исповеди: "Не слушаюсь бабушку". И так до тех пор, пока не перестанет в церковь ходить. Потому что никаких стараний, чтобы совершить над собой усилие. Ну, например, взять и послушаться. Просто ради эксперимента хотя бы разок. Нет, человек делает только то, что он хочет. И не делает того, что не хочет. Если меня кто раздражает, я раздражаюсь. И так всегда. А если долго раздражает, я гневаюсь. Всё время хочу делать что хочу.

А что такое покаяние? Это делать не то, что хочу, а то, что Бог от меня ждёт. И вот этим озадачиться. И если человек жизнь свою так перевернул, это называется покаянием. А совсем не то, что мы изображаем. Поэтому бывает так, что кто-то из нас заболел, рассопливился, дома лежал, телевизор не включал, приходит и встаёт перед вопросом – а в чём каяться? Человек не знает, в чём ему каяться. Потому что за последние эти два дня он ничем не согрешил. Жизнь должна устремляться к Отцу Небесному во Христе. Нужно понимать Его заповеди, нужно их возлюбить. Они совсем не тяжкие для человека, который любит Христа. Ну как можно любить Христа, если мы Его слова пропускаем мимо ушей, если нам Его жизнь совершенно неинтересна.



44.jpg
44.jpg (32.71 КБ) 120 просмотров
Протоиерей Димитрий Смирнов
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 24 окт 2018, 13:30

Весь смыл христианской аскетики можно выразить одной фразой: "Хочу! Очень хочу... Но не буду!".

2.jpg
Игумен Григорий (Зумис)
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 24 окт 2018, 14:22

Вера нужна не потому, что Господь каким-то образом вербует себе сторонников. Нет. Вера в Бога – это не личное дело каждого, вера в Бога – это не есть точка зрения. "А у меня другая точка зрения, я имею право..." Ну пожалуйста. Право правом, точка точкой. Но, извини, дважды два – четыре. Веруешь ли ты в Бога, не веруешь ли в Бога, от этого присутствие Бога во вселенной ни прибавляется, ни уменьшается. Либо твоя жизнь согласуется с Истиной, либо она не согласуется с ней. И Христос сказал: "кто от Истины, слушает гласа Моего" (Ин. 18, 37).

Потому что все люди на земле и все живые существа, и даже неживые существа, все минералы, все элементы нашей замечательной таблицы, которая носит имя Дмитрия Ивановича Менделеева, – это же всё создание Божие. И человек через науку, через молитву постигает и Самого Бога, и Его творение. А через творение постигает и величие Самого Бога. Совершенно независимо. Бог не зависит от мнения человека, от его таких идиотических точек зрения. Ну никак не зависит. Господь пришёл на землю для чего? Чтобы предложить Себя. Чтобы предложить Свою Любовь. Если Я тебе люб, возьми крест свой и следуй за Мной. Вот, собственно, и всё. Хочешь, идём вместе, потому что Бог никого не хочет заставлять идти в вечную жизнь.

Некоторые люди хотят идти в муку вечную. Ну как человек курящий: он же хочет, чтобы у него был рак гортани и рак лёгких, он же этого хочет, он же хочет умереть на десять-пятнадцать лет раньше, чем ему бы было отведено по генетическому строю его тела. Ему же это нравится, он этого хочет иногда с детства. Хотя понятно, что каждый ребёночек знает, что это вредно, а кто не знает, почитает, там написано. Для чего он это делает? Он этого хочет. Причём он этого хочет так сильно, что это сильнее страха смерти.

И Христос хочет, чтобы любовь к Нему была сильнее страха смерти, потому что настоящая любовь, как говорит Писание, изгоняет страх. Ну смешно: на одну сторону весов, как это принято, кладём Христа и вечную жизнь, на другую сторону весов – пачку папирос. И человек выбирает папиросы. Жизнь вечная – это не Царство сумасшедших, потому что тот, кто вместо Христа выбирает папиросы, ясно, не совсем здоровый человек.

Можно ему помочь, полечить, всякие средства есть, но как-то надо просто и свою волю чуть-чуть управить. Ну понятно, привычка многолетняя там и так далее, есть в этом и определённая медицинская проблема.

Но. Всё дело в желании. Поэтому Христос никого не может заставлять и не хочет, потому что в любви не может быть никакого насилия, наоборот, в любви всегда есть только свобода. И вот к этой свободе все люди и призваны. Поэтому каждый человек сам выбирает, ему со Христом быть или нет. Сам выбирает. Даже тот человек, который говорит: "А я ничего об этом не знал". Отлично! А почему же не поинтересовался? Ну очень просто: потому что тебе это не интересно. "Локомотив" с "Тереком" сыграл с каким счётом? Знаешь? Почему? Потому что тебе это интересно. А вечная жизнь тебе не интересна.

Поэтому человек выбирает всё сам. И ни у одного человека на земле нет никаких оправданий и быть не может. Потому что человек оправдывается только собственной жизнью и верой. Удивительные слова сказаны: "человек оправдывается верою" (Рим. 3, 28).


45.jpg
Протоиерей Димитрий Смирнов
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 24 окт 2018, 19:31

"А кому мало прощается, тот мало любит" (Лк. 7, 46-47).

Эти слова нужно нам каждому написать над своей кроватью и каждый раз, когда мы просыпаемся, их читать. Но только для тех людей, кто хочет, чтобы Господь простил их грехи. Вот ответ. Потому что мы думаем, что наше прощение зависит от того, сколько мы чего прочли, сколько мы чего не съели, куда мы съездили, и так далее, и так далее. А вот на самом деле от этого зависит. В чём тут дело? А вот в чём: мы по привычке прощение от Бога воспринимаем так же, как и прощение от людей, а то, что мы называем прощением от Бога, – это совсем другое.

Как происходит это прощение? Вот есть, допустим, некий человек, у которого есть какой-нибудь грех. Пагубный. Давайте выберем, какой. Например, любовь к азартным играм. Доходит до болезни. Каждый грех, вообще-то, в своем развитии приводит обязательно к болезни. И вот некий такой азартный человек никак не может избавиться, болен этим, пришлось даже семью свою разрушить. И вот он хочет, чтобы Господь его избавил от этого греха. Или простил грех. Что это значит? Некоторые так думают: вот, говорят, батюшка, 40 лет хожу, каюсь в одном и том же, ничего во мне не исправляется. Понятное дело. Это на языке духовной жизни называется, что Бог тебя не простил.

А как Бог прощает? Приходит в сердце человека благодать Божия и в один миг исцеляет человека, делает его настолько другим, что он даже не помнит, что это с ним было. У него не только нет желания вновь идти в какое-то казино, во что-то играть, а он мимо вывески проходит: "Ка-зи-но" – интересно, что это такое? И идёт дальше. Вот что значит Бог простил. Но чтобы благодать Божия пришла в сердце, сердце должно быть проницаемо для благодати Божией, оно должно быть умягчено. Сердце должно быть не злое, жёсткое, завистливое, осуждающее, жадное и так далее. Оно должно быть мягкое, доброе, снисходительное, любящее. И вот у этой женщины-грешницы было такое сердце, и Господь Своей благодатью тут же её исцелил. Вот она была такая, а теперь стала совершенно другая. Понимаете? И вот это значит на языке Евангелия "простил". Не юридически: ты вот это, это должен выполнить, тогда тебе за это будет то-то, то-то. Нет. Пока грех не исчезнет из души, значит, он ещё не прощён. Значит, нужно умягчать своё сердце. Нужно об этом Бога просить, нужно стремиться каждый день делать множество добрых дел для умягчения собственного сердца.


12.jpg
12.jpg (44.73 КБ) 108 просмотров
Протоиерей Димитрий Смирнов
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 25 окт 2018, 09:43

О тех, кто с нами, и кто против нас

(Лк.9:49-56), (Кол.4:2-9). Однажды один из учеников сказал Иисусу Христу: «Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что не ходит с нами». Но Господь сказал ему: «не запрещайте, ибо, кто не против вас, тот за вас». Этот отрывок часто приводят в доказательство, что вовсе не обязательно быть в едином стаде, в единой видимой Церкви.

Но ведь ученики в то время были еще плотскими, поэтому и Господь говорил с ними как с плотскими. Когда Святой Дух сойдет на них, то наставит на всякую правду: научит и как разрешать, и как связывать, и как присоединять к Церкви, и как отлучать от нее. Научит и как определять: кто в Церкви, а кто вне ее. В Деяниях Апостолов говорится, например, о некоем Аполлосе, который «был наставлен в начатках пути Господня и, горя духом, говорил о Господе», но не вполне правильно (Деян.18:24-28). Когда же ему «точнее объяснили … путь Господень», он смиренно внял наставлениям. И через это выяснилось, что он «не против вас».

Но в общении с сектантами видим совсем другое. Видим слепоту ко всем аргументам. Они боятся взять в руки книгу по церковной истории. Они не хотят знать фактов участия Божией Матери и святых Ангелов в жизни людей. Разговоры с ними мгновенно превращаются в споры. В их учебных заведениях идет прямое натаскивание против Церкви, без конца повторяются обвинения, которые уже давно и многократно объяснены в церковной литературе. Приходилось слышать от них такие сладкие слова, что, дескать, просто все люди разные: одни хотят молиться в храме, другие – на травке почитать слово Божие.

Но в своих собраниях они проповедуют, что Православная Церковь и есть тот самый зверь, в которого древний дракон, то есть диавол вдохнул свой дух (Откр.13).

Невозможно быть просто не с нами. Чтобы удержаться на плаву, им надо активно быть против нас. Они обязательно должны прямо или косвенно нападать на нас, потому что им надо объяснить, почему, вопреки словам Апостола, что «едина вера» (Еф.4:5), – у них все же своя, иная вера, которой всего сотня-другая, а то и десяток-другой, лет.

Слово Божие учит: «С внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем. Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому». Духовный человек не будет желать, «чтобы огонь сошел с неба и истребил» всякого, кто не ходит за нами или не принимает нас. Он подойдет с любовью и кротостью, как Акила и Прискилла к Аполлосу. Он внимательно расспросит о вере, изложит свою веру. И оттого, отвергнут ли с гордостью его слова, или со вниманием выслушают, будет ясно: с нами здесь или против нас.

А дальше тоже по слову Божьему: «Еретика после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.3:10-11).


4.jpg
Протоиерей Вячеслав Резников
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 25 окт 2018, 15:24

Можно ли носить вещи умершего человека!?


К большому сожалению, жизнь человеческая не бесконечна, рано или поздно, но каждому из живущих придётся проститься с усопшим родственником или близким другом.

Когда близкие люди покидают нас, печаль о разлуке парализует наши чувства и мысли. Часто после похорон и неизбежных хлопот перед родными встает вопрос о том, как правильно поступить с вещами умершего человека: нужно ли их хранить или раздавать, можно ли носить, стирать или лучше продавать, выбрасывать?

Примерно три года назад я отпевал одного мужчину, ему было примерно 60 лет. Совершив положенные молитвословия ко мне подошла его жена и сказала, что когда он умер, она купила ему обувь в гроб, но размер оказался маленьким и они ему не полезли, "что мне делать с этими ботинками, может вы их возьмёте и будете носить" - сказала она. Я с радостью принял эту обувь, так как моя уже обветшала. И вот, уже на протяжении трёх лет, каждый день одевая обувь этого человека я произношу заупокойную молитву "помяни Господи раба Божиего Николая и прости ему всякое согрешение". Многих людей я отпевал, но имена их не помню, а этого человека запомнил. Хоть и стали ветхими эти ботинки, но они меня радуют...Даже после своей смерти человек продолжает жить через нашу память о нем, через оставшиеся плоды трудов усопшего, через всякое свидетельство о различных сторонах его жизни. И вещи, принадлежащие умершему, являются одним из реальных свидетельств этого. Если мы и по кончине вещи усопших используем, то через это мы продлеваем нашу добрую память об умершем.

Имеющие уши слышать, да слышат...

1.jpg
Священник Петр Гурьянов. Дневник попа
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Ответить Пред. темаСлед. тема

Вернуться в «Вера, духовность, мы...»