Вера, духовность, мы...Подорожник

Духовно-нравственные беседы

Модератор: Максим75

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1012
Всего сообщений: 1632
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 22 сен 2018, 21:29

Вся суть Церкви - в маленьком кусочке хлеба на дискосе и в половине стакана вина в Потире. Совершенно незначительные вещи с человеческой точки зрения, но какая колоссальная Сила содержится в этих двух простых предметах - Сам Бог! Да и Христос ничего из Себя не представлял по человеческим меркам, но в Нём обитала вся полнота Божества. И как Сила Причастия незримо изменяет человека, так и Христос незримо изменяет мир".

Бог "избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее, для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом" (1Кор. 1).

А всё остальное в Церкви - только оправа Бриллианта.
+++
Человеку, не связанному с экстремальной деятельностью, никакие спецсредства не нужны. Тому, кто не идёт в горы, нет никакой необходимости, надевать на себя альпинистское снаряжение. Человеку, который не трудится в сталеварном цеху, не нужен термозащитный костюм и т.д.

В духовной жизни так же. Тот, кто не ведёт подлинной духовной жизни, связанной с борьбой со страстями, греховными навыками и привычками, не чувствует острой необходимости в частом причащении Святых Христовых Таин. Тому, кто себя считает здоровым, Врач не нужен.

В этом, мне кажется, причина такой вялой евхаристической жизни большинства православных христиан. Для них это просто долг, обычай, обряд, но - не как родник для путника, несколько дней проведшего в пустыне без воды...


2.jpg
2.jpg (21.19 КБ) 116 просмотров
Иерей Николай Сушков
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1012
Всего сообщений: 1632
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 23 сен 2018, 17:41

КАК НАЙТИ СВОЮ МЕРУ КОМФОРТА ?


Стремление к комфорту стало одним из признаков современной жизни. Каждый день появляются новые модели телефонов, новые возможности у компьютеров, экраны становятся шире, а салоны авто — комфортабельнее.

Как совместить христианский образ жизни с достижениями прогресса? Как не попасть в круговорот покупательской эйфории? Как не утонуть в трясине комфорта? — Об этом и многом другом мы беседуем с протоиереем Александром Брянцевым.

— Отец Александр, как современному православному человеку определить грань между позволительным и излишеством?

— Для каждого человека есть своя мера комфорта, и для православного тоже. Каждый из нас имеет свой материальный доход, свою профессию, приносящую хлеб насущный. Степень допустимого комфорта должна определяться достатком человека.

Например, человек, имеющий небольшую зарплату, видит у кого-то дорогой автомобиль или кондиционер, недоступные ему по цене. Он влезает в непомерные долги и кредиты, идёт на любые жертвы, чтобы приобрести понравившееся. Это, конечно, глупость. Если же человек с тем же средним доходом, заботясь о членах своей семьи, трезво поразмыслив и отложив какие-то средства, покупает себе доступный по цене автомобиль или кондиционер — что здесь плохого?

Второй момент: заботясь о своём комфорте, мы не должны забывать и о своих ближних. Господь через Евангелие и святых отцов призывал и призывает к тому, что служение человека — это любовь к ближнему. И нет больше той любви, чем положить свою жизнь «за други своя». Поэтому человек должен так проживать жизнь, чтобы тратить часть средств на себя и свои нужды, но и не забывать о тех людях, которые нуждаются в помощи. Нехорошо покупать автомобиль, когда сосед рядом не имеет возможности, например, провести воду — по нищете или немощи.

Стремясь к комфорту, мы не должны забывать о покаянии, заповедях Божьих и ближнем. Стремление к комфорту не должно стать целью жизни. Дал что-то сегодня Господь — слава Богу! Нужно спокойно относиться к благам. И всегда, в любом деле иметь упование на Бога.

Хочется тебе кондиционер — если Богу угодно, будет тебе кондиционер. Смирился человек, положился на волю Божью — глядишь — через полгодика какая-то копейка на кондиционер насобиралась. Причём — не на худший. Когда человек относится к вещам и благам спокойно, с расстановкой, с верой — всё складывается с пользой для него.

Когда чем-то горишь, жаждешь чего-то страстно — нужно остановиться, остыть, потому что такой порыв ненормален. В такой момент нужно обратиться к Богу: «Господи, помоги успокоиться, остыть!» — и отложить решение вопроса. Через некоторое время Господь управляет так, что всё складывается будто само собой. Без жертв, семейных конфликтов, как это часто бывает.

Когда страсть овладевает человеком — и в стремлении к комфорту тоже — то он в желании достичь желаемого сметает на своём пути всех и вся. А христианин в вопросах приобретения тех или иных земных благ должен иметь холодную голову, рассуждение, умеренность, помнить о ближних.

Господь не запрещает нам заботиться о житейских благах. Он дал нам шесть дней для труда, и этот труд мы можем направить и на получение каких-то комфортных вещей. Пища — это ведь тоже комфорт, и сухой тёплый дом — комфорт. Но всё зависит от того, для чего и кого человек приобретает. Одно дело, когда он заботится только о себе и нуждах своего тела, и совсем другое — когда он стремится обеспечить комфорт своих близких.

— Кто, на ваш взгляд, должен определять меру комфорта православного христианина? Сам человек, священник, духовник?

— У православного христианина однозначно должен быть духовный наставник, но в первую очередь нужно слушаться голоса своей совести. Его не подкупишь, не обманешь, он никогда не подведёт. Потому всегда, когда мы стоим на пороге какого-то выбора, нужно прислушаться к себе. Совесть — это голос Бога в человеке. И голосом совести Сам Господь говорит нам, добро или худо то, к чему мы стремимся. Поступая вопреки совести, мы в итоге не получим наслаждения от своего выбора.

Что же касается определения меры комфорта священником — это сложный вопрос. Приведу пример. У меня большая семья, и наши друзья, состоятельные люди, предлагают помочь приобрести новый автомобиль — чтобы мы все в нём помещались. Естественно, я не буду всем подряд рассказывать, что мне этот автомобиль подарили. Но люди будут видеть, что батюшка ездит на дорогой машине. И как человеку, пришедшему ко мне, я могу советовать быть скромнее? Он может впасть в соблазн: мол, мне советует ограничивать себя — а сам вон на какой машине ездит!

Поэтому в данном вопросе нужно быть внимательным. Если человек видит, что он имеет нужду в своей покупке, и совесть его не обличает, то пожалуйста, пусть покупает. А задача духовника состоит в том, чтобы уделять как можно больше внимания совести человека. Научить человека слышать этот голос и следовать ему.

— Как противостоять миру потребления, со всех сторон предлагающему свои соблазны?

— Кроме пастырей, есть удивительное духовное наследие, которое оставили нам святые отцы. Это любимые мной святитель Игнатий (Брянчанинов), игумен Никон (Воробьёв) и многие, многие другие. Все святые отцы говорят, что человек, будь то монах или мирянин, должен следить за собой в том, чтобы предметы необходимости не превратились для него в предметы роскоши.

Где проходит эта грань — вам никто не скажет. Всё кроется в сердце человека, и нужно открыть его для Господа, Который поможет справиться с соблазнами современного мира. Господь и святые отцы призывают к тому, чтобы человек умел руководить своим «я». Над человеком, научившимся этому, соблазны слишком комфортной жизни вряд ли возьмут верх. Мы должны понимать, что наша задача — как можно скромнее жить: скромно питаться, скромно одеваться, иметь скромные предметы обихода.

Другой вопрос — профессиональная техника. Если дорогие приборы или приспособления нужны для того, чтобы человек мог на высоком уровне выполнять свою работу — это одно. Фотограф не сделает хороших снимков без качественного фотоаппарата и объективов. И если он тратит на их приобретение большие деньги — это нормально. Совсем другое дело, когда любитель покупает профессиональный аппарат, не умея им распорядиться, и использует две функции из ста пятидесяти. Это уже гордыня и тщеславие.

А смиряются гордыня и тщеславие скорбями и болезнями. Порой они необходимы, чтобы мы оценили те «мелочи», которыми начали пренебрегать. Ведь когда Господь посылает нам болезнь или скорбь, нам ничего не хочется, никаких гаджетов или ещё чего — только бы отпустила боль, разрешились проблемы.

— Отец Александр, должен ли современный человек понуждать себя к физическому труду?

— Физический труд однозначно нужен. «Молитва и труд всё перетрут». Если мы полностью автоматизируем свою жизнь, то человек, не занятый никаким трудом, впадёт в такие страсти, что выбраться из той духовной ямы будет практически невозможно. Труд действительно облагораживает человека. Во время труда человек сосредотачивается, может и о Боге подумать, и Иисусову молитву почитать.

В житейском плане нужно всегда смотреть на конкретную ситуацию. Когда сидит дома женщина с одним ребёнком, и за неё всю домашнюю работу выполняет техника — это ненормально. Она начинает заниматься собой: шопинг, маникюры и т.п. Посвящать себя своему телу — однозначно неполезно. Вот ей бы впору просто физически потрудиться. Но почему не облегчить труд многодетной матери, каждую минуту жизни посвящающей своей семье, трудящейся на благо своих близких, купив ей посудомоечную машину или что-то ещё?

— Какую роль в определении меры комфорта играет пост?

— Пост заставляет человека ограничивать себя в самых разных проявлениях комфорта. Первое — это пища. Вкусно и сытно поесть — это ведь тоже комфорт. Тот, который ведёт человека ко греху. Если человек всё время вкусно и сытно ест — у него развиваются страсти.

Влияние на человека потребляемой пищи очень велико. Святые отцы питались очень скудно, всю жизнь проводили в cухоядении. Но насколько они были здоровы духовно! Пост отсекает от человека нужду в излишествах и даёт ему возможность почувствовать, что значит жить с лёгким телом. Как это влияет на ум, на сердце человека! Как отпадают страсти!

Но поститься нужно ради души. Если пост соблюдают для похудения или ещё чего — конечно, такое ограничение в пище никакого духовного толчка дать не может. Когда отказ от пищи происходит ради смирения своего духа и отсечения страстей — тогда от поста будет польза. Человек будет ждать его!

Сам пост есть отказ от комфорта. От увеселений, неги и расслабленности. Пост настраивает человека на общение с Богом, на раскаяние, выявление своих грехов. И когда мы на этом сосредоточиваемся, то необходимость многих предметов комфорта отпадает. Больше времени уделяешь молитве — и тебе уже не до телевизора и компьютера с соцсетями, стараешься не болтать без дела — и реже нужен телефон, не слушаешь музыку — и не нужен плеер. Оказывается, что когда живёшь с Богом, появляются совершенно другие радости. Внешнее отпадает как шелуха.

Конечно, это всё приходит с духовным опытом. Для приобретения его нужно и молиться, и в храм ходить, и проповеди внимательно слушать, и читать святых отцов. Когда человек впервые приходит к Богу, первый раз исповедуется, причащается, он начинает чувствовать: вот чего не хватало! Вот та пища, которой я ранее не вкушал!

Когда человек осознаёт, какую радость, какой внутренний комфорт даёт общение с Богом, он всё переоценивает. Оказывается, всё, чем он раньше пытался заполнить своё сердце — суетное, греховное, не имеющее никакого смысла. И он понимает: радость — только в общении с Богом. И радость, и тишина, и покой, и главный комфорт — мир душевный и чистая совесть.


1.jpg
1.jpg (41.46 КБ) 109 просмотров
Протоиерей Александр Брянцев
Беседовала Екатерина Щербакова

Горловская и Славянская епархия
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1012
Всего сообщений: 1632
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 24 сен 2018, 11:39

Никогда ни с кем не ругаться, не обижаться - этому надо учится, само по себе не придет. Любой специальности, например рукоделию, нужно учится, поначалу плохо, а потом все будет лучше. Так и тут: можно учится ни кого не осуждать, не раздражаться, не обижаться, не гордится, не хвалится.
+++
Не надо говорить колкости, если вас оскорбили. Просто подумайте про себя: «Это мне Господь дал возможность укрепиться в терпении, чтобы душа успокоилась». И душа наша успокоится.

Надо себя воспитывать. А то кто-то что-то сказал, и мы не можем успокоиться до тех пор, пока не выскажем ближнему все, что думаем о нем. Такая душа никогда не получит мира и покоя.

Христианин, если видит вокруг какие-то недостатки, старается все покрыть любовью. Никому не рассказывает, грязь никуда не разносит. Он сглаживает и покрывает чужие грехи для того, чтобы человек не озлоблялся, а исправлялся. Сказано у святых отцов: «Покрой грех брата твоего, и Господь твои покроет».

А есть такой сорт людей, которые, если что-то заметят, сразу это стараются разнести по другим людям, по другим душам. Человек в это время себя возносит: «Какая я мудрая! Все знаю и так не делаю». А это есть нечистоплотность души. Христианин должен быть миротворцем, всем нести только мир и любовь.



2.jpg
2.jpg (39.01 КБ) 101 просмотр
Архимандрит Амвросий (Юрасов)
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1012
Всего сообщений: 1632
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 24 сен 2018, 12:22

Помни: с нами будет только то, что определил Господь.


1.jpg
Преподобный Симеон (Желнин)
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1012
Всего сообщений: 1632
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 24 сен 2018, 12:30

БЛАГОСЛОВЕНИЕ НАШЕГО КРЕСТА


В Православной Церкви боль и всякого вида злострадание для верующего человека вовсе не упраздняются, но они принимают совершенно новое достоинство, они в ней преображаются. Нашим мужеством, терпением, нашими молитвами и постоянной памятью о Боге эта горькая чаша постепенно преобразуется в сладостную чашу бессмертия. По этой причине боль уже не является для христианина источником страха и ужаса, но широким поприщем для подвига и борьбы. Возьмем пример со спортсмена, бегущего на соревнованиях и выигравшего состязания: когда он получает награду за победу, то от радости забывает весь напряженный труд подготовки к соревнованиям. Так и борец Христов, предвидя «хотящую открыться Славу Божию» и будущее воздаяние в Царствии Небесном, забывает горечь страдания и самой смерти.

Следовательно, мы должны великодушно переносить этот «бег» предстоящего нам подвига терпения искушений, скорбей и испытаний, прося подкрепления и утешения у Спасителя, «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел Крест» (Евр. 12:2).

И страдание, этот великий дар людям от Бога, если мы будем принимать его правильно, станет для нас причиной благословения. Что бы мы ни претерпели в сем веке, все это не может сравниться с будущим вознаграждением в Царствии Божием, как сказал апостол Павел: «Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим. 8:18). Если кто-либо захочет получить в этой жизни ответ на вопрос, по какой причине Бог попустил ему такое-то обстоятельство, то его ум непременно наполнится тысячами вопросов «почему?»; если же он будет смотреть на свои болезни как на необходимое испытание, посланное ему Богом или для очищения, или для усовершенствования, или для получения венца в будущей жизни, то он примет чащу страданий как благословение от руки Господней.

Вот ответ человеку от Бога. Господь не дает человеку ложных заверений, что Он упразднит страдание, но обещает ему, что Он преобразит его боль и из проклятия сотворит благословение и утешение.

Да не думает никто, что святые не испытывали страданий и не подвергались телесным болезням. Доказательством нам служат слова святого Исаака Сирина, который в одном из своих творений говорит: «Видишь эти бесчисленные полки святых Церкви? Никто из них не взошел на Небо, живя в удовольствии, но все они взошли туда многими скорбями», терпеливо неся посланный им от Бога крест.

Каждый из нас несет свой крест, все мы, абсолютно все без исключения, кем бы мы ни были, какое положение в обществе мы бы ни занимали, в каком конце Земли мы бы ни находились. Но даже если некоторым Господь и не посылает крест терпения болезни, все равно он подвергается различным скорбям, потрясениям, несет крест своих грехов, борется со своим внутренним врагом – «ветхим человеком», мучающим его.

На этом темном, бескрайнем просторе только Единый может осветить наш путь, и этот Единый, конечно же, наш Господь Иисус Христос, распятый на Кресте за каждого человека, Свет и утешение людям, несущим свои кресты вслед Него. Это Тот, Кто обращается в Святом Евангелии ко всем скорбящим, больным, страдающим: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28).



2.jpg
2.jpg (36.89 КБ) 100 просмотров
Митрополит Лимассольский Афанасий

Перевел с новогреческого Димитрий Лампадист
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1012
Всего сообщений: 1632
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 24 сен 2018, 18:02

«НЕ ХОЧУ, НО БУДУ»


— Спустя столько лет в монастыре поменялось ли ваше представление о монашестве?

— Ни один человек не может представить себе реально, что его ждет за монастырской оградой. Он может увидеть, что там прекрасный ботанический садик, пруд, даже посмотреть, как в келье всё устроено, это не секрет; вот такая у них трапезная, службы у них вот такие, вот у них чин прощения, вот так они одеты все, вот так они себя ведут при других людях, никто не прячется, пожалуйста, приходи, это всё так экзотично…

Но это всё, как бы это сказать… не та глубина. Вот мы смотрим, к примеру, на океан и уже можем сказать, что видели его. Но давайте уточним: мы его видели с берега в бинокль с расстояния два километра? или мы ходили по берегу босыми ногами? или мы были на корабле, с которого не видно берегов? или с аквалангом спускались на глубину десять метров? или с высоты десять тысяч метров из иллюминатора самолета? или мы вообще были рыбой в своей среде обитания? Это всё один и тот же океан…

Я и сейчас не могу исчерпывающе ответить на вопрос, каким для меня было монашество в начале, каким представляется теперь и какое оно есть на самом деле. Вот этому «на самом деле», мне кажется, ни один человек не может дать определение, только старцы, святые люди, монахи, которые жизнь прожили в монашестве, которые, может, и не помнят себя вне монашества. Знаете, как дети, воцерковленные с малолетства, не помнят себя неверующими. А мы, люди другого поколения, пришедшие в храм… Вот мне было 35 лет, когда я к Богу пришла, то есть узнала, что да, Он есть, Он живой. Уже жизнь прожита была до этого. Есть такая присказка, что если бы люди знали, какие трудности их ждут за оградой монастыря, ни один бы не пошел. Но если бы люди знали, какие утешения и сокровища духовные готовит Господь монашествующим, то очередь в монастыри стояла бы до Камчатки.

В приходе в монастырь главное — решимость. Это не мои слова, я не помню уже, где это взяла, где это прочла, кто это сказал, но с этим нельзя не согласиться. Я долго ходила с этой мыслью, и уже сейчас она как бы стала моей. Решимость… Присматриваешься к монастырю, думаешь об этом, вот замуж не вышла, не лежит душа, может, мне в монахи пойти — это такой, знаете, предварительный этап. От него до решимости — бездна. А решимость — это не просто ты решил, что пойду-ка я в монастырь, скажите, что для этого надо? — и открываю книжки, читаю. Вот нет. Приходится преодолевать большое сопротивление мира, у разных сестер по-разному. У кого-то, большей частью у молодежи, сопротивление родственников, родителей. Кого-то, наоборот, дети держат — маленькие, допустим, а ты уже хочешь в монастырь. Или просто привязанность к чему-то или кому-то. Мир держит и не хочет отдавать «свое». Человек иногда не властен… да не иногда, а просто не властен над своими пристрастиями без вмешательства Божия. Мы никто, мы полностью рабы своих пристрастий без Бога.

Вот так люди и живут порой, думая, что они хозяева своей жизни. Но если не Бог хозяин твоей жизни, то понятно, кто стоит за левым плечом и позволяет тебе очень многое, нажимая на твою гордыню, как на кнопку в компьютере. Дьявол ведь как подсказывает? Через твои же мысли. Это называется помыслами. Ты узнаешь, что такое эти помыслы, когда глубже вникаешь в христианство; начинаешь понимать, к примеру, что — какой ужас, я так не хочу думать, но я так думаю! что мне делать?.. И это наваливается в монастыре, когда ты приходишь, наконец, туда. Ты решил, решимость твоя привела тебя, довела до духовника, до благословения, ты уже взял свою сумку, свою подушку, свое кто-что и пришел в монастырь, и вот тогда-то и начинается разногласие с тем, что ты читал и что ты себе представлял.

А потом начинается вот эта страшная борьба внутри тебя, о которой тома написаны. Суть ее в том, что ты остаешься прежним человеком, твои все страсти-мордасти — все при тебе, но ты начинаешь их видеть, как проявляющуюся переводную картинку. Вот она появляется более четко, ты их видишь и ужасаешься тому, что — борешься-борешься с ними, а у тебя ничего не получается. Ты знаешь методы борьбы, они веками передаются в монашеской традиции, ты знаешь, как молиться, ты в той среде, где это очень легко сделать, богослужения у тебя просто дома, можно сказать: вышел из кельи, сделал пять шагов, и ты уже в храме. Пожалуйста, утро, вечер — всё в твоем распоряжении. Но как это сложно… И наступает тяжелая борьба: увидеть себя, всё свое «хорошее» — и не ужаснуться, не унывать оттого, что ты не можешь срочно измениться, у тебя ничего не получается, и ты всё равно хочешь чего-то, чего хотеть не должен. Ты это обнаруживаешь в себе и говоришь: «Господи, ну сделай что-нибудь со мной, я не хочу этого хотеть. Я же шла сюда для того, чтобы Ты это всё исправил, я же рассчитывала, что это всё исчезнет сразу, и начнется святая жизнь. Почему же она не начинается?» Потом упираешься в то, что потерпеть себя такой — это и есть твое наказание за всю предыдущую жизнь. Вот потерпишь, не дашь обратный ход при этом всем своем видении — может, тогда лет через 20, у кого как, тебя Господь и освободит от этого. Но пока так. Лично у меня так.

Не секрет, что наш монастырь — не клише монастыря вообще. Он выбивается из общего ряда своей открытостью, своей не замкнутостью на небольшом монашеском мирке. Отсюда и трудности, и утешения, и особенности монашеской жизни внутри. Идя в монастырь, логично было бы думать: «Ну, всё, прощайте, родные, прощайте, друзья, не свидимся с вами мы боле». А ничего подобного, потому что наш монастырь в городе находится, он образовался благодаря своему социальному служению — деятельности сестричества милосердия, существовавшего уже на тот момент, и оно никуда не делось, оно только удесятерилось, сторицею возросло. А это всё люди, люди, люди…

Мы никогда не бываем в одиночестве. Мы живем минимум по двое в келье и на послушаниях всё время с людьми, с мирскими людьми. Все монашествующие несут послушания в каких-то мастерских, подразделениях монастыря, где работают и мирские люди. Так устроен наш монастырь. Это не только у нас так — мирские люди работают во многих монастырях, где есть в этом необходимость. Но, казалось бы, это противоречит основному представлению, что монах — от слова «моно», он идет для того, чтобы быть «один». Вот это самое наивное. В любом монастыре монах не может быть один, потому что наши монастыри — общежительные, это основа нашего монашества, заложенная преподобными Феодосием и Антонием Печерскими, основателями Киево-Печерской лавры. Общежительные монастыри для России — это соль российского христианства, Православия. Ты, скорее, дома можешь закрыться в своей комнате, а здесь ты не можешь закрыться нигде. Нет такого места у нас в монастыре, где можно побыть в уединении, представляете? На самом деле это довольно книжное представление: затвориться, молиться в молчании, исихазмом заниматься, пустынничеством, отшельничеством. Я не с насмешкой говорю об этом, просто это слишком высокие вещи, чтобы всерьез думать о себе, что ты к этому пригоден. Мне кажется, это просто гордыня так думать.

Женский и мужской монастыри — это очень разные места и разные цели. Я где-то читала, что мужские монастыри — это оплот молитвенного делания, источник молитвы за мир. Мы, христиане, знаем, что только молитвой монастырей мир до сих пор еще стоит, шатается уже, но стоит. Там иеромонахи — монашеское священство. В женских монастырях этого нет. Это наш монастырь счастливый, 125 сестер, 12 священников, а в других монастырях, где по две-пять монахинь, каждый батюшка на вес золота, службы бывают не каждый день, иногда даже не каждую неделю. В женских монастырях, как сказал кто-то, основная задача такая: не ешьте друг друга, любите сестру и этим спасетесь, с вас достаточно. Мы, конечно, грызуны, что греха таить, такова наша женская сущность. Ну, и — не побоюсь это слово сказать в эфире — бабское начало в нас всё же есть. И оно очень часто тянет нас назад. Наш сложившийся характер, наш образ мышления, эти привычные разговоры, которые ведут женщины — это же никуда не уходит, как только ты перешагиваешь порог монастыря. И сразу даже непонятно — кажется, что тут такого, подумаешь, поспорили о том, скажем, как лучше печь пирожки, как лепить, какую начинку класть. Ничего в этом плохого нет, но… это же оно и есть — женское. Нет, конечно, если ты трудишься в трапезной, так тебе сам Бог велел об этом думать и говорить, но главное не в этом, а в том, насколько тебе дорого то, о чем ты говоришь. Часто вот такие женские штучки не перестают быть дорогими и в монастыре. Кажется — а что тут такого, подумаешь, мы же люди. Да, конечно… только это к монастырю не имеет никакого отношения. Избавление вот от этих бабских, я бы сказала, привычек — это очень долгий процесс. А есть еще светские замашки: подрясничек покласснее, помоднее, поясок поширше из натуральной кожи, апостольник немножко другой формы. Казалось бы, опять же, что тут такого, это же не гардероб в 145 предметов! Но всё равно — вот эта женская сущность найдет, где прорваться. Поэтому и идет борьба с ней, а совсем не с какими-то барабашками и ночными страхованиями. Это, может быть, тоже всё есть, но это отдельный разговор.

Когда приходишь жить в монастырь трудницей, послушницей, то видишь, что ты все-таки какой-то не такой.

И тебе надо приспосабливаться. А к чему приспосабливаться — никто не говорит. Понимаете, какой интересный момент? Никто не делает тебе замечания, тебя как бы помещают в эту обстановку, и ты сам натыкаешься на углы и получаешь по голове за свои неминуемые ошибки. Ты должен наткнуться, ты должен сам упереться и увидеть, что ты не так делаешь.

У меня был такой урок, очень значимый для меня, когда мне поручили заниматься выпуском диска Праздничного хора, в том числе сделать обложку с нашим дизайнером. И вот мы с ним что-то делаем, разрабатываем, и мне кажется, что у нас всё идет нормально. Мы ездим к фотографу, он выбирает какие-то фотографии, всё отлично… И вдруг меня вызывают на «старшее» собрание, и батюшка мне говорит: «Сестра Ирина, вот мне доложили (может быть, не такими словами, но смысл был такой), что вы затягиваете выпуск диска, ни с кем не советуетесь, делаете всё, как вам вздумается, уже все сроки прошли, а обложка не готова». А мне никто не говорил, какие сроки. То есть я-то думала, что мне всё поднесут на блюдечке! И я отвечаю: «Батюшка, так мне же не сказали». То есть кто-то виноват, кто-то мне должен. И тогда мать Мария мне говорит, спокойно так и благожелательно: «Сестра Ирина, спрашивать надо, вы спрашивайте, начните спрашивать, и у вас всё будет хорошо». Вот этот урок я очень хорошо выучила. И сейчас стараюсь всем, кто на клирос приходит или обращается ко мне с каким-то вопросом, такой совет давать: а ты спрашивай. Мне кажется, что я до сих пор еще не сильно научилась, потому что опять стала начальником, пусть маленьким, но все-таки. Однако я стараюсь спрашивать у духовника всё. У нас еженедельная исповедь, я всё время пишу список вопросов и после исповеди стараюсь их задать. Пусть я даже «знаю», как батюшка ответит, но что такое мое знание по сравнению с реальным ответом от Бога через духовника! И бывает, что батюшка отвечает совершенно противоположно тому, о чем я думала. Тогда понимаешь, что Бог реально действует, и это очень укрепляет веру.

Монашеский постриг еще не есть само монашество. Кто-то живет до монашеского пострига в монастыре десятилетиями. Я знаю одного инока в Псково-Печерской обители, который там уже лет 25‒30, и он не позволяет себе принять мысль, что достоин монашества. Я на третий год после поступления в монастырь приняла постриг. У нас есть сестры, которые и того раньше. Есть люди, которые по 8‒10 лет в послушниках, и потом только в иночество, а потом еще в иночестве сколько-то лет. Батюшка видит, созрел человек или нет, он же духовник наш, он знает, какой путь прошел человек до пострига. Рост монастыря — это рост монахов, а не просто расширение территории и зданий. То, как наш духовник принимает решение о постриге, — «тайна сия велика есть». Это явный Промысл Божий.

Очень страшно потерять Бога, потерять веру. Через это многие проходят. И батюшка наш рассказывал, как он через это проходил, еще не будучи священником. Период, когда благодать отходит, ждет каждого человека, но подготовиться к этому невозможно. Надо жить и благодарить Бога, что ты здесь. Потому что в миру, наверное, лично я бы не спаслась. Это не значит, что в миру нельзя спастись, что вы! Я говорю лично о себе, вы же меня спрашиваете обо мне, это нельзя распространить на всех. Есть путь мирской, а есть путь монашеский. Но апостол Павел в своих посланиях говорит: "лучше вам быть, как я" (Ср.: 1 Кор. 7: 7). А он был и не монах, и не женатый…

Один монах, отец Григорий, игумен монастыря Дохиар на Афоне, сказал, что смысл всей монашеской аскезы можно выразить в одной фразе: «Не хочу, но буду». Вот. Ничего не хочу, но буду делать, потому что в этом спасение, потому что это нужно Богу, потому что я люблю Бога.



1.jpg
Монахиня Иулиания (Денисова)
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1012
Всего сообщений: 1632
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 24 сен 2018, 20:20

О нашей родословной. (Лк.3:23-4:1) (Еф.5:20-26)


«Иисус, начиная Свое служение, был лет тридцати, и был, как думали, сын Иосифов, Илиев, Матфатов»… – И евангелист Лука перечисляет семьдесят шесть имен, заканчивая цепочку: «… Сифов, Адамов, Божий».

Удивительно читать это бесконечное перечисление имен, особенно нам, знающим лишь своего деда, редко прадеда.

Как же сложилось и дошло до нас это родословие? Из истории самой первой семьи мы знаем, что первым у Адама и Евы родился Каин. Потом – Авель. Каин из зависти убил Авеля и заслужил проклятие. Затем родился Сиф. После этого Адам прожил «еще восемьсот лет и родил сынов и дочерей» (Быт.5:4). До грехопадения Адам был с Богом, так что ему было что поведать своим детям. Но не все хотели знать о сотворении мира, о жизни в раю, о грехопадении и надежде на грядущее избавление. Только Сиф услышал, потому что только его имя стоит сразу после имени Адама.

О Сифе сказано, что он «жил сто пятьдесят лет и родил Еноса. По рождении Еноса, Сиф жил восемьсот лет, и родил сынов и дочерей» (Быт.5:6-7). И он тоже передавал своим детям, что узнал от Адама, но только Енос принял это и сохранил в памяти, одновременно запомнив и имена предков, донесших эти знания.

И так далее. И закономерно, что именно человек из этой цепочки, Ной, десятый от Адама, «обрел благодать пред очами Господа» и был единственным, чье потомство заново после потопа продолжило человеческий род. Остальная земля, потерявшая духовную и историческую память, «растлилась пред лицем Божиим, исполнилась … злодеяниями» (Быт.6:11) и погибла.

Духовным преемником Ноя стал Сим. И в дальнейшем, несмотря на многочадие, цепочка благочестивого предания была столь же узенькой. И как всегда не случайно именно Аврааму, одиннадцатому от Сима, однажды сказал Бог: «пойди из земли твоей, от родства твоего, из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе. И Я произведу от тебя великий народ» (Быт.12:1).

Авраам родил Исаака, Исаак – Иакова, Иаков – двенадцать сыновей, от которых пошел целый народ, помнящий свое родословие. Но тут уже далеко не у всех памятование предков совпадало с личным благочестием. Помнить стало выгодным. Это уже не только вселяло уверенность, что являешься прямым наследником благословений, данных Аврааму, но и давало право на владение участком в земле обетованной. Да и другие права. Например, те потомки Левия, которые после Вавилонского плена не могли предъявить родословий, лишились права священнослужения.

Но какое отношение к этому родословию, оборвавшемуся две тысячи лет назад, имеем мы, современные христиане, из всех народов пришедшие ко Христу?

А самое прямое: от Иисуса Христа, Которым завершилось родословие по плоти, начинается столь же осязаемая цепочка родословия по духу.

Господь, благовествованием родив Своих Апостолов, послал их в мир. Они рукополагали своих преемников, епископов. История хранит имена всех епископов по преемственности во всех землях. Епископы рукополагали священников, священники крестили людей. И так каждый христианин через новое рождение восходит к самому Христу, а через Христа по плоти и к самому Адаму.

Вот что такое для нас, христиан, библейское родословие. Некоторым становится скучно читать эту вереницу имен. Но по-настоящему-то от этого чтения должно захватывать дух: вот оно – все здесь! И начало, и конец; и – духовное, и в то же время – осязаемое; и твердо стоит на земле, и одновременно касается неба.

И – никакая обезьяна не вклинится в эти накрепко соединенные звенья. А главное, чувствуешь себя неотрывным листком на древе Богом сотворенного и спасенного человечества, «благодаря всегда за все Бога и Отца во имя Господа нашего Иисуса Христа».


4.jpg
Протоиерей Вячеслав Резников
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1012
Всего сообщений: 1632
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 25 сен 2018, 08:31

3.jpg
3.jpg (31.97 КБ) 84 просмотра
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1012
Всего сообщений: 1632
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 25 сен 2018, 10:54

3.jpg

Доброе дело тогда имеет цену, когда будет доведено до конца

(Из слова о Евлогии монахе и о нищем расслабленном)


Не сказано, братие, – претерпевший сколько-нибудь спасен будет, а сказано: «претерпевший до конца спасен будет» (Мф. 10, 22). А у нас этого-то, именно, чтобы терпеть до конца, и нет. Случается, что мы принимаемся за добрые дела с полною горячностью и одушевлением, но проходит немного времени, и мы к доброму делу, за которое взялись, становимся все холоднее и холоднее; а иногда и перед самым концом его, когда бы только оставалось получить за него венец, бросаем его и, таким образом, все ваше дело уподобляется храмине, построенной на песке, на которую как только налетел ветер, то всю и разметал ее (Мф. 7, 26–27).

Нет, не так должны поступать мы. Уж если что начал доброе, так доводи до конца, не поддаваясь искушениям; а то как раз дьявол вырвет венец уготованный тебе, и награда твоя пропала.

Один инок, по имени Евлогий, встретив на улице нищего, лишенного употребления рук и ног, сжалился над ним, и в душе дал пред Богом такое обещание: «Господи, во имя Твое, возьму сего расслабленного и буду покоить его до смерти, чтобы, ради его, спастись. Дай мне терпение, чтобы служить ему». Затем сделал предложение расслабленному поселиться у него в доме, и, когда тот согласился, взял его к себе. Прошло пятнадцать лет. В продолжение этого времени Евлогий служил расслабленному как отцу: всячески берег его, мыл, кормил сам переносил с места на место. Позавидовал дьявол такому терпению Евлогия и, желая лишить его достойной награды, вложил в сердце расслабленного гнев и злобу на Евлогия. И вот, дотоль кроткий, убогий начал всячески хулить и поносить Евлогия и, несмотря ни на какие с его стороны увещания и мольбы, довел его, наконец, до того, что Евлогий пришел в отчаяние. Что мне делать? говорил он знакомым инокам, расслабленный меня приводит в отчаяние. Бросить ли его? Но боюсь нарушить обещание, данное пред Богом. Не бросить? Но ведь он не дает мне покоя ни днем, ни ночью. Иноки предложили ему обратиться за советом к великому Антонию, и Евлогий послушался их. Антоний ему и расслабленному сначала сделал увещание жить в мире, и в заключение обоим сказал им: «Искушение, дети, пришло вам от сатаны, ибо вы оба близки к смерти и достойны получить от Бога венцы. Теперь не смущайтесь ничем. Иначе Ангел может застать вас в злобе друг против друга и лишить награды». Убежденные Святым, Евлогий и расслабленный прожили после того в мире, только четырнадцать дней, и затем скончался Евлогий, а чрез три дня последовал за ним и расслабленный.

Итак, братие, будьте терпеливы. Возьмитесь за доброе дело, доводите его до конца и не ослабевайте в нем. Иначе награда пропала. Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, неблагонадежен для царствия Божия (Лук. 9, 62), говорит Сам Господь. Аминь.
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1012
Всего сообщений: 1632
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 25 сен 2018, 14:25

Часто люди грустно признаются: «Вот тут или вот там обо мне сказали плохо, притом незаслуженно, и я расстроился». Думаю над этим. Я всегда говорю: «Не обращайте внимания ни на плохие слова о вас, ни на хвалебные слова. Честно делайте свое дело, а говорить, болтать за спиной всегда будут». И тут же, сегодня, об этом говорит ап. Павел: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди… Судия же мне Господь». (1 Кор. 4, 3-4). Не думать о том, что говорят, а просто делать честно перед Богом свое дело. Только Его мнение имеет смысл и значение!


6.jpg
Священник Константин Пархоменко
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1012
Всего сообщений: 1632
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 25 сен 2018, 14:49

5.jpg
5.jpg (20.62 КБ) 78 просмотров

Антихрист внутри меня


Некоторые особенно «продвинутые» православные с замиранием сердца ждут прихода в мир антихриста, сына беззакония. Сверяясь со Священным Писанием, они повсюду видят все более сгущающиеся признаки его появления на Земле. Апокалипсис! Как такое можно пропустить! Есть и такие, которые в войне со слугами антихриста видят генеральное дело всей своей жизни.

О, как ловко диавол «путает следы», уводя с дороги главного для нас духовного делания! Кто такой антихрист? Противник Христа? Не только. Приставка «анти-» означает «вместо». Антихрист – это тот, кто поставит себя вместо Христа, объявит себя «сыном Божиим», по сути оставаясь сыном диавола.
Уверен, что настоящий антихрист, которого нужно бояться, как огня, находится внутри меня. Внутри, а не снаружи! Кто же внутри меня «вместо Христа»? Мое раздутое тщеславие, мнящее себя лучшим из лучших. Моя гордость, видящая себя выше всех. Мое самомнение, считающее, что я уже достиг высот духовных. Моя неприязнь к окружающим, мои гнев, нетерпимость, зависть, злость. Разве эти «ребята» не пытаются подменить собою Христа, занять Его поправное место в моем сердце?

Христос есть любовь, прощение личных врагов, сосредоточенное внимание к нуждам ближних, широчайшее милосердие, смиренное несение креста жизненных невзгод. Где это все во мне? Да во мне непрекращающийся ропот на «житуху», холодность к близким, жадность к нищим, брезгливость к бездомным, непомерное самолюбие, неуемное сребролюбие. Конечно, Христу не будет во мне места. А кому будет? Антихристу, кому же еще!

Мои страсти, грехи и пороки – вот настоящий антихрист души моей. И пока этот беззаконник вольготно живет внутри меня и правит там сатанинский бал, будет ли в сердце место Христу? Будет ли не лукавое и пустое «у меня Бог в душе», а вымоленное, выстраданное, выплаканное «будь Центром моей жизни, Иисусе…»? Покаяние, исправление жизни по заповедям Божиим – вот на что должны быть нацелены все мои усилия, направлена вся жизнь моя.

Пресловутая «печать антихриста» – ни что иное, как печать греха, который я не хочу изживать из своего сердца. «Знак зверя» на чело (лицо) – это не какой-то там невидимый «штрих-код», а образ пленения ума греховными помыслами и страстями. «Знак зверя» на руку – образ земных дел, забот и попечений, с которыми я намертво связал всю свою деятельность, все надежды и планы, полностью перекрыв духовный кислород для дыхания души.

Чего мы храбримся, что не примем «внешнего» антихриста, когда он придет поработить нас, если мы соглашаемся уживаться со своим внутренним антихристом, не желаем расставаться с ним? Уверен, что «внешнего» антихриста с восторгом встретят те, кто подготовил ему место в собственной душе.

Да придет в душу нашу Спаситель Христос и спасет от греха и смерти, которые есть прямой результат нашего соглашательства с диаволом внутри себя!

Артемий Слезкин
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1012
Всего сообщений: 1632
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 25 сен 2018, 20:09

Возьмите труд — хотя один день провести по заповедям Божиим, и вы увидите сами, вы испытаете сердцем, как хорошо исполнять волю Божию (а воля Божия по отношению к нам — жизнь наша, блаженство наше вечное).

Возлюбите Господа всем сердцем, хотя так, как вы любите своих родителей и благодетелей; оцените по силе своей Его любовь и благодеяния к вам (переберите их умом в своем сердце: как Он дал вам бытие и с ним все блага, как Он бесконечно много терпит на вас грехи ваши, как Он бесконечно много прощает их ради вашего искреннего раскаяния в силу крестных страданий и смерти Сына Своего единородного, какое блаженство обещал Он вам в вечности, если вы будете верны Ему), благодеяния, которые бесконечно велики и многочисленны. Далее, возлюбите всякого человека, как самих себя, т.е. не желайте ему ничего, чего себе не желаете; мыслите, чувствуйте для него так, как мыслите и чувствуете для себя; не желайте видеть в нем ничего, чего не хотите видеть в себе; пусть ваша память не удерживает зла, причиненного вам другими, как вы желаете, чтобы забыто было другими сделанное вами зло; не воображайте намеренно ни в себе, ни в другом ничего преступного или нечистого, представляйте других благонамеренными, как себя; вообще, если не видите явно, что они неблагонамеренны, делайте для них, что делаете для себя, или хоть не делайте им того, чего не делаете для себя — и вы увидите, что у вас будет на сердце, какая тишина, какое блаженство! Вы будете прежде рая в раю, прежде рая на небеси — в раю на земле. Царствие Божие, говорит Спаситель, внутрь вас есть [Лк. 17, 21]. Пребываяй в любви, учит Апостол, в Бозе пребывает, и Бог в нем пребывает [1 Иоан. 4, 16].



16.jpg
Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1012
Всего сообщений: 1632
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 25 сен 2018, 22:08

6.jpg

ЧТОБЫ МЫ НИКОГДА НЕ КРЕСТИЛИСЬ МАШИНАЛЬНО


27 сентября Церковь совершает празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. На наши вопросы о Кресте, о том, как присутствует этот святой знак в нашей жизни, чем должно стать для нас крестное знамение, отвечает протоиерей Сергий Ксенофонтов, клирик Духосошественского кафедрального собора в Саратове.

— Отец Сергий, что греха таить, мы очень часто крестимся машинально. Или только потому, что в этот момент службы положено перекреститься, или потому, что испугались чего-то. Очень часто бывает так, что человек, пришедший в храм, просто не знает еще толком, что здесь делать, не умеет внутренне присоединяться к богослужению, и от этой растерянности то и дело бестолково крестится. И на самом деле, что должен осознавать и переживать христианин, осеняющий себя крестным знамением?

— К сожалению, мы очень многие вещи в храме делаем машинально или бестолково, забывая о том, что это — высочайшее средство изменения духовной жизни.

Крестное знамение — это наше оружие. В торжественной, победоносной молитве Кресту — «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…» — говорится, что Крест нам дарован «на прогнание всякого супостата». О каком супостате идет речь? Апостол Павел в Послании к Ефесянам (6,11–13) пишет: Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.

Мир, который Господь даровал нам, в котором Он дал нам жить, конечно, прекрасен. Но погружен во грех. И мы сами повреждены грехом, наша природа искажена им, и это позволяет падшим духам искушать нас, мучить нас, вести нас по пути погибели. Человек, ведущий духовную жизнь, как правило, понимает, что ему самому себя не изменить — нужно искать помощи у Христа. Когда мы совершаем крестное знамение, мы в первую очередь Его призываем на помощь нам.

Конечно, нельзя понимать осенение крестным знамением как некий магический жест, обеспечивающий результат. Крест знаменует Жертву. Жертву Христа, принесенную во имя любви к нам. Осеняя себя крестом, мы свидетельствуем, что Его жертва принесена за нас, и что Он для нас — главное в нашей жизни. Телесное, физическое движение при этом есть молитва тела, приобщение тела как составляющей нашего человеческого существа к этой жизни в Нем: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии. Это тоже апостол Павел, Первое послание к Коринфянам (6,19–20). Тело так же искуплено Крестною Жертвою, как и душа. С помощью крестного знамения мы пытаемся распять похоти души и похоти тела. И это беда, что по нерадению нашему крестное знамение становится для нас слишком привычным и совершается нами без благоговения. Здесь нам нужно вспомнить слова пророка Иеремии: Проклят, кто дело Господне делает небрежно (Иер. 48, 10). Это движение должно совершаться очень серьезно, с глубоким чувством. Почему мы не задумываемся, складывая для крестного знамения пальцы? Ведь это слово, воплощенное в действие: этим, по сути, исповедуется Святая Троица.

Крестное знамение есть ответственное деяние — когда мы его совершаем, мы должны чувствовать и видеть Крест Христов, Его страдания, помнить цену, которая была дана во искупление наших грехов, и ту высоту, на которую мы восходим через крест. Крест соединяет нас с небом, крест соединяет нас друг с другом, потому что Господь Иисус Христос был распят не за меня одного, а за всех.

И как священник, и как христианин я не раз замечал, что люди, умеющие молиться глубоко и не напоказ, совершают крестное знамение очень красиво. В чем именно красота — трудно словами передать, потому что это — отражение красоты их духовного мира. А когда человек крестится или напоказ, или просто потому, что положено — это тоже видно, и вызывает отторжение… и жалость. Вот так в одном и том же движении выражаются разные внутренние состояния человека. В первом случае это плод духовного труда, во втором — скрывающаяся за жестом пустота.

— А давно ли появился этот обычай у христиан — осенять себя крестом?

— Крестное знамение сопровождает христиан с глубокой древности. Иоанн Богослов, как мы знаем из жития, написанного его учеником Прохором, крестным знамением исцелил лежащего у дороги больного; благочестивый Ир по наставлению апостола Филиппа так же вылечил недужного Аристарха. Святая Нонна, мать святителя Григория Богослова, будучи тяжелобольной, во сне увидела, как ее сын перекрестил хлеб, которым она исцелилась. Святая мученица Фекла, ученица апостола Павла, когда был разожжен для нее костер, крестным знамением осенила дрова, и огонь не принес ей вреда. Мученики Колизея крестом останавливали голодных зверей. Крест действует на всю тварь, он есть «хранитель всея Вселенныя и красота Церкви» — так поет Церковь на Воздвижение Креста.

— Противники христианства спрашивают: если крест — это всего лишь одно из возможных орудий казни, почему он стал сакральным предметом? «А если бы Христос был усечен мечом, как Иоанн Креститель, вы бы носили на шее меч?» — приходится такое слышать.

— У Бога ничего не происходит «просто так». Распятие на кресте было одной из самых жестоких казней древнего мира. Это был своего рода шедевр человеческой жестокости. Именно там, где жестокость торжествовала, любовь страданиями вывела человека из плена греха. Она именно в самую сердцевину жестокости вошла, в сердцевину нелюбви. Именно таким образом Агнец Божий взял на Себя наши немощи и понес наши болезни (Ис. 53, 4), и Крест это символизирует. Крестное знамение — свидетельство того, что Христос с нами везде и всегда, во всех наших страданиях.

— Не потому ли мы крестимся — подчас даже безотчетно — когда нам тяжело, больно, страшно…

— Осеняя себя крестным знамением в тяжелую минуту, мы ищем помощи Христовой. Нам ведь бывает тяжело не только от внешних причин, но и от непонятного ужаса и отчаяния, скопившихся где-то в глубине. Будучи искушаемы, мы совершаем крестное знамение на себе, чтобы отогнать искушение. Сатана имеет возможность воздействовать на нас в той мере, в которой в нас развит грех. Когда-то он в пустыне искушал Христа, предлагая Ему все царства мира (см.: Лк. 4, 5–8). Как он — ничтожество, которое не может жить и не живет, — мог предлагать Сыну Божиему то, что ему, падшему ангелу, не принадлежит? Мог, потому что мир принадлежит ему — через грех. Вот почему он называется князем мира сего — мира измененного, греховного. Но Христос победил его. Тогда, в иудейской пустыне, победа выразилась в отказе от соблазна. Но окончательно она была закреплена крестными страданиями, крестной жертвой. Поэтому и мы осеняем себя крестом, чтоб победить любое искушение от сатаны. Крестом мы попаляем и отгоняем его, не даем ему возможности действовать.

Вспомним, как страшились и как злились злые духи всегда, когда отшельник приходил на пустое место и ставил на нем крест: «Уходи! Это наше место!». Пока не было человека с молитвой и крестом, у них была здесь хотя бы какая-то иллюзия власти. Конечно, злой дух может победить человека, если человек ему поддастся, но человек всегда может победить сатану. Сатана бывает попаляем, потому что человек приобщен к Христовой победе — Крестной жертве.

— Стало быть, человек, носящий нательный крест, осеняющий себя крестным знамением, должен быть и сам к жертве готов?

— Несомненно. Бог есть любовь (Ин. 4, 8 ) , но не просто любовь — любовь жертвенная. Высшее проявление этой любви — жертва. К ней ведет дорога иных проявлений: проповедь, исцеления страждущих, насыщение голодных. Евангелист Иоанн (3, 16) свидетельствует: так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную. И мы, следуя за Ним, по мере наших возможностей должны это повторить, служа всем ближним нашим. Это и есть наше несение креста: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мф. 16, 24).

— Где все же грань между христианским восприятием нательного креста и ношением креста как амулета: «чтоб не утонуть и на машине не разбиться?»

— Действительно, нужно провести грань, где ношение креста благочестиво, а где его пытаются использовать даже кощунственно; отделить магию от христианской мистики. Я полагаю, что здесь, как во всей христианской жизни, мера всему — Христос.

Чего хочет человек, носящий крестик, что он видит в нем? Если он видит распятого на нем Христа, чувствует себя сопричастным этой Жертве, понимает, что без этой Жертвы невозможно его спасение, — тогда он носит крест достойно и правомерно. В противном же случае крест ему не поможет. В дырявый сосуд не наливают воду. Человек, который не имеет правильного представления о жертве Христовой, не имеет состояния веры. А состояние веры — это цельный сосуд души, в который вливается благодать Божия.

Газета «Православная вера»
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1012
Всего сообщений: 1632
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 25 сен 2018, 23:08

ИЗМЕНЯЕМОСТЬ


Не дивитесь, видя в себе непрестанную изменяемость, не надейтесь избавиться от нее до смерти, или лучше – не обольщайтесь этой надеждой; а иначе треволнения всегда будут заставать вас врасплох и поэтому несравненно сильнее на вас действовать, даже ниспровергать. Подивитесь и поклонитесь Истине, Которая непрестанную изменяемость человеческую врачует заповедью непрестанного покаяния. 6. 165
+++
Не тревожься восстающими страстями, старайся, по возможности, противиться им; человек, доколе на земле и облечен в бренное тело, дотоле подвержен изменениям; то чувствует сердечный мир и спокойствие, не возмущаемое никакой страстью, то находится в обуревании страстей. Таковая изменяемость научает нас самопознанию, смирению, научает прибегать непрестанно к помощи Божией, которая только что нас оставит, хотя бы на одну минуту, то мы и совершаем бесстрашно беззакония. 6. 466
+++
Не смущайся, что по временам чувствуешь ожесточение, хладность и действие страстей. Эти периоды душевного настроения надо переносить с терпением. Св. Макарий Великий сказал: «В каждом из нас бывают перемены, как в воздухе: то стоит ясная погода, то льются дожди, шумит ветер и стоит ненастье...» Другой святой, преп. Исаак, приводя и объясняя эти слова преп. Макария, говорит: «Заметь слово: в каждом оно поставлено не без цели, но употреблено с той целью, чтобы показать, что все человеки, без изъятия, не только грешные, но и святые, по временам обуреваются страстями. Постоянной непогрешительности и постоянного душевного состояния нет на земле. Непременяемость есть достояние будущего века». Потому должно смотреть на свои душевные перемены с благоразумием, как бы показывая и открывая Богу свою греховность и, имеете с тем, предаваясь Его Святой воле и прося Его милости и помощи. 6.697
+++
Старайтесь не увлекаться рассеянностью. Если же случится увлечься ею – по немощи, сродной всем нам, человекам, не предавайтесь унынию. Непадательность несвойственна человеку на земле – ниже жителю глубочайшей пустыни и уединения. Переменчивость и увлечение действуют непременно в каждом человеке – и в строжайшем отшельнике. Тем более живущему посреди мира, посреди всех соблазнов, невозможно не увлекаться. Не желайте от себя невозможного, не требуйте от души вашей того, чего она не может дать. Врачуйте ваши увлечения покаянием, а недостаток делания вашего восполняйте сокрушением духа. 6. 369


9.jpg
Святитель Игнатий (Брянчанинов)
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1012
Всего сообщений: 1632
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 25 сен 2018, 23:32

Очень важно каждому из нас научиться доверять Богу. Нельзя отчаиваться, если мы делаем много, а получаем мало. Нельзя впадать в уныние от того, что высокие духовные состояния, о которых пишут Святые Отцы, нам недоступны. И ни в коем случае нельзя страстно стремиться к тому, чтобы достичь этих состояний. В духовной жизни не должно быть истерики, надрыва. Надо спокойно, методично и целенаправленно работать над собой. А все остальное предоставить воле Божией.


4.jpg
4.jpg (32.6 КБ) 63 просмотра
Митрополит Иларион (Алфеев)
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Ответить Пред. темаСлед. тема

Вернуться в «Вера, духовность, мы...»