Вера, духовность, мы...Подорожник

Духовно-нравственные беседы

Модератор: Максим75

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 12 окт 2018, 11:11

Грех непослушания



Грех непослушания Богу настолько тяжел, что Адам в одиночку не смог бы понести его последствий и не погибнуть под его тяжестью. Страшный дух непослушания хорошо знал это и потому толкнул первого человека на грех, неминуемо ведущий к вечной смерти. Но мудрый Творец знал больше духа непослушания. Он решил умножить род человеческий, чтобы люди могли разделить тяжесть совершенного греха; вечную смерть Он заменил смертью временной, а уничижение - существованием в мире света и тьмы.

Первый человек был подобен большому чистому зеркалу, в котором отражался один лишь Бог. И демон непослушания стремился отразиться в нем, но не мог. Тогда он решил залить это зеркало своими густыми черными чернилами, но в этот момент зеркало разбилось, и работы демону прибавилось, потому что с умножением человеческого рода зеркало продолжало делиться на все более мелкие кусочки, и демон метался между ними, изнемогая все больше и больше. И сегодня зеркало продолжается дробиться на миллиарды частей, и каждую частицу демон преследует со своими адскими чернилами. Но зеркало будет дробиться до тех пор, пока не закончится трагедия этого мира, до тех пор, пока непослушание не потерпит окончательного поражения; тогда оно восстановится в своем первозданном сиянии.

Однажды, когда демон праздновал победу, думая, что зеркало стерто в пыль и работа его закончена, Бог снова явил миру зеркало в его целости и совершенстве - в лике Сына Своего Иисуса Христа. Эта неожиданность повергла демона в отчаяние и побудила к последнему злобному нападению. Но дни его сочтены, и конец приближается. Это уже не похоже на философию, не правда ли? Это сама жизнь, и этого достаточно.

Зеркала

Каждый новорожденный являет собой новое отображение Бога, чуть затемненное грехом непослушания. Эта небольшая тень на душе новорожденного суть его различные дурные наклонности. Ибо грех непослушания Богу выражается другими грехами, дурными привычками, пороками и страстями. Эта малая тень на душе каждого новорожденного суть некая склонность ко злу. Поскольку же число этих наклонностей велико, то многочисленны и драматические ситуации в жизни человека.

Но Бог милостив к каждому человеку. Зная недуг каждой души, Он ставит ее в такое положение, в котором она могла бы скорее исцелиться, а тень, покрывающая ее, замениться светом.

Если эта тень - гордость, Господь помещает новорожденную душу в скромные жизненные условия, чтобы душа научилась смирению и избавилась от угрожающей ей гордости.

Если эта тень - себялюбие, Господь поставит такую душу в положение, в котором ей будет легче жертвовать собой для блага других, будь то большая семья, общество или отечество.

Если душа склонна к отчаянию, Господь поместит ее в центр самой напряженной работы, где у нее не будт времени предаваться своей страсти.
Душа, больная склонностью к плотской похоти, окажется там, где она не сможет развивать свой порок.

Вот почему часто кажется, что все как бы находятся не на своем месте, что торговец больше похож на полицейского, а полицейский - на торговца, что монах - на офицера и офицер - на монаха, что слуга - на царя и наоборот.

Но независимо от положения, в которое Бог ставит души, он неусыпно следит за каждой, готовый прийти на помощь со Своими благодатными лекарствами. Чем в более тяжелом положении оказывается человек, тем обильнее благодатная помощь Божия.

Когда же люди дают волю своему недовольству тем положением, которое определил им Бог, тогда они повторяют грех Адама - грех непослушания. И тогда страсть, с наклонностью к которой они рождены, начинает бурно развиваться и овладевать человеком. В той мере, в которой растет человеческая страсть, человек начинает уподобляться воплощению этой страсти в природе - кошке, собаке, волку, лисице... Если же страсть целиком захватит человека, то он превзойдет ее образ в природе. Человек-кошка становится эгоистичней кошки, человек-собака похотливее собаки, человек-волк безжалостнее волка, человек-лисица хитрее лисицы…

Говорю тебе это не для того, чтобы ты просто знал, но чтобы испытал себя и нашел в себе страсть, с которой рожден, для того, чтобы понял, как и в какой мере своим непослушанием Богу ты допустил ей овладеть тобой. Ибо, когда пробъет последний час и скрытая маской плоти душа обнажится, тогда она откроется в облике того зверя, которого ты воспитал в ней.



i (14).jpg
i (14).jpg (6.58 КБ) 178 просмотров
Святитель Николай Сербский
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Реклама
Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 12 окт 2018, 14:28

Душа не может не болеть, пока не почувствует, что получила прощение множества сделанных беззаконий. А каяться-то мы умеем плохо. Если человек кается в своих грехах, и в то же время осуждает других или тщеславится и проч., то какое может быть покаяние? Это значит одной рукой делать, а другой разорять. Вот душа и скорбит.


6.jpg
6.jpg (37.86 КБ) 174 просмотра
Игумен Никон (Воробьев)
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 12 окт 2018, 15:06

ИУДА


B Гефсиманском саду Христос назвал его другом.

На иконах Страшного суда его часто изображают в виде ребенка на коленях у диавола в нижнем правом углу. Любимое дитя Сатаны, за предательский поцелуй принимающее огненные лобзания.

Он носил ящик для денежных пожертвований и, значит, был кем-то вроде бухгалтера в маленькой апостольской общине.
Мы ни разу не можем причаститься, чтобы не вспомнить о нем. «Не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда…»
Что мы знаем о нем? Что был он иудей среди остальных учеников-галилеян. А значит, был образованнее и, возможно, заносчивее. Что был близок ко Христу и был любим. Предавать могут только близкие, свои. В сердце бьет тот, кто к сердцу допущен. Чужой может быть врагом, но предателем быть не может.
Его нутро – сребролюбие. Его имя – «вор». Так говорит Иоанн Богослов. А его слова не подлежат сомнению. Больше ничего не стоит выдумывать.

Разочаровался ли он в Мессии и поэтому предал?

Хотел ли, наоборот, ускорить события и приблизить спасительную развязку? Не будем мечтать. Дело в том, что сребролюбием и развратом наполнен мир. Кающиеся мытари и блудницы – первая шеренга уверовавших во Христа. Но сребролюбие, не желающее каяться, изобретает Иуде оправдания, чтобы в нем и самому оправдаться.

«Часть Иуды есть в тебе и во мне», – говорит святой Иустин (Попович). Зародыш Иуды может носить в себе всякое человеческое сердце. Вот он говорит: «К чему эта трата мира? Его бы можно было продать и раздать деньги нищим». Но не любовь к нищим движет иудиным языком, а жалость к погибшей благовонной масти. А разве не так же поступаем и мы?

К чему золотить купола или украшать дорогими иконами храмы? Лучше бы отдать эти деньги нищим.

Почему у него (нее/них) такая дорогая машина? Лучше бы помочь сиротам или старикам. Вам знакомы эти голоса? Ой, не любовь к скромности и не человеколюбие движет нашими языками при этих речах. Это зародыш Иуды из глубины сердца. Еще не родившись, учится разговаривать.

Поистине скупость, зависть и мрачная злоба отличают в людях тех, кто не чужд иудиного духа. Поэтому и причаститься мы не можем иначе, как сказав: «Ни лобзания Ти дам, яко Иуда…»

Он – образец недоконченного покаяния. Деньги отдал, бросив под ноги первосвященникам. Вину свою признал: предал, – говорит, – кровь неповинную. Но, значит, мало признать открыто вину и бросить деньги, заработанные с грехом пополам. Нужно еще потерпеть тоску и отчаяние и ждать, когда утешит душу Иисус Христос.

Ведь Он утешил бы душу Иуды, дождись тот Воскресения. Подобное было и с Петром. Трехкратное отречение от Господа не далеко ушло от предательства, в котором признались публично. Однако Петр – победитель отчаяния, а Иуда – жертва.

Говорить о нем много не надо. Но и молчать о нем нельзя.

Главное – не быть на него похожим.



42.jpg
42.jpg (11.95 КБ) 172 просмотра
Протоиерей Андрей Ткачев
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 12 окт 2018, 15:20

Нам с вами сейчас надлежит всеми силами восстановить в своих душах и сердцах истинный дух Христов, христианский дух в отношении всех без исключения людей, кто бы они ни были, что бы они не сделали, какими бы они ни были противниками Божиими. Ибо Господь и за них тоже отдал Себя на крест, за всех людей. Конечно, от людей тоже будет зависеть, как они будут приняты в Царстве Небесном, но двери Царства Небесного открыты для всех людей, без исключения. И никогда не поздно прийти ко Христу с покаянием. Покаяние может быть в самый последний момент, как у разбойника на кресте, одним только словом: "Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем." И всё.

И каждого такого, кто знает, может быть, раньше бывшего страшным гонителем, как Савл, ставший потом апостолом Павлом, и многие другии - кто знает, что они ощущают, говорят, или, может быть, даже и не могут уже говорить, только в мыслях своих повторяют слова разбойника на кресте. И слышат: "сегодня будешь со Мной в Раю."



1.jpg
1.jpg (34.08 КБ) 171 просмотр
Епископ Василий (Родзянко)
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 12 окт 2018, 15:50

Сетуем иногда, что люди не ходят в церковь. Но как они будут ходить в церковь, если живут порочно и не каются? Церковь есть собрание кающихся, а не тех, кто лишь изредка заходит в храм в какой-либо крайней нужде, а потом забывает о ней. Иногда удивляешься, до какой степени некоторые люди не находят себе покоя, изнывая в заботах о ничтожных вещах. Здесь не обходится без вмешательства бесов, внушающих попечения о суетном, вместо попечения о душе. Как на признак последних времен на это указывают святые, например, Нил Мироточивый: «Многозаботливость будет помрачать чувства человека, нечувственного ко спасению своему, чтобы от множества плотских забот не мог ощущать спасение, то есть люди не будут ощущать ни желания вечной будущей жизни, ни страха вечного осуждения».


9.jpg
Схиархимандрит Илий (Ноздрин)
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 12 окт 2018, 15:54

Думаешь иногда и недоумеваешь, почему люди не хотят читать ни Священное Писание, ни вообще духовные книги? Ответ, очевидно, надо искать в словах Иисуса Христа: "Свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы" (Ин. 3, 19-20).


14.jpg
Схиархимандрит Илий (Ноздрин)
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 12 окт 2018, 17:29

Мы видим по нашей стране и по другим странам, что сатана активно наступает на род человеческий, желая насладиться взаимной братоубийственной войной, всякими дикими извращениями, всякими страшными грехами, в которых человек теряет не только человеческие свойства, но даже и звериные. Люди в своем падении в преисподнюю теряют даже звериный образ и становятся похожими на демонов. Каждый день приносит нам свидетельство, что некий взрослый человек изнасиловал и убил ребёнка. Возможно это у носорога? Нет. До такого уровня осатанения может дойти только человек. А это у нас во дворе происходит. Не где-то там, на Луне, не там, где какие-то маньяки и насильники. Отойди от метро или от церкви шагов на двести, и ты с этим столкнёшься.

Или милиционеры, которые призваны защищать, они убивают и вешают. Что у них у бедных в душе творится, раз происходит такое полное изменение сознания из того, что должен в то, что реально делаешь. Или родители… Иногда смотришь, как мамочка разговаривает в кавычках со своим двухлетним чадом, и думаешь: "Господи, только бы этого никогда не видеть и не слышать". Волосы не только на голове, но и на хребте шевелятся. Это ж сколько злобы по отношению к невинному младенцу, который и говорит-то с задержкой речи. В такой атмосфере жить – и здоровый-то с ума сойдёт. Это вот, рядом всё, например, в транспорте ты можешь с этим встретиться.

А уж про деточек и говорить нечего. В каком состоянии они находятся, начитавшись, насмотревшись, наглядевшись в Интернете. Демонизируются ещё в младенчестве. Того, кто сейчас молод, ожидает нечто. Если спровоцировали революцию, развязали гражданскую войну, организовали голод в Поволжье, Казахстане, на Украине, где вымерло 20 млн. человек, потом устроили коллективизацию, потом развязали войну люди, которые были воспитаны Церковью, что же будут выделывать люди, которых воспитал Интернет, где самые часто посещаемые, самые востребованные ресурсы – порно-сайты? В эту будущую страничку человеческой истории даже заглядывать не хочется. Человечество совершенно очевидно приходит к своему сатанинскому завершению. И от нас требуется остаться христианами. А для этого нужно иметь огромную твердость и мужество и готовность пострадать.




43.jpg
Протоиерей Димитрий Смирнов
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 12 окт 2018, 19:14

Очень часто вот женщина приходит: " Я никому, никогда ничего плохого не делала", прям на Исповеди говорит. Я говорю, ну а аборты? Как автоматом уже повторяю. Было три. Ну зарезать трёх людей это никому, ничего плохого не сделать? Как ты считаешь? Да нет, да грех, грех, грех, аяяй грех. Ну как же ты это забыла? Ну, это же не встреча с Патриархом. Подумаешь там, трёх собственных сыновей зарезала! Эх, велика важность! Батюшка, это давно было! Давно? Ну, Слава Богу, иди голубушка, Причащайся, Спаси тебя Господи, дай Бог доброго здоровья!

То есть человек ничего не чувствует. А потом начинают жаловаться. Вот у меня такая поганая жизнь, вот у меня сын пьёт, и тд. А почему он пьёт то? Почему у тебя семья-то развалилась? Ну, это результат того, что на крови ты счастья то не выстроишь! Где тогда справедливость? Ты же так любишь справедливость, хочешь, чтобы всё по честному, хочешь, чтобы Черномырдин тебе свои деньги отдал, ты так хочешь, да? Ах, по справедливости? Вот тебе по справедливости! Ты хотела же по справедливости! Вот тебе по твоим грехам справедливость и то не в полной мере, потому что, тебя то никто не расчленил, голову тебе не оторвал, руки, ноги не оторвал, в помойную корзину тебя не выбросили! Ты ещё врачами не довольна. Плохо тебя лечат? А человек не понимает. И вот поэтому человек несёт как-бы два Креста и конечно это трудно. Но Господь и в этом нас не оставляет. Любой человек, с любого дня своей жизни, какой бы он не был преступник, он может раскаяться. Он может грех оплакать. Не просто так вот, всё ну вспомнить, выковорить из себя, выложить на полку, а вот до такой глубины, что вот возненавидеть все свои дела, самого себя, понять, что ты никто, ты даже не имеешь права требовать, чтобы с тобой вообще люди здоровались и т.д.


h-13218.jpg
Протоиерей Димитрий Смирнов
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 13 окт 2018, 07:19

Быть демократом можно по двум причинам. Можно считать, что все хороши, и потому способны совместно править обществом. Такое мнение я считаю романтическим и неверным. Можно считать иначе: падшие люди так плохи, что нельзя препоручать одному из них власть над другими. Вот это - верно. Я не думаю, что Бог создал демократическим мир. Он поставил родителей над ребенком, мужа - над женой, ученого - над невеждой, человека - над животным. Если бы человек не пал, патриархальное единовластие было бы и впрямь лучше всего. Но мы грешны, и поэтому, как сказал лорд Эктон, "всякая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно". Лекарство от этого одно - не допускать абсолютной власти, заменяя ее фикцией равенства. Всевластие отца или мужа запрещены законом не потому, что они мнимы (напротив, я думаю - они установлены Богом), но потому, что отцы и мужья бывают очень плохими. Теократия дурна не потому, что добрые, мудрые пастыри не могли бы править мирянами, а потому, что священники - такие же люди, как все мы, а это значит, что многие из них и не мудры, и не добры. Даже власть человека над зверем надо обуздывать, ибо ею непрестанно злоупотребляют. Равенство, подобно одежде, - порождение Адамова греха и средство против него. Любая попытка пойти назад, упразднив достигнутое равенство и заменив его былым единовластием, так же нелепа, как попытка отменить одежду. Нацисты и нудисты делают одну и ту же ошибку. Но под неживым платьем остается живое тело. Под покровом юридического равенства живет, как и жил, мир всевозможных иерархий, о котором я веду речь. Поймите меня правильно. Я ни в малейшей мере не осуждаю юридической фикции, ибо только она спасает нас от взаимной жестокости. Но это роль - чисто защитная. Это лекарство, а не пища. В другом, более глубоком смысле никак нельзя считать, что все равны. Если речь идет о естественном порядке, нелепо утверждать, что все одинаково красивы, добры, способны, умны. Если речь идет о бессмертных душах, возможна серьезная ошибка. Спаситель умер за нас не потому, что мы хороши. Ценность человеческих душ как таковых, без Бога, равна нулю. Бог умер за грешников - вспомните слова апостола Павла. Он возлюбил нас не за то, что мы достойны любви, а потому, что Сам Он - Любовь. Быть может, Он любит всех равно, но равенство это - в Нем, а не в нас.



1.jpg
Клайв Стейплз Льюис
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 13 окт 2018, 18:24

ИБО МИР ЛЕЖИТ ВО ЗЛЕ


Танцы, пьянки, гулянки, вихляющиеся девки – это и есть та атмосфера, в которой и отсекли голову самому лучшему на свете человеку после Христа и Богородицы - Иоанну Крестителю. У человека, взрослого, верующего, на каком-то этапе жизни должно появиться отвращение к пьянкам, гулянкам, вертлявым девкам.

Вот сегодня, домой придя, включите какой-нибудь музыкальный канал. «MTV», например. Вот это оно и есть. Это пляски Иродиадиной дочери. Конечно, по молодости человеку трудно избежать этих дискотек. Это почти неизбежно для малолеток наших, для наших детей. Они все равно нанюхаются этого.

Но с возрастом у человека верующего, который уже детей родил, должно появиться брезгливое отвращение к этой гадости. Потому что, это не просто гадость, это не просто шутки. Это именно плясочный антураж, внутри которого совершается убийство. Там, где пляшут и поют, там, где нюхают кокаин, там, где пьют водку, запивая шампанским, там же и убивают праведников. Это факт нашей истории.

Поэтому, стыдно взрослому человеку любить гульбу. Взрослому человеку прилично любить тишину, умную беседу, хорошую музыку, природу, полезные занятия, общение с тем, кто умнее тебя. Это прилично любить умному человеку. Гулянки, пьянки, жратва, пляски – это стыдно. Просто стыдно.


51.jpg
Протоиерей Андрей Ткачев
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 13 окт 2018, 18:54

ЧЕМ ЛЮДИ ЖИВЫ?


Авраам оказал Богу гостеприимство и в это же время, словно пользуясь правами хозяина, умолял Судию всей земли о милосердии к жителям Содома. Трогателен и несколько страшен этот разговор, где ведется как будто торговля, и ставка все понижается и понижается. «А если сорок, а если тридцать, а если двадцать…»

Авраам спрашивал, склоняясь все ниже, а Бог отвечал ему, и из этого разговора на все времена людям стоит уяснить несколько великих вещей. Во-первых, Богу небезразлично происходящее на земле, и Он готов вмешаться. Во-вторых, кто-то молится о мире, хотя миру до времени это и не интересно. Потом, когда чаша наполнится, а число праведников достигнет минимального предела, беды посыплются на всех подряд.

А до этого часа праведники не носят отличительных внешних знаков. Их никто не знает в этом качестве, и сами они вряд ли уверены в своем избранничестве. Но когда мера общих беззаконий переполнится, и миловать уже будет поздно, а карать необходимо, праведник будет спасен, «как бы из огня». И праведность его окажется не абсолютной. В безопасной обстановке, как в случае с Лотом, она окажется относительной, даже сомнительной, хотя внутри Содома Лот был выше всех (в нравственном отношении) на голову.

Если в городе нет праведников, то город долго не простоит. Если там один праведник, Бог найдет способ вывести этого одного, а с остальными поступить, как положено. Все это – не что иное, как нравственное обоснование продолжающегося бытия мира. Что-то мы знаем о мире и о законах его развития. Но это «что-то» по сути – ничто.

Мир являет нам накрашенное лицо постаревшей красавицы, уверенной в своей неотразимости. Но по истине он открыт Богу с той изнанки, с той внутренней и нравственной стороны, с которой только Ему видно, долго ли ещё продолжаться привычному ходу событий, или секира уже положена при корне дерева. Возникает вопрос о последних праведниках. Сколько их? Где они? Чьими молитвами всё еще стоит мир?

Среди «авраамических религий» эта тема – общая. У евреев и мусульман со времен авраамовых первенцев, то есть еврейских и арабских праотцев, хранится эта мысль о наличии в мире небольшого числа людей, чья праведность оправдывает продолжение его бытия. Эта мысль повторяется у Исайи в словах о священном остатке. Очень близка она и христианам, Новому Израилю, который тоже понимает, что есть разница между горстью золота и телегой навоза, и что молитвы одного человека, соответственно, могут выслушиваться Богом внимательнее, чем голоса тысяч других людей. Эта тема весьма разработана, и внимательный исследователь найдет немало интересного и в деталях, и в целом.

Заметим еще и то, что в мирской жизни один богач привычно пользуется благами, избыточными даже для многих сотен людей. Его чернильная ручка или запонки, портсигар или булавка для галстука могут стоить денег, сумма которых для многих покажется фантастической. Словно на вершину пирамиды залазит богатый человек, где в гордом одиночестве он видит одни макушки и плечи обслуживающего персонала. А в случае со святыми все наоборот. Пирамида переворачивается, и святой человек оказывается лежащим под всей тяжестью сооружения. На него давят все, сидящие сверху. Там, ни о чём не подозревая, усаживаются беспечные «обычные люди», чье комфортное сидение оплачено невидимой для них мукой носильщика.

Богатые традиционно не задумываются о бедных. Но и грешники независимо от зажиточности традиционно не думают о святых и праведных, хотя их молитвами продолжают жить в мире. Пара деревень может год работать на барина, который съест с гостями эти труды всего за один бал или продует за один присест к карточному столу. Это не секрет.

Но несколько деревень могут жить молитвами одного праведника, которого все держат за дурачка. Целый «любимый город может спать спокойно», пока в нем раздаются чьи-то молитвы (скорее всего – самого незаметного человека). Вот эта-то обратная зависимость многих от немногих скрыта от повседневного мышления.

Так кем же мир стоит, и чем люди живы? Без какого праведника «несть граду стояния?» Этот вопрос твердила долгими годами нравственно-озабоченная русская литература: Гоголь, Лесков, Толстой и, вестимо, Достоевский.

Привычнее всего в поисках ответа обратить свой взор на священников и монахов. И это правильно. Для того они и живут на свете. Но горе, если они сами скажут: «Это мы и есть, иных не ищите». Такая обращенность взора на себя есть симптом уже совершившейся внутренней катастрофы. Нет, это мирянину свойственно искать света в иноках и священниках. Сам священник должен знать, что в иной многоэтажке на двенадцатом этаже, уложив детей спать, некая мать молится горячее, проще и чище, чем иной из иноков в своей келье или иной батюшка у Престола.

Есть страдальцы, хранящие веру и не ропщущие. Их молитвы, должно быть, сильны. «Воззовут, и услышит их Господь». Есть люди, честные в исполнении долга – воинского, врачебного, сыновнего. Может они и молятся не часто, но если попросят, то не получат отказа. Искать этих людей специально не надо. Подлинный праведник не имеет понятия о своей праведности, и смирение себя смирением не назовет. Но нужно мыслить в эту сторону. Ведь у нас действительно есть множество людей, которых слышит Господь, одних – за простоту, других – за жертвенную самоотдачу, третьих – за переносимые или перенесенные страдания.

Лесков искал праведников и между чудаками, и между священниками. Достоевский нашел их в Оптиной. Толстой тоже нашел, но сделал вид, что не нашёл и продолжил искать. Гоголь сгорел в поисках образа идеала. Хотя в Оптиной был. Но все они искали и находили эту неброскую праведность еще и в толще народа. Об этой обретенной красоте есть страницы и главы у Бунина, у Тургенева в «Записках охотника». «Матренин двор» Солженицына тоже об этом. Русский народ – правдолюб. Он правды хочет. Причем не для себя одного, а для всех. Это желание за столетия поселилось и вызрело в нем не от декларации прав человека и гражданина, а от Духа Святого через Таинство Крещения и великопостные молитвы. И это явный признак принадлежности нас к семени Авраамову, в котором мы по обетованию – наследники.

Велико чудо того, что смирение себя смиренным не сознает. И мы праведников не замечаем, не ищем. А как начнем искать, то, чего доброго, Зосиму с Ферапонтом перепутаем (см. «Братья Карамазовы»). Зато лукавый враг праведников знает. Он не то чтобы видит, но чует их, как Баба Яга – русский дух. И не вступает с ними в явную борьбу, но оплетает их разными сетями – мелкими, а потом крупными, – чтобы повалить и задушить. Эта тайная борьба не прекращается за кулисами мировой театральной сцены, на которой пляшут политика, экономика и массовое искусство.

И Авраам, предстоя Богу, понижает счет: «Сорок? Тридцать? Двадцать? Пятнадцать?»



3.jpg
Протоиерей Андрей Ткачев
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 14 окт 2018, 08:43

Не только для постоянного пребывания в молитве, но даже и для исполнения молитвенного правила необходим мир душевный.
+++
Молитва веры, молитва при сознании своей греховности, всесторонней немощности и недостаточности, — вот единственная непрелестная молитва человека, не достигшего чистой молитвы. А о чистой молитве мне говорить неприлично, как не имеющей ее. Она дар Божий, она венец жизни иноческой, она возможна при действии благодати Божией в сердце, или лучше сказать — она есть само то действие благодати. Путь к ней — чистота.

Чистоту помыслов и чистоту чувств не трудно приобресть уединением, чтением, упражнением в молитве; но чистота сердца многими смертьми приобретается, она есть совлечение страстей. Попробуйте уединиться на некоторое время, попробуйте отрешиться от всякой заботы и попечения, отдайтесь молитве, и вы увидите, как улягутся смятенные помыслы, как успокоятся раскаченные чувства, вы начнете в мирном и внимательном настроении молиться. Но там, в груди, есть тяжесть непонятная, которая давит и давит. Без всяких порывов, без всяких желаний, но лежит, как камень, на сердце, производит тьму и тесноту, которая, как стена, стоит между душою и Господом. Эту стену может разрушить только благодать Божия, при нашей решительной борьбе со страстями по заповедям Божиим. А для нас, во тьме страстей живущих, необходима молитва сокрушенная при вере в Господа спасающего.


2.jpg
2.jpg (47.41 КБ) 131 просмотр
Преподобная Арсения (Себрякова)
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 15 окт 2018, 19:32

Мы все грешники, но не видим своей греховности потому, что не приближаемся к Богу. Ты держишь в руке свечку, но тебе не больно. Когда же воск догорает до пальцев, то огонь начинает жечь руку. Так и мы: чем больше приближаемся к Господу, тем греховней себя считаем.



i.jpg
i.jpg (8.08 КБ) 116 просмотров
Старец Иероним Эгинский
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 15 окт 2018, 19:57

То, что мы православные, не должно ввергать нас в высокое мнение о себе. Борьба с грехом продолжается до последнего вздоха, и нечего думать, что мы лучше других. Вспомним историю преподобного Иакова Постника. Этот великий человек однажды победил искушение. Пока его пыталась соблазнить блудница, он держал руку над огнем. А потом, видимо, возгордившись, он пал с самой благонамеренной девицей-христианкой и убил ее. Много позже людям стала известна сила и глубина покаяния Иакова, когда епископу открылось, что только по молитве этого покаявшегося святого минует страшное бедствие, обрушившееся на ту землю. И я очень не уверен, что преподобный Иаков после такого урока когда-нибудь считал себя святым. В отличие от нас, которые прощают себе очень и очень многое. Нам бы не мешало помнить, по моему твердому убеждению, что по сравнению с нашими великими преподобными предками мы – пыль. И знать, что если уж такие столпы были подвержены падениям, то нам ли, грубо говоря, выпендриваться?


1.jpg
1.jpg (19.81 КБ) 115 просмотров
Священник Анатолий Савчук
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Аватара пользователя
Автор темы
proktoleon
Мудрый советчик
Сообщений в теме: 1061
Всего сообщений: 1688
Зарегистрирован: 04.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 2
Образование: среднее специальное
Профессия: Пенсионер
Откуда: Украина
Контактная информация:
Re: Подорожник

Сообщение proktoleon » 18 окт 2018, 12:44

После падения железного занавеса, когда среди прочего для наших соотечественников открылись возможности поездки заграницу, верующему человеку стали доступны паломнические поездки на Святую Гору Афон, Святую Землю, остров Корфу (к святителю Спиридону), Бари (к святителю Николаю) и к другим святыням. К паломничеству мы не просто привыкли, но среди некоторых верующих появилось даже мнение, что каждый уважающий себя православный чуть ли не должен в обязательном порядке посещать святые места, таким образом «набираясь благодати». Безусловно, горячая молитва в святом месте, у мощей святых вдохновляет и укрепляет. Но является ли это панацеей для спасения? Вспомним, что сами святые говорили об этом. В «Послании Кинситору о тех, кто предпринимает путешествия в Иерусалим» святителя Григория Нисского (брата святителя Василия Великого и друга святителя Григория Богослова) сказано: «Там, где Господь призывает благословенных к наследию Царства Небесного, Он не поставил в числе добрых дел, хождения в Иерусалим. И там, где возвещает блаженства, такого подвига не называет. Кто имеет разум, пусть размыслит: зачем стремиться совершить то, что не делает ни блаженным, ни управленным в Царстве Небесном?» Следовательно, мы не можем рассматривать паломничество как обязательное средство познания Бога, а ведь именно это является целью христианской жизни. Позволю себе даже сказать, что паломничество – второстепенное делание для верующих. А для некоторых оно даже может стать опасным явлением, подменой духовной жизни или способом ухода от проблем в духовной жизни. Далее в «Послании» святой прямо говорит об этом: «Поэтому боящиеся Господа восхвалите Его в тех местах, в которых находитесь. Ибо перемена места не приближает к нам Бога». При этом святитель Григорий указывает на обязательное условие принятия Господа: «Но где бы ты ни был, Господь приидет к тебе, если обитель души твоей окажется такою, чтобы Господь мог вселиться в тебя и ходить. А если внутренний человек твой полон лукавых помыслов, то хотя бы ты был на Голгофе, хотя бы на горе Масличной, хотя бы под памятником воскресения, ты столько далек от принятия Христа в себя, сколько и те, которые не исповедали и начала веры. Итак, возлюбленный, советуй братьям путешествовать от тела ко Господу, а не из Каппадокии в Палестину…» Бог всемогущ, всесилен, всеобъятен. Он везде и всегда с любящими Его. Главной нашей святыней, вместилищем Бога должна стать наша душа. Именно ее надо хранить от всякого сора и греха, очищать и оберегать, потому что она создана для вечности. И это то единственное, что мы возьмем с собой в вечную жизнь. А все земное, пусть даже и благолепное, останется здесь, на земле. В конце концов, это для мусульман хадж в Мекку является «пятым столпом ислама». Но мы ведь не мусульмане. Поэтому и относиться к нему нужно без привязанности, бесстрастно, не отягощая себя дополнительным грузом. В древности паломничества были сопряжены с множеством опасностей, они действительно являлись особым подвигом. Но теперь, когда к нашим услугам все блага научно-технического прогресса, паломничества, к сожалению, могут превратиться в обычную увеселительную поездку, в такой себе комфортный «круиз по святым местам». Пришло время каждому из нас дать себе честный ответ на вопрос, что для меня значит моя вера. Если вера заключается в непременных поездках по святым местам с фотофиксацией себя на фоне святынь и с дальнейшим выкладываем фотографий в соцсетях, то это очень грустный ответ. Господу не нужны наши тусовки и селфи. Он, Всемилосердный, долготерпит, наблюдая наши игры в духовность. Обмануть Его нельзя. Следует, пока не поздно, перестать играться, а нужно начать жить настоящей жизнью, которая состоит из каждодневной упорной, кропотливой работы над собой. Только в таком случае Господь подаст нам все необходимое для спасения.



2.jpg
2.jpg (13 КБ) 97 просмотров
Митрополит Антоний (Паканич)
Дорогу осилит идущий, если Господь ведущий!

Ответить Пред. темаСлед. тема

Вернуться в «Вера, духовность, мы...»