Ипостась.Православие в вопросах и ответах

Модератор: м. Фотина

Автор темы
Эдуард Николаевич
Всего сообщений: 270
Зарегистрирован: 28.07.2022
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 2
Образование: высшее
Ко мне обращаться: на "ты"
 Ипостась.

Сообщение Эдуард Николаевич »

По моему мнению термин "ипостась" является центральным в догматике. Я потратил довольно много времени в спорах на эту тему на другом форуме. Как понимает этот термин большинство мне не ведомо т. к. среди оппонентов были одни и те же люди... человек 5-6...остальные молчали. Но из того что есть... как понял понимают этот термин в аристотелевом смысле... как первую сущность Аристотеля... как природу с индивидуальным признаками. В начале тоже так понимал, но постепенно пришёл к выводу, что это недопустимо. Понимая в таком смысле мы не сможем объяснить основные христианские догматы. Скажем:
Триадологический догмат гласит, что у Троицы три ипостаси и одна природа. Воплощение это по сути соединение Божественной и человеческой природы. Но если у трех ипостасей природа одна, то почему мы считаем, что воплотилась только Вторая ипостась, а не все три?
Христологический догмат гласит, что у Христа две природы и одна ипостась. Но если ипостась это природа с индивидуальным особенностями, то почему ипостась одна если природы две?
Такое понимание приводит нас к ереси Савеллия т. к. получается тоже, что у него... типа древнегреческого театра, когда на лице актёра была надета улыбающаяся маска, а на затылок грустящая... и т. д..
На греческий язык "лицо" переводится как "просопон", буквально словарное значение слова - верхняя часть туловища, внешний вид. Но согласно догматике Бог - это бестелесный дух.... и у Него нет ни внешнего вида, ни туловища, а потому такое понимание недопустимо.
По моему мнению злую шутку с читающими играет поверхностное понимание прочитанного. Например автор основной догматический православной книги ТИПВ Иоанн Дамаскин в другом своём труде "Философские главы" пишет: лицо и ипостась одно. Мне не ведомо, какой смысл вкладывал Дамаскин в эти слова, но... (скажем) мы можем сказать:
В селе Кукуево, на улице Васи Пупкина есть дом номер семь.... или
В селе Кукуево, на улице Васи Пупкина есть дом из красного кирпича. Да это будет одно... один дом, но номер и цвет разные вещи. Так и в догматике... как в примере нельзя отождествлять номер и цвет, так и там нельзя ставить знак равенства между лицом и ипостасью.
Словарное значение слова "ипостась" - фундамент, основание, подставка, базис. Прямых указаний на понимание термина "ипостась" я не нашёл, но читал работу где человек (писал на другую тему) выбрал из Ветхого Завета все примеры использования термина "ипостась" иудейскими толковниками (16 или 18 примеров... не помню)... внимание привлекли 3. В первом ипостасью стены назывался её фундамент. При понимании в аристотелевом смысле... ипостасью стены должна была быть сама стена... ведь она имеет какие-то особенности... длинную, высоту, толщину, цвет... но нет.
Во втором... ипостасью войска была названа равнина на котором оно стояло, а не само войско (скажем численность, одеяние, командный состав, вооружение).
В третьем ипостасью взглядов кочевников грешников было названо богатство.
Да и по здравому смыслу... Согласно существующих взглядов иные признаки - иная ипостась. Но скажем... Рождается в семье ребёнок... вечером родители захотели назвать Глаша, а на утро Даша... получается существо тоже самое, а ипостась иная...? Или скажем был человек молод... черноволос, с карими глазами, гладкой кожей, а стал стар... волосы стали седыми, глаза выцвели и стали невнятно серые, кожа стала морщинистая. Тоже самое... существо тоже, а ипостась выходит другая.
Ну в общем по моему мнению ипостась это не природа с индивидуальными особенностями, а нечто подстоящее природе, что вместе с ней не изменяется.
Реклама
Аватара пользователя
aleksandr.buhantsov
Всего сообщений: 2
Зарегистрирован: 07.09.2023
 Re: Ипостась.

Сообщение aleksandr.buhantsov »

А что конкретно вы хотели узнать об ипостасях? Неужели этот вопрос очень важный в вашей жизни?
Автор темы
Эдуард Николаевич
Всего сообщений: 270
Зарегистрирован: 28.07.2022
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 2
Образование: высшее
Ко мне обращаться: на "ты"
 Re: Ипостась.

Сообщение Эдуард Николаевич »

Если ещё более конкретно, то... можно ли понимать христианский термин ипостась, как первую сущность Аристотеля?
Да этот вопрос важен т. к. термин “ипостась" содержится в двух главнейших догматах " Христологическом" и" Триадологическом"... Неверно понимающий ипостась не ответит почему у Христа 1 ипостась и 2 природы (в Христологическом), а неверное понимание в Триадологическом приводит к ереси Савеллианства. Еретики спастись не могут. Это общее... есть и личная заинтересованность... но это не важно...
Виссарион
Всего сообщений: 8
Зарегистрирован: 16.09.2023
Вероисповедание: православное
 Re: Ипостась.

Сообщение Виссарион »

Эдуард Николаевич: 06 май 2023, 00:56 Как понимает этот термин большинство мне не ведомо т. к. среди оппонентов были одни и те же люди... человек 5-6...остальные молчали.
В своих изысканиях я бы ориентировался на признанных авторитетов. Лично для меня это великие Каппадокийцы.

Василий Великий определил различие между сущностью и ипостасью как между общим (др.-греч. κοινὸν) и частным (др.-греч. ἲδιον) и закрепил в христианском богословии, в триадологии, термин «сущность» исключительно за теми сущностями, которые Аристотель называл вторыми, то есть для родовых понятий. Поэтому в патристике термин «сущность» перестал требовать уточнения, первая или вторая сущность имеется в виду (если говорится «сущность» без всяких уточнений, то речь может идти только о второй сущности). Таким образом, понятие «сущность» в христианском богословии остаётся аристотелевским.

Понятие «первой сущности» Василий Великий и Григорий Богослов заменяют понятием «ипостась», но делают это так, что значение христианского термина простирается далеко за рамки аристотелевского определения первой сущности.

Это определение говорит о том, что в новом категориальном аппарате одна из десяти категорий Аристотеля (а точнее, одна из двух её разновидностей: первая сущность) заменяется новой категорией — ипостась. Можно сказать иначе: вместо аристотелевской «первой сущности» будет введена новая категория, одиннадцатая.
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться

Вернуться в «Православие в вопросах и ответах»