О предопределенности и свободе выбора.Популярные вопросы о православии

В этом разделе размещены самые распространенные и часто задаваемые вопросы священнику

Модератор: Марфа

Аватара пользователя
Автор темы
Элли
огненная стрела
Всего сообщений: 10752
Зарегистрирован: 13.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 2
Образование: высшее
Профессия: называюсь женою
Ко мне обращаться: на "вы"
Откуда: из заповедника
Контактная информация:
 О предопределенности и свободе выбора.

Сообщение Элли »

Батюшка благословите!
Вот у меня такой вопрос :-|(Навеяно нашим недоумением по поводу рассказа о Рылеевах http://soborno.ru/viewtopic.php?f=16&t=171&start=50) : одно из свойств Божьих - Господь всеведущ.
Т.е. Он знает все. И знает тогда жизненный путь каждого человека?
Я всегда считала, что человек свободен в своем выборе, в своих жизненных ценностях. И кто не задумывается о жизни вечной - просто не хочет.
А получается (если все предрешенно) - просто не может? :-|
И нам кажется (когда мы выбираем между добром и злом ) - что имеем выбор, а на самом деле Господь уже знает как мы поступим?
И еще: сотворив Адама и Еву Господь уже тогда знал что они согрешат? Ну если Он Всеведущ.
Как -то не очень хочется в это верить .

Или мне так представляется: Господь предоставляет свободу выбора, мы как будто стоим на перекрестке, от нас зависит какую дорогу выбрать, но Господь знает, что ждет нас на каждой из дорог и всячески помогает выбрать правильную..Но в чем тогда наша свобода? Получается, мы рано или поздно выберем правильную дорогу потому что налево пойдешь...чего-нибудь потеряешь. :pardon:
И только с Богом человеку хорошо. А человек всегда стремиться к хорошему.. :-|

Пожалуйста, помогите аргументировать правильную версию ссылками на Библию. :smile: :chelo:
(1Ин 4:8), (1 Коринф. 13:4–8).
Реклама
Аватара пользователя
иерей Георгий
Всего сообщений: 197
Зарегистрирован: 15.05.2009
Откуда: Малороссия
 Re: О предопределенности и свободе выбора.

Сообщение иерей Георгий »

Невозможно завалить цитатами из Библии по богословскому вопросу, который выкристаллизовывался не одно столетие. Однако же, православная позиция ("правильная версия") по этому вопросу довольно четко определена.
Одно из свойств Бога – всеведение. В обыденном понимании, когда речь идет о будущем, мы говорим: Бог знает, что будет; и воспринимаем это так, как Он заглядывает в будущее. Однако время создано Богом для нашего земного существования. В свое время небо свернется, как свиток, и времени уже не будет. Господь же существует вне времени, для Него нет прошлого, настоящего и будущего, для Него все – настоящее. Соответственно, Господь не предвидит, что будет, Он просто видит и знает.
Да, Господь знал, что Адам и Ева отпадут. Но Он также знал, как спасти поврежденную грехом природу человека.
Мы знаем, что человек создан Богом для того, чтобы разделить с Богом радость. Но радость невозможна без выбора. Поэтому Господь оставляет выбор, свободу выбора человеку, чтобы он сам лично выбрал путь радости, радости вечной.
А если у человека есть свобода выбора, значит, есть возможность ею злоупотребить. Бог не создал зла, греха, смерти. Но когда человек выбирает не путь к вечности и вечной радости, когда его воля расходится с Волей Божией, возникает то, что мы называем грехом. Через грех входит в мир болезнь и смерть.
Таким образом, категории нравственности, радости или печали возможны лишь при наличии выбора.
Если попробовать объяснить не богословски, то можно просто себе представить, скажем, коня, которого понесло. Если мы стоим на близлежащей высоте и говорим, что сейчас этот конь упадет в бездну, то мы его туда не подталкиваем, а лишь видим, что сейчас с секунды на секунду произойдет.
Апостол Павел упоминает людей, "сожженных в совести своей" (1Тим.4:2). Господь часто их даже не трогает и не посещает бедствиями и болезнями, потому что знает, что они настолько закоснели в греховном образе жизни, что не смогут отказаться от него ни при каких обстоятельствах. Другим же посылает болезни, скорби и другое для того, чтобы человек опомнился в жизни или на данном этапе земной жизни и подумал о Боге, о вечности, о своей душе. Потому мы и укрепляемся духовно, терпя телесные скорби. "Дух бодр, плоть же немощна" (Мф. 26:41)
Вспомним апостола Павла, который трижды просил об исцелении недуга, о котором он ничего не говорит, но, не получив исцеления, принимает этот крест (2Кор.12:8-9). Так в жизни и должно быть. А когда мы настойчиво, с упорством, просим чего-то, не обращая внимания ни на что, Господь отводит, отводит; однако, в конце концов, может дать просимое, но оно будет явно нам не на пользу.
Промысел Божий обращает даже злое к добрым последствиям. Потому будем думать, что в случае с Рылеевым Господь сделал лучшее, что возможно было при настойчивой неблагоразумной просьбе матери. У Бога вЕдение и знание абсолютные, и поэтому мы с ограниченным разумом судить об абсолютном не можем. Священник Павел Флоренский говорит, что если Бог будет нам полностью понятен, Он перестанет быть Богом. В данном случае мы можем лишь только предполагать, что, например, при неисполнении просьбы матери она наложила бы на себя руки, и это было бы зло большее, худшее, нежели то, которое случилось потом с ее сыном. В любом случае, Господь зла не творит. Наоборот, Он любое зло, как было сказано выше, обращает к добрым последствиям. Добрым по отношению к тому, что могло произойти. Человек же всего знать не может, поэтому и судить не может.
Господь и человек – это всегда две личности. А потому Господь не может насильно сделать человека счастливым. Он не нарушает свободы выбора в человеке.
Напоследок приведу слова св. Иоанна Дамаскина, где он говорит о свободе выбора у людей.
Бог по благости приводит из небытия в бытие то, что бывает, и наперед знает будущее. И так, если бы они не имели в будущем существовать, то и не имели бы в будущем быть злыми и не были бы предузнаваемы. Ибо в отношении к тому, что существует, имеет место знание, и в отношении к тому, что непременно будет, имеет место предведение. Ибо сначала – бытие, и тогда бытие прекрасного или худого. Если же имевшим существовать в будущем по причине благости Божией то обстоятельство, что они имели оказаться злыми по своему собственному произволению, препятствовало бы, чтоб они произошли, то зло побеждало бы Божию благость. Поэтому, Бог все без изъятия, что Он творит, творит добрым; но каждый по собственному произволению делается как прекрасным, так и злым. Поэтому, если Господь и говорил "добрее было бы человеку тому аще не бы родился", то Он говорил, не порицая Свое собственное создание, но порицая ту порочность, которая возникла у Его твари вследствие собственного ея произволения и легкомыслия. Ибо безпечность собственной ея воли сделало для нея безполезным благодеяние Творца; подобно тому, как, если кто-либо такой, которому были вверены царем богатство и власть, будет тирански поступать с благодетелем, то царь, обуздав, достойно подвернет его наказанию, если усмотрит, что этот до конца остается верным тирании (Св. Иоанн Дамаскин "Точное изложение православной веры", гл. XXI (94) "Зачем Бог, зная наперед, сотворил имеющих грешить и не раскаяваться?")
Аватара пользователя
Автор темы
Элли
огненная стрела
Всего сообщений: 10752
Зарегистрирован: 13.12.2008
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 2
Образование: высшее
Профессия: называюсь женою
Ко мне обращаться: на "вы"
Откуда: из заповедника
Контактная информация:
 Re: О предопределенности и свободе выбора.

Сообщение Элли »

Спасибо большое, батюшка :smile: :chelo: Очень замечательный и подробный ответ . Спасибо за Ваш труд! :chelo:
Перечитала несколько раз, сложновато для моего восприятия :oops:
иерей Георгий:Если попробовать объяснить не богословски, то можно просто себе представить, скажем, коня, которого понесло. Если мы стоим на близлежащей высоте и говорим, что сейчас этот конь упадет в бездну, то мы его туда не подталкиваем, а лишь видим, что сейчас с секунды на секунду произойдет.
О, вот это понятно. Знание не есть действия, т.е. нет управления волей, а есть вЕдение от том, как человек может распрядиться своей свободой.
иерей Георгий:У Бога вЕдение и знание абсолютные, и поэтому мы с ограниченным разумом судить об абсолютном не можем. Священник Павел Флоренский говорит, что если Бог будет нам полностью понятен, Он перестанет быть Богом.
Наверно да..

Вот тоже нашла :
"Поскольку Бог смотрит в круг времени из круга Вечности - Он видит, как человек поступит со своей богообразной свободой. И потому решение о создании Адама - это еще и принятие решения о смерти самого Бога. Так, принимая решение о создании человека - "создадим человека" - Бог принимает решение и о Своем Кресте. Это прозрачно и трагично просто. Бог есть любовь, а любовь раскрывает себя перед любимым, жертвует собой, в ней всегда есть крестный оттенок.

Поэтому-то и предшествует сотворению человека некоторая "творческая пауза". "Создадим человека..." - но "да владычествуют они". "Создадим человека" - и отныне Божественная воля всегда будет учитывать блуждания, уклонения, даже бунты воли человеческой, чтобы привести ее к свободному соединению... " (С)
иерей Георгий:Если же имевшим существовать в будущем по причине благости Божией то обстоятельство, что они имели оказаться злыми по своему собственному произволению, препятствовало бы, чтоб они произошли, то зло побеждало бы Божию благость.
Это понятно, спасибо :chelo: Т.е для нас наше сотврение - благо, потому что мы имеем возможность обрести бытие с Богом, и Господь дает нам эту возможность...“Бог не может спасти нас без нас " (с)
"Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною." -( Откр. 3,20). Т.е. вернуться к объяснению с конем, мы можем избежать пропасти, но лишь отдав поводья добровольно в руки Творца.
И бытие для нас лучше, чем небытие вобще..Потому что это шанс на спасение.
И как бы мы не должны думать о предопределении , и промысле Божьем (если только постфактум) потому что это может быть непостижимо , так как мы еще связаны со множеством людей, и все так или иначе влием друг на друга. Но знать и пользоваться своей свободой выбора мы должны, и должны со всей ответственностью. Не все понятно, но буду разбираться. :smile:
Еще раз спасибо большое за помощь и разъяснения. :chelo:
(1Ин 4:8), (1 Коринф. 13:4–8).
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться

Вернуться в «Популярные вопросы о православии»