Проповеди Святейшего Патриарха КириллаКнижный мир

Обмен впечатлениями о прочитанных книгах, анонсы новинок

Модератор: Dream

Аватара пользователя
Автор темы
Максим75
Всего сообщений: 22580
Зарегистрирован: 28.07.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 1
Дочерей: 3
Образование: высшее
Профессия: неофит
Откуда: Удомля
 Проповеди Святейшего Патриарха Кирилла

Сообщение Максим75 »

Начат выпуск аудиодисков с проповедями Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Решением духовного собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры и по благословению Святейшего Патриарха Кирилла выходит в свет серия CD-дисков с записями проповедей Предстоятеля Русской Церкви.

На данный момент выпущено два диска, содержащих слова и проповеди, произнесенные Святейшим Патриархом в дни двунадесятых праздников и особо значимых для Церкви событий.

Серия выходит в издательстве московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

Патриархия.ru
Я посмотрел на свою жизнь, и увидел смерть, потому что не был с Тобой.
Я рыдал над Твоим гробом, а Ты открыл мой.
Я говорил много слов всем, кроме Тебя, но только Ты услышал меня.
Реклама
Аватара пользователя
Георг
Всего сообщений: 7776
Зарегистрирован: 24.09.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Re: Проповеди Святейшего Патриарха Кирилла

Сообщение Георг »

Максим75:Я думаю, скоро в инете появится. И на заказ, и на скачивание
А то приходится их по одной скачивать с сайта http://www.patriarchia.ru/
К тому-же не аудиозаписи, а распечатки. Зато правда - сразу, и не избранные - а все...
Правописание - не моя стихия
Ландримид
Всего сообщений: 1
Зарегистрирован: 07.10.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
Откуда: Волгоград
 Re: Проповеди Святейшего Патриарха Кирилла

Сообщение Ландримид »

Буду рад,если этот архив пригодится.
Хорошо,что новые проповеди Патриарха можно будет найти в мп3.
Аватара пользователя
Георг
Всего сообщений: 7776
Зарегистрирован: 24.09.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Re: Мудрые мысли мудрых людей

Сообщение Георг »

Слово Святейшего Патриарха Кирилла перед совершением Новогоднего молебна

источник - Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

1 января 2010 г. 12:00
Вечером 31 декабря в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил молебное пение на новолетие, благодаря Господа за год минувший и призывая Божие благословение на наступающий 2010 год. Перед началом молебна Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры!

Сейчас мы совершим молебен перед вступлением в новое лето благости Божией.

Переходя символическую черту, отделяющую один год от другого, с 31 декабря на 1 января, люди обычно окружают встречу Нового года радостью и весельем. Но каждого человека именно в преддверии Нового года посещают мысли о времени, о том, как уходит один год нашей жизни и приходит другой.

В быту принято, поздравляя людей с Новым годом, желать им нового счастья. В этом простом человеческом пожелании — выражение надежды на то, что будущий год непременно будет лучше предыдущего, что в будущем году будет больше радости, мира и счастья. В этом пожелании концентрируется и наша надежда, и свойственный людям оптимистический взгляд на жизнь, который бывает поколеблен только самыми тяжкими обстоятельствами жизни.

У христианина тоже должен быть оптимистический взгляд на жизнь. Но христианский оптимизм имеет под собой глубочайшее основание: он коренится в нашей вере, в нашем доверии к Богу, Который и есть Господин истории. В основании нашего оптимизма — упование на благую волю Божию. Мы не безрассудно полагаем, что будущий год будет лучше предыдущего, но свои надежды на улучшение жизни мы связываем с молитвой. Именно в молитве мы испрашиваем у Господа помощи и благословения и на страну нашу, и на народ наш, и на Церковь, и на родных, и на близких. И верим, что Господь слышит молитву, и в ответ на нашу искреннюю веру, в ответ на нашу способность раскаиваться в своих грехах и воздерживаться от того, чтобы творить зло, подает милость Свою.

Вот и сегодня, обращая ко Господу в канун Нового года молитву, будем крепко просить Его, чтобы Он преклонил милость Свою к нам, чтобы услышал наши молитвы, чтобы, завершая и следующий год, мы могли с благодарением Богу сказать так, как обычно говорим, прославляя Его святое имя: Слава, Тебе, Боже, Благодетелю наш, во веки веков. Аминь.
Правописание - не моя стихия
Аватара пользователя
Георг
Всего сообщений: 7776
Зарегистрирован: 24.09.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Re: Мудрые мысли мудрых людей

Сообщение Георг »

Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Божественной литургии в навечерие Рождества Христова

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Сегодня Божественная литургия Василия Великого по уставу соединяется с вечерней, и богослужение начинается вечерней. Так в древности и было — эта служба совершалась вечером. Ныне, для удобства прихожан, по сложившейся традиции мы совершаем это богослужение утром. Во время вечерни полагается чтение паримий. Паримии — это отрывки из ветхозаветных книг. В частности, сегодня был прочитан небольшой отрывок из пророчества Иеремии. Великий пророк Иеремия многое предвидел, многому учил своих соплеменников с огромной силой веры и дерзновением. И в сегодняшнем чтении содержатся такие поразительные слова пророка Иеремии: угодное Богу разумно и для нас (см. Вар. 4:4). Если глубже вдуматься в эти замечательные слова, то каждый поймет: то, что угодно Богу, и является высшей ценностью для человека, является истиной. Оно разумно для нас. И не только для древних жителей Палестины, к которым обратил Иеремия это пророчество в связи с особым прозрением Рождества Христова, — эти слова и сегодня звучат для нас как набат, потому что, наученные иными учителями, мы разумным почитаем то, что с Богом вовсе не связано. Мы почитаем разумными деяния человеческого разума. Мы почитаем разумным правильное управление жизненными процессами, включая политику и экономику. Мы почитаем разумным рачительное отношение к деньгам. Мы почитаем разумным многое, что не является волей Божией, а проистекает из опыта человеческого. И эту человеческую мудрость не нужно с легкостью отбрасывать в сторону. Если ты человек верующий, и эта человеческая мудрость должна быть востребована, но нужно помнить, что эта человеческая мудрость способна послужить благу людей только тогда, когда она соединяется с мудростью Божественной, с Божественной истиной.

Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума — всё о том же. Свет разума — это и есть Божественная мудрость, это и есть Божественная истина, которая открыта людям через Господа нашего Иисуса Христа. Это конечная, абсолютная истина; и какое великое счастье, что Бог дал эту истину, эту мудрость роду человеческому. Он дал нам некое мерило правды, мерило истины, ведь человеческий разум может производить на свет не только то, что в полной мере отображает опыт и мудрость людей, но и то, что является производной от его греховного начала.

Величайшее заблуждение современных философов и мыслителей заключается в том, что на один уровень ставится все то, что люди сегодня изобретают и выдумывают, — все человеческие мудрования. Это проистекает от подчеркнутого уважения к человеческой свободе — мол, ничто не должно ограничивать этой свободы, и каждый может думать и говорить то, что он желает, каждый может производить на свет любую человеческую мудрость. Но тогда возникает вопрос: а кто же будет судить эту мудрость, кто является мерилом этой мудрости? Один человек не может быть мерилом мудрости для другого. Если люди теряют Божественное и неизменное мерило истины, они теряют саму истину, потому что истина мельчает, истина поглощается человеческими мудрованиями и увидеть эту истину уже практически невозможно.

Задача Церкви, которая с трепетом празднует Рождество Спасителя и утверждает, что Он есть Свет истины, и заключается в том, чтобы каждому человеку говорить о самом главном, о том, что Божественная истина есть мерило истины человеческой, но никак не человеческая мудрость является мерилом Божественного откровения. Вот почему, критически воспринимая все, что происходит от человеческого ума, мы преклоняем свои колена и с трепетом, с глубокой непререкаемой верой, как дети воспринимаем Слово Божие, в котором и заключена Божественная истина.

А что будет, если люди потеряют эту истину? Я есмь путь и истина и жизнь (Ин. 14, 6), говорит Господь. Если люди потеряют истину, они потеряют путь, идя по которому, только и можно жить. Вне этого пути нет жизни. Даже если люди сейчас не идут по пути Христову, то сам факт присутствия Божественной истины в жизни человеческого рода помогает им — даже тем, кто называет себя людьми неверующими, — сохранять некую генетическую память, сохранять в этой памяти Божественную истину. А если истина будет погублена, раздроблена, поглощена человеческой мудростью, то, стало быть, человечество окончательно сойдет с пути, который Бог ему предначертал. На путях этих блужданий нет жизни.

Поэтому, утверждая непререкаемое значение Божественной истины, призывая людей этой истиной измерять любую человеческую идею, любое человеческое учение, любое человеческое мудрование, Церковь призывает людей, все человеческое сообщество к жизни. И праздник Рождества Христова наполняется особым смыслом, великим содержанием, торжественной силой. Он открывает нам горизонты и земного, и вечного бытия. Он помогает наш человеческий ум возвысить до Божественного знания, развивать жизнь и настоящую, и будущую. Другим словами, через рождение в мир Спасителя те, кто принимает Его Слово, те, кто принимает Божественную истину, обретают великую силу, способную преодолевать тяготение смерти и разрушения и бороться за жизнь рода человеческого — ту самую жизнь, которая не завершается с окончанием нашего физического бытия, но уходит в вечность.

Я всех вас, мои дорогие, поздравляю с праздником Рождества Христова. И пусть переживание этого Божественного события, величайшего, может быть, в истории человеческой цивилизации, поможет каждому из нас укрепиться в вере и верности Богу, в верности хранения Божественной истины и утверждения ее в нашей повседневной жизни. Аминь.
Правописание - не моя стихия
Аватара пользователя
Георг
Всего сообщений: 7776
Зарегистрирован: 24.09.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Re: Проповеди Святейшего Патриарха Кирилла

Сообщение Георг »

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла за богослужением в праздник Рождества Христова

сайт Патриархия.ru

Рождества Христова.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Дорогие всечестные владыки, отцы, братия и сестры!

Мы празднуем день Рождества Христова. Церковь, род человеческий празднует это событие 2000 лет. Празднует потому, что это событие, как никакое другое в истории, изменило течение человеческой жизни; потому, что событие это было не просто событием человеческой истории — Бог возжелал войти в нашу человеческую жизнь. Он возжелал стать одним из нас, Он возжелал соединиться не столько с радостью человеческой, сколько с человеческой скорбью. Он до конца испил чашу несправедливости, зависти, жестокости, осуждения, предательства, оставленности. Никто не может сказать, что ему пришлось испытать в жизни больше страданий, чем это испытал Бог, ставший человеком. И это неслучайно: через эту солидарность с людьми, не только праведными, но и грешными; через эту солидарность не только с человеческой радостью, но и с человеческой скорбью Христос и принял на Себя грехи мира, и искупил род человеческий от этих грехов.

И еще нечто очень важное совершил Господь, придя в этот мир: Он принес нам истину. Само слово «истина» с древнейших времен вызывало у людей множество вопросов. Хорошо известен вопрос Пилата: «что есть истина?» Люди пытаются отыскать истину, напрягая свой разум, напрягая свою волю, используя достижения науки и прочего человеческого мудрования. А некоторым кажется, что нет в этом мире истины, нет такого мерила правды, по которому человек мог бы и должен был сверять свои мысли и свои поступки. Но на самом деле это заблуждение, потому что если бы не было мерила правды, то человек не был бы способен отличать добро от зла, а правду от лжи, и, наверное, род человеческий в условиях смешения добра и зла, правды и лжи никогда бы не смог существовать, ибо это смешение грозит уничтожением самой человеческой жизни.

Для того, чтобы ни при каких обстоятельствах человек не потерял способность отличать добро от зла, а правду от лжи, Бог во Христе и принес миру Свою Божественную истину, которая, как мерило, каждым может полагаться на все то, с чем он сталкивается в своей жизни. Христос принес нам спасение и искуплением грехов наших, и принесением нам истины, потому что без истины не может быть ни спасения, ни самой жизни. Вот почему Церковь, народ, объединенный вокруг Господа и Спасителя, хранят эту истину, несмотря на то, что за это хранение многим в истории пришлось поплатиться жизнью и принять на себя страдания. Вот и сегодня наша горячая молитва к родившемуся в Вифлееме Спасителю, чтобы народ наш никогда не потерял эту истину, чтобы никогда не разучился отличать добро от зла, а правду от лжи. Только в этих условиях и может быть подлинное развитие человеческой личности, подлинное развитие гуманных человеческих отношений.

К сожалению, каждому человеку приходится сталкиваться с огромным количеством проблем, вызовов — и не только отдельной личности или семье, но и целым обществам и государствам. Наша страна вместе со многими другими странами в преддверии прошлого года осознала, что стоит лицом к лицу с надвигавшимся тогда экономическим кризисом. Было много страхов — и совсем не беспричинных, было множество опасений, была некая затаенная боль у многих людей. Ведь ранее страна наша прошла через тяжкие испытания 90-х годов, погрузившись как бы на дно того кризиса, который имел причиной происходившее в нашей стране. Постепенно, напрягая силы, народ наш стал выходить из того кризиса, обретать некую уверенность, перспективу развития. И вдруг снова, уже не по нашей вине, сложилась опасная для жизни и бытия Отечества нашего труднейшая экономическая ситуация. Прошел год, и мы можем сказать, что самого страшного не произошло. Да, многим из нас было нелегко в этот минувший год: кто-то потерял работу, у кого-то сократилась зарплата, кто-то значительно понизил уровень своего потребления; но не произошло самого страшного — наша страна не вверглась в тот самый кризис 90-х, из которого с таким большим трудом вышла. Мы не откатились назад — лишь замедлилось наше движение вперед.

И сегодня, обращаясь к Президенту нашей страны, глубокоуважаемому Дмитрию Анатольевичу, я бы хотел с благодарностью отметить, что и действия российской государственной власти привели к тому, что страна не откатилась на ту страшную отметку глубинного падения, в каковой оказалась она в результате политических турбуленций 90-х годов. Мы должны возблагодарить Господа за милость, которую Он явил нашему народу.

Мы должны поблагодарить и тружеников — неизвестных, простых, которые в условиях ослабления экономической мощи страны не теряли надежды и работали. Наверно, нам еще многое предстоит сделать и рано подводить итоги, но этот год был очень важным, в том числе и для нашего национального самосознания. Он показал, что народ наш и власть наша совместно могут проходить через трудные испытания, преодолевая те беды, которые обрушиваются на нашу жизнь.

Дай Бог, чтобы все мы сохраняли способность хранить истину, которую Творец мира открыл нам в Сыне Своем. Верим, что хранение Божественной истины, жизнь в соответствии с этой истиной дают нам огромные силы.

И в этот Рождественский праздник, во время этой светлой службы, я хотел бы пожелать Вам, Дмитрий Анатольевич, Правительству Российской Федерации, властям всех уровней, всем тем, от кого во многом зависит экономическое развитие и процветание нашей страны; я хотел бы пожелать нашей интеллигенции, нашим ученым и, наконец, нашим рабочим и крестьянам, всем труженикам — и молодым, и пожилым, и людям среднего возраста, и семейным, и одиноким, и православным, и неправославным — я хотел бы пожелать помощи Божией в жизни личной, семейной, а Отечеству нашему ─ мира и процветания.

Сердечно поздравляю Вас, Ваше Превосходительство, Вашу супругу и всех вас, мои дорогие отцы, братия и сестры, с великим, радостным и мироспасительным праздником Рождества Христова. Аминь.
Правописание - не моя стихия
Аватара пользователя
Георг
Всего сообщений: 7776
Зарегистрирован: 24.09.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Re: Мудрые мысли мудрых людей

Сообщение Георг »

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в день праздника Собора Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Московского Кремля

Источники: Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси / Седмица.Ru

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братия и сестры, сердечно поздравляю со вторым днем Рождества Христова.

По традиции нашей Церкви этот день имеет такое же значение, как и великие праздники. Вот почему в этот день всегда совершаются торжественные богослужения, а по обычаям града Москвы в этот день совершается богослужение в самом главном храме нашей Церкви - Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля.

Второй день Рождества посвящен тем, кто по плоти был близок к Спасителю. Мы вспоминаем память царя Давида, праведного псалмопевца, потому что именно из его рода произошел Иосиф Обручник, ставший тем, кто хранил девство Пресвятой Богородицы, но кто был как бы земным отцом для Младенца и Отрока Иисуса в Его детские годы. Мы вспоминаем также апостола Иакова, который был одним из четырех сыновей праведного Иосифа от первого его брака. Видимо, личная дружба, как и родственные чувства, скрепляли отношения Спасителя с этим, в начале жизненного пути Господа совсем молодым человеком, по возрасту близким к Нему. По преданию, именно апостол Иаков был вместе с Иосифом и Марией и Спасителем в Египте, спасаясь от преследований царя Ирода. Поэтому сегодняшний день - второй день после Рождества - мы и называем Собором Пресвятой Богородицы, т.е. собранием, в которое входили лица, лично близкие Пресвятой Деве Марии, Иосифу Обручнику, а также и Господу Иисусу Христу.

Рождение Спасителя было от Духа Святого. Это не было обычным рождением. Но в земной жизни Спасителя важное значение играла Его семья: Его Пречистая Матерь, Иосиф Обручник, Его ближайшие родственники - те, кто окружал Младенца и Отрока Иисуса. И поэтому Церковь, воздавая особое почитание всему тому, что Господь Бог принес в мир через воплощение Сына Своего, одновременно вспоминает и земную жизнь Спасителя, и Его близких и родных. И так иначе и быть не могло, потому что в Церкви соединяется Божественное и человеческое, небесное и земное, и в этом соединении одно не умаляется другим.

Богу было угодно, чтобы и человеческая природа, человеческая жизнь, с ее радостями и скорбями была восхищена в Тайну Святой Троицы, чтобы эта человеческая жизнь обожествилась. Это было угодно Господу и в отношении Его возлюбленного Сына, и после воплощения Сына Божиего этот Божий замысел о прославлении всего творения, о прославлении человеческой природы стал совершенно очевидным, ибо во Христе соединяется небесное и земное, Божественное и человеческое.

Вот почему христианин, устремляясь к горнему, устремляясь к вечному спасению, никогда не должен осуществлять путь ко спасению, обижая своих родных и близких, отказываясь от добрых семейных отношений и вообще уничижая человеческое начало. Некоторым кажется, что в человеческом начале - грех. Но грех не в самой человеческой природе, а в злой человеческой воле. И все то, что совершает человек во славу Божию, все, что является результатом его труда, благословляется Богом. Это некая святыня, посредством которой мы служим Богу. Вот почему человеческое творчество: и самое высокое, и самое незначительное - это все наш дар Богу, это жертва, которую мы Богу приносим.

Если у нас будет такое понимание человеческого бытия, такое понимание человеческой природы, такое понимание человеческих отношений, то это бытие, эта природа и эти отношения наполнятся благодатью Божией - так, чтобы, по слову апостола, небесное соединилось с земным и чтобы во главе всего был Бог, который и наполняет все, и содержит все силой Своей.

Рождество Христово - тайна Божественного воплощения - многому нас учит, в том числе и угодному Богу отношению человека к своей земной жизни. Прославим Господа в душах и телесах наших, которые суть Божии, призывает нас апостол. И сегодняшний день, подчеркивая родственные и человеческие отношения Спасителя с теми, кто окружал Его, еще и еще раз призывает нас всех к благочестивой жизни, к добрым отношениям с нашими близкими и родными, к построению человеческих отношений по заповеди Божией, дабы действительно прославлять Бога и в душах, и в телесах наших. Аминь.
Правописание - не моя стихия
Аватара пользователя
Георг
Всего сообщений: 7776
Зарегистрирован: 24.09.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Re: Проповеди Святейшего Патриарха Кирилла

Сообщение Георг »

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в день памяти святителя Филиппа, митрополита Московского

источник - Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

22 января, в день попразднства Богоявления и памяти святителя Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь, посвященную духовному подвигу святителя Филиппа.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы празднуем память святителя Филиппа, митрополита Московского. Его мощи находятся в этом святом соборе, у правого клироса. Память о святителе бережно сохраняется не только в Москве, где он служил, но и по всей Руси. Эта память, в первую очередь, связана с обстоятельствами его смерти. Святитель Филипп был умерщвлен по приказу царя Ивана Грозного. Царю показалось, что митрополит участвует в некоем заговоре против него, что он может возглавить оппозицию, что он может поднять людей на борьбу с ним. Это впечатление усугубилось после того, как святитель Филипп отказался преподать царю свое благословение, укоряя его за многие жертвы, которые тот приносил, укрепляя свою единоличную власть.

История эта хорошо известна: в день Благовещения в том самом соборе, где мы с вами находимся, к святителю подошел царь и попросил у него благословения. Но митрополит благословения не дал. Это было молчаливое, но очень ясное выражение осуждения Церковью всего того, что совершал царь неправедного. Ибо личность Ивана Грозного весьма противоречива — наравне с делами греховными он совершал и много полезного для Отечества и Церкви. Но не за доброе митрополит отказал в благословении царю, а за злое.

Дальше события развивались стремительно. Царь собирает собор, и собор епископов — не царь, а собор епископов! — осуждает митрополита Филиппа и лишает его сана. С него снимаются архиерейские одежды, он заточается в Отрочь монастырь в Твери и живет там как государственный преступник, под неусыпной стражей.

Но даже в заточении митрополит Филипп, который пользовался огромным авторитетом среди верующего народа и духовенства, представлял, по мнению Грозного, некую опасность. И тогда царь дает указание Малюте Скуратову убить митрополита, что тот и совершает.

Эта страшная история помогает нам очень многое понять — в первую очередь, то, каким должно быть отношение Церкви к внешнему миру, в том числе к власти. Церковь призвана хранить Божию правду и ее провозглашать. Не дело Церкви делить светскую власть, участвовать в политической борьбе; не ее дело направлять гнев народных масс в ту или иную сторону. Дело Церкви ─ провозглашать Божию правду. Мы почитаем святителя Филиппа именно за то, что он эту правду провозгласил. Если бы святитель позволил вовлечь себя в борьбу бояр против царя, если бы он возглавил некое политическое сопротивление, то сегодня мы не поминали бы его имени. Пример святителя учит, что Церковь должна полагать в основу оценок, которые она простирает на внешний мир: единственным мерилом должна быть правда Божия, и ничто другое. Никакие политические учения, никакие новомодные, преходящие человеческие мудрования, никакие соображения политической целесообразности — ничто не должно и не может подвигать Церковь к тому, чтобы на основе этих человеческих представлений судить о мире, о человеке, о власти, об окружающем обществе. Церковь вообще не призвана выносить суд. Она предает людей суду Божиему: «Не судите, да не судимы будете». Церковь не судит: Церковь призвана со смирением оценивать все, что происходит в мире, на основе Божией правды.

И еще чему-то очень важному учит нас сегодняшний день. Не только тому, чтобы Церковь всегда использовала лишь одно мерило для оценки происходящего, но еще и тому, как должна быть организована церковная жизнь, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах Церковь не разделялась. Ведь если бы созванные на тот самый нечестивый собор архиереи сказали со смирением царю: «Прав наш митрополит» и «Мы вместе с ним», конечно, никто не гарантировал бы тогда их избавление от насильственной смерти или от заточения, но зато какая сила была бы явлена в этом единомыслии всего епископата! Но этого не произошло…

Мы уже не знаем даже имен тех, кто приговаривал митрополита к низвержению, но мы помним его святое имя. И мы должны почерпнуть из этой истории твердое убеждение, что только в единстве Церковь способна влиять на окружающий мир, распространяя на него свое нравственное воздействие. Именно поэтому буквально с самого начала христианской истории враг рода человеческого стремился разделить Церковь. Уже в апостольское время появляются ереси, а затем различного рода расколы, и практически вся история Церкви — это история борьбы за свое единство. Для чего же нужно это единство? Для того, чтобы свидетельство было ярким, сильным и убедительным, чтобы никто никогда не мог сказать: «Зачем вы говорите нам все это? Сами на себя посмотрите — ведь вы разделены».

Врагу рода человеческого удалось разделить мировое христианство. Трудно сказать, как развивалась бы история, если бы не произошло разделение христиан на восточных и западных. Наверное, течение истории было бы совершенно иным. Мы надеемся, что в некий момент, может быть, по молитвам Церкви, Господь приклонит милость ко всем, кто призывает Его святое имя, и снова единство Вселенской Церкви будет явлено роду человеческому. А пока мы должны зорко следить и стараться сохранять единство своей собственной Поместной Церкви. В этом отношении особая ответственность ложится на епископат Церкви во главе с Патриархом. Может быть, если бы в те времена, когда жил святитель Филипп, архиереи чаще собирались на соборы, если бы тогда был выработан навык постоянного соборного советования, то и не произошло бы то, что произошло. И сегодня, когда Церковь наша существует в условиях свободы, очень важно развивать это советование среди архиереев, соборное начало Церкви. Только через такое единомыслие Церковь становится сильной и способной остановить любые разделения. Только при таком единстве, которое преломляется в соборной мудрости, Церковь способна говорить языком, который может убеждать окружающий нас мир.

Мы сегодня молимся святителю Филиппу о Церкви нашей, о стране нашей, о всей исторической Руси, чтобы Господь приклонил милость Свою к народу нашему, чтобы Церковь была всегда способной провозглашать Божию правду, не вовлекаясь в перипетии человеческих конфликтов и человеческой борьбы. Мы молимся также и о том, чтобы окружающий мир оказался способным воспринимать голос Церкви без ожесточения и злобы. Мы молимся и о том, чтобы Церковь наша всегда хранила единство, для того чтобы со смирением и силой нести свое пастырское служение народу. И мы молимся святителю Филиппу, чтобы он, предстоя престолу Всевышнего, приклонил к нам Его милость. Аминь.
Правописание - не моя стихия
Аватара пользователя
Георг
Всего сообщений: 7776
Зарегистрирован: 24.09.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Re: Мудрые мысли мудрых людей

Сообщение Георг »

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Неделю о мытаре и фарисее

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

24 января 2010 года, в Неделю о мытаре и фарисее и попразднство Богоявления, накануне открытия XVIII Рождественских чтений, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. После чтения Евангелия Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.
***

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Богослужением этого дня Церковь вступает в подготовительные седмицы к Великому посту. Нынешнее воскресенье на языке церковного Устава называется Неделей о мытаре и фарисее.

Мы только что прослушали Евангелие от Луки, в котором излагается хорошо известная притча о мытаре и фарисее. Два человека пришли в храм: мытарь, сборщик податей, человек грешный, как сейчас бы сказали, коррумпированный, человек, которого ненавидели в силу его должности соплеменники; и фарисей, представитель религиозно-политической партии, которая объединяла людей, ревновавших о благочестии. И фарисей, обращаясь к Богу, возблагодарил Его за то, что он не такой, как все остальные люди, то есть не такой, как те, кто к его партии не принадлежал. Далее фарисей стал перечислять свои достоинства: что он и молится, и постится; и благодарил Господа за то, что он не такой, как мытарь, что стоял рядом с ним. А мытарь, не смея воззреть на небо, бия себя в грудь, обращался ко Господу, говоря: «Боже, будь милостив ко мне, грешному» (Лк. 18:13). И завершается притча словами, что каждый, кто возносит себя, будет уничижен, а тот, кто уничижает себя, будет возвышен (Лк. 18:14). Обращаясь к ученикам, Господь говорит, что мытарь вышел из храма оправданным более, нежели фарисей.

Эта замечательная притча помогает нам понять, что есть благо пред Богом в сфере нашей внутренней, сокровенной духовной жизни. Богу безразлично, к каким политическим партиям мы относимся. Богу безразлично, насколько мы сами себя почитаем праведными, потому что Божий суд — это не человеческий суд и оценка Богом нашей жизни — это не наша собственная оценка. Внешнее благочестие фарисея, которого он скрупулезно придерживался, считая себя человеком, достойным Божиего снисхождения, оказалось ошибочным. Господь призрел на мытаря, человека несомненно более грешного, чем фарисей, неблагочестивого и, как уже было сказано, коррумпированного; к тому же работал он на чужеземных оккупантов, собирая дань со своего народа — ну куда уж хуже. Господь недаром избирает образ мытаря, ведь это притча, а не повествование о реальном факте. Господь избирает образ мытаря как пример падшего человека. Про такого мы сегодня сказали бы: великий грешник, а, может быть, даже преступник. Но во внутренней жизни этого падшего, греховного человека, который стал пред лицом Божиим в храме, произошло нечто, что возвысило его над благочестивыми и добрыми согражданами. От сознания своей греховности в его душе происходит переворот. Он проникается глубочайшим смирением, не будучи в состоянии глаза к небу поднять. И этот внутренний переворот, осознание своей греховности, это стремление к Богу и было тем драгоценным, что отличило в глазах Божиих этого грешного человека от стоявшего рядом с ним «праведного», как фарисей сам себя называл.

Неслучайно подготовительные недели к Великому посту начинаются с этого воскресенья, с чтения этой притчи. Мы должны понять, что является самим главным в нашей духовной жизни. Нам кажется, что важно достичь какой-то определенной высоты, какого-то определенного положения, будь то внешнее положение в обществе, в семье, высокий сан или звание. Многие связывают с успехом интеллектуальное развитие, получение хорошего образования. Многие считают, что вместе с ним приходит и культура, а, значит, некий уровень нравственности. Но Богу важно не статическое положение личности, которая удовлетворена своим внутренним состоянием, — Богу нужны динамика, развитие, совершенствование. И если эта динамика начинается из бездны падения, то тем драгоценнее такое движение человеческой души.

Как все это не похоже на наши человеческие оценки! Как посмотрели бы мы на разбойника, который бы вместе с нами молился, а мы бы при этом точно знали, что он разбойник, преступник, человек безнравственный. Может быть, не осудили бы его, как осудил фарисей, но близко бы к нему не подошли, руки бы не протянули. А кто-то бы сказал: «Вот, еще и в храм пришел; храм не для таких». И, наверное, внутренне осудили бы человека, как в прошлом мы нередко осуждали малоцерковных людей, в том числе представителей власти, которые приходили в храм, не зная толком, как себя вести: неумело крестились, неправильно свечку брали. Ох, как все подмечал зоркий взгляд: тут же осуждали, выносили свой строгий суд.

Никто не знает, никому не дано знать, что происходит в глубине человеческой души. Поэтому первая заповедь, которой мы научаемся из сегодняшнего чтения, это заповедь «не осуждай, не суди других, думай о том, что происходит внутри тебя». И вторая заповедь: «двигайся к Богу, не стой на месте, подвергай свою внутреннюю жизнь тщательному внутреннему анализу, самосуду, раскаивайся в своих грехах, иди навстречу Богу. И пусть никакое, даже самое страшное падение не губит в душе твоей надежду на милосердие Божие».
Сегодняшнее воскресенье, первое после праздника Богоявления, называется также неделей по Богоявлении. В связи с этим днем также полагаются соответствующие чтения, в том числе из послания апостола Павла к Ефесянам. В четвертой главе, отрывок из которой был сегодня прочитан, мы находим замечательные слова: «И одних Он (т.е. Господь) поставил апостолами, других пророками, иных евангелистами (т.е. благовестниками), иных пастырями, иных учителями для совершения святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, чтобы все пришли к познанию истины, в меру возраста Христова» (см. Еф. 4:11-13).

Эти слова апостола потрясают своей глубиной и значимостью. И как замечательно, что сегодня мы слушали их вместе с вами. Ведь в храме стояли те, кто собрался в Москве для участия в Рождественских чтениях; те, кто принимает на себя особую ответственность перед Богом, перед народом, перед Церковью, перед страной за это совершение святых, за служение ради созидания Тела Христова. И среди вас, как и во времена апостолов, многие учителя, а многие и благовестники.

Так, может быть, неслучайно совпали эти два чтения: апостольское — о благовестниках, учителях, пресвитерах, апостолах и пророках, что должны созидать Церковь Божию, Тело Христово; и евангельская притча о мытаре и фарисее.

Вряд ли результатом наших общих трудов станет немедленное достижение всеми, к кому обращено наше слово, высот святости. Не все проникнутся нравственными ценностями Православия. Не все овладеют отечественной культурой. Но задача наша заключается в том, чтобы народ пошел не по пути фарисея, а по пути мытаря. И если мы разбудим духовную силу в нашем народе, мы спасем историческую Русь, сохраним народ наш, укрепим Церковь нашу. Но для того, чтобы было так, каждый из нас, кто дерзает учить других, должен пройти этим путем самоуничижения, мужественного суда над собой, трезвой оценки своего духовного и нравственного состояния, дабы, подобно евангельскому мытарю, сказать дивные слова: «Боже, милостив буди мне, грешному». И верим, что эти слова, ставшие делами, способны преобразовать жизнь нашу по закону Божиему. Аминь.
Правописание - не моя стихия
Аватара пользователя
Георг
Всего сообщений: 7776
Зарегистрирован: 24.09.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Re: Проповеди Святейшего Патриарха Кирилла

Сообщение Георг »

Патриаршее слово на приеме по случаю первой годовщины интронизации Святейшего Патриарха Кирилла

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

1 февраля 2010 года, после Божественной литургии в первую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в трапезных палатах кафедрального соборного Храма Христа Спасителя состоялся прием для иерархов и священнослужителей, принимавших участие в богослужении. Во время приема были оглашены приветствия Президента России Д.А. Медведева и Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина. Со словами поздравления к Его Святейшеству обратились представители Поместных Православных Церквей и архиереи Русской Православной Церкви. Затем Святейший Патриарх Кирилл сердечно поблагодарил всех за поздравления и обратился к присутствующим с Первосвятительским словом.

Большая благодарность всем вам, мои дорогие, — архипастырям, пастырям, монашествующим, настоятелям мужских и женских обителей, духовенству, мирянам — за те труды, что вы несли в течение всего года. Впервые за последние десять лет наша Церковь столкнулась с трудностями, которые, казалось, уже были для всех позади. Но Господь проводит нас через эти трудности, чтобы, может быть, помочь каждому из нас понять, что нам не следует надеяться на князи и на сыны человеческия (см. Пс. 145, 3). Что единственная наша надежда — на Бога. Что экономическая и политическая конъюнктуры могут меняться, а Церковь Божия призвана нести свое служение, опираясь на силу молитвы, на свое единство, на реальную любовь, которая должна присутствовать внутри церковного организма.

При всем этом я бы хотел сказать, что для Церкви совершенно небезразлична та среда, в которой она несет свое служение. Действительно, впервые за многие годы сегодня в Российской Федерации во власти находятся люди, которые свидетельствуют о своей принадлежности к Православной Церкви. И это облегчает диалог между Патриархом и высшим руководством страны. Я сердечно благодарю Дмитрия Анатольевича Медведева за его проникновенные слова, за то, что он упомянул о самом важном, что произошло в минувшем году. Потому что, когда Президент подчеркивает нечто важное в сфере церковно-государственных отношений, его слова находят отклик в сознании очень многих людей.

Я хотел бы также поблагодарить Владимира Владимировича Путина за то замечательное сотрудничество, которое мы осуществляем в решении очень непростых вопросов — сегодня связанных, в первую очередь, с возвращением Церкви того, что у нее было несправедливо отнято. Читая прессу, мы видим, что не все в нашем обществе приветствуют эти решения, поэтому и со стороны государственного руководства требуется мужество, чтобы идти по этому пути. Я хотел бы еще раз поблагодарить высших руководителей нашей страны за тот уровень взаимодействия, который сегодня существует между Церковью и государством.

Говоря так о руководстве Российской Федерации, я простираю свое приветствие к руководителям всех стран, на территории которых простирается юрисдикция Московского Патриархата. Мы знаем, что Украина сегодня проходит через очень ответственный этап исторического развития. От выбора, который сделает украинский народ, во многом будет зависеть будущее страны, а также сохранение единства Святой Руси. Для нас этот выбор небезразличен. И поэтому я призываю всех — не только украинский епископат, но и весь епископат, весь народ Божий молиться сегодня об Украине, чтобы Господь приклонил милость к исторической южной части Святой Руси, чтобы Господь через избрание нового руководства Украины помог Церкви сохранять свое каноническое единство, хранить духовное единство Святой Руси.

Я бы хотел поименно назвать каждого из руководителей стран, в которых Русская Православная Церковь несет свое служение, но это будет трудно сделать. Хотел бы передать им всем мое глубокое уважение, приветствие и благословение; и прошу архипастырей, которые трудятся в этих странах, передать это приветствие.

Мне хотелось бы особенно упомянуть Молдову, которая также находится на историческом перепутье. По всей вероятности, и в Молдове в этом году пройдут выборы. Дай Бог, чтобы эти выборы не разрушили ее суверенитета, целостности народной жизни, чтобы они не ослабили те узы, которые связывают Молдову со Святой Русью, ибо Молдова является частью этой великой православной цивилизации.

Я хотел бы пожелать всем нам, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, благочестивые миряне, помощи Божией — каждому в служении на своем месте. Нам порой кажется: «Что же я могу сделать один, когда то, что происходит вокруг меня, происходит не так, как хотелось бы». Из усилий отдельных людей складываются усилия государств и народов. А усилия верующего человека, если он призывает имя Божие, всегда споспешествуются Божией помощью, и потому этими усилиями многого можно достигнуть. Дай Бог, чтобы усилия каждого из нас преобразовывали мир к лучшему, чтобы благословение Божие пребывало с народами мира, особенно теми, среди которых наша Православная Церковь несет свое пастырское служение.

Я хотел бы еще раз сердечно поблагодарить Блаженнейшего Владыку Христофора за то, что он принял участие в этом торжестве. Вы очень правильно сказали о том, что есть некое особое единство восточных христианских славянских стран, народов и Церквей. И ныне мы, сохраняя наше единство как Церкви-Сестры, будем делать все для того, чтобы являть пример всему православному миру, как братья, пребывающие в мире и общении, многое могут сделать для своих благочестивых народов. Я хотел бы пожелать вам, Ваше Блаженство, помощи Божией в ваших трудах. А всем, кто сегодня разделил со мною торжество — доброго здравия, благоденствия и многая лета.
Правописание - не моя стихия
Аватара пользователя
Георг
Всего сообщений: 7776
Зарегистрирован: 24.09.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Re: Проповеди Святейшего Патриарха Кирилла

Сообщение Георг »

Слово Предстоятеля Русской Православной Церкви в Неделю сыропустную

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

14 февраля 2010 года, в Неделю сыропустную (Прощеное воскресенье) и праздник Сретения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. В Первосвятительском слове после чтения Евангелия Святейший Владыка раскрыл духовное значение воспоминаемых сегодня событий Священной истории — изгнания Адама из рая и принесения Богомладенца в Иерусалимский храм.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня последнее воскресенье перед Великим постом — Прощеное воскресенье, и Церковь в этот день вспоминает события, связанные с изгнанием первых людей из рая. В книге Бытия говорится о том, что люди, согрешившие пред Богом — вкусившие от древа познания добра и зла и отступившие от Богом установленного правила жизни — были изгнаны из рая. Они были изгнаны для того, чтобы никогда не питаться от древа жизни, которое также росло в райском саду. Именно вкушение от этого древа жизни давало людям бессмертие. Мы никогда не будем точно знать, что это за древо жизни, какая духовная реальность скрывается под этим образом — древний текст доносит до нас упоминание об этой духовной реальности, но не раскрывает ее.

Если люди в раю имели бессмертие, то источником этого бессмертия мог быть только Бог. А потому древо жизни есть некая передача Божественной жизни человеку, потому что бессмертием обладает только Бог и тот, кому Бог благоволит передать этот дар. Творя человека по Своему образу и подобию, Господь возжелал передать дар бессмертия людям. Древо жизни — это и есть некий способ передачи человеку Божественной благодати, Божественной силы, Божественной энергии — частицы Божественной жизни. Эта передача благодати могла осуществляться только тогда, когда человек жил в соответствии с установленным Богом правилом жизни. Нарушив это правило, человек был отлучен от древа жизни. И, как замечательно повествует книга Бытия, ангел был поставлен с огненным мечом у дверей рая, чтобы не допустить человека к древу жизни (см. Быт. 3:24). Удивительный красочный образ, который помогает понять любому человеку ― и образованному, и простому, ― что между источником Божественной жизни и согрешившим встала непреодолимая стена.

Человек вынужден был поддерживать свое физическое существование, возделывая землю, — как сказано в той же Библии, в поте лица своего добывая хлеб (см. Быт. 3:19). Все развитие человеческой истории пошло отныне по иному пути: борьба за выживание, за продолжение рода стала главной целью человеческого бытия; и какое огромное место в этом целеполагании было отведено добыче хлеба насущного! Причем под хлебом нужно подразумевать не только кусок хлеба, и даже не только пищу, а все необходимое, что нужно человеку, чтобы сохраниться, выжить, продолжить свой род. На этом пути люди начали с самого простого, а сегодня достигают невероятно сложного. Но смысл исторического развития от этого не меняется — все направлено на то, чтобы сохраниться, преумножиться, увеличить свою силу.

Трудно сказать, каким было бы человечество, если бы не пошло по этому пути. Но оно сделало этот шаг, и на пути добывания хлеба насущного существовало и существует огромное количество проблем. Достаточно включить телевизор и посмотреть программу новостей, чтобы понять: все в конечном итоге вращается вокруг этой проблемы. Великие идеи, политические программы, правительственные решения ― всё направлено на достижение этой цели. В конце концов, забота об экономике — это забота о хлебе насущном, а забота о социальном благоустройстве — это забота о том, чтобы люди, добывая свой хлеб, не становились врагами, не теряли человеческого лица.

А как же основная цель бытия, ради которой человек был создан Богом, — жить в раю, в общении с Богом? Эта цель ушла. В этом еще одна проблема, которая была вызвана нарушением Божественного закона жизни — человек, добывая хлеб насущный, вкушая этот хлеб, вкушая все блага земные, очень часто в этом потреблении благ и видит высшее наслаждение и высшую цель. И если в древности благом и наслаждением был действительно кусок хлеба, который не давал человеку погибнуть, то сегодня, когда хлеба много, человек видит цель своего бытия в том, чтобы потреблять этих благ как можно больше, потреблять все, что только можно потребить, и получать максимум удовольствия.

Совершенно не случайно именно в этот день мы с вами слышали отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, который завершается удивительными по силе словами: «Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:14). А что же такое похоть? Похоть плоти ― это и есть нарушение внутреннего баланса сил человеческих, нарушение целостности человеческого бытия, когда забота о плоти захватывает всего человека, когда забота о духе исчезает или перемещается на периферию жизни. Вот это поглощение внимания, сил, воли, чувств стремлением удовлетворить потребности плоти и есть похоть.

Как замечательно апостол Павел одно противопоставляет другому! Попечение о плоти есть закон бытия, закон падшего человечества. Ведь нет древа жизни, а потому и нужно пещись о своей плоти, заботиться о ней ― иначе прекратится род человеческий, иначе человек не выживет. Попечение о плоти есть разумное и богоугодное дело, коль скоро человек был отлучен от древа жизни. Но как легко Богом благословенное попечение о плоти превратить в похоть!

Нам с вами даются дни Великого поста именно для того, чтобы мы обо всем этом подумали. Подумали о том, что является нашим главным целеполаганием, куда устремляются все наши силы ― силы ума, воли, чувств. Ради чего мы живем? Чем мы отличаемся от животных, наших меньших братьев? Где место нашей заботе о внутренней жизни? И не превращаем ли мы законное попечение о плоти в похоть плотскую, в служение этой плоти как высшей ценности бытия?

Пост, который всем нам предстоит пройти, дает возможность о многом подумать, многое духовно переосмыслить и понять. Шаги, которые мы будем делать во время постного поприща — даже самые маленькие, незначительные шажки, направленные на преодоление похотей плоти, — будут давать нам надежду, сопровождая нашу жизнь внутренним радостным духовным опытом. А как важна надежда! Без нее невозможно жить. Без этой надежды на достижение подлинных целей бытия действительно можно превратиться в животное и потерять всякую перспективу жизни.

Сегодня по стечению календарных обстоятельств мы празднуем двунадесятый праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа. Мы вспоминаем о том, как Мать Спасителя Дева Мария принесла Его по обычаю в Иерусалимский храм на сороковой день после Его рождения и о том, как Младенца встретили старец Симеон и пророчица Анна. Тот самый старец, который долгие десятилетия ждал пришествия в мир Спасителя и надеялся на встречу с Ним. Эта надежда оправдалась. Он взял на руки Младенца ― Господа и Спасителя ― и произнес дивные слова, которые мы повторяем в храме каждый день: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром» (Лук. 2:29). Надежда ветхозаветного старца Симеона осуществилась через встречу с Господом. И как замечательно, что в начале Великого поста мы вспоминаем эту евангельскую историю и прославляем Господа, даровавшего возможность Симеону встретиться с Ним. Прославляя снисхождение Божие к старцу, мы одновременно обретаем силы, чтобы надеяться на нашу встречу с Богом, которая возможна только тогда, когда похоть плоти не станет лейтмотивом нашей жизни, когда похоть плоти не поработит все наши мысли и чувства, но когда законное попечение о плоти оставит нам жизненное пространство для работы ума, воли и чувств, для внутреннего делания и молитвы, которые только и способны привести нас к встрече с Господом, то есть к достижению цели нашей жизни ― к возвращению в рай, к возвращению к древу жизни.

Пусть Господь нам поможет именно так провести великие дни спасительной Четыредесятницы, чтобы встреча с Воскресшим даровала нам яркий и укрепляющий наш дух опыт общения с Богом, которое и являет нам прикровенно, но реально красоту рая, красоту Божиего Царства. Аминь.
Правописание - не моя стихия
Аватара пользователя
Георг
Всего сообщений: 7776
Зарегистрирован: 24.09.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Re: Проповеди Святейшего Патриарха Кирилла

Сообщение Георг »

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в Чистый понедельник

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

15 февраля 2010 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре г. Москвы. После чтения молитв на начало Святой Четыредесятницы Предстоятель Русской Церкви обратился к богомольцам с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В святоотеческой литературе большое внимание уделяется теме греха. И действительно, каждый человек, который вступает на путь борьбы с грехом, должен ясно себе представлять природу этого опасного явления, этой смертельно опасной для человека болезни.

Грех есть непослушание Богу. Когда мы говорим о послушании или непослушании, то всегда предполагаем, что человек знает о том, что он нарушает предписанное. Не каждый сегодня знает Божии заповеди и Божий закон жизни. Но, как гласит один из самых важных юридических принципов, незнание закона не избавляет от ответственности. Если мы нарушаем государственные законы, не зная этих законов, то нас судят невзирая на это незнание.

Однако Господь даровал некую милость людям, потому что Он Свой нравственный закон вложил в наши сердца, и каждый обладает точным знанием, исполняет он этот закон или не исполняет. Этим знанием является голос совести, который внутри нас, потому что голос этот свидетельствует о том, исполняем мы Божий закон, вложенный в нашу природу, или не исполняем. Когда человек не исполняет Божиих заповедей, то он вольно или невольно, сознательно или несознательно противопоставляет себя Богу.

Поэтому грех — это и есть противопоставление Богу самого себя. Грех проявляется разными способами и в мыслях наших, и в поведении. Всякое проявление греха именуется пороком. Но есть один порок, который в полной мере являет самую суть греха, — этим пороком является гордость. Святой Иоанн Лествичник замечательно сказал: «Гордость есть отвержение Бога». А ведь грех также есть отвержение Бога. Значит, действительно, в гордости является нам самая природа греха.

Что же происходит в душе гордого человека? Он самого себя поставляет в центр жизни, а все остальные люди для него — на периферии этой жизни. Если он верит в Бога и продолжает оставаться гордым человеком, то и Бог у него на периферии. Гордый человек все свои достижения приписывает исключительно самому себе; он не считает, что в этих достижениях кто-то ему помогал или содействовал. Но удивительным образом гордый человек отрицает всякую причастность к собственным поражениям и неудачам, и в этом является нам некое внутреннее противоречие, некая ложь, которая присутствует в человеческой гордости.

Но как же гордость возникает? Нередко она действительно передается нам по наследству, как и многие другие пороки. Но человек способен либо бороться с гордостью, либо, наоборот, развивать ее. Иногда гордый человек становится таковым и не по наследству, а самостоятельно, развивая с опорой на свои мысли, на свое мироощущение это опасное свойство души. Гордости особенно подвержены люди талантливые, способные, честолюбивые. Человек, сознавая свои таланты и свою силу, этими талантами и объясняет все положительное, что происходит в его жизни. Он привыкает опираться только на самого себя, ему никто не нужен, ему часто и Бог не нужен. А человек менее способный нуждается в помощи, начиная с самого детства. Если ребенок не очень способен к учебе, ему нужна помощь родителей и учителей. Если он больной, недостаточно физически сильный, ему также нужна помощь, в том числе тех, кто его окружает. Такой человек привыкает к тому, что он должен обращаться к кому-то за помощью. Он сознает свою ограниченность и очень часто прибегает к Богу, прося Его оказать эту помощь.

Означает ли сказанное, что талантливый человек — всегда гордый, а человек менее талантливый и менее способный, — не гордый по природе своей? Это, конечно, не так. И часто бывает, что люди талантливые способны сознавать свою ограниченность и свою слабость, а человек менее талантливый и допускающий ошибки иногда не видит этих ошибок и пребывает в твердом убеждении, что все делает правильно.

Как же избежать гордости? Как бороться с этим чувством? Есть такое понятие — мудрость. Мудрость формируется у нас по мере возрастания жизненного опыта. Когда этого опыта недостаточно, то уроки других людей также способны формировать человеческую мудрость. Мудрость всегда предполагает критическое отношение к самому себе, способность видеть свои ошибки. Когда человек, оставаясь наедине с самим собой, способен сказать, что плохого он сделал, что плохого он помыслил, то это свидетельствует о его мудрости, о способности видеть самого себя и подвергать самого себя строгому и нелицеприятному суду. Верующий человек должен постоянно развивать навык такого нелицеприятного о самом себе суда. Этот навык чрезвычайно важен, особенно для тех людей, которые обладают способностями и силами.

Очень помогает также сравнение самого себя с более способными, более мудрыми, более образованными людьми. Иногда нам кажется, что мы самые сильные, самые умные в том окружении, в котором находимся. Но нужно задать себе вопрос: а является ли твое окружение самым талантливым, самым образованным и самым сильным? А может быть, это совсем не так? И, являясь первым среди людей, окружающих тебя, ты вовсе не являешься первым по отношению к очень многим, кто более способен, более силен, более умудрен жизненным опытом.

Каждый из нас должен учиться контролировать свои мысли, подвергать себя внутреннему суду. Но этого недостаточно. Есть еще одно средство, которое помогает человеку справиться с гордостью ― это молитва. Мы должны постоянно просить Господа, чтобы Он открыл наши внутренние очи, помог увидеть самих себя такими, какими мы являемся, а отнюдь не такими, какими мы себя представляем. Замечательные слова, хорошо известные нам: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (1 Пет. 5:5). А благодать ― это помощь Божия, это Божественная сила. Вот почему нередко люди гордые — талантливые, успешные — в какой-то момент вдруг опасно надламываются, не достигают целей, которые они перед собой ставили, и сходят с жизненной дистанции. Иногда такие люди оказываются в самых тяжелых обстоятельствах именно потому, что они, будучи уверенными в собственных силах и не имея критического взгляда на свои поступки и мысли, допускают ошибки, которые и приводят к жизненным катастрофам. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать, потому что смиренный человек не изгоняет Бога из центра жизни. Для него Бог ― в центре, он к Нему обращает свою молитву, он Его просит дать мудрость и способность видеть свои грехи. И чаще всего именно во время Великого поста мы будем коленопреклоненно просить Господа: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего» (Молитва прп. Ефрема Сирина).

Пусть спасительные дни Святой Четыредесятницы всем нам помогут в нашей борьбе с грехом, нашем духовном возрастании, дабы, приблизившись к светозарному празднику Воскресения Христова, мы могли, исповедуя свои грехи пред Господом, возблагодарить Его за тот опыт, который мы пережили в эти дни. А чтобы было так, мы не должны упускать возможность часто бывать в храмах, особенно на первой, четвертой и Страстной седмицах. Мы должны стараться, по возможности, утром и вечером быть в храме, вслушиваясь в молитвы, дивные псалмы, песнопения, во все то, что произносится в храме; пытаться проникать в смысл всего того, что Церковь предлагает нам для назидания в эти святые дни. Верю, что по милости Божией, в ответ на наши скромные человеческие усилия, по смирению нашему Господь дарует нам Свою благодать. Аминь.
Правописание - не моя стихия
Аватара пользователя
Георг
Всего сообщений: 7776
Зарегистрирован: 24.09.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Re: Мудрые мысли мудрых людей

Сообщение Георг »

Слово Предстоятеля Русской Церкви после великого повечерия в понедельник первой седмицы Великого поста

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

15 февраля 2010 года, в понедельник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого канона прп. Андрея Критского в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Грех, с которым человек борется во имя своего спасения, обнаруживается во всей своей сущности через порок, именуемый гордостью. Гордый человек лишь себя поставляет в центр жизни, оставляя всех остальных на периферии. Эта жизненная позиция гордого человека влечет за собой множество опасных последствий, одно из которых — порок зависти.

Размышляя о том, что есть зависть, святой Василий Великий сказал очень меткие слова: «Зависть есть скорбь по благополучию ближнего». Гордый человек не может мириться с тем, что кто-то умнее, красивее, богаче, успешнее. Ведь если для гордеца он сам в центре бытия, то кто же может мешать ему занимать это место? И появление любого, кто кажется более успешным и значительным, вызывает у человек, обуреваемого гордостью, глубочайшую внутреннюю боль.

Именно зависть обнаруживает всю абсурдность гордости. Размышляя о зависти, святой Тихон Задонский сказал замечательные слова: «Прочие пороки и страсти хотя бы имеют мнимое услаждение, а завистливый грешит и страдает». Действительно, если иные пороки сопровождаются хотя бы и мнимым, но все-таки услаждением, то зависть — это боль и всегда только боль, и никакого, даже мнимого, услаждения. Если не бороться с чувством зависти, то она может настолько поработить человека, что он становится агрессивным и опасным для других. Ведь неслучайно причиной первого убийства, которое совершил на заре человеческой истории Каин в отношении брата своего Авеля, была зависть. Завистливый человек становится агрессивным и опасным для других. И чем тщательнее он скрывает этот внутренний огонь зависти в сердце своем, тем опаснее он становится.

Как же бороться с этим испытанием? Как бороться с этим пороком? Тот же Тихон Задонский сказал: «Гордость есть мать зависти. Умертви мать и погибнет дочь». Чтобы преодолеть чувство зависти, нужно бороться с гордостью. Но поскольку гордость в полной мере обнаруживает саму природу греха, то бороться с этим пороком очень трудно, и не может человек победить гордость, как только силой Божией. Поэтому молитва, участие в Таинствах Церкви, постоянное размышление над своей жизнью, над движениями своей души, над своими помыслами, строгий суд над самим собой могут помочь человеку преодолеть гордость.

Но есть и еще два замечательных средства.

Первое — это осознание того факта, что Господь каждого человека наградил уникальными качествами и нет двух абсолютно похожих друг на друга людей. Каждый человек уникален и имеет свою ценность пред Богом. Каким бы слабым, больным, неудачливым ни казался человек, он имеет ценность в очах Божиих. И осознание этого факта помогает человеку воздержаться от зависти. Мир велик, и каждому в этом мире есть свое место. Понимание уникальности человека и премудрости Божественного замысла о человеке помогают нам преодолевать чувство зависти.

И еще одно очень важное средство — это добрые дела. Когда мы делаем доброе дело человеку, он перестает быть для нас дальним, он становится ближним. Мы не завидуем тем, кому мы делаем доброе дело. Если кто-то сомневается в этом, пусть постарается сделать доброе дело человеку, которому завидует, и зависть постепенно будет уходить, потому что этот человек станет для него близким.

Нужно помнить, что очень часто мы сами провоцируем чувство зависти в тех, кто нас окружает. Иногда раздосадовать завистника, пробудить чувство зависти доставляет наслаждение. Например, приобретая красивую новую одежду, некоторые думают в первую очередь о том, что эта одежда вызовет зависть у знакомых или даже родных и близких. Зависть — опасный и агрессивный порок. И если мы сами не хотим быть уязвленными завистью, то не нужно зависть и разжигать. Множество бед совершалось и совершается в этом мире из-за зависти.

Время Великого поста — это время борьбы с пороком: и с гордостью, и с завистью. Приходя в храм Божий, слушая дивные слова молитв и песнопений, обращаясь с горячей молитвой ко Господу о помощи в нашей духовной жизни, будем просить, чтобы Он помог нам искоренить из сердец наших и гордость, и зависть. И стряхнув с себя эти пороки, мы почувствуем необычайную легкость жизни, радость бытия. Пусть Господь помогает нам в дни святой и спасительной Четыредесятницы постепенно, но уверенно восходить от силы к силе в нашем движении навстречу Господу и Спасителю. Аминь.
Правописание - не моя стихия
Аватара пользователя
Георг
Всего сообщений: 7776
Зарегистрирован: 24.09.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Re: Проповеди Святейшего Патриарха Кирилла

Сообщение Георг »

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла во вторник первой седмицы Великого поста

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Во вторник первой седмицы Великого поста Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным утренним богослужением в Богородице-Рождественском монастыре. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Грех, который гнездится в человеческой душе, проявляется в виде разных пороков. Среди них есть особо опасные — как для человека, который является носителем этих пороков, так и для окружающих его людей. К таким опасным порокам относятся гнев и злоба. Иоанн Лествичник, размышляя о них, говорил, что это духовная болезнь. Как у физической болезни есть много причин, так и у болезни духовной бывает много причин.

Гнев является формой выражения несогласия человека со словами и делами окружающих его людей. Этот способ выражения несогласия сопровождается неадекватной реакцией, когда человек повышает голос, употребляет злые слова, допускает оскорбления в отношении других. Нередко гнев является результатом психического расстройства человека, результатом болезни нервной системы. В таком случае это предмет медицинской озабоченности; нас же интересует гнев как болезненное проявление внутренней жизни человека, как некая духовная болезнь. Что же лежит в основе этой болезни? Каковы причины, каковы корни этого заболевания?

Как и большинство пороков, гнев произрастает от человеческой гордости. Гордый человек, который поставляет самого себя в центр жизни, развивает чувство самоуверенности. Самоуверенность все более и более утверждает человека в его горделивом отношении к окружающему миру. И если в отношении такого самоуверенного и гордого человека кто-то говорит слова или совершает дела, с которыми гордец не согласен, то он воспринимает это как некий вызов своему собственному «я» — самому важному и центральному, что есть в его жизни. Отсюда и произрастает эта страшная эмоция, сопровождающаяся повышенными интонациями, злыми словами, страшным выражением лица. Человек силой своего слова и выражением лица пытается нанести удар тому, кто с ним не согласен.

Есть в этом пороке что-то мучительное для самого человека, ведь гневливый человек не имеет друзей. Гнев разрушает отношения с ближними, с родными людьми, создает атмосферу чрезвычайно тяжелую для человека. Как много семей разрушается лишь от того, что кто-то из членов семьи не способен сдержать свой гнев и жизнь становится невыносимой! Святитель Тихон Задонский, размышляя о пороке гнева, говорит: «Как страшна внешность гневающегося человека, но что же тогда происходит в его душе!» Действительно, в момент гнева душа человека страдает, гнев действительно является проявлением болезни души.

Есть очень опасные последствия для жизни человека в гневе. Иоанн Лествичник, размышляя на эту тему, говорит: «Ничто так не препятствует вхождению в нас Святого Духа, как гневливость». Если человек не борется с гневом, если он не сознает опасности своей духовной болезни, то гнев перерастает в злобу.

Злоба — это искажение самой природы человека. Злоба — это такая болезнь, которая приводит к необратимым процессам в духовной жизни, разрушающим человеческую личность. Как замечательно говорит апостол Павел: Солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу (Еф. 4:26-27). Другими словами, если человек гневается долее, чем в течение одного дня, то его гнев перерастает в злобу, а где злоба, там диавол, потому что диавол есть зло. И если гневающийся человек пребывает в состоянии гнева долгое время, то начинаются необратимые процессы в его духовной жизни. Человек злобный может быть невоздержанным на слово, потому что он живет во злобе. Невозможно все время кричать, ругаться, но возможно на протяжении всей жизни сохранять зло в сердце. Для того, чтобы не произошло такого страшного помрачения духовной жизни человека, с гневом нужно бороться, не допуская, чтобы гнев перерос в злобу.

А какие же средства предлагает нам Церковь к тому, чтобы преодолевать порок гнева? Первым и самым главным средством является молчание. Положи, Господи, хранение устом моим (Пс. 140:3) ― эти замечательные слова псалма нужно вспоминать всякий раз, когда вдруг появляется непреодолимое желание обрушить гнев на своего собеседника или на человека, с которым вместе трудишься или живешь. Способность удержать язык свой от зла означает сотворить благо (см. Пс. 33: 13, 15).

Способность молчать очень высоко ценится в человеческом обществе. Недаром говорят, что молчание золото, а слово ― серебро. Молчащий человек способен контролировать свои мысли, свои слова, свои поступки. Поэтому так высоко ценилось и ценится молчание в аскетической практике Церкви. Это не означает, что все люди должны перестать говорить, что все должны превратиться в молчальников. Это невозможно, потому что большинство людей вовлечены в общественную жизнь, во множество отношений с окружающими. Но ценность молчания в том, что через него мы можем оградить себя от гнева и злобы.

И, конечно, великим средством преодоления этого порока является молитва. Когда чувствуем, что возбуждается гнев в сердце нашем, нужно остановиться, замолчать и обратиться к Богу с молитвой. Сделать это очень непросто. Но если в великие спасительные дни Святой Четыредесятницы мы начнем этот подвиг борьбы с гневом, раздражительностью, то сделаем очень важный шаг навстречу Господу. И да поможет нам Господь в эти великие спасительные дни Святой Четыредесятницы, преодолевая пороки, свойственные всем нам, делать хоть небольшие, но реальные шаги навстречу Воскресшему Спасителю. Аминь.
Правописание - не моя стихия
Аватара пользователя
Георг
Всего сообщений: 7776
Зарегистрирован: 24.09.2009
Вероисповедание: православное
Сыновей: 0
Дочерей: 0
 Re: Проповеди Святейшего Патриарха Кирилла

Сообщение Георг »

Слово Предстоятеля Русской Церкви после великого повечерия во вторник первой седмицы Великого поста

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

16 февраля, во вторник первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением канона прп. Андрея Критского в Богоявленском кафедральном соборе. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с Первосвятительским словом.

Грех обнаруживает себя во многих пороках. Сущностью греха является гордость, когда человек ставит самого себя в центр жизни, вытесняя из этого центра и Бога, и других людей. А проявлениями греха являются многоразличные пороки. Среди них есть один опасный порок — он опасен своим широким распространением; он опасен тем, что люди, совершая это злое деяние, порой даже не догадываются, что творят беззаконие. Этим пороком является осуждение.

Мы часто осуждаем людей только потому, что нам больше нечем заняться. Встречаются люди в компаниях и чаще всего начинают кого-то осуждать. Причем происходит странное объединение двух людей на основе осуждения кого-то третьего. Осуждая взаимно другого человека, они словно чувствуют взаимную поддержку и согласие. Есть даже такая поговорка: дружить против кого-то. Вот эта дружба людей, направленная на осуждение кого-то другого, является греховной и опасной независимо от того, сознают люди эту опасность или нет.

Но иногда бывает так, и чаще всего бывает так, что осуждение совершается сознательно, целенаправленно. И причина такого осуждения — опять-таки гордость человеческая. Для гордого человека небезразличны успехи другого. Чем значительнее успехи других, тем больше гордый, самолюбивый человек видит в этих успехах реальную для себя угрозу и, желая умалить достижения другого, осуждает его. Причем чаще всего бывает так: чем успешнее человек в жизни, чем больше пользы он приносит другим, чем большее значение имеет его профессиональная деятельность, тем больше осуждения обрушивается на его голову. На Востоке есть замечательная пословица, которая имеет отношение к тому, о чем мы сейчас говорим: «Камнями бьют по тому дереву, на котором плоды». Осуждают и борются с теми, кто приносит плод. Чаще всего это бывает в общественной, политической жизни, деловой жизни, но не только: с этим сталкиваемся мы и в наших обычных человеческих отношениях.

Слово Божие категорически воспрещает нам осуждать наших ближних: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» (Рим. 14:4). Слово Божие требует от нас воздержания от осуждения. Замечательные слова в связи с этим сказал святитель Иоанн Златоуст: «Не можешь ты восхищать чести Единородного Сына Божия — Ему единому престол суда принадлежит». Иными словами, каждый человек, восхищающий право судить другого, восхищает тем самым то, что принадлежит только Богу. А почему же так? А потому, что только Бог видит сокровенное, принадлежащее глубинам внутренней жизни человека. Самому проницательному и самому мудрому человеку не дано видеть этих глубин, и потому так легко ошибиться, осуждая другого. Когда светский суд выносит ложное суждение о человеке, то чаще всего это связано либо с недостаточностью сведений о том или ином событии, либо с недостаточной квалификацией людей, расследовавших преступление. Но, тем не менее, светский суд, вынося суждение, основывается на объективных соображениях. Мы же всегда судим не потому, что владеем истиной, а потому, что желаем осудить человека.

Всякий человеческий суд ограничен, потому что не дано нам знать того, что происходит внутри другого человека. Именно поэтому Слово Божие предупреждает нас о наказании за осуждение. Оно ясно свидетельствует о том, что наш человеческий суд обернется особым в отношении нас судом Божиим, если мы судим другого: «Каким судом судите, таким и судимы будете» (Мф. 7:2). И когда мы предстанем пред лицом Божиим, то тем суровее будет Божий Суд, если мы вершили наш, человеческий суд — беззаконный и неправедный.

Что же делать, чтобы оградить себя от этого пагубного порока? В первую очередь, как только захотим осудить другого человека, давайте вспомним о наших собственных грехах. Вспомним о том, что мы сделали в жизни дурного. У каждого наберется большой перечень этих тяжелых воспоминаний. А потом посмотрим на человека, которого думаем осудить. Можем ли мы с нашим греховным грузом, с нашей отягощенной совестью осуждать другого человека? А если кто-то уж очень нам не нравится, если мы не согласны с его поступками, то не нужно злословить его имя — достаточно предать такого человека Суду Божиему.

Божий Суд — справедливый, и совершается он не только за гробом. Бог судит людей уже здесь, в этой жизни. Иногда поражаешься, насколько пронзительно и своевременно Божие вмешательство в жизнь недостойного человека: никакой человеческий суд не мог бы завершиться таким наказанием, каким завершается суд Божий. Мы же, осуждая другого, стремясь расправиться с человеком, который нам не по сердцу, лишь теряем свою внутреннюю энергию, ослабляем свою внутреннюю силу.

Если мы живем по Слову Божиему, то живем мирно и радостно. Не велит Господь осуждать — не осуждай и не оправдывай ничем своих осуждений. Но если не хватает сил и тянет кого-то осудить, о ком-то плохо сказать — помолись в этот момент Господу.

Многое может молитва пред Богом. Она может нас остановить, вразумить, исправить. Дни Святой Четыредесятницы и даются нам для такого исправления, для назидания духовного, для возрастания в меру наших сил. И верим, что Господь в ответ на нашу смиренную молитву и покаяние поможет нам преодолевать наши пороки и наши грехи. Аминь.
Правописание - не моя стихия
Ответить Пред. темаСлед. тема
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
  • Похожие темы
    Ответы
    Просмотры
    Последнее сообщение
  • Сборник выступлений и интервью Святейшего Патриарха Кирилла
    Максим75 » » в форуме Книжный мир
    6 Ответы
    4010 Просмотры
    Последнее сообщение Георг
  • ПАТРИАРХА КИРИЛЛА С ИМЕНИНАМИ!
    Марфа » » в форуме События
    6 Ответы
    3415 Просмотры
    Последнее сообщение Сергий
  • РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Патриарха Кирилла
    Георг » » в форуме События
    0 Ответы
    4158 Просмотры
    Последнее сообщение Георг
  • День рождения Патриарха Кирилла
    Георг » » в форуме События
    7 Ответы
    4019 Просмотры
    Последнее сообщение Регент
  • Проповеди для новоначальных
    Nikitq » » в форуме Православие в вопросах и ответах
    37 Ответы
    116075 Просмотры
    Последнее сообщение Наталька

Вернуться в «Книжный мир»